Чем выше цель, тем радостнее труд. Сухомлинский В.А.

Как отражается трудовая деятельность на духовном мире детей, подростков, юношей и девушек, насколько глубоко затрагивает их мысли и чувства? Учителя нашей школы все больше сейчас задумываются над этим.

Иногда бывает, что работу ребята выполнят, а педагог чувствует глубокую неудовлетворенность, порой даже разочарование. В чем же дело? Я вспоминаю, как года два назад педагогический совет слушал сообщение одного классного руководителя. Вот что тот рассказал:

 – Нам нужно было заняться прополкой и дополнительным рыхлением почвы после дождя. На каждого ученика приходилось три сотки – эту работу можно было выполнить за два часа.

Чтобы лучше организовать труд, я установил индивидуальную норму. Получилось как-то так, что каждый ученик думал прежде всего о себе. Соревнование почему-то приобрело нездоровый характер: выполнившие норму спешили скрыться. Кто был послабее и не мог выполнить работу быстро, делал ее как-нибудь.

Индивидуальная норма – видел я – разъединила ребят, почему-то пробудила кое у кого стремление как можно быстрее избавиться от труда. Посмотрел я на участок после обработки и увидел пеструю картину: на одном клочке земли нет ни одного сорняка, а на другом торчат обрубки сорняков, слегка присыпанные землей. Почему так получилось? Ведь с точки зрения методики все было правильно: и индивидуальная норма, и коллективная ответственность, и соревнование.

Все это получилось, видимо, оттого, что педагог не учел одного серьезного обстоятельства. Воспитательная ценность труда всецело определяется его нравственным смыслом. Важно прежде всего, во имя чего прилагаются физические усилия, какие цели ставит человек. Ученики же, о которых рассказывал классный руководитель, видели конечную цель лишь в том, чтобы выполнить норму.

Сейчас наш коллектив добивается, чтобы сам по себе трудовой процесс никогда не осознавался детьми как самоцель. То, чем заняты руки и пытливый разум, должно быть средством достижения высокой общественной цели – вот одно из важнейших правил нашей системы трудового воспитания.

Мы поставили перед своими воспитанниками, учениками 3–7-х классов, задачу – вырастить пять тысяч саженцев винограда. В нашей местности виноград пока что растение сравнительно редкое.

 – Добьемся, чтобы виноград стал у нас таким же обычным растением, как хлеб, сахарная свекла и подсолнечник, – призвали ребят учителя, комсомольская и пионерская организации.

Ежегодно с февраля начинается большая работа. В двух теплицах пионеры сажают виноградные черенки, за которыми заботливо ухаживают, а с наступлением теплых дней они высаживают укоренившиеся ростки в открытую почву. Этот прием позволяет значительно сократить продолжительность развития растения до вегетации.

Школа дала колхозу, а также жителям поселка более четырех тысяч саженцев. Наш виноградник стал образцом для многих. Кто бы ни пришел к нам за советом – дети рассказывают и показывают, как выращивать виноград, а осенью, кроме того, и угощают. Мы не продаем плодов со своего виноградника, хотя в нынешнем году собрали их не меньше тонны. Богатства, приобретаемые детьми благодаря своему труду, неизмеримо ценнее денег. Это богатства нравственные, духовные. И прежде всего – это овладевающее ребятами чувство радости, гордости. Ведь они создают условия для расцвета садов, виноградников. Они хотят добиться, чтобы виноград рос не только на отведенных участках, но и возле заборов, вдоль дорог.

В один из весенних дней проводится праздник древонасаждения. В школу приходят родители. Пионеры и комсомольцы дают им саженцы винограда, выращенные в питомнике. Право выкапывать их и передавать другим воспринимается как высокая честь.

Многие рабочие и служащие, которые раньше мало интересовались садоводством, теперь развели сады и виноградники. Примечательно, что они рассматривают их не как источник дополнительного дохода, а как средство опытничества. Жители учатся у педагогов и у ребят ухаживать за деревьями, делать прививки, испытывать качества новых сортов.

Стало традицией: уже в первые месяцы обучения первоклассники сеют семена плодовых деревьев и винограда. Весной вырастают маленькие сеянцы: дети пересаживают их, поливают, оберегают от зноя. Каждый выбирает одно или несколько деревьев, которые он будет выращивать. Для маленьких – это значительный труд. Долог и нелегок путь к тому моменту, когда выращенное из семени дерево зацветет, даст первые плоды. Ребенок познает, что такое усталость, и чем серьезнее преодолённые трудности, тем глубже радость успеха.

