Главные вкладки

    И лес, и каждое дерево. В.А.Сухомлинский

    Почему школьникам учиться все труднее? Ведь в последнее время сделано многое для усовершенствования процесса обучения: составлены новые программы, учебные планы, готовятся новые учебники. И все-таки учащиеся средних и старших классов при добросовестном отношении к учению вынуждены сидеть над домашними заданиями от трех до шести часов ежедневно. Шесть часов в школе да шесть дома - такое учение истощает физические и нервные силы. Многие подростки, окончив восьмой класс, не хотят учиться в девятом только потому, что учиться очень трудно.

    Сейчас, когда страна наша стоит на пороге введения всеобщего среднего образования, проблема облегчения умственного труда школьников приобретает первостепенное значение. От того, как будет решена эта проблема в практическом плане - непосредственно в работе учителя, директора, завуча, заведующего роно, - в решающей мере зависит культура педагогического процесса, вся учебно-воспитательная работа школы.

    Конечно, учение является трудом, и трудом нелегким. Да и не могут знания доставаться иначе. Но нельзя допускать, чтобы подросток с утра до вечера корпел над учебником, уподобляясь механизму для заучивания. Можно ли облегчить его учебный труд? Сделать так, чтобы вместо шести часов старшеклассник успешно выполнял домашние задания за два, в крайнем случае - за три часа; чтобы восьмикласснику требовалось на выполнение уроков не больше часа-полутора. Тридцать с лишним лет работы в школе убедили меня: можно.

    Что для этого нужно? Свободное время. Да-да, как это ни парадоксально звучит. У ученика должно быть в день не меньше четырех-пяти часов времени, совершенно свободного и от школьных занятий, и от домашнего сидения над уроками. Времени, необходимого ему для многогранной интеллектуальной жизни.

    Присмотримся внимательно к тому, что представляет собой умственная жизнь ученика средних способностей, который стремится добросовестно заниматься по всем предметам. Все его усилия направлены на то, чтобы заучить, запомнить, сохранить материал в памяти, суметь ответить на любом уроке. Ему некогда почитать "для души", подумать, поразмыслить. А в школьной дидактике существует исключительно важная закономерность: чем больше удельный вес информации, рассчитанной на запоминание в том общем объеме материала, который ученик читает из интереса, из потребности познавать, тем труднее ему учиться. Другими словами, если мы хотим ученику, скажем, восьмого класса облегчить процесс учения, надо сделать так, чтобы он читал в три раза больше, чем он заучивает, запоминает. В девятом и десятом классах необходимо читать в четыре-пять раз больше того, что должно сохраниться в памяти. Если ученик ничего, кроме учебника, не читает, он не успеет выучить и учебника. Много ученик читает - он не только хорошо выучит уроки, у него останется еще и свободное время для других - интеллектуально-творческих, спортивных, трудовых, эстетических - интересов.

    Мне кажутся наивными попытки "разгрузить" старшеклассников путем выбрасывания из программы одних разделов и введения других. Если мы хотим облегчить умственный труд учащегося, давайте откроем перед ним дорогу к полкам школьной библиотеки, добьемся, чтобы книги из спящих великанов превратились в живых друзей юношества.

    Общий тон, характер интеллектуальной жизни школьников во многом зависит от учителя, от его духовной культуры и интересов, от эрудиции и кругозора. От того, с чем педагог идет к ученикам, что он отдает им и что у него остается. Причем самая страшная опасность для учителя - интеллектуально исчерпать себя, остаться без запаса духовных богатств.

    Итак, главный путь к облегчению умственного труда - это обеспечить богатство интеллектуальной жизни. Факультативные занятия, введенные сейчас в школах, и преследуют именно эту цель: определить индивидуальность ученика, выявить и развить его интересы, склонности, таланты.

    Чтобы ребятам стало легче учиться, необходимо также устранить разрыв между их умениями и знаниями. В самом деле; если попросить шестиклассников прочитать по абзацу из любого учебника, нетрудно убедиться, что пять школьников из десяти не умеют бегло сознательно читать. Читать так, чтобы глаза схватывали и сознание запечатлевало целые предложения, чтобы ученик мог оторвать взгляд от книги и закончить фразу по зрительной памяти. А ведь только при таком чтении школьник овладевает сложным умением одновременно читать и думать.

