Кто украл учительскую радость? Часть первая "Черви"

Учителя не испытывают вдохновения. В школе такое ощущение, что ты всегда виноват и что-то не успел: то сдать отчет, то провести классный час. И не дай Бог кто-то подерется, кому-то не достанется обеда или ученица забеременеет — на учителя обрушится праведный гнев администрации, родителей и даже СМИ: «Как вы — учитель (!) — не уследили? Вы что, не умеете работать?» И даже теряешься, не зная, что ответить. Наверное, каждой ученице мне нужно дать по презервативу и строго отбирать ее друзей и следить… за ее «половыми контактами». А родители?

Родители тоже хороши: «Мы отдали ее в ваш класс. Мы на вас надеялись. Это же у вас высшее педагогическое образование. А мы — работаем, нам некогда». Действительно, как могли родители узнать, что их дочка в период полового созревания встречается со 20-летними парнями из соседнего двора. Вся школа об этом знает: одноклассники, учителя, даже первоклашки. Но родители не знали. И виновата теперь школа, виновата я.

Знакомая ситуация? Иной раз и в школу-то боязно идти: что еще стряслось? В чем еще я, мы, учителя, виноваты? И начинаем себя «загонять», нагнетать обстановку, везде искать подвох и из каждого такого случая, даже если он произошел в другой школе и даже в другом регионе, раздувать слона — как будто это с нами лично стряслось, как будто это мы виноваты и претензии общественности — к нам.

После громких дел и передач Малахова в учительскую можно не заходить — там ораторствует «стажист» Марья Петровна: «В наши времена такого не было! Опять школа во всем виновата! Этот Малахов…» и пошло-поехало часа на полтора. И все соглашаются, кивают, вставляют свои реплики.

«А первый класс какой бешеный! — продолжает она. — Гиперактивные, наглые, сидеть спокойно не могут, ничего не слушают, по коридорам носятся — того и гляди сшибут. Я им слово, они мне — два. А этот, Иванов, я ему говорю: «Замолчи!», а он сидит, смотрит на меня и ухмыляется. Безобразные дети! А дальше — будет хуже, они своих нарожают».

Вся школа, получив дозу этого «дальше — будет хуже» на нервах: каждая из нас, учительниц, нет-нет да и выскажет всё, что накопилось за день: у одной ученики не слушались, у другой — кидались записками, у третьей — слушали музыку.  Марья Петровна права: безобразные дети, невозможно работать.

Но так ли это? Зачем себя накручивать, размышляя о ситуации, произошедшей за 500 километров? А если там учитель действительно виноват? Что уж такого невообразимо ужасного в том, что дети бегают по коридорам и кидаются записками? А вы сами не кидались? Представьте на минуту, что вы, будучи ребенком, против своей воли вынуждены шесть дней в неделю отсиживать по шесть уроков. В буквальном смысле отсиживать: ни повернуться, ни сесть «криво», ни наклониться нельзя — вот парта, вот деревянный стул — сиди и работай молча. И мы хотим, чтобы растущий ребенок и на перемене сидел смирно? А когда видим бегущего ребенка, думаем, что это «поколение дегенератов»?

Когда я только пришла в школу, я свято верила Марье Петровне: слушала ее, сокрушалась, возмущалась несправедливости. Ровно до тех пор, пока не поняла, что мои расшатанные нервы, вечное недовольство всем и вся, плохое самочувствие —  оттого, что я сама себя накручивала, «варилась» в этом котле вечного негатива. И я стала избегать общения с недовольными и увидела, что в школе есть другие учителя: они с радостью идут на работу, и ученики у них не «дебилы».

Позже в какой-то статье я прочитала, что если в коллективе завелся такой «червь», который расшатывает коллектив, его нужно сразу же уволить, как бы хорошо он ни работал. И я понимала, почему.

А сколько таких «червей» в наших школах, на семинарах, методических объединениях? Трудно вспомнить хотя бы день, в котором мы бы не оказались в области досягаемости такого червя и не попали под его влияние. Кто забирает нашу учительскую радость? Почему раньше, в первые годы работы, мы летели в школу на крыльях, были полны идей и вдохновения, а сегодня — бредем навстречу «отвратительным детям» и проблемам?! Почему мы разрешили им, червям, захватить себя, питаться нашей энергией, забрать у нас счастливую жизнь в профессии?


Наталья Генералова, источник: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-5085.

