Проектно-исследовательская деятельность - как основа реализация дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог».

    Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. ФГОС определяют сформированность экологической культуры, как один из личностных результатов освоения обучающимися общей образовательной программы.  
  Дисциплина «Экология» не входит в федеральный и региональный компоненты учебного плана образовательных учреждений. В связи, с чем возрастает роль учреждений дополнительного образования в экологическом образовании и воспитании школьников. 
   Программа «Юный эколог» позволяет учащимся в более интересной и креативной форме расширить основные базовые знания в эколого- биологическом  направлении.
    Практическая, деятельностная направленность программы осуще-ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы, опытническую работу и экологические проекты.
Именно модель «Проектов» рассматривается как наиболее эффективная в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность, основанная на реализации разнообразных по своей практической результативности экологических, исследовательских, природоохранных, творческих проектов, обеспечивает формирование компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Содержание программы «Юный эколог» второго года обучения.
Вводное занятие.

Что такое проект. Виды проектов. Этапы выполнения проекта. Защита проектов. Экологический календарь. Знакомство с планом работы объединения на учебный год. Правила техники безопасности.
Экологический проект «Сделаем мир чище».
Теория: Природа –наш дом.» Спасем Землю!»(проблема бытовых отходов).
Проблемы экологии родного города. Что можешь сделать ты? 10 заповедей экологии.
Экологический урок « Человек и город»,  экологический спектакль «Жила – была мусорная куча».
Конкурс презентаций « Человек и окружающая среда»
Практика: экологический проект « Город опасный и безопасный», природоохранный  проект « Мы друзья природы».
Творческий проект: «Умелые руки не знают скуки» (поделки из бытовых отходов)
Экологический проект « Живой мир ждет твоей помощи»
Теория: Всемирный день защиты животных. Дикие и домашние животные. Как  дикие  животные готовятся к зиме. Эти забавные домашние животные.
Экскурсия: Животные живого уголка
Праздник « Мой друг»
Практика: коллективное творческое дело «Мы в ответе за тех, кого приручили» ( конкурс
листовок в защиту бездомных животных, развешивание листовок).
Природоохранный орнитологический проект « Наша забота птицам»
Теория: Обитатели воздушного пространства. Птицы кочующие, оседлые, перелетные.
Птицы нашего края, занесенные в Красную книгу. Охрана и привлечение птиц. Правила изготовления  и развешивания кормушек, скворечников.
Практика:
Международные Дни наблюдения птиц. Всероссийская акция по подкормке птиц зимой « Наши пернатые гости» (конкурс на лучшую кормушку).
Всероссийская акция « Птица года» (конкурс рисунков, прикладных работ).
конкурс « Лучший птичий домик»; акция «Развешивание скворечников».
Праздник: Встреча зимующих птиц»
Праздник « День птиц»
Исследовательский проект «Влияние конструкции кормушки на посещение ее птицами»
Экологический проект « Сохраним леса России»
Теория: Леса родного края. Значение лесов в природе и для человека. Роль леса в экологии города. Всемирная экологическая акция « Сохраним леса России». Международный день биологического биоразнообразия.  Международный день леса.
Викторина « Зеленый мир вокруг нас»
Творческие проекты: « Елочка своими руками», « Краснокнижный мир глазами детей»
Проект по пропаганде здорового образа жизни « Наше здоровье в наших руках»
Теория: Физическое здоровье и окружающая среда.  Гигиена тела и души. Заповеди здорового питания. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Здоровый  образ жизни в традициях народов РТ
Праздник « День здоровья»
Творческий проект: «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу» (конкурс рисунков».
Природоохранный проект «Берегите воду»
Вода вокруг нас. Вода – бесценное вещество. Вода- среда обитания. Загрязнение вод. Охрана вод от загрязнения.
Праздник « Всемирный день воды».
Экологический проект «Давайте беречь воду вместе».
Экологический проект «Край родной открываем, храним, изучаем» в рамках Всемирной Хартии Земли и Республиканского экологического месячника.
Теория. Охраняемые территории родного края.  Красная книга Татарстана.  Экологический мониторинг состояния окружающей среды. Экологическая карта своего микрорайона. Интегрированное мероприятие «Люби, цени, оберегай свой край родной».
Праздники:  «Международный день Земли»,  «Первоцветы».
Экологическая природоохранная акция «Марш парков».
Операция «Муравейник», «Белая береза».
Исследовательский проект  «Определение состояния атмосферы».