Как найти общий язык с детьми и их родителями?

Сегодня мне бы хотелось поговорить о том, как можно найти подход к «трудным» детям и «интересным» родителям.

Дело в том, что очень часто слышу от коллег не очень лесные отзывы в сторону и детей и родителей. И даже послушав суть проблемы, и даже будучи согласной, что дети или родители не правы, а претензии не обоснованы, где то в глубине души понимаю, что именно учитель ДОЛЖЕН пойти на встречу. Почему?

Во-первых учитель мудрее, во-вторых, воспитание – это его профессия, в - третьих, все учителя изучали психологию, в-четвертых, мы выбрали эту профессию и надо сделать так, чтобы она приносила нам удовольствие. А как этого добиться? Лично для меня, гармония, получение позитивных эмоций от моей работы – это самой главное. И здесь важно найти общий язык с детьми, со всеми без исключения. Казалось бы, на первый взгляд, очень сложно и даже невыполнимо. «Я же не пряник, чтобы всем нравиться». Но нужно.

Дети очень разные: есть одаренные, которые схватывают все налету и которым нужно все больше и больше новой информации, за которыми учителя еле успевают; есть практически необучаемые, для которых запомнить и  удержать в памяти несколько слов целая проблема; есть послушные и тихие, которых подчас мы можем даже не замечать, но которым тоже нужно внимание;  а есть активные, неудержимые, с явными проблемами нервной системы, которые могут выказывать  неуважение ко всему, что касается норм и правил.

Они все такие разные и все они вместе. Так как же найти к ним подход ко всем и сразу.

  1. Присмотреться, не делать поспешных выводов. Поговорить с другими учителями.
  2. Лично для меня, должно пройти не меньше месяца, а то и двух, чтобы определить психо-тип и характер ребенка.
  3. Немало важно, узнать о семье ребенка, заочно познакомиться с родителями. Ребенок – это отражение своих родителей. Конфликты в семье сказываются негативно, на учении и поведении ребенка, кто-то становиться тихим и замкнутым, а кто-то наоборот шумным и конфликтным.
  4. После того, как мы их все узнали и «условно поделили» на несколько групп, можно начинать работать с каждой группой в отдельном направлении.
  5.  Умных нужно загружать работой, таких детей в группе один или два , но они успевают в разы больше, чем все остальные, их планка гораздо выше, их способности и мотивация позволяют им добиваться больших успехов.
  6. Очень слабым ребятам нужно давать задание по силе, чтобы поставить их в ситуацию пусть и маленького, но все же успеха. Их нельзя ни с кем сравнивать. Их успехи и достижению сравниваются только  с их предыдущими успехами. Для них важно полностью не утратить желание учиться.
  7. Очень тихие и замкнутые дети - самые загадочные. С ними нужно много общаться лично, нужно найти и узнать их интересы и таланты, раскрыть их и показать одноклассниками. Нужно помочь раскрыться, а не замкнуться окончательно.
  8. Ну и на конец, самый эмоциональный тип детей, детей, которые не дают покоя. С ними нужно запастись терпением, самообладанием, настойчивостью. Главное не опускать руки. Даже такие дети, все понимают и видят, когда учитель относится к ним с добротой и пониманием.

И если нам удастся к ним ко всем найти подход, то и проблемы с родителями отпадут сами собой. Ведь все мы помимо того, что мы учителями, еще мы и родители. И все мы  спрашиваем у своих детей: «Ну какой у вас учитель? Добрый? А на уроке интересно? А как спрашивает? А много задает? Ругает? За дело? А тебе нравиться твой учитель?»

Если нас как родителей устраивает ответ и ребенку нравиться учитель, то этот учитель понравиться и родителям. А это поможет в будущем построить деловые отношения между учителем, учеником и родителями, отношения в которых все будут действовать сообща.

 

Так вот, в заключении, хотелось бы сказать, что путь к сердцу ребенка лежит только через доброту и понимание. А путь к пониманию с родителями лежит  через хорошие взаимоотношения с их детьми.

P.S.  Хотелось бы узнать с какими интересными ситуациями сталкивались  другие учителя и как из них выходили)

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Стоит призадуматься.

Лариса Станиславовна Фурман

Очень интересные рассуждения. Дают хороший эмоциональный положительный заряд педагогу при прочтении и стимул дальнейшего поиска путей сотрудничества с воспитанниками и их родителями.Хотя я не со всем согласна, но в целом очень солидарна с автором.
Хотела бы добавить, что нельзя забывать, что мы - учителя тоже люди. Да, профессионалы педагогики и психологии, но тоже люди. И имеем право на усталость и ошибку. Главное - не бояться этого признать.
У меня в этом году была такая ситуация с одним из родителей. И я сумела её исправить, остановить конфликт, признав свою ошибку и извинившись перед родителями. И считаю, в этом тоже показатель силы характера и профессионализма, т. к. только сильный и профессиональный человек не боится признать, что был не прав.