Кадр из к/ф "Доживем до понедельника"

 

Комментарии

Лукина Ирина Викторовна

Замечательная статья - все слова в точку . Тенденция к тому ,чтобы обвинить ребёнка в том , что он ведёт себя как ребёнок , растёт в детских учреждениях, как в школьных так и в дошкольных . Снимая с себя всю ответственность за поведение ОТЧАЯННО СКУЧАЮЩЕГО воспитаника ,нам проще пришить ему ярлык , а вместе с ним и всему его поколению , чем попытаться самим попробовать на своём педагогическом поприще следовать идее "Если не творчески , то зачем ? " и впечатляться от слов "стажистов" Марий Петровных ,удручённо кивая ей в ответ головой ,расписываясь в своём бездействии ....

Тучак Анна

Порой для этого самого творчества катастрофически не хватает времени : отчеты, разработки, планы ...Учитель погряз в мелочах , которые он обязан сделать , сдать , закончить .. Когда ему творить ?? Всегда больно и стыдно за собратьев по профессии . Живо ощущаю принадлежность к тем , кого так часто осыпают упрёками, обвинениями : и тут учитель не проявил педагогическую зоркость , и там поступил не по-человечески...Для творчества нужна особая среда и душевные силы . Среду каждый учитель выстраивает сам ; зачастую -методом проб и ошибок . Время тратит на всевозможную бумажную возню .Поэтому всегда во всём виноват . И сам себя презирает за бессилие . А так хочется сеять то самое , которое и разумное , и доброе , и вечное ...(Крик души )

как когда? на уроке! а все те обязательные "мелочи", в которых вы "погрязли" - во все свое свободное время от урока. ...

Тучак Анна

В своё свободное время мечтаю изобретать , придумывать и сочинять .. Чтобы мой любимый предмет преподать так , чтобы он стал любимым у детей . Но его (времени ) нет вообще . Надо печатать отчеты , списки , базы данных ..

Чернышев Александр Юрьевич

Обидно, что школа превратилась в бюрократическую структуру. Предложили мне заключить трудовой договор, сказал "спасибо", слово "сотрудничество" с некоторых пор мне милее слова "трудоустройство", все, что мешает мне работать с учениками, я отметаю. Могу придти с удовольствием к вашим ученикам. Только я и они! И никакой бюрократии! Приглашаю учеников в "друзья" Вк, вместо отчетов - личные контакты, отзывы,вместо дневников - обмен заданиями по электронной почте. Консультации - в любое время, когда есть скайп. Только живое общение!
Я думал, что уйдя из системы, я ушел из профессии. Ученики меня в нее вернули. Когда есть рядом ученики, никакие "черви" не страшны...

Радость можно украсть только самому у себя. Например, если слушать глупости и верить им. Никто и никогда не подарит нам радость, если мы сами её не сделаем для себя.

радость на фоне от услышанной глупости....?

Селютина Надежда Анатольевна

Сами у себя и украли.

Фенина Светлана Анатольевна

хорошая статья, спасибо. считаю, если человек хочет радоваться, то будет это делать, несмотря ни на что.
надо уметь не поддаваться негативному влиянию. если мы, педагоги, не можем этого сделать, то чему мы сможем научить детей?

Согласна с вами. только хочу добавить: мы еще и психологи!

Согласна с Вашими комментариями,нужно просто уметь радоваться успехам наших детей и не обращать внимание на негатив, который есть и к сожалению будет.

Хадеева Валентина Александровна

Я согласна с комментарием: "Радость можно украсть только самому у себя." Если реально смотреть на жизнь, то на самом деле "червей" мало, просто в какой-то период времени они часто встречаются.
Нужно жить на позитиве и находить вдохновение, если его потеряли. Удачи!
Не торопитесь отвергать,
Когда вам душу открывают…
Достаньте мудрости печать,
Сумейте просто промолчать!
Вы ведь сумеете, я знаю.
Читать полностью: http://www.isbranoe.ru/content/ne-toropites-ukhodit

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо за позитив!

Васильева Елена Тихоновна

"Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко!
Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. "
Антон Павлович Чехов

Медведева Вера Алексеевна

Да, родители - такие... Да, и ученики - такие-растакие... А всё-таки с учениками-то и можно душу отвести. И урок провести интересный. И вне урока пообщаться. А вот с администрацией... Что мне сегодня в первую очередь?.. Отчёт сдавать? Ой, там уже очередь... Деньги за охрану! Кошмар, трое не сдали, придётся свои вложить... В перерыв между сменами хотела в книжный сбегать, новую методичку посмотреть? Нет, совещание назначили... И т.Д. - до бесконечности.

