Исследование "Удовлетворенность учителей работой"

Киселева Ольга Александровна

Доля учителей, которые полностью довольны своей работой в школе, упала почти в два раза. Об этом говорится в исследовании Института образования НИУ "Высшая школа экономики" и "Левада-Центра", результаты которого поступили в ТАСС в понедельник.

"В 2016 году доля учителей, которым "все нравится" в их работе в школе, резко снизилась по сравнению с 2015 годом (42% и 22% соответственно). Значение в опросе 2016 года оказалось самым низким за период с 2012 года", - отмечается в исследовании.

Анализ результатов опроса показал, что доля учителей, которые называли те или иные причины недовольства рабочим местом, значительно выросла практически по всем пунктам по сравнению с показателями предыдущего года.

В 2015-2016 годах наиболее распространенной причиной был низкий уровень заработной платы (этот пункт отметили 28% учителей). В ходе опроса 2016 учебного года уже 34% учителей выделили низкую заработную плату как одну из основных причин неудовлетворенности работой.

При этом, как отмечают эксперты Института образования НИУ ВШЭ, среди причин неудовлетворенности на первом месте оказалась высокая внеучебная нагрузка, в том числе большие объемы документации и отчетности (45% ответивших учителей), а заработная плата оказалась на втором месте.

Среди остальных предложенных вариантов причин распределение ответов следующее: плохое социальное обеспечение (25%), плохой контингент учащихся (20%), плохая ресурсная и техническая база школы, в том числе библиотека, наличие компьютеров, лабораторного и производственного оборудования (16%).

Такие показатели, как плохие условия труда на рабочем месте, плохая атмосфера в коллективе, невысокая репутация учебного заведения, отсутствие возможностей карьерного роста, сложности во взаимоотношениях с руководством школы, устаревшие учебные планы и программы, отметили менее 5% опрошенных учителей.

Удовлетворенность работой в школе зависит от возраста учителя: молодые учителя и учителя среднего возраста чаще отмечают вариант ответа "все нравится". Меньше всего учителей, удовлетворенных условиями работы, в самой старшей возрастной группе.

Больше всего удовлетворены своей работой преподаватели общественных дисциплин (доля тех, кому "все нравится" в работе школы, составляет 35%), менее всего - преподаватели математики и информатики (18%), у остальных распределение ответов близко к среднему показателю.

Положительным моментом является следующее: хотя учителя не всегда довольны высокой нагрузкой, уровнем оплаты труда и другими особенностями профессии, очень малая доля хочет сменить работу - 76% учителей ответили, что они не хотели бы уйти с данной работы.

Большая часть из тех, кто хотел бы сменить место работы, пока не предпринимает для этого никаких действий: 8% этого еще не делали, 5% не думают, что у них что-либо получится. Только около 2% учителей ответили, что уже ищут другое место работы.

 

 
 

Комментарии

Антонова Светлана Константиновна

Думаю, соц. пакет и пед.пенсия держат

Чернышев Александр Юрьевич

В прошлом году работал в двух школах. Не в штате. В одной оформился по гражданскому договору с часовой оплатой. Я предложил переводить вознаграждение мне на р/с ИП в Сбербанке, чтобы я сам платил налог (у меня УСН) и платежи в фонды. Не согласились. В другом учебном заведении оформил трудовой договор по совместительству. Когда заикнулись о переходе работать в штат, я ответил: чем можете меня привлечь? У меня ни категории, ни педобразования, ни школьного стажа, и педпенсия мне не грозит, и "среднюю по экономике" за работу на ставку платить не сможете.
Мне держаться не за что.
Поэтому из всех форматов мой нынешний - самый подходящий: оказываю образовательные услуги как ИП по гражданскому договору, договариваемся о стоимости урока. А там, где приглашают в платные группы - меня интересует процент от сбора.
Спросят социологи, отвечу: я доволен своим нынешним положением, благодаря новому формату - ИП, занятого индивидуальной педагогической деятельностью (ст.32 закона об образовании), остаюсь в профессии.

Для школы же, приди сейчас работать, я - "молодой специалист" (ха-ха), как та девушка из Иркутска, получившая отлуп от президента на Прямой линии и от собственного управления образования (https://mel.fm/novosti/3914762-zarplata-uchitelnitsy-iz-irkutskoy-oblast...)

