Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Волкова Наталья Александровна

Рабочая программа по ИЗО  составлена  в соответствии с   программой   общеобразовательных  учреждений «Изобразительное  искусство» 5-9  классы. Авторы  Т.Я. Шпикалова,  Л.В.Ершова,  В.И.Колякина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по ИЗО 5 класс158 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

РАССМОТРЕНО:  

Руководитель кафедры

_______________  /______________________/

«___» _____________________ 2014г.

СОГЛАСОВАНО:  

Заместитель директора школы

________________  

«___» _____________________ 2014г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

  ____________________

«____» __________________ 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  на 2014-2015 учебный год

Название предмета  искусство (изобразительное  искусство)

Класс  5  класс

Учитель  Волкова Наталья Александровна

Общее количество часов на предмет по учебному плану  35

Из них на:

I четверть     _8__   

II четверть __8__

III четверть  _9__

IV четверть _10__

По __1_ часу в неделю. Всего учебных недель  35

на практические работы ____ часов

контрольные работы ____ часа

Предусмотрено   3  часа самостоятельной работы обучающихся

Составлен в соответствии с   программой   общеобразовательных  учреждений «Изобразительное  искусство» 5-9  классы. Авторы  программы Т.Я. Шпикалова,  Л.В.Ершова,  В.И.Колякина, Г.А.Поровская. Допущено Министерством  образования  и  науки Российской  Федерации. Москва  «Просвещение», 2010 год.

Учебник: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. «Изобразительное искусство 5 класс». Москва, издательство «Просвещение»,2011 год.

Рассмотрен на заседании кафедры (протокол № ____ от ____________ 2014г.

Рекомендован к использованию в образовательном процессе научно-методическим советом школы (протокол №_____ от   ________2014 г.

Председатель НМС__________________ /___________________________/

Пояснительная  записка

к  рабочей  программе  по  «Изобразительному  искусству»  5  класс

1.Рабочая программа  разработана  на  основе:

1.1. Федерального   компонента  государственного  стандарта  общего  образования, утвержденного  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  09.03.2004 года.

1.2. Федерального  перечня  учебников, рекомендованных (допущенных)  Министерством  образования  к  использованию  в  образовательном  процессе  в  образовательных  учреждениях, реализующих  образовательные  программы  общего  образования   на  2014-2015   учебный  год, утвержденным  приказом  МО и науки  РФ  Приказ от 31 марта 2014 г. №253

1.3. Примерной  программы  основного  общего  образования. Искусство. 5-9  классы. Москва. «Просвещение», 2010 год.

1.4.Программы  общеобразовательных  учреждений «Изобразительное  искусство» 5-9  классы. Авторы  программы Т.Я. Шпикалова,  Л.В.Ершова,  В.И.Колякина, Г.А.Поровская. Допущено Министерством  образования  и  науки Российской  Федерации. Москва  «Просвещение», 2010 год.

2. Цели, задачи  данной  программы  обучения  в  области  формирования  системы  знаний, умений:

  • формирование  и развитие  художественной  культуры  личности  на  основе  высших  гуманистических  ценностей  средствами  отечественной  и  мировой  культуры  и  искусства; развитие  и  формирование  человека  как  целостной  личности  и  неповторимой  творческой  индивидуальности.

Задачи  программы:

  • воспитывать  осознанное  чувство  собственной  причастности  к  судьбе отечественной  культуры, уважительное  и бережное  отношение  к  художественному  наследию  России  на  основе  осмысления  учащимися  процесса  взаимодействия  культур  русского  и  других  народов  в  рамках  единого  исторического  и   экономического  пространства  нашего  государства;
  • воспитывать  интерес  к  искусствам  народов  мира;
  • формировать  художественную  компетентность  зрителя  на  основе  усвоения  знаний  о  положениях  теории  изобразительного, народного  и  декоративно-прикладного  искусства; умение  анализировать  произведения различных  видов  и  жанров  искусства;
  •  развивать  творческий  потенциал  личности  в  процессе  освоения  образного  языка  пластических  искусств  и  приемов  художественной  деятельности по  созданию  художественного  образа  в  различных  изобразительных  материалах  и  техниках;
  •  развивать  коммуникативные  качества  и  активную  жизненную  позицию  через  участие  учащихся  в  рамках  культурной  жизни  семьи, школы, района;
  • развивать  умения  создавать  художественные  проекты - импровизации  с  сохранением  образного  языка традиционных  народных  промыслов.

