АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,
без самого народа невозможно.  Ю.П. Азаров

Для меня, как классного руководителя и руководителя МО классных руководителей, слово звезда ассоциируется со словом путеводная. Это значит, что звезда должна вести за собой. Путеводные звезды в моей практике классного руководителя – это лидеры родительского движения в классе, члены родительского комитета. Считаю невозможным говорить о работе родительского комитета отдельно, не упомянув сам классный коллектив учащихся, так как эти понятия, на мой взгляд, не разделимы. Годы общения с родителями и учащимися выявили и высветили лидеров родительского и молодёжного движения. Ничто так не воспитывает детей как положительный пример собственных родителей. Я имела возможность наблюдать это в течение семи лет работы с одним и тем же классом.            

Совершенно очевидно, что современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалификационная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

  Поэтому считаю необходимым как можно шире вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс их детей. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

 Информированность родителей  о школьной жизни ребёнка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребёнка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей.

 Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

С целью вовлечения родителей класса в активную деятельность по воспитанию детей совместно с родительским комитетом разработала подпрограмму «Родительский комитет».

   Конечная цель подпрограммы: создать систему сотрудничества семьи и школы через активизацию работы родительского комитета, результатом реализации которой является творческая, гармонично развитая личность.

Задачи подпрограммы:

  • Активизировать работу родительского комитета класса
  • Повысить качество отношений семья – школа с целью создания благоприятных условий для формирования личности школьника
  • Разработать и осуществить действенные меры по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности ребенка.
  • Создать условия для повышения педагогической культуры родителей учащихся класса через лекторий активистов-родителей.
  • Создать методическую копилку по оказанию психолого-педагогической помощи родителям учащихся.

Ожидаемые результаты

  • Повышение активности родителей в сотрудничестве со школой
  • Повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей
  • Создание содружества в структуре «семья – класс – школа»;
  • Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях
  • Организация эффективного взаимодействия учителей и родителей учащихся.

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Вот некоторые мероприятия по реализации подпрограммы «Родительский комитет».

  • Встречи с администрацией, учителями-предметниками класса
  • Организация взаимодействия с отцами детей
  • Оказание помощи по работе с социальными паспортами класса
  • Мониторинг семей и состояния воспитания в семьях
  • Организация семейных посещений внеклассных мероприятий
  • Участие в организации лектория для родителей
  • Разработка буклетов для родителей с целью педагогического просвещения
  • Социальный проект «Найти себя»
  • Помощь в организации семейных мероприятий в школе.
  • Участие в работе Попечительского Совета родительской общественности
  • Родительские собрания совместно с детьми
  • Малые родительские собрания по разрешению конфликтных ситуаций
  • Директорский приём
  • Построение генеалогического древа класса
  • Создание «Портфолио» класса
  • Социальный проект «В зелёном классе - здоровый дух»
  • Организация участия детей и родителей в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях на разных уровнях.

 На начальном этапе реализации подпрограммы были созданы рабочие группы родительского комитета.

  • Группа «Творчество» оказывает помощь в разработке плана воспитательной работы, проведении учебно-воспитательных мероприятий, в обеспечении культурной программы в каникулярное время.
  • Группа «Школа – наш дом». Это  решение бытовых проблем класса и школы.
  • Группа «Фонд класса». Её  функция – финансовая деятельность в классе.
  • «Информационный центр» занимается оказанием помощи в  ведении летописи класса, методической информированности родителей. Оказывает техническую помощь в использовании информационно-коммуникационных технологий.

 Темы родительских собраний, подготовкой и организацией которых руководил родительский комитет класса на разных этапах развития детского и родительского коллектива.