Антонова Светлана Константиновна

...Про "отлуп" там ни слова, в том смысле, как я понимаю значение этого слова. Максимум - не прореагировали.
Касаемо зарплат молодым специалистам. Сами после институтов с этого начинали. Даже мысли не возникало требовать большего. Нынче молодежь иная, хотят всего и сразу. Думают, в сказку попали.
Пусть без опыта и, зачастую,знаний идут сразу в ИП, кошельки родителей "окучивать"? Какая прелесть!

Чернышев Александр Юрьевич

Отлуп -отказ, неудача, невезение, несогласие. Учительнице дали понять: такая ее зарплата - по ЗАКОНУ. Вопрос закрыт, чего выступала, спрашивается.
Касаемо вашего комментария. Сколько в нем снобизма! Даже по отношению к молодому коллеге, получившему отказ, вместо того, чтобы похвалить за то, что она на всю страну сказала ее лидеру правду. И какое убогое у вас представление об ИП.

Антонова Светлана Константиновна

...В оценках давно уже не нуждаюсь, слава Богу. Имею представление, о чем говорю. Давно в профессии. Периодически присылают в учреждение студентов на практику. Большинство - амбициозны, ленивы, поверхностны. За уши приходится тянуть, стыдить за пофигизм, за прогулы отчитывать.
Но они и не скрывают, что нуждаются только в "корках", нацелены на частные конторы, частную практику. Заранее клиентов жалко. Если о порядочности...ведь каждый по-своему себе карму портит.
А вот насчет той девушки, которая по Вашему ехидному "ха-ха, отлуп получила". Понимаю, ради красного словца чего только не напишешь, но извращать ситуацию зачем?

https://www.irk.kp.ru/daily/26692.4/3716191/

Чернышев Александр Юрьевич

Светлана Константиновна, ради красного словца на Прямой линии чего не пообещаешь? Управление образования разобралось. Все по закону ей платят. И об этом информация. Как будто это сразу было непонятно? И "ха-ха" относилось не к ней, а ко мне. В том смысле, что мне не с чем прийти в школу, а приду, так окажусь в положении "молодого специалиста". Мне смешно представить себя в школе. На окладе. Вот, об этом было "ха-ха".
А что касается студентов... Во что профессию превратили, то в нее и приходит. Не дойдут, и слава богу. Безотказных тянуть лямку на две ставки пока хватает.

Антонова Светлана Константиновна

О том и речь. Чтобы понять, что стена каменная, необязательно в нее лбом биться, да под овации коллег. Человеку не врали, гор золотых не обещали изначально.
А выбор...выбор есть всегда. В этом с Вами полностью согласна.

Чернышев Александр Юрьевич

это точно. Надо понимать с начала, на что идешь.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Мне всегда непонятна такая отговорка- Вы знали на что шли... или Никто гор золотых не обещал....Получается, молодежи делать нечего в профессии Педагог-здесь изначально платят мало и заранее об этом предупреждают: Ты иди к нам, но у нас очень трудно и мало платят. Будешь вкалывать и плохо жить. Но почему молодежи должна нравиться такая перспектива?

Антонова Светлана Константиновна

Рыночные отношения. Работодатель честно озвучивает условия труда. Чего непонятного?
Крутись, пока молодой.Раньше учились и работали, да еще и подрабатывали параллельно. На шее у родителей сидеть стыдились. Сейчас ( и это ни для кого не секрет) растёт поколение потребителей, хотят всего и сразу. И, желательно, особо не вкалывая. Все так хотят, но так же не бывает...

Чернышев Александр Юрьевич

Касательно рыночных отношений. Вот именно благодаря им молодежь имеет возможность выбирать, в том числе работодателя. Нафига мне работодатель, который "честно озвучивает", что,блин, перспектив у нас никаких, но профессия благородная.
Только я бы не стал рассматривать школу как субъекта рыночных отношений. Для рыночных отношений нужна конкуренция и действие закона спроса-предложения. Вот как у меня, репетитора: чтобы заработать, я даю такое предложение, на которое есть спрос, да еще не факт, что придут, т.к. у меня есть конкурент. А в школу хоть как придут.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Раньше, раньше.... Забудьте, это уже в прошлом. У меня много учителей было раньше, отличных педагогов. Никто из них на двух работах не работал, не подрабатывал, всю себя отдавали своей школе. Жили все бедно, по средствам... И умирают они сейчас бедно, от болезней и чаще в одиночестве. Конечно их помнят ученики, плачут и вспоминают хорошим словом. Конечно мы-их последователи, помогаем им, чем можем (но что мы можем? сами нуждаемся) в старости. Но ведь это несправедливо, надо воздавать человеку по его заслугам. Учитель достоин хорошего отдыха, питания, проживания.
А по поводу поколения-не грешите... Хорошее у нас поколение, здравомыслящее и место учителя никогда не будет пустым. Но они достойны лучшего!!!! Я бы не хотела, чтобы моя внучка пошла работать педагогом, не желаю я ей вкалывать за пшик. Наше поколение-это наше зеркало, обложка нашего труда, нашей жизни, итог. Мой итог - хорошие ученики, благородные сердца, отличные семьянины. И почему же они не достойны благополучия??????????