Зарьянова Марина Кирилловна

Согласна с Вами, Вера Алексеевна, у нас даже поговорка в садике появилась среди педагогов: "Все хорошо у нас в работе и совещания, и мастер-классы, и оформление уголков... только если бы при этом еще и за детьми не присматривать, а не то что с ними играть-заниматься"

Абрамова Ольга Анатольевна

В точку.

т.е. больше текучки, чем профработы. точно! у нас то же самое.

Орлова Елена Алексеевна

В школе работать на самом деле не просто,необходимо любить свою работу,а это наши дети,очень разные ,есть и " трудные",но и с ними возможно найти контакт! В последнее время напрягает всё больше рутинная работа:отчёты,протоколы,конспекты,совещания,совещания и постоянно какие-то новые директивы без конца и края!

Наталья Максимовна Ветюгова

Полностью с вами согласна, я думала это только у нас, а не во всей стране!

Колесниченко Екатерина Сергеевна

Совершенно верно! Не дети виноваты, а постоянные требования и совещания, на которых переливают из пустого в порожнее...

Марденская Светлана Фёдоровна

Не думаю, что так уж много "Червей" в школе. Просто педагоги думают иначе, чем все остальные и имеют своё мнение. Если мнение отрицательное - пожалейте такого учителя.

Орлова Елена Алексеевна

Почему учителя у которого отрицательное своё мнение нужно жалеть,а не лучше ли разобраться в ситуации и поддержать его,если его утверждение справедливо!

потому что молодые не разделяют с вами мнения

Аладышева Татьяна Петровна

"... если в коллективе завелся такой «червь», который расшатывает коллектив, его нужно сразу же уволить" Кого увольнять-то - директора? Кто уволит?
А причин для учительского пессимизма много. Это и "смешные зарплаты" и пресловутые стимулирующие выплаты.

Полянских Нина Николаевна

Увы, уже нет и этих "пресловутых стимулирующих". Работать учитель стал больше, а получать меньше. При этом администрацию вовсе не волнует, насколько ты профессионально одарён. Не сдал какую-нибудь бумажонку-таблицу, которым несть числа, угрозы и жесты на дверь!

Орлова Елена Алексеевна

Везде одно и тоже:добросовестные люди не нужны в государстве,нужны подхалимы у которых все"бумажки"в порядке,умеют вовремя похвалить администрацию и всё в порядке!

Тучак Анна

Вы правы .А стимулирующие - не просто смешно , а - обхохочешся .. Зато название впечатляет .

Лукина Ирина Викторовна

Когда учитель ( педагог ) говорит о своей зарплате ,мне вспоминаются слова моего преподавателя по педагогике : "Вы же эту профессию выбрали из-за любви к детям ? А за любовь кто же платит ? " К сожалению , в нашей стране профессия педагог действительно расчитана на самоотверженных людей . Зарплата вряд ли может служить стимулом нашей работы , здесь на первый план уже выходят другие ,не материальные ценности , соответственно ,и радость педагог может испытывать не только в день зарплаты , а от ежедневного общения с детьми.

Орлова Елена Алексеевна

Всю жизнь работала за очень низкую зарплату ,а теперь очень сильно стала задумываться,а почему мы не должны жить достойно,мы рабы которые отдали себя системе бесплатно в ущерб себе своему здоровью,своей семье(если получилось её создать),своим детям! И всё это из-за большой любви к профессии! Вот банкир например тоже любит свою работу,но получает он раз в 5-7 больше чем учитель,почему?

Скворцова Галина Владимировна

Каждый заслуживает то, что он заслуживает...

Чернышев Александр Юрьевич

Фатализм. Каждому - свое. Нет уж. Каждый день своей жизни я, Вы, все мы и наши дети заслуживаем большее

Вы считаете , что наше учительство ЭТОГО заслуживает?

Орлова Елена Алексеевна

Вы наверное банкир,только банкир не заслуживает,а получает совсем другую зарплату наживаясь на трудностях других людей!Это для Скворцовой Г.В.

Прохватилова Ольга Валентиновна

Работа должна приносить или деньги, или огромную радость!!! Поэтому - мы все в школе, т.к. общение с детьми доставляет нам большое удовольствие!!!

Чернышев Александр Юрьевич

Отменить зарплату учителям!!!

То - то в школе все женщины. Им же зарабатывать не надо. Их мужья кормят...

Чернышев Александр Юрьевич

Кстати, герой фильма был не женат и жил с мамой.