Спасибо за отзыв. На самом деле когда писала, даже забыла, что учитель человек) Я обычно вспоминаю об этом, когда выхожу из школы)И ошибки действительно бывают у всех. главное вовремя их осознать и постараться исправить.

Охотникова София Анатольевна

Полностью согласна с Анной Андреевной.
Был случай, когда мое личное восприятие ребенка складывалось из внешнего восприятия. Когда с учеником поговорила, познакомилась с семьей, поняла духовный мир ребенка, и ребенок стал лучше учиться, и я стала по-другому к нему относиться. А еще был случай, когда в своем ученике я узнала типаж своего сына и вдруг сами подобрались ключики к ребенку.
С родителями другой момент. Взрослые уже хитрее, выйти на уровень доверия очень сложно. Я иду через успехи ребенка, когда просто добиваюсь выполнения моих требований и, получив результат, показываю их родителям. Конечно, гордость родителей за своего ребенка меняет мнение об учителе.

Спасибо за отзыв. У меня тоже сын, и достаточно сложно с ним бывает. И когда мне попадаются похожие ребятки, и с ними и с их родителями я очень быстро нахожу контакт.

Абукова Ирина Геннадьевна

Я согласна, что путь к ребенку лежит только через доброту и понимание. И не важно какой это ребенок, все мы знаем, что дети разные и в каждом из них есть то загадочное и присущее только ему, к чему мы взрослые должны найти ключик.

Сенина Екатерина Викторовна

Добрый вечер. Коллеги, совершенно с Вами согласна. Но хотела бы добавить. Я работаю воспитателем. И долгое время работала только с детьми от 2 до 3 лет, а это значит, что у меня каждое 1 сентября начиналось с новыми детьми и новыми родителями. За несколько лет я заметила, что с каждым годом все больше родителей приходят изначально настроенные на то, что ребёнка тут не любят, не ждут, это можно называть как Вам угодно. Но суть в том, что родители боятся оставить ребёнка, не доверяют педагогам. И конечно должно пройти какое-то время пока родители поймут, что это не так. И нам в этой ситуации могут помочь терпение, тактичнось и не малая доля внимания, умение предотвратить конфликт, ведь в такой ситуации может оказаться любой учитель или воспитатель, которого родители видят впервые, не зависимо от того в каком возрасте ребёнка он появляется в его жизни.

Лариса Станиславовна Фурман

Я могу отметить обратную ситуацию: появляется больше родителей, которые хотят быстро оставить ребёнка и идти по своим делам. А если как-то ситуация не складывается, ребёнок капризничает и др., отказываются от занятий вообще. Стало меньше родителей, соглашающихся сопровождать ребёнка на занятиях, пока ему это нужно. Хотя у меня есть несколько примеров, когда родители, проявив действительно огромное терпение, помогли ребёнку преодолеть сложные периоды развития, стабилизироваться, войти в детский коллектив. Есть мамочки, которые на протяжении всего учебного года сопровождают ребёнка на занятиях, и он спокойно постепенно справляется со своими страхами, обретает чувство уверенности. Я тоже работаю с детьми с 3-х лет.

Добрый день, спасибо за комментарий. В прошлом году отдавала младшую дочку в садик и тоже переживала именно за воспитателей. Но как только познакомились и пообщались, все волнение прошло. Мой ребенок с радостью с утра собирается в садик. Бывает конечно всякое, но нам очень повезло. И думаю, что все-таки добрых, отзывчивых и любящих детей педагогов, которым можно доверить своих детей, гораздо больше.

Барткевич Екатерина Алексеевна

Добрый день, спасибо Вам за возможность отразить свой опыт, еще раз проанализировать свои поступки нам, учителям.
Хочу отметить, что в статье присутствуют ошибки: 3.Немало важно (пишется слитно); пункт 3 - негативно, на учении и поведении ребенка,... (первая запятая не нужна); пункт 3 - кто-то становиться тихим и замкнутым.... - становится пишется без Ь. Поймите правильно, когда мы пишем грамотно, это здорово. Ошибки появляются тогда, когда поток мыслей идет и мы хотим записать мысль, чтобы ее не потерять.
С ув., Е.А.

Добрый день, действительно писала на одном дыхании) Не могу сказать , что сильно торопилась) Но видимо с английским у меня немного лучше, чем с русским)

Дружинина Маргарита Станиславовна

Здравствуйте) Спасибо за интересную и полезную статью. Для меня важно то, о чем вы написали так как у меня очень сложный класс. У меня есть дети не только 7 лет, но и 8, 9, 10. При этом есть узбеки, киргизы, армяне, да еще и семьи некоторые стоят на учете в полиции. Короче ужас!) я вообще первые полгода плакала, хотя я строгий учитель, но это не всегда помогает, отдачи мало. Потом взяла себя в руки и настроилась.

