Электронные учебники —это добро или зло?

Грищенко Инна Сергеевна

          Ни  для кого не секрет, что в  образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебного процесса. Образовательные учреждения оснащены компьютерами, интерактивными досками, выходом в интернет,  что позволяет более эффективно осуществлять учебный процесс. Эти, вчера еще бывшие нововведением, новинки сейчас  твердо упрочились  практически в каждом кабинете современной школы.

«Электронная форма учебников. Плюсы. Минусы. Перспективы»  – тема моего выступления.

          Давайте разберемся, электронные учебники —это  добро или зло?          

                          Что же такое электронный учебник?

Электронный учебник представляет собой целый комплекс образовательных ресурсов. Он включает в себя текст, адаптированный для работы на компьютере (т.е. разбит на небольшие кусочки, чтобы каждая страничка целиком отображалась на экране), кроме того этот текст имеет гиперссылки (которые поясняют понятия, дополняют текст иллюстрациями, таблицами и т.п.), глоссарий (словарь), методические рекомендации по работе с текстом и систему проверки, например, тестовые задания (где можно проверить свои знания). Но могут быть и кое-какие дополнения, например, практические задания по предмету и др.Электронное издание отличается от печатного и по своему внутреннему оформлению. Например, можно взять любую напечатанную книгу и преобразовать ее в электронную, добавив к этому различные звуки, видео, анимации, гиперссылки, что сделает учебное пособие более наглядным и информативным. При переходе от печатных изданий к электронным есть свои плюсы и минусы, но очевидный плюс перехода) состоит в том, что электронный учебник легкий по весу и достаточно его одного, чтобы заменить большое количество книг и учебного материала, которое раньше было необходимо носить с собой. На занятиях с электронными учебниками обучающийся может одновременно работать сразу с несколькими изданиями, сравнивать их, дополнять одну информацию другой, выбирать задания для своего уровня знаний. Электронные учебные издания можно снабдить различными аудио материалами, которые особенно необходимы при изучении иностранных языков, когда человек может слышать иностранную речь, нюансы ее произношения, акцент, тогда уровень подготовки выходит на абсолютно другой уровень. Также можно воспроизводить и русскую речь, например произведения классиков, театральные постановки, музыкальные произведения. Большой плюс заключается и в достаточно большой библиотеке литературы, которая может одновременно находиться на одном гаджете, многие книги будут доступны, даже если их нет в наличии в печатном варианте или есть, но находятся на другом конце земного шара. И если памяти для такого количества книг не достаточно, то всегда можно ее увеличить с помощью карт памяти. Почти в каждом ИМЭУ есть выход в глобальную сеть Интернет, в которой, если не достает нужной информации, всегда можно найти необходимый материал и дополнить им уже имеющийся. Также электронные учебники предлагают различного рода проверку знаний, тесты и контрольные задания могут располагаться по темам, главам или иметь сортировку по уровню сложности, что позволяет каждому обучающемуся выбрать свой уровень или, начиная с самого простого, дойти до самого сложного. При необходимости в работе всегда можно подключиться к компьютеру или принтеру, если появилась необходимость что-либо лучше увидеть или распечатать. Студенты и ученики могут просто перекинуть информацию или пройденный материал на свои мобильные устройства, что нельзя было делать с бумажными изданиями.

        В первые же дни использования электронных устройств может появиться ряд технических недоработок: для открытия нужных текстов требуется очень много времени или его недостаточно, чтобы за одно занятие ознакомиться с разу с несколькими книгами. В электронном варианте учебника не получиться сделать пометки на полях, или отметить нужные фрагменты. Сложно приходиться работать, когда необходимо использовать сразу два или больше количество страниц. Многие упражнения для самоконтроля предполагают работу с пройденным материалом, который по расположению находиться выше, чем задание и процесс переключения от упражнения до материала очень не удобен. Устройства, которые были заряжены, могут начать в любой момент перегружаться или вообще разрядиться. У некоторых электронных учебников нет цветного дисплея, что затрудняет процесс восприятия информации, некорректная работа функции озвучивание текста. К сожалению, не все форматы документов поддерживаются на электронных учебниках, поэтому есть проблема с загрузкой и работой некоторых учебников.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnye_uchebniki._plyusy_i_minusy.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Уважаемые коллеги!!