Содержание программы «Изобразительное  искусство. 5-9 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

  •  содержательно – деятельностный подход (учащиеся включены в активную учебную и художественно-творческую деятельность, ориентированную на положительный результат);
  •  системно - комплексный подход, который реализуется в процессе интеграции различных видов и жанров искусства, освоения выразительных средств различных способов художественной деятельности и их творческого применения учащимися;
  • личностно-ориентированный  подход (программа  построена  с  учетом  интересов  ученика, мотивации  успешности  его  деятельности, с  опорой  на  комфортную  атмосферу, стимулирующую  творческую  активность  личности);
  • региональный  подход (учитываются  художественные  традиции и  историко-культурные  связи, сложившиеся  в  различных  регионах  России).

В  программу  включены  основные  виды  художественно-творческой  деятельности:

  • ценностно-ориентационная  и  коммуникативная  деятельность (диалоги  об   искусстве);
  • изобразительная  деятельность (основы  художественного  изображения) – графика, живопись, скульптура;
  • декоративно-прикладная  деятельность (основы  народного  и  декоративно-прикладного  искусства, элементы  дизайна  и  архитектуры);
  • художественно-конструкторская  деятельность;
  • художественно-творческая  деятельность  на  основе  синтеза  искусств.

     В преподавании  материала по изобразительному искусству особая роль отводится современным мультимедийным технологиям обучения (виртуальные экскурсии, последовательность выполнения работы, мастер-классы, видеопоказы и т.д.). В работу внедряются инновации: использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, здоровьесберегающие, проектные  технологии.

       Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

      Каждая четверть рабочей программы имеет своё название. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

 3. Рабочая  программа  по  «Изобразительному  искусству»  ориентирована на  использование учебно-методических  и  дополнительных  пособий:

  • Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. «Изобразительное искусство 5 класс». Допущено Министерством  образования РФ. Москва, издательство «Просвещение»,2011 год.
  • В.Д.Дроздова «Поурочные планы по изобразительному  искусству» 5 класс. Издательство «Учитель». Волгоград, 2009 год;
  • О.А.Павлова «Изобразительное искусство 5-7 класс. Обучение  основам изобразительной грамотности» Издательство «Учитель», Волгоград,2009 год;
  • «Искусство  рисования  и  живописи. Шаг  за  шагом»: практический  курс. – Москва,2009 год;
  • «Рисуем  костюм»/ Авт. – сост. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов., Харвест, 2005 год;
  • Сокольникова В.С. Изобразительное  искусство: учебник  для  учащихся  5-8 классов: в  4 частях: Рисунок. Композиция. Живопись. Краткий  словарь  художественных терминов/ В.С.Сокольникова, В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – Обнинск: издательство «Титул», 2006 год;
  • «Цветочные  узоры  Полхов-Майдана». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2009 год;
  • «Дымковская  игрушка». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
  • «Хохломская  роспись». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
  • «Жостовский  букет». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
  • «Сказочная  гжель». Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;

Наглядно – дидактические  пособия:

  • «Дымковская  игрушка». Наглядно-дидактическое  пособие – мир  в  картинках. Москва, издательство «Мозаика синтез», 2011 год;
  • «Хохлома – изделия  народных  мастеров». Наглядно-дидактическое  пособие – мир  в  картинках. Москва, издательство «Мозаика синтез», 2010 год;
  • «Городецкая  роспись  по  дереву». Наглядно-дидактическое  пособие – мир  в  картинках. Москва, издательство «Мозаика синтез», 2011 год;

        Электронные пособия:

  • «Художественная  энциклопедия  зарубежного  классического  искусства». «Новый  диск». Москва, 2008 год;
  • «Эрмитаж. Искусство  западной  Европы». Художественная  энциклопедия. ЗАО «Интерсофт». Москва, 2005 год;
  • Мировая  художественная  культура. Библиотека  электронных  пособий. ЗАО «Инфостудия  ЭКОН», 2005 год;
  • «История  искусства» Министерство  образования  РФ. ГУРЦ ЭМТО «Кирилл  и  Мефодий», 2005  год;
  • «Шедевры  русской   живописи» издательство «Кирилл  и  Мефодий», 2005 год.