Добрый день, могу представить как вам тяжело найти общий язык с теми, кто и по-русски с трудом видимо разговаривает)Желаю вам терпения и энергии)Не падать духом, и смотреть на эту ситуацию и этих детей как на жизненный опыт.

Дружинина Маргарита Станиславовна

Спасибо, буду стараться...)

Батуринец Евгения Викторовна

Добрый день. Я полностью согласна с Вами, что путь к сердцу ребенка лежит через доброту и понимание, но трудность нашей профессии часто заключается в том, что необходимо быстро принять решение в сложившейся педагогической ситуации и увы не всегда получается сделать это правильно. Конечно можно и даже нужно исправлять свои ошибки главное вовремя их увидеть, осознать.Наверно в этом и заключается профессионализм воспитателя,учителя.

Добрый день, спасибо за отзыв. Да все мы люди, и совершаем ошибки, главное не бояться их признавать)и исправлять)

Широкова Ирина Борисовна

Читала статью и вспомнилась фраза "Со мной трудно, но любимые справляются". С какими бы детьми нас не сталкивала школьная жизнь, нужно помнить, что во главе отношений ученика и педагога - понимание и желание понять своих воспитанников, проникнуться проблемами со стороны самого педагога, и тогда можно рассчитывать на доверие учеников и родителей учеников. Когда я переходила в другую школу мне администрацией этой школы было предложено классное руководство 8-го класса. Закрались сомнения по поводу дисциплины и успеваемости этого класса в не лучшую сторону, так как были и другие учителя - "старожилы" школы, свободные от классного руководства, но не пожелавшие взять этот класс. Сомнения оправдались. Ни один учитель - предметник, работающий в этом классе, не сказал мне ничего хорошего. Наверное, меня это и подстегнуло. Я решила сфокусироваться только на положительных сторонах класса и положительных качествах своих учеников, ведь не может быть всё только плохое(!!!). И как результат: через полгода удалось наладить отношения и с учениками, и с родителями учеников. А когда класс выпускался, то все учителя только сожалели и гордились одновременно нашими ребятами. Какой посыл идет от учителя, такова и ответная реакция учеников. От учителя зависит очень многое, и, конечно, никто не забывает о нашей человеческой сущности, имеющей право на ошибку, и в идеале, умеющей её признавать...

Яковлева Татьяна Анатольевна

Спасибо! Так правильно сказать, а главное коротко и ясно. Обязательно применю в работе с классными руководителями.

Метлицкая Антонина Александровна

В статье есть фраза: "что путь к сердцу ребенка лежит только через доброту и понимание. А путь к пониманию с родителями лежит через хорошие взаимоотношения с их детьми" В своей практике встречалась с обратной ситуацией.Выпустила класс, но остался осадок что так и не смогла за 4 года найти взаимопонимание и хорошее отношение с одной из "мамочек", хотя к её девочке относилась очень хорошо, она отличница, я её по-всякому нахваливала, отмечала и тд. Но - мама... вне всякой педагогики и психологии. Перепробовала всякие методы и техники, ничего не вышло, к сожалению

Мазурова Ольга Геннадьевна

Антонина Александровна,здравствуйте! Как мне знакомо это чувство. За 30 лет работы в школе я отметила для себя интересную особенность в общении с разными детьми и их родителями: долго нас помнят и с уважением относятся дети,которые учились в школе удовлетворительно,были шумными. Дети,с которыми приходилось переживать массу всяких ситуаций. А отличники не общаются с учителем, забывают о нём,закрыв школьную дверь. Мой коррекционный класс спустя годы приходит на 1 сентября в школу с цветами и садится за парты рядом с моими теперешними учениками, и я понимаю,что в душах этих детей есть для учителя местечко)

ДД, спасибо за отзыв. Согласна, что встречаются все таки такие дети и родители, до которых учитель так и не может достучаться, но лично я, отношусь к этому как опыту. Очень понравилась ваша фраза: "вне всякой педагогики и психологии". И такие тоже бывают)