          Ни  для кого не секрет, что в  образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебного процесса. Образовательные учреждения оснащены компьютерами, интерактивными досками, выходом в интернет,  что позволяет более эффективно осуществлять учебный процесс. Эти, вчера еще бывшие нововведением, новинки сейчас  твердо упрочились  практически в каждом кабинете современной школы.

«Электронная форма учебников. Плюсы. Минусы. Перспективы»  – тема моего выступления.

          Давайте разберемся, электронные учебники —это  добро или зло?          Предлагаю Вам принять участие в обсуждении по данной теме.

          Каждый человек воспринимает информацию по своему, исходя из личных физических склонностей, но, несомненно, зрительная информация усваивается лучше, чем информация, воспринятая на слух.

                          Что же такое электронный учебник?

Электронный учебник представляет собой целый комплекс образовательных ресурсов. Он включает в себя текст, адаптированный для работы на компьютере (т.е. разбит на небольшие кусочки, чтобы каждая страничка целиком отображалась на экране), кроме того этот текст имеет гиперссылки (которые поясняют понятия, дополняют текст иллюстрациями, таблицами и т.п.), глоссарий (словарь), методические рекомендации по работе с текстом и систему проверки, например, тестовые задания (где можно проверить свои знания). Но могут быть и кое-какие дополнения, например, практические задания по предмету и др.Электронное издание отличается от печатного и по своему внутреннему оформлению. Например, можно взять любую напечатанную книгу и преобразовать ее в электронную, добавив к этому различные звуки, видео, анимации, гиперссылки, что сделает учебное пособие более наглядным и информативным. При переходе от печатных изданий к электронным есть свои плюсы и минусы, но очевидный плюс перехода) состоит в том, что электронный учебник легкий по весу и достаточно его одного, чтобы заменить большое количество книг и учебного материала, которое раньше было необходимо носить с собой. На занятиях с электронными учебниками обучающийся может одновременно работать сразу с несколькими изданиями, сравнивать их, дополнять одну информацию другой, выбирать задания для своего уровня знаний. Электронные учебные издания можно снабдить различными аудио материалами, которые особенно необходимы при изучении иностранных языков, когда человек может слышать иностранную речь, нюансы ее произношения, акцент, тогда уровень подготовки выходит на абсолютно другой уровень. Также можно воспроизводить и русскую речь, например произведения классиков, театральные постановки, музыкальные произведения. Большой плюс заключается и в достаточно большой библиотеке литературы, которая может одновременно находиться на одном гаджете, многие книги будут доступны, даже если их нет в наличии в печатном варианте или есть, но находятся на другом конце земного шара. И если памяти для такого количества книг не достаточно, то всегда можно ее увеличить с помощью карт памяти. Почти в каждом ИМЭУ есть выход в глобальную сеть Интернет, в которой, если не достает нужной информации, всегда можно найти необходимый материал и дополнить им уже имеющийся. Также электронные учебники предлагают различного рода проверку знаний, тесты и контрольные задания могут располагаться по темам, главам или иметь сортировку по уровню сложности, что позволяет каждому обучающемуся выбрать свой уровень или, начиная с самого простого, дойти до самого сложного. При необходимости в работе всегда можно подключиться к компьютеру или принтеру, если появилась необходимость что-либо лучше увидеть или распечатать. Студенты и ученики могут просто перекинуть информацию или пройденный материал на свои мобильные устройства, что нельзя было делать с бумажными изданиями.

        В первые же дни использования электронных устройств может появиться ряд технических недоработок: для открытия нужных текстов требуется очень много времени или его недостаточно, чтобы за одно занятие ознакомиться с разу с несколькими книгами. В электронном варианте учебника не получиться сделать пометки на полях, или отметить нужные фрагменты. Сложно приходиться работать, когда необходимо использовать сразу два или больше количество страниц. Многие упражнения для самоконтроля предполагают работу с пройденным материалом, который по расположению находиться выше, чем задание и процесс переключения от упражнения до материала очень не удобен. Устройства, которые были заряжены, могут начать в любой момент перегружаться или вообще разрядиться. У некоторых электронных учебников нет цветного дисплея, что затрудняет процесс восприятия информации, некорректная работа функции озвучивание текста. К сожалению, не все форматы документов поддерживаются на электронных учебниках, поэтому есть проблема с загрузкой и работой некоторых учебников.