Чернышев Александр Юрьевич

Моя жена - участковый педиатр с 18 тысячами зарплаты. Она испытывает те же самые чувства, что испытывал я, испытываете вы,когда зарабатываете такие деньги в образовании. Она также загружена писаниной, как все педагоги. Два бюджетника в семье = это слишком. Всюду одинаковая ситуация. Живут только черви-паразиты. В России сегодня для них питательная среда. Не хочу такой участи ни жене, ни себе, ни моим детям. В это же самое время по ТВ показывают, как в Москве продают бюджетные места в вузах, липовые дипломы, а несчастные доценты стыдливо показывают квиточки о зарплате корреспонденту.
Это такие черви (не тронем хороших червей - тружеников), такие ПАРАЗИТЫ вокруг, что уже сами себя пожирают.Я не могу это изменить, не можете вы, не может автор это явно незавершенной статьи, выплескивающий свое раздражение против "червей". Такое сегодня может высказать каждый из нас.
Что делать? Ответ каждый находит сам.
Не устраивают обстоятельства - измени их.
Не можешь изменить обстоятельства - измени себя.
Соглашаешься с нетерпимым - готовься к деморализации.
Я изменил себя. Вышел из системы, чтобы обрести новое качество. По крайней мере, с подобными "червями", которых здесь перечислили коллеги, больше не соприкасаюсь. Ученики дарят позитив. Вот сейчас выпустил на экзамен и чувствую некоторую неприкаянность.
Так что я согласен с коллегами, просто надо всегда держать в голове мысль: мы работаем не для начальства, не для аттестационных комиссий, с ними просто надо как можно реже соприкасаться. Не больше, чем это неизбежно.
- И хорошее настроение
Не покинет больше вас...

А радость и деньги не совместимы для УЧИТЕЛЯ?

Чащина Вера Александровна

Радости в школе больше, чем разочарования. Пусть маленькая зарплата (да, обидно!),но позитива, общения, радостных глаз, улыбок, хороших слов, больше. Люди получают большие деньги, но не могут общаться как мы, учителя. А "черви" тоже нужны. Даже в земле, на даче, они полезны, яблочко с червячком живое, без консервантов...Ищите позитив и найдете.

Георгиева Марина Олеговна

Плохих детей нет!
Есть дети несчастные, не забывайте об этом, дорогие учителя...

Да, в школе стало много рутинной работы: бумага,бумага......А где ЧЕЛОВЕК?

Статья очень полезная,в какой-то мере и познавательная... Только больше всего мы сами себя превращаем в "червей" т.к. возмутиться не имеем права и на многое другое тоже. А из уст руководителей часто слышится "не нравится, не поддерживаете ... ищите другое место работы" или "будете директором, тогда и так поступите"... миром происходит бездушие и ... страшно подумать что ещё, а ЖИТЬ мы забыли КАК. Нас гнут и ломают как угодно и чем угодно, при ЭТОМ забывая, что МЫ все ЛЮДИ...

да. ... страшно то, что все это происходит с молчаливого нашего согласия. мы ведь сознательные, понимаем все трудности и наши и гос.бюджета, да и наше образование и воспитание не позволяет нам бунтовать.

Сергеичева Наталья Юрьевна

Наверное, я "червь". Да, во мне сидит много негатива. Но дети тут ни при чем. А такие как вы радостно со всем соглашающиеся и за копейки кланяющиеся - Системе и нужны.

Чернышев Александр Юрьевич

Наталья Юрьевна, я тоже - "червь". Для Системы, не для детей.

Орлова Елена Алексеевна

Наталья Юрьевна,вы очень правы! Те кто не согласен с негативными явлениями в обществе и в России неудобны для властных структур,поэтому и выходят такие статьи!Люди разные,может быть есть и вечно всем недовольные,но те кто говорит правду это не "черви"-это очень неудобные многим другим люди!

Георгиева Марина Олеговна

А первый класс какой бешеный! — продолжает она. — Гиперактивные, наглые, сидеть спокойно не могут, ничего не слушают, по коридорам носятся — того и гляди сшибут. Я им слово, они мне — два. А этот, Иванов, я ему говорю: «Замолчи!», а он сидит, смотрит на меня и ухмыляется. Безобразные дети! А дальше — будет хуже, они своих нарожают

И вот причём здесь система? И властные структуры?
Вопрос о червях - это вопрос о пессимистах. И в статье речь идёт не о деньгах, а о людях, которые всем недовольны.
Я таких людей не слышу. Могу выслушать, пожалеть... Но сочувствия они не вызывают.

МОЛОДЕЦ!!!

Гурьева Наталья Александровна

Вопрос остался открытым! И после данной статьи можно долго размышлять о нашей профессии... Для чего тогда оставаться в профессии, которая не несет радости и удовлетворения?!...

Страницы