4. Программа по  изобразительному  искусству  рассчитана  на  34 часа  в  год.  В соответствии  с  базисным   учебным планом школы  в  2014 - 2015 учебном  году на изучение  изобразительного  искусства  в  5  классе  выделено   35 часов в год, 1 час в неделю, предусмотренного программой. Все  разделы  авторской  программы  для 5 класса сохранены, но  внесены  следующие  изменения  в  количество  часов для  изучения  отдельных  тем и включены в разделы рабочей программы.

Наименование раздела, темы.

Количество часов по плану

Фактическое количество часов

Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа

Тема «Братья наши меньшие в твоей жизни»

2 часа

1 час

3 часа

2 часа

  Таким  образом, вся  программа по  изобразительному  искусству  в  5 классе  составляет  35 часов   в   год.

5. Формы  организации  учебного  процесса  и  их  сочетание:

индивидуальные, групповые, работа  в  парах, коллективная, индивидуально-групповые, фронтальные.

Типы  уроков:  урок  изучения  и  первичного  закрепления  знаний, урок  закрепления  новых  знаний  и  выработки  умений, урок  обобщения  знаний, комбинированный  урок,  урок – игра, урок – практикум, урок- путешествие,  интегрированные  уроки.

6. Формы  текущего  контроля  знаний, умений, навыков, промежуточной  и  итоговой  аттестации  учащихся.

      Текущий, самостоятельная  практическая  работа, самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдение, контроль  выполнения  упражнений и   практической  работы, ответы  на  вопросы.

Формами контроля  на уроке являются устный опрос, творческие и практические  работы.

7.Результаты  обучения:

В  результате  изучения  изобразительного  искусства,  обучающиеся  должны  знать:

  • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический);
  • виды изобразительного  искусства (живопись, графика, книжная и печатная графика);
  • имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства  и их произведения;
  • выдающиеся  памятники  народного  деревянного  зодчества;
  • основные средства  художественной выразительности  в  изобразительном  искусстве (линия, пятно, цвет, ритм, тон, форма, перспектива, композиция );
  •  проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица, Троица), классической оперы, образа положительного героя былин и сказок народов России и мира).

Уметь:

  •  анализировать содержание, образный язык произведений  разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать  собственное  отношение  к  воспринятому  художественному  образу;
  •   применять приемы художественного конструирования объемных предметов  с  опорой  на  план  проектируемого  объекта;
  •  применять  художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;
  •  изображать  с  натуры, по  памяти  и  представлению фигуру человека, животных  с натуры, по памяти и представлению с передачей движения и пропорций;
  •  создавать эскизы декоративных композиций;
  •   изображать    с натуры, по памяти и представлению  предметы  несложных  форм  с  использованием  различных  графических  и  живописных  изобразительных  материалов;
  •  создавать эскизы декоративных композиций;
  • сравнивать предметы по форме, размеру, фактуре материала изображаемых с натуры предметов;
  •  самостоятельно  создавать тематические композиции с использованием  знаний народных  традиций  архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенности традиций искусства родного края;
  • создавать  эскизы  декоративных  композиций  с  использованием  знаний  построения  орнаментальных  композиций, элементарных  навыков  стилизации  формы  и  цвета  природных  форм;
  • работать в творческих группах.

Применять  полученные  знания и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни  для:

  •  эстетической  оценки  явлений  окружающего  мира;
  •  восприятия  произведений  искусства  и  высказывания  суждений  о  них;
  •  участия  в  культурной  жизни  семьи, школы, родного  края;
  • сохранения  памятников  истории  и  культуры  своего  Отечества, бережного  отношения  к  природе.

Карта программно-методического обеспечения предмета «Изобразительное искусство»                                                                                           в МОСШ  п.Верхнеказымский    на 2014 - 2015 учебный год

Учитель

Класс

Предмет

Программа  

(автор, составитель, сайт МОиН РФ; название; год издания)

Гриф МОиН РФ

Учебник

(автор, название, год издания)

Кол-во

недост.

Методическое   пособие

(автор, название, год издания)

Волкова Н.А.

5

Изобразительное искусство

«Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство 5-9 классы». Автор Т.Я.Шпикалова. Допущено Министерством образования и науки    РФ.      

Москва.«Просвещение», 2010 год.                                                                                                                      

Допущено

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. «Изобразительное искусство 5 класс». Рекомендовано министерством  образования РФ. Москва, издательство «Просвещение»,2011 год.