    Если хотите, это одна из самых важных, школьных проблем вообще. Ученик, умеющий одновременно читать и думать, запоминает, не зазубривая, а соображая, подвергая материал логическому анализу. Усвоить четыре-пять страниц из учебника по истории или биологии, географии или литературе такой семиклассник может за 10-15 минут.

    Как же научить школьников читать и одновременно думать? Для этого необходима длительная тренировка. Причем надо помнить: что упущено в начальных классах, никогда не наверстаешь. Итак, с 1-го по 4-й класс - минимум полчаса выразительного, сознательного чтения нового текста в день. Надо добиваться, чтобы каждый школьник умел читать, думая, и думать, читая.

    И писать. Хорошо, быстро, бегло. Присмотритесь внимательно, как пишет ученик пятого-шестого класса. Лицо и руки у него напряжены, на лбу выступил пот - все усилия направлены на самый процесс писания, на то, как вынести ту или иную букву, соединить буквы в слово. Куда уж ему думать о написанном! А ученик должен уметь одновременно писать и размышлять, писать и слушать объяснение учителя, осмысливая это объяснение. Неумение владеть полуавтоматическим письмом, при котором можно думать о правилах, - сознательно применять их, проверять самого себя, - одна из главных, на мой взгляд, причин «плохой орфографии» многих школьников.

    Не облегчает труд учащихся и сам подход к выявлению их знаний. В современную школу, школу эры новейших научных достижений и открытий, когда с каждым годом намного возрастает запас научных сведений, по инерции, без изменений перешел из прошлого века взгляд на знания как на багаж, который ученик хранит в памяти и может выложить по первому требованию учителя. Помнит ученик - значит, знает, не помнит - не знает. Учение при таком подходе превращается в усвоение по порциям: сегодня запомнил порцию знаний, завтра выложил их перед учителем и как бы освободился от них. Это, в свою очередь, постепенно утверждает в сознании учащихся психологическую ориентацию на опрос. Целью подготовки домашних заданий является для школьника, как правило, получение завтрашней оценки. Тогда как о наличии знаний должно свидетельствовать умение применить их.

    Все, о чем идет речь в этих заметках, предусмотрено программами, но далеко не всегда делается на практике. Будь программа самой совершенной, она останется мертвой бумагой, если к ней не прикоснутся творческие руки, пытливый ум мастера-педагога.

    Опытный учитель не требует сегодня от ученика заучивания текста учебника - в таком «учении» прямая опасность умственной ограниченности. Опытный педагог строит всю работу так, чтобы ученик размышлял, сравнивал факты и явления с помощью знаний, которые у него уже есть, делал самостоятельно выводы. У такого учителя ученик выходит к доске со своими записями, заметками - с тетрадью, с учебником, с дополнительной литературой: ведь он не пересказывает слово в слово материал учебника, а рассуждает, исследует.

    В нашей школе на уроках литературы, например, старшеклассники, отвечая, пользуются текстом художественного произведения. Идет, скажем, речь о романе Л. Толстого «Война и мир». Берите пожалуйста, роман, исследуйте текст, покажите, как гениальный писатель понимал судьбы народа и судьбы отдельных лиц; как это понимание нашло художественное отражение в системе образов; расскажите, что думаете лично вы, завтрашний молодой труженик, об Андрее Болконском или Наташе Ростовой; расскажите так, чтобы ясно; было, какое место занимает художественная литература в вашей духовной жизни.

    Современная же методика обучения зачастую таит большую опасность. Она заключается в том, что ученик, образно выражаясь, видит каждое дерево в отдельности, но не видит леса. Изучая первую русскую революцию, школьник скрупулезно запоминает каждую деталь, дату, но не рассматривает все историческое событие в целом, не отдаляется от деталей, чтобы увидеть общие контуры всего события, задуматься над его смыслом, сущностью, значением для судеб народа.