Вспоминается, с какими трудностями вел педагогический коллектив к самостоятельной жизни Сашу П. (несколько лет назад Саша окончил школу, а сейчас работает на животноводческой ферме совхоза). В семье Александра царила атмосфера полного безразличия к общественным интересам. Еще задолго до поступления мальчика в школу он не раз слышал, что общественное – это не твое. И надо дорожить только тем, что принадлежит тебе. Срывая в школьном саду яблоки, Саша безжалостно ломал ветки.

Искоренить этот порок – неуважение к работе других – можно было при условии, если мальчик сам будет трудиться на благо общества. Сашу приняли в кружок юных мичуринцев. В то время они выращивали морозоустойчивый сорт персика. Труд их требовал не только физических усилий, но и настойчивости, терпения.

Мальчик быстро научился делать прививку культурных сортов к дичкам. В течение трех лет, ко времени окончания 4-го класса, он вырастил свыше ста саженцев. Каждый из них отличался неповторимыми особенностями, потому что для каждого бралось новое сочетание подвоя и привоя.

Саша совсем преобразился. Куда девалось его равнодушие к тому, что выполнено другими. Его волновала судьба каждого деревца. В зимнюю стужу он несколько раз  в день ходил в плодовый питомник, осматривал веточки: его беспокоило, как растения переносят холод. С приближением весны ребенок срезал с каждого деревца маленький побег, помещал его в банку с теплой водой, следил за развитием листьев.

Когда его деревца передавались для посадки в школьный или колхозный сад, мальчик испытывал гордость настоящего труженика. Помню, как однажды Саша сурово обрушился на одного из своих одноклассников: тот сломал ветку абрикоса, к которому были привиты несколько веток персика. Обучаясь в 6-м и 7-м классах, юный садовод уже руководил кружком, в котором работали младшие.

Наш коллектив добивается, чтобы, выращивая, например, семена подсолнечника для колхозной бригады, внося местные удобрения в почву, ребенок чувствовал, что вносит свой вклад в дело, которым занят весь советский народ. Это важнейшее условие формирования нравственной зрелости человека, его гражданской ответственности за настоящее и будущее Родины.

Так, уже на протяжении пяти лет весь школьный коллектив – ученики и учителя – стараются предотвратить рост большого оврага, пожиравшего ежегодно почти гектар плодородной почвы. Ученики обсадили овраг деревьями, создали защитную полосу из многолетних трав. Разрушение почвы прекратилось.

Наши воспитанники с каждым годом все глубже понимают, что своим трудом они сохраняют большое всенародное богатство – плодородную почву. Вряд ли можно найти в условиях сельской школы другую работу, которая в такой же мере воодушевляла бы коллектив. В уходе за защитной полосой, созданной вокруг оврага, принимают участие школьники всех классов и учителя. Коллективный труд воспринимается как праздник.

Особенно большое значение придаем мы нравственному воспитанию старших ребят. Каждый старший класс имеет свой план труда на общую пользу. Комитет комсомола ведет летопись, куда записываются наиболее значительные дела. В системе нашей воспитательной работы стало незыблемым правило: каждый коллектив юношей и девушек за годы пребывания в школе возвращает плодородие гектару заброшенной почвы.

На этом юноши и девушки постигают самую главную черту характера советского человека – стремление преодолеть во имя высокой, благородной цели любые трудности. Непосредственно участвуя в таком труде, каждый старается проявить свои способности, умения, мастерство.

Мы стремимся, чтобы воспитанники видели смысл труда не только в материальных результатах, но и в отыскании новых приемов ухода за растениями.

Умелое трудовое воспитание – это воспитание нравственное. Задача школы в том, чтобы руки облагораживали душу, пробуждали в сердце высокие мысли и стремления.


Сухомлинский В.А. Чем выше цель, тем радостнее труд // Учит. газ. – 1960. – 22 сент. – С. 2.

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересная статья.

Евгения Владимировна Борщ

Да! Грамотное изложение отношения к трудовой деятельности! Подобраны правильные подходы к учащимся, верные выбраны задачи, цели... А как же наши воспитанники "с каждым годом все глубже будут понимать, что своим трудом они сохраняют большое всенародное богатство", когда различными проверками, приказами, прямо скажу, отбивают желание в развитии трудового воспитания уже в дошкольником возрасте, так как необходимо "ликвидировать" комнатные растения из гардероба, группы. А ведь дети с таким интересом и увлечением ухаживают и заботятся о них. Такой вот "СМЫСЛ ТРУДА В ОТЫСКИВАНИИ НОВЫХ ПРИЕМОВ УХОДА ЗА РАСТЕНИЯМИ"!