 В.Д.Дроздова «Поурочные планы по изобразительному  искусству». 5 класс. Издательство «Учитель». Волгоград, 2010 год.

Системно–деятельностная  основа  календарно-тематического плана по «Изобразительному  искусству»    5 класс

п/п

Наименование раздела

 и тематического блока курса

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

учащихся на уроке

Формы контроля

достижения целей

Материальное обеспечение

1

Образ матери-земли в искусстве

8

Беседы,дисскусии, поисковая  работа, просмотр слайд-презентаций, работа с книгой, художественно-конструкторская  и творческая деятельность.  

Индивидуальная работа.                                                                                    

Наблюдение.

Контроль выполнения практической работы.

Контроль выполнения тренировочных упражнений.

Ответы на вопросы

Акварель, гуашь, альбом,

простые и цветные карандаши,

Кисти.

Фломастеры,

учебные плакаты, книги по ИЗО, иллюстрации.

ЦОР, ПО.

2

Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве

8

Беседы, дискусии поисковая  работа, просмотр слайд-презентаций, работа с книгой.  Работа в парах,  

индивидуальная работа.                                                                                    

Наблюдение.

Контроль выполнения практической работы.

Контроль выполнения тренировочных упражнений.

Ответы на вопросы

Акварель, гуашь, альбом,

простые и цветные карандаши,

кисти,

цветная бумага, клей, ножницы,

учебные плакаты, книги по ИЗО, иллюстрации.

ЦОР, ПО.

3

Лад народной жизни и образы его в искусстве

10

Беседы, поисковая  работа, просмотр слайд-презентаций, работа с книгой, художественно-конструкторская  и творческая деятельность.  Работа   в парах,  

индивидуальная работа.                                                                                    

Наблюдение.

Контроль выполнения практической работы.

Контроль выполнения тренировочных упражнений.

Ответы на вопросы

Акварель,  альбом,

простые и цветные карандаши,

кисти,

пластилин,

Фломастеры,

цветная бумага, клей, ножницы,

учебные плакаты, книги по ИЗО, иллюстрации.

ЦОР, ПО.

4

Образ единения человека с природой в искусстве

9

 Поисковая  работа, просмотр слайд-презентаций, работа с книгой, художественно-конструкторская  и творческая деятельность.  Работа в группах, работа в парах,  

индивидуальная работа.                                                                                    

Наблюдение.

Контроль выполнения практической работы.

Контроль выполнения тренировочных упражнений.

Ответы на вопросы

Акварель, альбом,

простые и цветные карандаши.

Кисти,

пластилин,

фломастеры,

цветная бумага, клей, ножницы,

учебные плакаты, книги по ИЗО, иллюстрации.

ЦОР, ПО.

Календарно-тематический план  по «Изобразительному  искусству»  5 класс

№ п/п

Дата

Корректировка

Тема   урока

Номер и наименование практической и контрольной части программы

Домашнее задание:

- репродуктивный уровень (для всех);

- конструктивный уровень;

- продуктивный (творческий) уровень.

1

2

3

4

5

6

1 четверть (9 часов)

Образ матери-земли в искусстве (8 часов)

Блок 1. Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве ( 3 часа)

1

03.09.

Красота осеннего пейзажа.

Осенний пейзаж в технике монотипии.

Сбор информации по теме.

2

10.09.

Осенние мотивы.

«Осень в парке»

Найти стихи о природе.

3

17.09.

Осеннее настроение.

Иллюстрация к лирическим стихам русских поэтов.

Найти определение понятия  «натюрморт».

Блок 2. Гимн плодородию земли    в изобразительном искусстве (5 часов)

4

24.09.

Дары осени.

Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов.

Подобрать загадки про фрукты, овощи.

5

01.10.

Богатый урожай.

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и  овощей.

Найти определение понятия  «коллаж».

6

08.10.

Осень в твоем натюрморте.

Декоративная композиция натюрморта «Яблоки и рябина» в технике коллажа.

Подобрать изображения натюрморта.

7

15.10.

Осень в твоем натюрморте.

Декоративная композиция натюрморта «Букет  цветов  и  фрукты» в технике коллажа.

Оформление творческих работ.

8

22.10

Чудо-дерево.

Лепка декоративной  плакетки «Плодовое  дерево».  Стилизация.

Подобрать изображения набросков человека.

Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве (8 часов)

Блок 3. Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла (4 часа)

9

29.10.

Человек и земля-кормилица.

Зарисовка фигуры человека с натуры по описанию.

Подобрать пословицы о труде и отдыхе.

2 четверть (7 часов)

10

12.11.

Делу - время, потехе – час.

Эскиз композиции на тему «Осенние посиделки».

Сбор информации по теме.

11

19.11.

Осенние посиделки.

Композиции на тему «Осенние посиделки».

Подобрать потешки, шутки,прибаутки.

12

26.11.

Осенние посиделки.

Композиции на тему «Осенние посиделки».

Подобрать иллюстрации о зиме.

Блок 4. Образ времени года в искусстве как отражение  народных представлений о проявлении различных состояний                                       природы и жизни человека (2 часа)

13

03.12.

Зимняя пора.

Рисование по памяти пейзажа «Зимние причуды».

Подобрать загадки о зиме.

14

10.12.

Зимняя пора.

Рисование по памяти пейзажа «Зимние причуды».

Блок 5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев ( 2 часа)

15

17.12.

Портрет героев сказок и былин для  школьной новогодней галереи.

Портреты былинно-сказочных героев (по выбору).

Составить  кроссворд о сказочных героях.

16

24.12.

Портрет героев сказок и былин для  школьной новогодней галереи.

Портреты былинно-сказочных героев (по выбору).

Подобрать иллюстрации деревянных построек.

3 четверть ( 10 часов)

Лад народной жизни и образы его в искусстве (10 часов)

Блок 6. Польза и красота в образах деревянного зодчества ( 5 часов)

17

14.01.

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

Зарисовки деревянных построек своего города.

18

21.01.

Изба как модель мироздания.

Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома.

Сбор информации по теме.

19

28.01.

Изба- произведение русских  древоделов.

Конструирование из бумаги крестьянского подворья.

Сообщение  «Деревянное  зодчество».

20

04.02.

Фасад – лицо избы, окна – ее глаза.

Конструирование из бумаги крестьянского подворья.

21

11.02.

Фасад – лицо избы, окна – ее  глаза

Украшение готового макета крестьянской избы.

Прочитать сказку «Снегурочка».

Блок  7. Образ народной жизни в опере - сказке «Снегурочка» ( 2 часа)

22

18.02.

Декорации к опере-сказке «Снегурочка».

Эскиз декорации к сказке.

23

25.02.

Герои сказки в оперной постановке.

Выполнение эскизов костюмов персонажей к опере-сказке «Снегурочка».

Оформление творческих работ.

Блок 8. Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры ( 3 часа)

24

04.03.

Масленица – праздник конца зимы и начала весны.

Зарисовки по памяти людей в народных костюмах.

Сообщение «Широкая Масленица».

25

11.03.

Гулянье на широкую Масленицу.

Выполнение фигур людей в цвете.

Подобрать пословицы о блинах.

26

18.03.

Гулянье на широкую Масленицу

Составление панно «Широкая Масленица».

Оформление творческих работ.

4 четверть ( 9 часов)

Образ единения человека с природой в искусстве (9 часов)

Блок 9. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа (3 ч.)

27

01.04.

Братья наши меньшие в твоей жизни.

Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению.

Загадки о животных.

28

08.04.

Братья наши меньшие в твоей жизни

Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению.

Пластилин

29

15.04.

Животное и его повадки в творчестве анималистов.

Лепка с натуры, по памяти и представлению животного  с использованием разных приемов лепки.

Найти определение понятия  «экология».

Блок 10. Тема защиты природы в искусстве ( 2 часа)

30

22.04.

Экологическая тема в плакате.

Плакат «Экология в картинках».

31

29.04.

Экологическая тема в плакате.

Плакат «Пусть поют птицы».

Оформление творческих работ.

Блок 11. Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его  в искусстве ( 4 часа)

32

06.05.

Обрядовая кукла троицыной недели.

Конструирование Троицкой куклы в образе лесной девы.

Сообщение «Праздник Троица».

33

13.05.

Обрядовая кукла троицыной  недели.

Конструирование Троицкой куклы в образе лесной девы.

Сбор информации по теме.

34

20.05.

В Троицын день.

Композиция «Хоровод».

Подобрать иллюстрации – народные гуляния.

35

27.05.

В Троицын день

Композиция «Хоровод».