    Только тогда, когда человек видит лес как единое целое, у него складывается более полное представление и о каждом  отдельном дереве. Без взгляда на реку невозможно понять, что такое капля воды. И процесс обучения надо строить таким образом, чтобы в старших классах ученики уже умели хорошо анализировать всю тему в целом, думать над большими, проблемными вопросами.

    Желание знать, стремление познавать, быть сегодня духовно богаче, чем вчера, - эти качества и должны воспитывать у ребят школа, учителя.

     

    Комментарии

    Тимошенко Лариса Николаевна

    К сожалению, многие дети действительно не способны даже пересказать прочитанное. Самое страшное, что даже отличники пытаются просто заучить наизусть какой - то подраздел. При этом, если только попытаться задать ребёнку наводящий вопрос он тут же начинает нервничать, отвечает не уверенно, затрудняется сформулировать и высказать своё мнение.Дети мало читают. Сейчас очень много различных технологий для развития ребёнка,в том числе и интернет, но к сожалению дети чаще используют его не для получения знаний.Наверное, нам, педагогам действительно нужно больше использовать на уроках дополнительной литературы. Дети должны больше сами творчески работать, находя ту или иную информацию, а педагог должен умело и целенаправленно направлять их.

    Да, действительно, сейчас очень много различных развивающих технологий, но дети развиваются, чаще всего сидя у компьютера, а это значит не развиваются эмоции, особенно положительные, что препятствует общему развитию ребёнка. Эффективное развитие - это развитие через душу, эмоции...
    Захарова Ольга Васильевна

    Действительно, школьнику становится труднее и неинтереснее учиться. Такая ситуация знакома каждому учителю. Почему пропадает учение с увлечением? Почему исчезает радость ученических открытий - додумался! догадался! Современная ситуация в школе зачастую именно такова. Но я - учитель, и я думаю о том, как построить каждый урок, чтобы разбудить умственную лень. Обязательно в классе обычной средней школы есть творческие ребята. Они и на уроке главная поддержка и после уроков скучать не дадут. Да, читают очень мало. И учебники поэтому чужие и неинтересные для таких ребят. Но бывают интересные факты: работая в проекте "Читать - это модно!", я увидела учеников, которые ищут интересные книги, рассуждают и спорят. А на уроке этого не замечала. Я учитель литературы, я очень люблю уроки в старших классах. Вопросы интересные и неожиданные от своих учеников люблю, их порой совершенно детские высказывания тоже принимаю. Если на уроке молчат ученики, я должна их "разбудить".
    Зайцева Ирина Николаевна

    Да, прошло столько десятилетий, мир вступил в XXI век, а вопрос о перегруженности школьников учебным материалом не только не решается, а становится всё более актуальным. До сих пор идёт разработка и опробация технологий проведения учебного занятия, которое бы мотивировало ребёнка на размышление, а не на заучивание. Ждёт ли нас успех? Думаю, нет. Пока взрослые ломают головы, создавая новые программы, учебники, образовательные стандарты, ученик как и много лет назад продолжает работать на завтрашнею оценку, чтобы сбросить с себя груз полученных знаний.

    У меня двое детей пятиклассников и мне не понаслышке знакома проблема перегруженности детей. Материала задано много, а хочется и погулять и с друзьями пообщатся. Вот дети и стараются быстрее выучить не думая над материалом, а такие знания более чем поверхностные. И, конечно, говоря об объёме домашних заданий хочется заметить, что часто отсутствует "золотая середина" задаётся то очень мало, а то очень много.Домашнее задание не должно содержать трудные, не разобранные с учителем примеры, и ученик должен их выполнять с удовольствием, получая радость от собственных "побед".
    Громакова Людмила Николаевна

    Запоминать, не зазубривая, а соображая, подвергая материал логическому анализу.Вот ключ, к избавлению от перегрузок. "Усвоить четыре-пять страниц из учебника по истории или биологии, географии или литературе такой семиклассник может за 10-15 минут." Карты памяти-особые схемы для логического запоминания-это важное обучение, которое помогает ученикам запомнить информацию сжато, а затем развернуть ее. Мета-знания нужны детям и учителям, которые смогут этим над предметным навыкам обучить.
    Чернова Дарья Сергеевна

