ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена активным формам работы по теме "Литературное краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhukovets_l.m.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лариса Жуковец

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования средств медиаобразования в литературном краеведении.  В статье проводится анализ педагогических явлений в организации исследовательской деятельности в региональном культурном образовательном пространстве.

Ключевые слова: литература, краеведение, медиаобразование, презентация, педагогические явления, исследовательская деятельность, региональное культурное образовательное пространство.

Larisa Zhukovets

RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDS. 

LITERARY LOCAL REGION STUDIES THROUGH THE MEANS OF MEDIA EDUCATION

Abstract. The article deals with the use of media means in a literary study of local region in the classroom. The article gives the analysis of the pedagogical phenomena in pedagogical activity research in region cultural educational environment.

Keywords: literature, local region study, media education, presentation,  pedagogical phenomena, research activity, region cultural educational environment.

Всякий процесс обучения преследует своей целью передачу ценностей, накопленных человечеством, подрастающему поколению. Под этим понимается глубинный смысл, поскольку в любой школе, на любом континенте учителя говорят с детьми об одном и том же – о своей стране,  ее истории, великих людях, традициях, литературе  и культуре.  Причем, несомненно,  речь должна вестись не только о культурном наследии всей страны в целом, но  и того края, где живет ученик, поскольку те ценности, которым дорожит любое село, любой город, род, народность – это часть истории и культуры всей страны.

  После введения федерального государственного образовательного стандарта в  профессиональной деятельности учителя иначе расставлены акценты: перед учителем стоит задача не только «давать» знания,   формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Как же выполнить эту задачу? Необходимо  продумать включение   материалов о разных городах своего края, литературных местах, объектах культуры, исторических   событиях, великих личностях и т.п. К примеру, в Казани мы можем наметить множество объектов, связанных с  жизнью и творчеством знаменитых писателей. Г.Р. Державин и С.Т. Аксаков,  М. Горький и Г. Тукай, М. Джалиль и Л. Толстой, В. Аксенов и К. Насыри, А. Пушкин и Е. Боратынский — жизнь и творчество этих писателей и поэтов в определенные периоды жизни были связаны с Казанью. Город бережно хранит свидетельства пребывания выдающихся деятелей литературы на своей земле. Когда на уроках литературы разговор заходит  о биографии писателя – В. Аксенова, М.Горького, В.Хлебникова и др.– как учителю казанской школы  не упомянуть факты «казанского» периода их жизни? Конечно, хочется дать представление о том, что дало пребывание в нашем краю этим и другим авторам, как отразилось оно на страницах произведений.

Но возникает проблема, как найти, отобрать и скомпоновать учебный материал по данной тематике? Конечно, необходимо  провести поисковую деятельность. Одной из ведущих идей, заложенных в стандарт образования, является идея  высокой доли самостоятельной поисковой работы ученика, которая в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Популярны и актуальны на сегодняшний день уроки-исследования, проектно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ, так как это направлено на повышение эффективности урока.

На таких занятиях и началась наша совместная с учениками работа – разработка интерактивного пособия «Литературная карта Татарстана». Мы ставили задачу создать пособие, где бы и текстовый, и иллюстративный материалы были бы собраны воедино. Понятно, что вложен был  громадный труд, поиск материалов велся по следующим источникам: книгам, в том числе таким, как справочник Загоскина - издание 19 века, во время посещения музеев, выставок, во время туристических поездок (например, из Елабуги мы привезли интересные фотоматериалы, книги, связанные с пребыванием здесь Марины Цветаевой), материалы с различных  программ, сайтов, экспозиции музеев Татарстана.

Благодаря такой обширной поисковой деятельности у нас получилось пособие, где максимально полно, на наш взгляд, представлены материалы, относящиеся к пребыванию в нашей республике писателей, поэтов, публицистов. В пособии  выдержаны следующие линии:

  • жизненный и творческий путь писателя (в целом),
  • национально-региональный компонент (факты биографии и творчества, связанные с пребыванием в нашем крае),
  • тексты произведений, воспоминаний о Казани и Татарстане,
  •  рубрика «Юному краеведу» (с малоизученными фактами «татарстанского» периода биографии автора, предположениями, гипотезами),
  • фотоматериалы, документы, иллюстрации, экспозиции музеев и т.д.

