Главные вкладки

    Д.С.Лихачев. Вокруг разговоров об интеллигентности

    Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.

    Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.

    Что такое интеллигентность, культурность человека? Знания, эрудиция, осведомленность? Нет, нет и нет! Избавьте человека от всех его сведений, лишите его памяти, но если он при этом сохранит умение понимать людей иных культур, понимать широкий и разнообразный круг произведений искусства, широкий круг чужих идей, если он сохранит навыки «умственной социальности», сохранит свою восприимчивость к интеллектуальной жизни, — вот это и будет интеллигентный и культурный человек.

    Способность к приобретению знаний — это тоже интеллигентность.

    А кроме того, интеллигент — это человек «особой складки»: терпимый, легкий в интеллектуальной сфере общения, не подверженный предрассудкам — в том числе шовинистического характера.

    Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение — главный, хотя и не единственный воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо». «Не угашайте духа!»

    Изучить десятый иностранный язык гораздо легче, чем третий, а третий легче, чем первый.

    Способность приобретать знания и самый интерес к знаниям растут в каждом отдельном человеке в геометрической прогрессии. К сожалению, в обществе в целом общая образованность падает, и место интеллигентности заступает полуинтеллигентность.

    Нравственный климат в обществе определяется степенью его культуры.

    Недостаток культуры в нашем обществе волнует меня больше всего. Никакие законы истории или издаваемые государством, никакие надежды на будущее не оправдаются, если не будет поднят общий культурный уровень нашей жизни, «культурный тонус» нашего общества.

    Сейчас это особенно важно осознать, так как уровень культуры не просто низок — он падает. Десятилетия истребления интеллигенции, десятилетия падения школьного образования и «остаточный принцип» в отношении финансирования культуры, бесконечные катастрофы с наиболее важными хранительницами культуры — библиотеками (научными и «народными»), неправильная издательская политика, при которой публиковалось не то, что требовалось читателю, а то, что ему навязывалось по разным соображениям, сыграли свою отрицательную роль. И все это на фоне общего застоя нашей культуры, который начался гораздо раньше самого так называемого «застойного периода». Боязнь не только самостоятельной мысли, но вообще всякой самостоятельности привели к тому, что даже самое поведение людей сильно изменилось к худшему — к вызывающе неряшливому.

    Не удивляйтесь сказанному: постараюсь объяснить, какое отношение не только к науке, экономике, политическому мышлению, но и общему поведению людей, даже к их облику имеет культура.

    Не буду вдаваться в чрезвычайно сложные вопросы — что такое культура и интеллигентность. Остановлюсь на чем-то, представляющемся мне элементарно ясным.

    Культура основывается на знаниях, хотя сама не является просто большим объемом знании. Можно много знать и не быть культурным человеком. Культура — это прежде всего результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность.

    В самом деле, чем больше человек знает, тем яснее он понимает недостаток своих знаний. Сама наука развивается не столько путем ответов на вопросы, сколько путем постановки все новых и новых тем, в основном возникающих в результате полученных наукой ответов, которые не столько объясняют для нас мир, сколько открывают в нем неизвестное. Часто повторяемый афоризм «я знаю, что я ничего не знаю» не является кокетливым самоуничижением. Это закон упорядоченного знания.

    В науке XVIII века жила уверенность, что мир скоро будет объяснен до конца и все в нем станет понятным. Человечество стояло как будто бы на грани полного познания мира — во всех областях. Сейчас теоретики-физики знают, что мы очень далеки от подлинного объяснения мира. Это знание того, что мы очень мало осведомлены о вселенной, о строении материи, об экономике, об искусстве (в теоретическом отношении) и т.д., — свойственно сейчас всем наукам (кроме самых отсталых), всем ученым...

    Отсюда особая осторожность подлинно знающих людей, осознающих зыбкость человеческих знаний, и — рядом с ними — чрезвычайная самоуверенность полузнаек. Самоуверенность и агрессивность, крайняя ненависть к осторожным культурным людям, которые представляются им просто нерешительными или даже умышленно сопротивляющимися.

    Полузнайке кажется, что он знает все и прежде всего рецепты благополучия человечества, быстрый выход из временных затруднений. Полузнайке кажется, что ученый или просто культурный человек — плохой проводник его самоуверенной политики, но еще и живой укор его невежеству — укор крайне оскорбительный для полузнаек, уверенных в своем «всезнайстве».