Коннова Наталья Борисовна

Мой интерес всегда вызывают статьи по психологии, они мне просто необходимы, как воздух, в работе. Прочитав их, стараюсь следовать строго советам специалистов. Иногда случается непредвиденное, и такое бывает. Статьи, рекомендации, теория-это одно, а практика-критерий истины, совсем другое. В школе работаю уже 30 лет и 3 года(дети в шутку говорят, как в сказке). Искала подходы, ключики к детям с самого начала своего педагогического пути и до сих пор ищу, потому что нет одного универсального ключа, они все закрыты на разные замочки, а ключи нужно искать и искать. Выпущено много классов, учеников, всегда вспоминаешь их и родителей. они, как и мы, педагоги, все разные. Конечно, возникают проблемы и с детьми, и с родителями, но если ты умеешь их разрешить мирно, без конфликтов, по-доброму, честь тебе и хвала. но, увы, не всегда это получается, хотя в большей степени зависит от педагога. Нужно быть толерантным человеком, понимать, принимать и прощать детей, а также их родителей.
Еще учась в школе, мне запомнился такой пример из жизни- воспитание добротой. Как-то наш директор школы собрала всех мягко сказать возмутителей спокойствия, хулиганов, нарушителей дисциплины, вообщем сложных и трудных подростков и отправила их в Москву на экскурсию. Конечно же, они не исправились все сразу и не стали очень положительными и избавились от своих привычек, но, каково было их изумление, когда они узнали, что едут именно они, а не отличники и активисты.Что говорить, когда они оказались в самой столице-в сердце нашей Родины и посетили такие уникальные места: мавзолей, Храм Василия Блаженного, Кремль... Жили в шикарной гостинице ВДНХ! Все было просто здорово и отлично! По приезду было много впечатлений, положительных эмоций, они это запомнили на всю жизнь и были благодарны. На вечере встрече выпускников частенько вспоминали эту поездку в Москву, вспоминают и по сей день.
Анна Андреевна, спасибо.

Карасева Марина Ивановна

Спасибо за статью. Совершенно с вами согласна. Статья познавательная, можно использовать в работе.

Мягкова Алла Владимировна

За долгое время работы в школе всякое было в моей учительской жизни. Конфликты, к сожалению, с родителями учеников тоже, пусть и очень немногочисленные, случались. Такие семьи у меня" под особым вниманием".Хочу понять молодых родителей.Советуюсь с нашим молодым, но очень мудрым школьным психологом: как лучше поступить? Иду в эти семьи пообщаться вне школьных стен,т.е. в нефициальной, домашней обстановке. Главное, найти добрые слова в адрес ребенка и его родителей!Добро порождает добро. ЭТО ПРАВИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ.

Гимельберг Анна Валерьевна

Спасибо за статью. Помогает адекватно рефлексировать свою работу с детьми и родителями.

Грекина Татьяна Леонидовна

Очень интересно! Я и сама спрашиваю у сына какие у него учителя в школе))))

Бережная Ирина Ивановна

Конечно, я со всем согласна,но, никто не снимает с родителей ответственность за воспитание собственного ребёнка.Иначе, учителю грозит быстрое эмоциональное выгорание...

Николаева Людмила Сергеевна

Я считаю так, все дети разные, и ко всем нужен свой подход, так же как м родители, у них свои заботы, свои проблемы. Как педагог, я считаю, что, чтобы не было конфликтов, педагог должен их разрешать сама, все мы учились, на учебе все рассказывает и как преодолевать неприятные ситуации. Без психологии некуда, как есть одна известная фраза "«Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна»"

Грабовская Вера Александровна

Полностью согласна с Анной Андреевной ситуации бывают разные и разные подходы в них у нас педагогов.

Кульмаметова Ольга Александровна

По данной теме советую книгу "Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей" — Медведева И.Я., Шишова Т.Л.Б, не смотря на то что книга написана для родителей и воспитатели многое найдут и пополнят знания.

Почему-то самым сложным в работе педагога всегда казался вопрос отношений с родителями. На втором месте- с коллегами. С детьми проблем серьезных не возникало.

Зацепин Валерий Валерьевич

Не знаю. Я не думаю о том. Как-то само собой находятся и языки и другие части тела. Как можно быть равнодушным к проблемам своего ребёнка. Это что ещё за родители такие?

Комардина Марина Евгеньевна

Спасибо за интересную публикацию.

Ирина Николаевна Ильичева

Спасибо автору Анне Андреевне, за интересную статью. Замечательно изложены тезисы и все разложено по полочкам.Читая комментарии узнала ситуации из жизни детей и родителей на работе( ясельная группа детского сада) и у себя в семье (дочь закончила 10 класс). Очень много зависит от воспитателя или учителя или других специалистов работающих с детьми и родителями- и как им, а в итоге и нам будет комфортно от такого взаимодействия. А в итоге и во многом зависит поведение, учеба, воспитание и дальнейшая судьба ребенка, его выбор дальнейшей учебы или работы, после школы или вуза . Но в тоже время, мы не должны забывать, что являемся носителями знаний и умений ,а слово "Учитель"=Воспитатель"- это звучит гордо!!!

Иванова Ольга Александровна

Благодарю Вас за поднятую ,актуальную тему . Но диалог возможен только при желании обоих сторон . Ох как часто это только односторонний позыв и учителя изначально не готовы услышать. Боремся и с этим))

Чибиекова Наталья Викторовна

Отличные тезисы для работы. Пожалуй, позаимствую у вас , если Вы не против.