Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.

Титова Любовь Алексеевна

Уважаемые коллеги!

В прошлом году во время подготовки учащихся 9 классов к экзамену, я столкнулась со значительной, на мой взгляд, проблемой. Речь идет о задании С2 сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Я понимаю, что данное задание соответствует целям образования по русскому языку согласно новым стандартам, но тем не менее я глубоко убеждена, что учитель-словесник в ответе не только за формирование стандартных ЗУН и новомодных компетенций, но и за нравственное, духовное развитие своих воспитанников. Потенциала нравственного развития в предлагаемом сочинении-рассуждении мне увидеть не удалось. Случайно ли это? Как можно сделать подготовку к подобному виду заданий более эффективной и сосредоточенной не только на узкоспециальных языковых компетенциях?

 

P.S.: В дополнение к вопросу. Вспомнилась цитата из произведения И.С.Шмелева "Как я стал писателем": "Я попал к другому словеснику, к незабвенному Федору Владимировичу Цветаеву. И получил у него свободу: пиши как хочешь! И я записал ретиво, - «про природу». Писать классные сочинения на поэтические темы, например, — «Утро в лесу», «Русская зима», «Осень по Пушкину», «Рыбная ловля», «Гроза в лесу»... — было одно блаженство. Это было совсем не то, что любил задавать Баталин: не «Труд и любовь к ближнему, как основы нравственного совершенствования», не «Чем замечательно послание Ломоносова к Шувалову "0 пользе стекла"» и не «Чем отличаются союзы от наречий».