    Сегодня много говорится о современном образовании, новых ФГОС; главный постулат, что ребенок не пассивный "получатель" знаний, а активный, ищущий участник процесса обучения. И многое в этом правильно и интересно, действительно, необходимо развивать у детей потребность мыслить. Но, к сожалению, такой тип обучения не универсален. Советская система обучения давала знания, которые сохранялись на многие годы (это факт). Советские троечники хотя бы писали достаточно грамотно на своем родном языке. Сегодня же, снизился общий уровень культуры и элементарной грамотности. Ученик начальной школы не успевает овладеть навыков письма, потому что уже в начале 2-го класса он разбирает предложение и выделяет словосочетания. Возможно, это и неплохо, но когда же отрабатывать элементарные навыки в этой системе развивающего обучения? Сама работаю со средними и старшими школьниками - многие нетвердо знают таблицу умножения, не считают в уме, нет навыка "говорения", а уровень грамотности пугает. Я за развитие мышления однозначно, но без базовых навыков и знаний невозможно развиваться вообще. Невозможно развивать мышление, если нет целостной картины мира, узкий кругозор и бытовые представления об окружающем. Решение - грамотное распределение учебной нагрузки,  дополнительное образование (музыкальное, художественное) - это расширяет возможности ребенка, развивает творчески, появляется заинтересованнность в познании окружаещего мира.

    Матюшкина Галина Андреевна

    Дарья Сергеевна! Ну зачем же так беспощадно о том, с чем, Вы, по-видимому, не сталкивались.
    РО - это система Эльконина-Давыдова, и только она. Методику Занкова трудно назвать системой потому, что линия обучения обрывается в 5 классе, нет продолжения. И Занков занимался в основном общим психическим развитием школьников. А Эльконин-Давыдов - формированием учебной деятельности. Вот на их теории и основаны ФГОС.

    В системе развивающего обучения второклассники НЕ разбирают предложения и НЕ выделяют словосочетания. Вы говорите не о РО, а о чем-то другом. Работаю 24 года, никогда не видела более стройной, более понятной, прозрачной для ученика и учителя, настолько интересной и "берущейся" программы по русскому языку, чем программа В.В.Репкина-Е.В.Восторговой в системе РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

    Плотникова Татьяна Вениаминовна

    Я тоже ее люблю и не понимаю возмущений некоторых коллег.

    Плотникова Татьяна Вениаминовна

    Советские троечники как писали с ошибками, так и пишут...Не стоит приукрашивать и слабых учеников в те времена было не меньше.А вот, чтобы расширять возможности ребенка и кругозор, для этого по ФГОСам и продумана внеклассная работа.

    Татьяна Михайловна Чернышёва

    Мотивация и ещё раз мотивация. Выучит всё, если знает, для чего)

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Необходимо учить детей думать, размышлять, анализировать.

    Ретунский Вячеслав Леонидович

    Ольга Анатольевна, согласен с Вами! Это очень важно! Этого по-настоящему очень не хватает нашим ученикам, именно по-настоящему.

    Ретунский Вячеслав Леонидович

    Я - педагог дополнительного образования, веду кружок технического моделирования.Работаю с детьми из разных школ города и из разных классов.Современные дети - очень способные дети, только вот методы закрепления знаний у них почему-то не срабатывают. На мой взгляд, не хватает именно самостоятельности и смелости в принятии своих собственных решений. Побеждают стандарты, которые ребенок боится перешагнуть, потому что упор делается на принципе "делай как все". На занятиях в кружке я поощряю детей идти своим путем,пусть и не правильным. Обязательно должны быть разочарования в неверном конечном результате. Противоречия и противопоставления - основа познания и самый верный путь к достижению цели. Популярность нашего кружка очень велика, группы переполнены, родители приводят в кружок новичков, никому не отказываем. Задача педагогов, пусть и следуя общепринятым стандартам, давать свое, испытанное и проверенное жизнью и опытом, понятие об образовании.
    "...Шесть часов в школе да шесть дома - такое учение истощает физические и нервные силы. Многие подростки, окончив восьмой класс, не хотят учиться в девятом только потому, что учиться очень трудно." - полностью согласен. Не убить интерес к познанию в самом раннем возрасте - это очень важно.