Благодаря нашему пособию легко можно организовать уроки различных жанров: заочную экскурсию, комплексную экскурсию (где даются опережающие поисковые и творческие задания), урок-диалог культур, урок-вернисаж, урок-осмотр выставки, урок-защиту туристических проектов. Также незаменима наша программа и во время проведения предметной недели, так как есть функция распечатки – поэтому можно легко подготовить юбилейные газеты, буклеты, литературные журналы, викторины и фотовикторины. На основе собранных материалов мы смогли совместно с видеостудией "Парк Петрова" и кинокомпанией "Легенда" подготовить и видеоролик - «Державин и казанские страницы» (из серии "Учебный видеоконтент для портала edu.tatar.ru"). https://www.youtube.com/watch?v=EqptoT0j0P0

Поисковая работа  в этом направлении ведется нами и дальше. Вспомним, 2015 год в России был официально объявлен Годом литературы. А в Татарстане – Годом парков и скверов. Решив объединить эти две темы – литературную  и парковую – мы наметили такое исследование – «Литературные тропы парков Казани». Возник новый, необычный, но чрезвычайно интересный маршрут. Ребята по рассказам старожилов, по книгам, по материалам Интернет-изданий собирали сведения, чем с «литературной» точки зрения интересны парки Казани. И вот теперь мы можем показать место, где перед экзаменом молился студент Толстой, где ловил бабочек Аксаков, где продавал горячую сдобу несостоявшийся студент Пешков (Горький); сидя в каком парке, В Аксенов решил, что Казань  -  это лучшее место на Земле; где же возник сюжет рассказа «После бала» и многое другое. Ученики решили, что этот туристический, созданный ими маршрут, в связи с тем, что там проложены велодорожки, должен обязательно стать веломаршрутом. Они уже подготовили  красочный буклет, создали презентацию,  продумали временные отрезки, и вот – готов для жителей и гостей города такой интересный литературный веломаршрут.

Еще один интересный проект был создан на основе литературного краеведения – это исследование поэтических строк о Казани «Какого цвета наш город?». Известно, что поэты придают особое значение цветовой символике. И тем более, если стихи посвящены любимому городу. Так какого же цвета наш город? Выводы юных исследователей таков: белого и золотого. Вспомним державинскую «Арфу»:

Как весело внимать, когда с тобой она

Поет про родину, отечество драгое,

И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!

Была создана яркая презентация с авторскими фотографиями города и поэтическими подписями к ним. Каждый гость города может теперь сравнить свое личное впечатление с «поэтическим портретом» Казани.  

В проекте у нас и другие исследования, одно из них связано с пребыванием в Казани известных футуристов, другое – с государственной деятельностью Державина,  ведь в музее прокуратуры Республики Татарстан ему посвящена целая экспозиция. А многие ли знают, почему?

Чему же способствует такая деятельность по литературному краеведению? Конечно же, она помогает привлечь внимание  к чтению и литературе, напомнить  о лучших земляках-литераторах, их произведениях, содействовать развитию интереса к родному краю, городу.  И еще такие исследования – это интересный совместный творческий труд, ведь проведено  много интересных мероприятий, встреч, поездок. А кроме того, создан новый учебный продукт. Наше ученическое пособие – тоже небольшой вклад в  общее дело, оно станет хорошим подспорьем для тех, кто интересуется литературным краеведением, культурными традициями, историей создания произведения, редкими изданиями, документами, иллюстрациями. Такая работа воспитывает жажду познания, формирует устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывает активного читателя.  Благодаря такой работе утверждается важнейшее патриотическое чувство ответственности за судьбу своей малой и большой Родины.

Список литературы

1. Применко, В. Г. Использование мультимедийных средств на уроках литературы разных типов и видов: пособие для учителей / В. Г. Применко, Н. П. Архипова. – М., 2009.

2. Путило, О. О. Использование современных информационных технологий на уроках литературы: пособие для учителей / О. О. Путило, Н. П. Архипова. – М., 2009.

3.  Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005

References

краткая информация об авторе (ФИО, научная степень, должность, место работы, e-mail.

ФИО автора: Жуковец Лариса Михайловна/             Author: Zhukovets Larisa

Организация:                                                                                    Organization:  

 МБОУ «СОШ №119» г. Казань                                       School No 119  Kazan

                                                             

 Страна Россия  /                                                                          Country Russia

Город Казань/                                                                                          City Kazan

Е-mail: glampire@mail.ru

Наименование статьи

Title of article

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ                    

RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDS. LITERARY LOCAL REGION STUDIES THROUGH THE MEANS OF MEDIA EDUCATION

Аннотация

Abstract

Статья посвящена проблеме использования средств медиаобразования в литературном краеведении.  В статье проводится анализ педагогических явлений в организации исследовательской деятельности в региональном культурном образовательном пространстве.

The article deals with the use of media means in a literary study of local region in the classroom. The article gives the analysis of the pedagogical phenomena in pedagogical activity research in region cultural educational environment

Ключевые слова

Keywords

литература, краеведение, медиаобразование, презентация, педагогические явления, исследовательская деятельность, региональное культурное образовательное пространство

Keywords literature, local region study, media education, presentation,  pedagogical phenomena, research activity, region cultural educational environment.