Каляганова Любовь Андреевна

Считаю, что современным детям недостает желания и умения трудиться. Наши дети практически ни в чем не испытывают нужды, все для их блага. А ведь труд учит детей преодолевать трудности, добиваться результата, воспитывает уважение к людям труда, к результатам труда. Об этой теме нужно говорить с родителями.
"Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом" Джордано Бруно.

Шишкина Надежда Павловна

Я с Вами абсолютно согласна.И задача учителя прежде всего состоит в том,чтобы научить детей трудиться, правильно организовывать свой труд и самое главное доводить дело конца. Будь то решение конкретной математической или физической задачи, выполнение исследовательской работы и т.д.

Повенко Ольга Викторовна

Умелое трудовое воспитание – это воспитание нравственное. Задача школы в том, чтобы руки облагораживали душу, пробуждали в сердце высокие мысли и стремления.

--------------------------------------------------------------------------------

"Умелое трудовое воспитание – это воспитание нравственное. Задача школы в том, чтобы руки облагораживали душу, пробуждали в сердце высокие мысли и стремления" - ах, какие верные слова В.А. Сухомлинского. Вчитайтесь:"Чтобы руки облагораживали душу"! К сожалению, большинство воспитанников сегодня видят смысл труда именно в материальных результатах. Нельзя допустить, чтобы погоня за материальным, душила в наших детях высокие мысли и стремления. Именно поэтому так важны коллективные трудовые праздники. Скоро весна, так давайте снова устроим общий коллективный трудовой праздник - СУББОТНИК!

Старкова Евгения Евгеньевна

Мы всегда ругаем современных детей. Но они такие же дети как и раньше, только дети своего поколения. Нам нужно подстраиваться под них, придумывать новое . Согласитель старые методики не работают.!

Повенко Ольга Викторовна

Полностью с Вами согласна.

В настоящее время мы редко привлекаем детей к труду, стараемся все сделать сами. Это быстрее и качественнее.

Середкина Ирина Раистовна

Статья-то очень верная, правильная, но прошло уже более 50 лет. Другое время, другие дети, другие родители! И последние очень хорошо знают свое право не пускать ребенка на тот же трудовой субботник (ведь он - дело добровольное!), летом - на школьный приусадебный участок ухаживать за овощами, которые потом те же дети едят в столовой... Так что в первую очередь неплохо было бы поработать активнее с родителями, ограждающими детей от малейших трудовых потуг. Иначе кого вырастим?!

Богомолова Оксана Юрьевна

Всегда актуальная тема - тема трудового воспитания.

Тихоненко Наталья Александровна

Хорошая статья! Очень актуальна в наше время, хотя и была издана в 60-е годы.

Шашкова Ирина Михайловна

"Задача... в том, чтобы руки облагораживали душу, пробуждали в сердце высокие мысли и стремления",согласитесь,что в современных условиях это новая проблема под названием "мотивация"

Абдулаева Татьяна Ивановна

"Воспитательная ценность труда всецело определяется его нравственным смыслом" - это было актуально в 60-е, в 70-е, а сейчас... Сейчас - это приоритет денег..., каждый сам за себя... выживай как сможешь. И не школа этому учит, а окружающая действительность. Сначала приказ "сверху" о том, что нельзя заставлять ребенка выполнять физическую работу без его на то согласие и согласие родителей. Затем другой приказ "о необходимости трудового воспитания". А что делать учителю в этой ситуации? Тем, кто ленив отроду - это только на руку, что нельзя заставлять... и попробуйте переубедить и ребенка и его родителей. Те ученики, которые приучены в семье трудиться, в большей степени трудятся "на себя", а общественный труд, труд во благо общества - чаще через не хочу. Я согласна с тем, что умелое трудовое воспитание - это воспитание нравственное, но как это зависит еще и от семьи, а не только от учителя и школы. Результат будет только в том случае, если школа и семья будут в унисон.

Ефимова Наталья Васильевна

Статья очень интересная. Действительно, современным детям недостает желания и умения трудиться. Не у каждого ребенка в семье есть трудовые поручения, за которые он был бы в ответе. А ведь это учит не только преодолевать трудности, но и воспитывает ответственность.

