Развитие Критического мышления на уроках русского языка

Лесная Дина Сергеевна

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это делает предмет для многих нелюбимым, а его изучение – трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя – словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.   

    Стало понятно, что современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем, им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией. Поэтому очевидно, что для качественного образования нужны новые образовательные технологии. Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_zadanie_metod._seminar_ispravlennyy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конкурсное задание «Методический семинар»

 

     Уважаемые члены комиссии, я, Лесная Дина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Лотошанской СОШ, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка».

     На сегодняшний день одна из важнейших задач современного образования – воспитание личности, умеющей ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Процесс появления новой информации в нашем обществе постепенно ускоряется, все время возникает потребность в новых, ранее неизвестных профессиях, в повышении образовательного уровня. Развитие общества и производства привело к тому, что в настоящий момент важна не столько внешняя образованность человека, сколько развитие в человеке навыков самостоятельного решения задач и оценки результатов своей деятельности. В настоящий момент школа должна воспитать ученика, способного найти применение своим способностям, своему сложившемуся творческому, проектно – конструктивному опыту. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.

    Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить умению самим добывать знания.           В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

    Я считаю, что система развития критического мышления - это не школьная программа, а новый универсальный способ организации учебного процесса, применимая к любому  предмету и любой программе.

      Главной отличительной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не отвергает традиционную систему обучения, а преобразовывает, дополняет её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей, так необходимых в современном обществе.

                     Актуальность опыта

Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это делает предмет для многих нелюбимым, а его изучение – трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя – словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.    

    Стало понятно, что современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем, им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией. Поэтому очевидно, что для качественного образования нужны новые образовательные технологии. Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления.

В результате применения данного опыта у учащихся:

•        формируется новый стиль мышления

•        развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

•        формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации

•        стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.

Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи.

     Ведущая педагогическая идея – формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка и литературы.

     В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

    Я убедилась в том, что технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует  свою деятельность.

Таким образом, происходит

● обучение обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

● создаются условия для дифференцированного обучения;

● формируется направленность на самореализацию;

● вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), разработана американскими педагогами Ч. Темплом, Д. Стилом и К. Мередитом (СЛАЙД        ). В ее основе лежит теория осмысленного обучения и учение о творческом сотрудничестве ученика и учителя Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи и Ж. Пиаже.

Структура технологии развития критического мышления стройна и логична, т.к. ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В рамках данной  технологии выделяется трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации: фаза вызова, фаза осмысления содержания, фаза рефлексии. Функции каждого из этапов представлены на слайде (СЛАЙД    ).

Указанный выше четкий технологический алгоритм урока предполагает набор приемов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определенных стадиях. При этом, чтобы сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, можно использовать различные приемы технологии развития критического мышления(СЛАЙД    ).

О некоторых приемах технологии расскажу на примере урока.

9 класс. Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Во-первых, ученик начинает работать, но нельзя заставить работать, сказав, как водится: «Открыли тетради, записали число и тему урока». Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать каждого лично. Поэтому урок учитель начинает с индивидуальной работы (желательно письменной), но не проверочной, а «для себя», «просто так». Например, на доске записаны предложения:

1. Пройдет зима холодная, и настанут дни весенние.

2. Когда пройдет зима холодная, настанут дни весенние.

3. Пройдет зима холодная, настанут дни весенние. (Слайд    )

 Зачем? Для чего такое задание? Ваши размышления? Чем различаются данные предложения? Какие предложения вам кажутся более выразительными и почему?  Ребята активизировались. У них возникли вопросы, и учитель предоставляет им возможность ответить вопросы.  А откуда эти вопросы возьмутся? Да на той же стадии вызова, в той же сначала индивидуальной, а потом и парной, групповой, коллективной работе, когда ученик сам, без учительского назидательного «опять ничего не знаешь» определит свои проблемы. Кроме того, на стадии вызова ученик определяет свои знания и «незнания».

 СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

 На второй стадии применяю маркировка текста, взаимообучение, кластер.

При изучении новой темы необходимо, чтобы учащиеся сами могли добывать информацию, понимать ее и применять на практике.

1.При маркировке текста учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

Маркировка:( памятка на столах учащихся).