Татьяна Михайловна Захарченко

Да, Светлана Владимировна. Всё верно вы говорите: и по поводу поколения, и про то, что достойны...Знаете, у меня пенсия на данный момент меньше 10-ти...Как же стыдно за государство, что так оценивается многолетний труд учителя....только государству, похоже, не стыдно...(((

Кудрявцева Наталья Викторовна

Анекдот в тему. Лечить и учить - от Бога, только зарплата и пенсия от государства.
А по поводу молодого специалиста из Шелехово скажу, что она ещё много зарабатывает. У меня на ставку при стаже 23 года на 2 тысячи больше. Правильно указали ей на место.

Чернышев Александр Юрьевич

Прикол, Светлана Владимировна, в том, что молодежь еще и попрекают за то, что ей такая перспектива не по нраву. Я бы плюнул в лицо тому, кто скажет, что учитель должен зарабатывать мало и быть бессребреником.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Да, вы сто раз правы!
... Вдруг вспомнилось. Моя мама медицинский работник, большую часть своей жизни проработала в школе. Она нам с братом всегда говорила: "Только не мед и не пед". После школы я училась на инженера, но на четвертом курсе ничего не говоря маме, устроилась в детский сад и поступила в пединститут. Она конечно меня поддержала, но я до сих пор помню её жалостливый взгляд.
А братик мой стал химиком. Он младше меня на 12 лет, у него своя квартира в столице нашей республики, он ежегодно с семьей путешествует (и в Испании был, и в Греции был, и во Франции был тд и тп), ну передвигается он на машине, которую не надо постоянно ремонтировать, и одевается по своему вкусу, а не в то, что подешевле... Он тоже работает, но получает за это и живет.... Понимаете, о чем я?

Татьяна Михайловна Захарченко

О, такая же история была давным-давно и с моим поступлением в пед. Мама очень надеялась, что передумаю, но.....я была настойчива. Старшая сестра и младшая тоже всю жизнь с детьми, правда, младшая в детском саду.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

А я, когда по телефону ей (маме) сообщала о своем уже выполненном решении, всю ночь не спала, всё думала, как я ей скажу и что она мне ответит.... А она после продолжительной паузы сказала: "Ну ладно, может детей тогда много рожать не будешь"..... Видать видно было по мне, что я от детей никуда не денусь.

Татьяна Михайловна Захарченко

Помню, несколько лет назад пришла в нашу школу бывшая ученица после ВУЗа преподавать английский. Первый месяц летала по школе на крыльях, с горящими глазами, походкой "англичанки", желанием объять необъятное. А потом реакция на первую зарплату: "И это всё?".....Учебный год доработала (но уже не порхала)....Со школы ушла в бизнес...

Чернышев Александр Юрьевич

Ну, для преподавателей иностранного сейчас благоприятное время зарабатывать в бизнесе, не изменяя профессии. Учи хоть детей с пеленок, хоть топ-менеджеров.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Читаю, читаю и ...всё больше расстраиваюсь, обида такая.......И ведь бесполезно надеяться на улучшение. А как хочется и на работу любимую с желанием ходить и зарплату получать такую, чтобы и на еду хватало и на костюмы твитовые и на кожаную обувь и на шубку, а не плащик на синтепоне. И квартиру хочу собственную и мебель по моему вкусу, а не такую, на которую денег хватит........ Не знаю-может я и много хочу, но я достойна хорошей еды и одежды,и путешествий по России и по загранице. Разве это много?
Я знаю много педагогов, но достойно живут только те, у кого муж много зарабатывает.

Татьяна Михайловна Захарченко

Да, Светлана Владимировна, грустно...У меня вообще сегодня выдался такой день, что после совещания с очередным сбором денег на очередное благое дело (само собой, в добровольно-принудительном порядке), ощущения пренеприятные....