Фенина Светлана Анатольевна

сколько бы не прошло лет со дня публикации статьи, а тема остаётся злободневной. из личного опыта могу сказать - отрадно видеть молодых мам, которые мотивируют свои поручения детям, у которых хватает мудрости и такта не накричать, не отмахнуться,а объяснить, зачем это надо, какие будут последствия

Курдюмова Ольга Анатольевна

Интересная статья! Мотивация труда - это важная составляющая приобщения детей к трудовым действиям. И, конечно же, оценка результатов детского труда. Побольше поощрений и похвал, чтобы у детей пробудился интерес, стремление сделать свою работу как можно лучше. Я согласна с коллегами, что работа по приобщению детей к труду должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями. Собрания, беседы, консультации - всё это хорошо. Но самый эффективный результат получается, кода мы вовлекаем родителей в трудовую жизнь нашей группы. Ведь, зачастую, у самих молодых родителей не воспитали должного отношения к труду. Поэтому не стесняйтесь привлекать родителей к созданию предметно - развивающей среды, облагораживанию территории, совместным поделкам для конкурсов и выставок и т.д. Всем известно: личный пример - самое лучшее средство в воспитании детей.

Трудолюбие — это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость

Полезный материал, спасибо! Трудовое воспитание, наверно, самое трудное в настоящее время направление. Трудовое воспитание - это воспитание нравственное, очень верно сказано.

Кутняхова Любовь Владимировна

Всё правильно, согласна на все 100%. И задачи понятны, и цели, и конечный результат, как у нас в педагогике говорят и пишут. Только скажите мне, воспитателю со стажем 38 лет, что и кому ответить, если на предложение самостоятельно обуться, а ребенок умеет, трехлетний малыш отвечает, обуй ты, тебе за это зарплату платят. С мамой беседа состоялась.

Гарина Татьяна Владимировна

Если есть возможность поговорить ни вам одной с данными родителями, а вместе с психологом+ методистом+ заведующей, и если есть дефектолог , то его тоже привлечь, чтобы не вы одна были при этой консультации и ещё желательно привлечь понимающих родителей из группы. Тема по самообслуживанию детей злободневная. Многие родители не понимают своих ошибок, часто и много раз им надо об этом повторять, знакомить с требованиями программы и объяснять в чём ребёнок отстаёт от нормы развития. Я поняла, что ребёнок сказал словами своих родителей.
Статья хорошая, мотивация к труду имеет большое значение, но нравственность родителей наших воспитанников и нашей страны желает лучшего.

Дорина Маргарита Николаевна

Выдающийся педагог получил признание среди широких кругов педагогической общественности и родителей еще при жизни. Но истинное осознание его вклада в развитие мировой гуманистической педагогики, как это обычно, к сожалению, и бывает, пришло к Василию Александровичу уже после смерти.

Климонтова Наталья Викторовна

Очень интересный материал, позволяющий задуматься и о трудовом воспитании в детском саду. С малых лет необходимо прививать трудолюбие. Воспитатели и родители должны быть примером для ребёнка.

Кулешова Светлана Васильевна

А я полностью согласна с автором. И ссылки на то, что старые установки не действуют, что другие ценности теперь и дети уже не те, считаю отговорками, что бы самии педагогам облегчить жизнь. Вот тут я их понимаю, потому
что мы сейчас загружены тем, что не всегда и
важно для становления личности ребенка как
гражданина своей страны, хотя именно на это
сейчас сделан упор в Стандарте.
Дети и тогда, в три года могли отаетить, твоя работа, ты и делай.
Наша задача как раз и объяснять, на доступных примерах показывать, что
самостоятельность, желание учиться,
осваивать новые навыки и умения, получать новые знания - это так здорово, интересно, это показатель твоей успешности в будущем.
Но начинать трудовое воспитание необходимо в дет.саду. И уделять ему, экологическому воспитпнию, привитию чувства эмпатии, любви к семье, своей малой родине, родному краю, считаю, как можно больше времени. А мы что-то ударились в развитие логики, мышления и прочего нестандартными методами.
Но ведь все это можно развить и в этих областях развития.
А ведь закладка нравственных норм и морали личности происходит именно в дошкольном детстве. Потом перекчивать придется и скорей всего не получится.
Комментарий получился немного сумбурный, но это еще и от того, что я неравнодушна к теме нравственного и трудового воспитания дошколят. Надо им больше времени уделять в образовательном процессе и сделать именно на него упор. Ведь воспитатели на то и воспитатели, что бы не учить, а воспитывать ребенка.

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Какие правильные слова :"Умелое трудовое воспитание – это воспитание нравственное"! Сейчас этого воспитания очень не хватает.