    Агрессивный полузнайка ищет панацей от всех общественных бед то в сплошной насильственной коллективизации, то в более элементарных вещах вроде «ветвистой пшеницы», свиноводства, кролиководства, массовых посевов кукурузы, плотин различного рода гигантских предприятий, в уверенности, что в природе все можно менять (это еще Салтыков-Щедрин заметил). Отсюда — естественный рост командно-административных методов управления. Отсюда же — грубость с подчиненными, нежелание менять раз принятое решение («лобная психика») малокультурных людей («полузнаек»). Отсюда же — существовавшее в свое время пристрастие полузнаек к «командирской» военной или полувоенной одежде, к военной и милицейской терминологии в языке. Некультурность видна во всем облике «полузнайки», в его поведении. Принципиальная агрессивность во всем: в мировоззрении, в отношении к гласности, в отношении к природе, к истории, к различным течениям в искусстве (особенно к тем, которые не сразу понятны и требуют от человека несвойственной полузнайкам восприимчивости)! Агрессивность идет рука об руку с уверенностью, что все инакомыслящие — враги, а если не враги, то принадлежат к народностям, искони не обладающим какими-то свойствами или обладающим только дурными. Отсюда же — уверенность, что все беды — от злых свойств каких-то народностей или от многовековых таинственных заговоров, тайных обществ...

    Одним словом, полузнайка ведет себя так, как будто бы он находился в полузнакомом ему лесу в сумерках: стволы деревьев он принимает за разбойников, жаждущих на него напасть, он не видит дороги и с радостью бросается на все, что покажется ему дорогой или тропинкой. А самое главное — цель для него оправдывает средства, ибо он верит только в им самим сконструированное будущее и для него не существует ни прошлого, ни уроков истории. Он движется на ощупь и вот-вот станет на четвереньки, чтобы душить и уничтожать любое препятствие: «ликвидировать», «пускать в расход». Он верит в «высшую меру», точнее в убийство, как в наиболее действенный способ борьбы с преступностью.

    Итак, полузнайство, полуинтеллигентность воспитывает определенные, очень опасные черты характера, поведения, отношения к окружающему миру — людям и природе, к истории, памятникам культуры и искусству. В наиболее кризисных ситуациях полуинтеллигентность создает таких людей, как Гитлер, Муссолини, Сталин и «иже с ними». Создает сообщество таких же полузнаек с психологией стадности, «вождизмом» (наиболее агрессивный из полузнаек легко становится вождем или, точнее, вожаком стаи). Полузнайство — опаснейшая социальная болезнь.

    Но если полузнайство — болезнь, болезнь, вызванная частичной незаполненностью мозговой деятельности, приводящей к самоотравлению, то, может быть, эту болезнь можно все же лечить? Это чрезвычайно трудно. Во-первых, никто из полуинтеллигентов или полузнаек не осознает себя таковыми. Они окружают себя людьми такого же невысокого интеллектуального уровня, среди которых чувствуют себя вполне сносно. Во-вторых, они обычно ведут борьбу за практическое использование знаний. Они покровительствуют техническим наукам и техническим профессиям, их «немедленной полезности», ибо в технике есть что-то понятное по результатам.

    Но самое главное, тип полуинтеллигента со всеми «выходами» этого состояния в мироощущение и общественное поведение складывается, в основном, еще в юности. Огромное значение имеет семья и средняя школа, дополнительное — высшее образование. Последнее дает только окончательную шлифовку. Техническое образование дает совсем мало. Главное, формирующее человека, его нравственный мир и, в какой-то мере, отношение к окружающему, дается гуманитарными науками, гуманитарной культурой в целом, искусством.

    Но дело не так безнадежно. Спасает высокий профессионализм в своей области, который может быть достигнут и в зрелом возрасте, и даже в старости. Осознанный профессионализм в какой-то одной области (технической, медицинской, педагогической и т.п.) заставляет человека не вмешиваться в то, чего он не знает в достаточной мере. Профессионализм учит, приучает. На примере своей хорошо освоенной профессии специалист понимает важность знаний в целом. Мне приходилось встречать вполне интеллигентных столяров, наборщиков, крестьян. В них была приобретенная их специальностью, хорошим знанием и владением своим ремеслом «мудрость». Мудрые старики — это в основном хорошие работники в прошлом. Мне иногда представляется, что можно составить список профессий, которые очень часто воспитывают с годами мудрое отношение к людям, природе и прошлому.