                Электронный учебник — явление обязательное для школы?

Сейчас речь не идёт о полном замещении цифровыми учебниками реальных, однако школы могут выбирать — каким видом им пользоваться. Не секрет, что бумажная книга читается дольше и материал лучше анализируется и запоминается. Зато информация в электронном виде воспринимается быстрее и подкрепляется мультимедийным компонентом, что должно вызвать интерес среди детей, падких на всякого рода электронику.
Министерство образования не будет привязывать электронные учебники к определённым цифровым носителям. Задача ставится так, чтобы содержимое корректно читалось на всех видах электронных устройств, и уж точно — на самых распространённых.

                         Сколько стоит электронный учебник?

Олег Новиков, генеральный директор ведущего издательства «ЭКСМО» утверждает, что только на создание компьютерной версии учебника нужно порядка трёх миллионов рублей. Распространяться же они среди учеников и педагогов будут бесплатно (за счёт государства). Планшеты для электронных учебников бесплатно будут предоставлены только учителям. Родители же получат бесплатно лишь сами электронные учебники, а «читалку» должны будут приобрести сами.

                           Зачем нужны электронные учебники?

Электронные учебники — необходимая мера, позволяющая школам быть в тренде времени. Интерактивные доски, проекторы и лазерные указки — это всё уже есть практически в каждом классе и активно используется, повышая интерес учеников к учёбе. Электронные учебники — ещё один шаг в этом направлении. Конечно, не все учителя обучены компьютерной грамоте. Особенно много учителей старого поколения, которые пессимистично относятся к новым технологиям, предпочитая бумажные учебники, однако время идёт и всё меняется

                      Плюсы и минусы электронных учебников

Давайте подсчитаем плюсы и минусы электронных учебников и их внедрения в школы.

Плюсы электронных учебников:

  1. современные — детям приятно держать в руках модный гаджет;
  2. лёгкие — не нужно таскать килограммы бумажных учебников в портфеле, не будет портится осанка и не потребуется помощь взрослых для доставки портфеля в школу и обратно;
  3. лёгкая подача материала — возможно в перспективе в виде игры, квеста, тестирования и прочего;  . Появится тесная связь между несколькими предметами, что позволит плавно переходить от одного предмета обучения к другому и обратно. 
  4. в одном электронном носителе — все учебники.  
  5.  Минусы электронных учебников:
  1. забыл электронный носитель — забыл все учебники;
  2. электронный носитель требует бережного отношения, его легко разбить и поломать;
  3. электронный носитель требует подзарядки, может «глючить» и выходить из строя;
  4. вопрос о влиянии электронных носителей (частого и длительного их использования) на зрение детей остаётся открытым.. Современные электронные средства для чтения книг не позволяют показать такую картинку, которая не создавала бы нагрузку для глаз, а те которые имеют современные экраны высокой четкости будут стоить как комплект бумажных учебников, да не за один год. А ведь такие устройства подвержены сильным нагрузкам. 
  5.  Непонятна ситуация с финансовой стороны. Получается придется купить устройство для работы с электронными учебниками, а потом и сами учебники для него тоже придется покупать. Ведь авторы учебников хотят получать за свои "труды" деньги

                            ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ!
Главная проблема в неготовности педагогов принять новую форму работы. По словам вице-президента по новым технологиям издательства “Просвещение” Артема Соловейчика, на сегодня не более 30% учителей имеют личную электронную почту. Что это значит? - не менее 80% из них недостаточно понимают современные средства коммуникации.

Как бы там ни было, электронное обучение открывает огромные перспективы, дело лишь за тем, чтобы его реализация оправдала возложенные надежды, не смотря на все сложности, имеющиеся на данный момент.... 

         

     

     «Электронная форма учебников.

      Плюсы. Минусы. Перспективы»

Учитель: Грищенко И.С.

МОУ СОШ № 4 г. Ртищево