Чернышев Александр Юрьевич

вот они ублюдочные "рыночные отношения" в школе...

Татьяна Михайловна Захарченко

Ой, не "заводите" меня, Александр Юрьевич....А главное, все молчат (когда на совещании) ((( Повторю за вами слово, действительно унизительно-ублюдочные (ну вот, легче стало)....буду готовиться к урокам)

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Татьяна Михайловна. Да уж... Благородное дело конечно хорошо, но когда это обязательное требование... И с кого? С нас- с малообеспеченных... Когда обеспеченные только получают, а ещё и указывают на среднестатистические показатели "нашей благополучности" - это обидно и руки опускаются.

Антонова Светлана Константиновна

Странное дело. Лукавством попахивает: все плохо, но никто из гос. системы не уходит) Поныть,о доле горькой учительской постенать(что в реале, что в вирте) - пожалуйста. Не более. И - снова с головой в работу))

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Ужас! Это как же Вы нас не полюбили. Никто из нас и не думал ныть. Тем более уходить с профессии. А рассуждать и общаться- это наша потребность. Именно такие обсуждения помогают познать окружающий мир, познакомиться с интересными людьми и узнать новое и интересное.

Татьяна Михайловна Захарченко

Ничего странного не вижу. Да и не лукавит здесь никто: плохо не всё, а конкретно то, что озвучивается.

Чернышев Александр Юрьевич

Обратите внимание, по результатам исследования больше всего удовлетворенных учителей как раз среди молодых. Этот потенциал бы да поддержать, но система все заглушит.

Татьяна Михайловна Захарченко

О, да...система постарается ((

Широкова Ирина Борисовна

Из личного опыта. Педагогический стаж 22 года. Пришлось пережить времена, когда зарплату учителям задерживали по несколько месяцев. Сейчас даже не вспомню и не понимаю, как удавалось проживать?! Первый раз мысль об уходе из профессии появилась после 10 лет работы в школе, после выпуска своего класса. Весь отпуск был потрачен на телефонные звонки,собеседования,тесты... Каждое собеседование заканчивалось абсолютно одинаково: как только менеджер по кадрам узнавал, что я из школы, так сразу следовал отказ!!!! При этом никаких объяснений, догадайся мол сама.Так и пришлось обратно вернуться в школу. Кто-то может сказать, хотела бы, устроилась. Но те, кто сами этот путь проходили без каких-либо протеже, понимает насколько непросто найти новое место работы да еще не по специальности. Не думаю, что у каждого учителя про запас еще несколько дипломов непедагогического образования. Так и приходится большой армии учителей при всей неудовлетворенности работой по тем или иным причинам продолжать трудиться в школе. И не смотря на все минусы, для меня всегда самый большой плюс в нашей работе - это ДЕТИ!!! Замечательные. не такие как мы, они тот магнит, который меня просто тянет в школу!!!!

Панарина Татьяна Викторовна

Добрый вечер! Исходя из моих собственных ощущений и наблюдений, я делаю вывод:мы сто раз обсуждаем очередные реформы, НСУР, предстоящие изменения в аттестации и т.д. Настроение от этого падает. НО.... звенит звонок, и мы забываем о том, что обсуждали... И так это продолжается уже 31 год... Успехов всем!

Гильманова Гильнур Тимировна

Думаю, что самой работой, процессом, видом деятельности, многие учителя довольны. Если ты учитель хороший, добрый, манеры твои и внешность ,и голос, и речь твоя грамотная и не страдает излишним академизмом, понятна твоим ученика, нравятся ученикам, то на тебя они смотрят с благодарностью и восхищением, стараются попасть в поле твоего внимания, общаться с тобой. А сам ты познаешь от них не мене, чем они от тебя, как бы странно это не показалось. А какому уму- разуму учишься, когда готовишься к занятиям, когда с коллегами общаешься, с родителями ребят, они же в основном не из учительской среды, и в их работе много интересного. А сколько восторга и радости от сотрудничества, от общих дел! Работа замечательна по содержанию. Но оплата труда учителя, более того преподавателя профессионального ОУ, где ни стаж педагогический ни в счёт, ни льгот никаких нет, удовлетворения не вызывает. Мне даже думается, что те , от кого зависит повышение стоимости труда педагога, плохо в школе учились, не любили её, и сегодня получили возможность учителям мстить.