V – соответствует тому, что уже знаем.

-- противоречит тому, что уже знаем.

+ новая информация.

? - непонятная информация.

(Слайд   )

Работая с текстом статьи, учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте, «про себя» с выделением ключевых позиций. 

Заполнив такую таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект текста. Если же учитель попросит учеников прочесть то, что они записали в эти графы, он может быть уверенным, что при такой форме обобщения ничто не потеряется – то, что не заметил один, назовет другой. Условные значки помогли ученикам читать более внимательно, превратили чтение в увлекательное путешествие, стали помощниками в запоминании материала.

Рефлексия. Прием синквейн.

Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с БСП, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне.

 В целом применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка позволяет мне достигнуть следующих задач:

- формирование в процессе обучения  русскому языку критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте;

- включение значимой информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений.        

     Итак, уважаемые коллеги, в своем выступлении я поделилась с вами системой работы по развитию критического мышления на уроках русского языка . Преимущества использования данной  технологии по сравнению с другими новшествами, применяемыми в преподавании русского языка , представлены на слайде (СЛАЙД   ).   

     Несмотря на большое количество открытых вопросов разработки опыта уже сейчас четко прослеживаются положительные результаты организованной работы. За последние три года четко прослеживаются позитивные изменения результативности обучающихся по русскому языку . Успеваемость по предмету стабильна. Уровень обученности достигает 100%. Динамика качества обученности за последние три года представлена на слайде. (              )

Результаты ГИА за три года также представлены на слайде (        )

     Средний балл ЕГЭ по русскому языку составляет 69. (СЛАЙД        )

Результаты мониторинга, проведенного в 2014 году вы видите на слайде (           ).  Мои ученики регулярно принимают участие  во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», во всех школьных олимпиадах по русскому языку.

     Положительные результаты разрабатываемого мною опыта работы по развитию критического мышления позволили мне приступить к его распространению. (СЛАЙД   ) . Основными формами распространения опыта на  являются открытые уроки, выступления на  методическом объединении. На федеральном уровне основной формой распространения опыта являются публикации в сети интернет.

Итак, уважаемые коллеги, умения критически мыслить в настоящее время не столько ожидаемый результат организованной учителем образовательной деятельности, а сколько – жизненно необходимая способность человека, закладываемая на каждом этапе его взросления. Поэтому современный учитель не просто выбирает технологию развития критического мышления для повышения эффективности собственного труда, а воспринимает ее как основополагающий принцип педагогической деятельности. Жан Жак Руссо сказал: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».


 

Комментарии

Интересно познакомится было с Вашими наработками, т.к. сама работаю в этой технологии 4 год по предмету биология.Хотелось бы узнать используете ли Вы прием смыслового чтения?

Лесная Дина Сергеевна

Прием смыслового чтения использую часто.При самостоятельном чтении текста учащиеся делают в тексте пометки ("инсерт").Работаем с незнакомыми и непонятными словами. При обучении сжатому изложению использую способ выделения ключевых слов, предложений.

Дина Сергеевна, доброго времени суток.Мне такая работа тоже полюбилась.Одна проблема, это "создание текста", т.е отбор нужного,в нужный вид.Поэтому приходиться искать много информации, готовых текстов на сколько мне известно пока нет(по моему предмету точно!)А как у вас? Или специфика вашего предмета позволяет использовать любой литературный источник? С уважением Надеина Е.А.

Лесная Дина Сергеевна

Здравствуйте, Елена Александровна! В готовом виде очень мало материала. Приходится находить тексты, что-то перерабатывать. Для подготовки к ГИА покупаю сборники текстов. Сейчас много полезного можно найти в интернете. Спасибо коллегам, которые делятся своим опытом.

Здравствуйте Диана Сергеевна!Меня еще интересует вот какой момент...Какими критериями вы пользуетесь оценивая работу ученика ( вернее его критическое мышление? Поделитесь пожалуйста опытом.

Лесная Дина Сергеевна

Здравствуйте, рекомендую посмотреть адаптированную методику для выявления сформированности умений критически мыслить, предложенную кандидатом филологических наук Калмыковой Ириной Романовной.