    Итак, мы поговорили о бедах полуинтеллигентности, о бедах не их самих, полуинтеллигентов, но о бедах, сыплющихся от полуинтеллигентных людей на окружающих и окружающее. Поговорим об интеллигентности. Какими чертами отличается она, как сказывается на поведении интеллигентных людей и на человеческом обществе.

    Интеллигентного человека характеризует прежде всего уважительное отношение к окружающему и окружающим, сознание того, что он не обладает полнотой знаний, а находится только на пути к знаниям. Поэтому он постоянно пополняет свои знания, особенно в области гуманитарной культуры. Отсюда — осторожное отношение к другим людям и их убеждениям, отрицание насилия как пути к счастью, неверие в принцип «цель оправдывает средства». Отсюда — отсутствие самоуверенности в поведении и в манере себя держать. Отсюда уважение к опыту истории, к культуре вообще. И вместе с тем интеллигентный человек лишен комплекса неуверенности в себе. Это объясняется отсутствием боязни чужого мнения, чужих предложений и готовностью согласиться с мнением специалистов, людей так или иначе заинтересованных.

    По существу, внешне неуверенный интеллигент гораздо увереннее в себе любого агрессивного полуинтеллигента. Когда полуинтеллигент категоричен, не способен изменить своего прежнего мнения, болезненно относится к своему престижу, груб с подчиненными, то это все признаки слабости, впрочем редко осознающиеся самими полуинтеллигентами.

    Почему я все время говорю о роли гуманитарных наук и искусства в воспитании общей интеллигентности юношества? Здесь дело простое. Литература, живопись — вообще все искусства учат жизненному опыту. Они не только позволяют человеку прожить несколько жизней, пережив различные жизненные ситуации, возвышают чувства, которые могли бы остаться обыденными, ничем не примечательными: например, кончину друга, любовь и пр., но и заметить в обычном необычное, красоту простого явления, в иных случаях представляющегося скучным и серым. Они знакомят с «чужим» сознанием — другого человека, другого народа, другой страны, с красотой природы. Искусства воспитывают эстетически и этически. А кроме того, искусства развивают интуицию, которая очень важна во всех науках. Недаром великие ученые увлекались и увлекаются музыкой, сложными формами живописи, поэзией.

    «Красота спасет мир!» На многие вопросы помогает ответить искусство. Причина проста: зло зовет к хаосу, и поэтому во все века и у всех народов оно изображается как безобразное, доброта зовет к гармонии и единению, и поэтому она — прекрасна.

    Истина, добро и красота едины, человечество всегда объединяло три этих ипостаси одной сущности. Но литература и живопись еще и непосредственно проповедуют нравственность.

    Искусства должны приучать видеть в мире добро и красоту — борющееся добро и борющуюся красоту.

    Я за разные типы средних школ. Только тогда учащиеся будут гордиться своей школой, своими учителями. Надо возродить в учащихся гордость своими знаниями, своим умением в той или иной области. Нельзя отделять труд от учения. Учение, приготовление уроков, пребывание в классе — это и есть труд, труд упорядоченный, приучающий к аккуратности, к чувству долга за приготовление к занятиям.

    Но я слишком много, кажется, говорю о средней школе... Это не случайно, ибо средняя школа, как и семья, в первую очередь воспитывает интеллигентность, А нельзя ли это восхождение к интеллигентности совершить как-либо побыстрее? Не будем обманываться — нельзя. Нельзя, но крайне необходимо. Интеллигентность должна быть свойством всего народа, всей страны. Интеллигентность в какой-то мере «заразительна», если она авторитетна. В нашей стране слишком долго (с 60-х годов XIX в.) интеллигентность считалась чем-то чуть ли не позорным. Антиинтеллигентские настроения проникли даже в литературу (вспомните Вассисуалия Лоханкина у Ильфа и Петрова — образ интеллигента, подчеркнуто отрицательный).

