Дистанционные образовательные технологии на уроках английского языка

Шевель Людмила Георгиевна

В статье речь идет об использовании интернет сайта учителя,  в качестве самого доступного средства удовлетворения индивидуальных запросов учащихся, изучающих иностранный язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Персональный сайт учителя как инструмент создания творческой среды обучения»

Шевель Л.Г.

Учитель английского языка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 29" Энгельсского муниципального района Саратовской области

E-mail: shevil@rambler.ru

Анотация. В статье речь идет об использовании интернет-сайта учителя, в качестве самого доступного средства удовлетворения индивидуальных запросов учащихся, изучающих иностранный язык. Анализируются способы решений дидактических задач, даны рекомендации по структуре и содержанию сайта.

Ключевые слова: интернет-сайт учителя,  коммуникативная компетенция, информационные технологии, ресурсы сети.

"The teacher’s personal website as a device to promote a creative learning environment"

Shevel L.G.

English language teacher

Municipal Autonomous educational institution "secondary school № 29" Engelssky municipal district of Saratov region

Engels

E-mail: shevil@rambler.ru

Abstract. The article is devoted to the promotion of the teacher’s personal website as the most efficient way to meet the individual needs of students who are interested in studying a foreign language. Special attention is paid to analysis of some didactic problems and recommendations for the structure and content of the website.

Keywords:  the teacher’s personal website, communicative competence, information web technologies,  network resources.  

Развитие новых информационных технологий и всеобщая компьютеризация привели к тому, что обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: дистанционное обучение, использование мультимедийных и компьютерных устройств в образовании, а также создание интернет-сайта учителя для общения с учениками.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, развивают навыки коммуникативной компетенции школьников. С помощью сайта учитель может общаться со своими учениками, предоставлять им всю необходимую информацию по предмету. В современном мире у учащихся заметно снизился интерес к освоению учебных предметов школьной программы, в том числе и английскому языку. Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовании, так как в настоящее время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы учащихся стало труднее. Одним из самых доступных средств, в данном случае, является использование компьютера и, как следствие, интернет-сайта учителя.

Также данный вопрос актуален и для педагогов, так как создание интернет-сайта повышает эффективность использования современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в практической деятельности педагогических работников; стимулирует постоянный профессиональный рост и непрерывное образование педагогов в области информационно-коммуникационных технологий. Работа в сети Интернет позволяет быть в курсе всех изменений в области информационных технологий на современном уровне в связи с их быстрым развитием и обновлением.

Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями

языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Исходя из специфики учебного предмета иностранный язык, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, ее возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы сети, и только после этого, определиться с методикой их применения на уроке или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения .

Обратимся непосредственно к анализу возможностей, предоставляемых сетью Интернет на уроках иностранного языка . Реально можно рассчитывать на возможности сети Интернет обеспечивать нас текстовой, графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией, которая будет представлена, например, на сайте учителя:

− учитель может до урока подобрать те или иные аутентичные материалы для чтения по изучаемой теме устной речи;

− записать звуковую информацию, сократив ее до нужных пределов;

− провести устное обсуждение полученных по электронной почте писем партнеров по проекту;

− провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по той или иной проблемной информации, полученной с помощью сети Интернет;

− провести лингвистический анализ определенных сообщений, устных или письменных высказываний носителей языка, содержащих фразеологизмы, реалии, идиомы, пословицы, поговорки, неологизмы, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа;

− использовать хотя бы фрагментарно художественные произведения авторов страны изучаемого языка, полученные в виртуальных библиотеках; особенно это благодатный материал для различного рода проектов, дискуссий;

− использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера .

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, которые будут предоставлены на сайте, можно, интегрируя их в образовательный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

− формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы разной степени сложности;

− совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных

звуковых текстов;

− совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения;

- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;

− пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного ИЯ, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

− знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

− формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и "горячих" проблем, интересующих всех и каждого .

Содержание сайта – важнейший его элемент. Распространенной ошибкой является стремление сделать сайт «всеобъемлющим», самым интересным и ярким по содержанию. Невозможно объять необъятное, следует работать на ту аудиторию, с которой учитель-предметник собирается общаться на страницах своего сайта. Здесь важно представить себя на месте учеников, родителей, коллег и размещать на персональном сайте ту информацию, которая будет им интересна и полезна.

Содержание сайта тесно связано с его структурой. Процесс информационного пополнения сайта идет одновременно с корректировкой его структуры. Хороший персональный сайт учителя должен не только демонстрировать профессиональные компетентности учителя-предметника, но и иметь ясную и понятную структуру, в нем должно быть просто ориентироваться, легко находить нужную информацию. Анализ многочисленных сайтов учителей показал, что наилучшим является следующий набор основных страниц сайта: главная страница; карта сайта; визитка; нормативные документы; методическая копилка, в помощь учащимся.

Итак, сайт учителя как образовательный инструмент может быть успешным и востребованным лишь в том случае, если он выполняет новые образовательные функции, а не просто дублирует существующие.

Важно, чтобы материалы, размещенные на персональном сайте учителя, использовались в образовательном процессе, объединяли учителя и учащихся, чтобы педагог из источника информации превратился в партнера по общей деятельности, тогда будет формироваться новый тип общения в системе «учитель - ученик», повысится авторитет учителя в глазах ученика.

Работа с материалами персонального сайта учителя позволяет ученику развивать интерес к изучаемому предмету и расширять кругозор, более продуктивно усваивать учебный материал; проверять уровень своих знаний и умений, используя онлайн-тесты, тренажеры и интерактивные задания; получать навыки дистанционного обучения; повышать уровень ИКТ-компетентности. В этом случае можно говорить о том, что персональный сайт учителя способствует повышению качества языкового образования.

Для того, чтобы сайт стал востребованным, пользовался популярностью и приносил пользу в обучении, необходимо постараться создать сайт, с которым было бы легко и интересно работать, который включал бы большое количество разнообразной интересной и познавательной информации.

Также создание сайта оказывает влияние на непрерывное образование педагогов, повышает их профессиональный уровень.  Создание интернет-сайта учителя является актуальным вопросом, интересующим, как преподавателей, так и учащихся. При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. На уроках часто используется проектная форма учебной деятельности, которая предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способы решения определенных проблем.

Создание сайта позволит педагогу: презентовать свой педагогический опыт большой аудитории коллег, получить навыки использования дистанционных форм обучения учащихся, получить навыки интерактивного взаимодействия, повысить уровень ИКТ компетенций.

1.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.:НИИ школьных технологий, 2005.

2.Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

3.Сысоев, П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. – Ростов н / Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – 182с. – (Настольная книга преподавателя иностранных языков).

4.Ээльмаа, Ю. В. Ничего себе. Все людям… / Ю. В. Ээльмаа // Блог в помощь Ээльмаа

5.Ээльма, Ю.В. «Учитель создает персональный сайт»