  • Семейные традиции.
  • Положительные эмоции и их значение в жизни человека.
  • Профилактика вредных привычек.
  • Конфликтная ситуация и пути её разрешения.
  • Секретный мир наших детей.
  • Роль семьи и школы в воспитании здорового коллектива.
  • Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.
  • Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.
  • Как помочь детям хорошо учиться,  или как надо любить своих детей.
  • Твоё здоровье в твоих руках. Устный журнал для родителей и учащихся.
  • Пути-дороги наших детей.
  • Роль труда в формировании жизненных стратегий учащихся.
    Ярмарка профессий.

Воспитание лидерских качеств – одно из главных направлений в учебно-воспитательном процессе сегодня. Новое время требует высоко организованную личность, способную повести за собой коллектив. Эту проблему мы решали сообща – родители, дети, классный руководитель и педагогический коллектив. В данном случае все стороны выступали в роли единомышленников, партнёров, друзей. Развивались лидерские качества как у родителей, так и у детей: цельность, потребность считаться с другими,  проницательность, понимание других, смелость в отношениях, чувство юмора, интеллектуальная энергия и  любознательность,          понимание будущего и настоящего, уважение к прошлому, предсказуемость, широта мышления. Результатом всей нашей работы были участие и победы членов классного коллектива в городских олимпиадах, краевых конкурсах, федеральных конкурсах и фестивалях. А самое главное – родилась семья, крепкая, дружная, с её горестями и радостями, с мечтами и реалиями – впереди целая жизнь!

                                                                                  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tvorcheskiy_proekt_roditelskiy_komitet.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17» Творческий проект «Если звёзды зажигаются, значит это кому-то надо…» Автор: Петрачкова Т.Г. Славгород

Слайд 2

«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения» С. Экзюпери Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. Учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Слайд 3

Равноправные партнеры, друзья, единомышленники Родители, Родительский комитет Классный руководитель Администрация, Совет школы дети

Слайд 4

Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров Родительский комитет призван хорошо ориентироваться в том, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.

Слайд 5

Информированность родителей о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей.

Слайд 6

Рабочие группы родительского комитета Группа «Творчество» оказывает помощь в разработке плана воспитательной работы, проведении учебно-воспитательных мероприятий, в обеспечении культурной программы в каникулярное время. Группа «Школа – наш дом». Это решение бытовых проблем класса и школы. Группа «Фонд класса». Её функция – финансовая деятельность в классе. «Информационный центр» занимается оказанием помощи в ведении летописи класса, методической информированности родителей. Оказывает техническую помощь в использовании информационно-коммуникационных технологий.

Слайд 7

Лидерские качества Цельность Потребность считаться с другими Проницательность Понимание других Смелость в отношениях Чувство юмора Интеллектуальная энергия и любознательность Уважение к будущему и настоящему, понимание прошлого Предсказуемость Широта мышления Комфортное существование в условиях неопределенности Самообладание и последовательность

Слайд 8

Заповеди творческой личности Поль Вайнцвайг Будь хозяином своей судьбы. Достигни успеха в том, что ты любишь. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. Строй свои отношения с людьми на доверии. Развивай свои творческие способности. Культивируй в себе смелость. Заботься о своем здоровье. Не теряй веру в себя. Старайся мыслить позитивно. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Слайд 9

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Слайд 10

Летопись классного детского и родительского коллектива хранит семейные реликвии Шаль, связанная руками прапрабабушки Саши Заболотной, живёт более 100 лет

Слайд 11

Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы детей, которые так же остро ощущает потребность в признании своих достижений.

Слайд 12

Некоторые темы родительских собраний, подготовкой и организацией которых руководил родительский комитет класса на разных этапах развития детского и родительского коллектива «Семейные традиции» «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» Профилактика вредных привычек» «Будущая профессия наших детей. Роль труда в формировании жизненных стратегий учащихся» «Ярмарка профессий»

Слайд 13

Совместное родительское собрание «На равных» Диалоговое общение позволяет развиваться не только личности ребенка, но и родителя и педагога.

Слайд 14

Директорский приём Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

Слайд 15

Директорский приём Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет учебного заведения , позволяет объединить воспитательные усилия родителей и школы.