    Вспомните, в советской литературе так ли уж часто встречается персонаж — интеллигентный рабочий. А между тем не сразу, но в конечном счете интеллигентными должны стать и рабочие, и крестьяне, и все служащие от самых мелких до самых крупных, и все руководители предприятий, областей, министерств (что не всегда сейчас бывает). Для этого нужно, чтобы каждый осознал свою полную причастность к культуре, ощутил в себе достоинство человека, не лгал бы в «служебных целях» — для утверждения своего проекта, сметы, плана и т.д. Правдивость перед самим собой — это общественная позиция, на основе которой только и может укрепиться правдивость общественная, подлинная гласность, которую следует рассматривать не только как право получать информацию, но и как обязанность руководителей своевременно информировать о всем, что может представлять интерес для других.

     

    Комментарии

    Голубева Наталья Леонидовна

    Личностью, творчеством, научными работами Д. С. Лихачева восхищалась и не перестаю восхищаться. Лет тридцать назад многие, наверное, не кривя душой вспомнили бы учителя, размышляя о образце интеллигентности. Уверена, что учителя-интеллигенты сохранились как вид( простите за черный юмор), но вот данные о проделанной работе, которые учитель вынужден "подавать" для получения энной суммы из стимулирующего фонда, да еще как-то вынужден понять, под какие "пункты" Положения для этой оплаты он, учитель, попадает или НЕ попадает ( а раз пункта нет, то и оплаты нет)- все это как-то "не вписывается" в образ интеллигентного человека, человека, каким, безусловно, ДОЛЖЕН быть учитель. Горько...

    Тюлентаева Елизавета Дмитриевна

    В последнее время интеллигентных людей встречается мало.Процветают наглость, самоуверенность, выпячивание своих достоинств, унижение коллег, да и у руля обычно наглые хамовитые люди.Что это ? Опять побеждает зло? Испокон века учим своих учеников доброте, справедливости, культуре, а побеждает лицемерие, подхалимство.Хорошо, что наши дети лучше нас разбираются в жизни, иногда бывают бескопромиссны, прямолинейны, отсекают от себя поползновения взрослых на их свободу.Я думаю, что доброта и красота спасут мир.А интеллигентность -это или есть в генах, или ее нет в человеке.

    Сазонова Лидия Петровна

    "Осознанный профессионализм в какой-то одной области (технической, медицинской, педагогической и т.п.) заставляет человека не вмешиваться в то, чего он не знает в достаточной мере. Профессионализм учит, приучает. На примере своей хорошо освоенной профессии специалист понимает важность знаний в целом." Думается, что это очень важно, важнее, чем стимулирующая оплата. Да, учитель вынужден думать и об этом, но ведь не это определяющее в нашей работе. Именно с урока выходишь либо окрыленным, либо удрученным. После общения с ребятами понимаешь, что твоя работа - не зря: что-то ты сумел донести до них, что-то светлое зажечь. Учителей-интеллигентов много.Даже среди молодых.Но удручает и количество "полуинтеллигентов" в нашей среде. Их, на мой взгляд, не так уж много, но почему-то именно они виднее, по ним судят обо всех учителях. Вот это действительно горько...

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Согласна.

    Абанина Диана Петровна

    Согласна с мнением Д.С. Лихачёва. Быть учителем - трудно, а быть учителем компетентным, образованным, интеллигентным - ещё труднее.

    Кулькова Светлана Степановна

    "Нравственный климат в обществе определяется степенью его культуры"(Д.С.Лихачев). Что можно сказать о культуре и нравственности общества, если выставка Гюнтера фон Хагенса под названием "Body Worlds", теперь имеет продолжение под названием "Зоопарк наизнанку". Какую нравственную нагрузку несут музеи пыток, Джека Потрошителя, дьявольского парикмахера с Флит-стрит? Становится страшно, когда читаешь на форумах в соц. сетях участников обсуждений.Чаще всего это поток взаимных оскорблений взрослых людей. Необходимо с детства приучать ребенка, ученика к ведению спора с достоинством и уважением чужого мнения. Капля камень точит!

    Гаврилова Анна Алексеевна

    Спасибо за информацию. Молодое поколение воспитывается и развивается на примере старшего, радует креативность и самостоятельность мышления подрастающего поколения.

    Герцог Людмила Викторовна

    Триада: Образованность, интеллигентность и культурность

    Такие проникновенные слова мог произнести и написать именно такой Интеллигентный и Образованный человек - Д.С.Лихачев! К сожалению, таких людей становится все меньше...

    Перепёлкина Галина Эдуардовна

    Тот редкий случай, когда с удовольствием читаю публицистику и размышления на морально-этические темы.:) Дмитрий Сергеевич Лихачев!

    Ефимова Вера Яковлевна

    Сегодня с развитием информационных технологий возникает вопрос: что будет преобладать: цивилизация или культура? Какова роль образования в разрешении этого противоречия? Именно образование должно гармонизировать цивилизацию и культуру, которые должны способствовать развитию общества.

    Ефимова Вера Яковлевна

    Уже несколько тысячелетий классическими учениями преподносится истина, которая в наше время начинает осознаваться всё большим числом современников. Всё чаще стали задумываться о ценности человека и его предназначении.
    http://www.obrasovaniye.ru/index.php?razdel=Povishenie_kvalifikatcii&sub...

    Соцкова Ольга Алексеевна

    Мне кажется, что интеллигентность - это ещё и скромность, которой почти не осталось. Мы перестали воспитывать в детях скромность.

    Кудрявцева Наталья Викторовна

    на всё это хочется процитировать Галину Щербакову (из книги "Дверь в чужую жизнь"). "Всякая чистота выглядит наивной и глуповатой, а цинизм всегда ходит в умниках. Доброта почти всегда слабость, а зло кажется неуязвимым."
    "Зло часто возвращается неузнанным в расчёте на короткую человеческую память. Знать - это значит помнить, а помнить - значит знать."
    "Всякий слом системы вызывает массу превращений прежде всего в молодой человеческой природе. Ей на кривизне жизни хочется стать гаже, противней."

    Наталья Валентиновна

    Читая письма Д.С. Лихачева, некоторые испытывают странное чувство. Дети говорят мне о том, что их смущает некоторая «наивность» ученого. Ну, как будто он весь XX век прожил в обществе, состоящем из добрых людей. И школьникам «ясно», что по тем заповедям, которые ученый предлагает в письмах, в наше время просто не выжить!
    А ведь я рассказывала старшеклассникам, что Лихачев побывал в Соловках не на прогулке, общался с уголовниками — и одна из первых его статей называлась « Особенности воровской речи»...Он отлично понимал, каковы нравы советских писателей и академиков, среди которых он провел большую часть жизни. Немало мерзавцев было среди тех, кого он пытался «согласить» и примирить!
    Я напоминаю детям о том эпизоде любимой ими книги М. Булгакова, где Иешуа называет добрыми людьми Понтия Пилата и Крысобоя, когда последний бьет его по лицу наотмашь... « Не повезло этому человеку, - сожалеет о палаче Иешуа, - вон каким его сделала жизнь!» Это не наивность, ребята, это жизненная позиция. « О, как Вы будете стыдиться своего поступка!» - говорит князь Мышкин своему обидчику. И герой уверен в том, что так будет, что не может не проснуться совесть у человека, каким бы скверным он ни казался даже самому себе.
    Но Д.С. Лихачев — не персонаж классического романа, а реальный человек. И те слова, которые он говорит в «Письмах о добром», нам десятки раз уже говорили лгуны и лицемеры. Поэтому даже тогда, когда их произносит тот, кто имеет право нас учить, как жить долго и радостно, мы сомневаемся: « Как же он выжил там, где тысячи людей погибли?» Повезло. Конечно, он мог погибнуть в лагере, не выжить во время страшной войны, умереть от инфаркта во время борьбы за свое человеческое достоинство или за права других людей. Многие порядочные и талантливые люди не смогли пережить катаклизмов XX столетия. Те, кто был пощажен обстоятельствами, признавались друзьям, что постоянно оправдываются за то, что не попали в тюрьму при Сталине, что не погибли на войне с фашистами или от голода в блокадном Ленинграде, родном городе Лихачева.
    А он прожил целый век, и нам не в чем его упрекнуть, только враги могут приписать ему какой- нибудь непорядочный поступок, а приличные люди наперебой вспоминают, как и в чем им помог Дмитрий Сергеевич.
    И я говорю детям, что надеюсь, что на их долю не выпадет столько потрясений, сколько пережил этот замечательный человек. И в своей относительно спокойной жизни им гораздо легче применить те советы, которые он вам дает. Ведь этот интеллигентный человек и не обещает никому в результате того « счастья», которое считают счастьем карьеристы и олигархи. Он предлагает сделать свой выбор в жизни, а его судьба — пример того, как радостно и долго может прожить в самое тяжелое время умный и порядочный россиянин. Если, конечно, ему немножечко повезет!