Главные вкладки

    Международный день культуры (день принятия Пакта Рериха)

    15 апреля отмечается Международный день культуры (в честь принятия Пакта Рериха).

    Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Договора "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получившем известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха.

    С инициативой отмечать день подписания Пакта как Международный день культуры выступила в 1998 г. общественная организация Международная Лига защиты культуры, учрежденная  в 1996 г. Международным центром Рерихов (президент – летчик-космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев).

    С этого времени во многих городах России и всего мира 15 апреля проходит торжественное празднование Дня Культуры с поднятием Знамени Мира.

    В 2010 г. День Культуры был посвящен 75-летию Пакта Рериха, в 2011 г. – 50-летию первого полета в космос Юрия Гагарина.

    В некоторых городах России Международный день культуры проводится с 1995 г.

    В декабре 2008 г. по инициативе общественных организаций России, Италии, Испании, Аргентины, Мексики, Кубы, Латвии, Литвы создано Международное движение за утверждение 15 апреля Всемирным Днем Культуры под Знаменем Мира.

    На XXII Международном конгрессе участников космических полетов в Праге, прошедшем в октябре 2009 г., космонавты мира подписали Обращение за утверждение Всемирного Дня Культуры.

    Предложение о проведении Всемирного Дня Культуры было выдвинуто Николаем Рерихом еще в 1931 г. в бельгийском городе Брюгге на конференции, посвященной продвижению международного договора об охране культурных ценностей. Тогда же была названа основная задача Дня Культуры ‑ широкий призыв к красоте и знанию. Николай Рерих писал: "Будем же утверждать и Всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни".

    15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, в кабинете президента Рузвельта руководители 21 государства американского континента приняли международный договор по охране художественных и научных учреждений, исторических памятников, названный по имени его создателя "Пакт Рериха".

    Этот первый международный правовой акт об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был предложен художником, выдающимся деятелем русской и мировой культуры ХХ века Николаем Константиновичем Рерихом, который считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, видел в ней основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий.

    Идея создания организованной охраны культурных ценностей возникла у него еще в самом начале столетия при изучении памятников отечественной старины. Русско-японская война 1904 г. заставила художника серьезно задуматься над той угрозой, которая таилась в техническом усовершенствовании военных средств разрушения.

    В 1914 г. Николай Рерих обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения, однако его обращение осталось тогда без ответа.

    В 1929 г. Рерих подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Проект договора получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. В поддержку идеи Николая Рериха выступили Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн,  Рабиндранат Тагор. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

    Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. В рамках самого Пакта был утвержден предложенный Рерихом отличительный знак, которым  предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Этим знаком было "Знамя Мира" - белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга - прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.

    В Пакте содержатся общие принципиальные положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Положение о защите объектов носит в Пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов.

    Пакт Рериха сыграл важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия.

    Этот договор был использован в качестве основы для многих документов современного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия. В том числе таких актов ЮНЕСКО как: "Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта", принятая в Гааге 14 мая 1954 г. межправительственной конференцией государств-членов ЮНЕСКО, и два протокола к ней;  "Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности", принятая в Париже 14 ноября 1970 г. 16-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, и "Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия", принятая в Париже 16 ноября 1972 г. 17-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО.

    Важное значение имеют принятые в 1950-1970 гг. рекомендации ЮНЕСКО: о регламентации археологических раскопок; мерах обеспечения общедоступности музеев, сохранении красоты и характера пейзажей и местностей; запрещении и предупреждении незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности; сохранении культурных ценностей, подвергшихся опасности в результате проведения общественных или частных работ; охране в национальном плане культурного и природного наследия; международном обмене культурными ценностями; сохранении и современной роли ансамблей; охране движимых культурных ценностей; охране и сохранении движущихся изображений.

    Эти акты ЮНЕСКО обладают исключительным авторитетом и призваны оказывать влияние на развитие национальных законодательств, а также на деятельность стран по сохранению культурного наследия.

    Гаага. Водружение Знамени Мира над Дворцом Мира 15 апреля 2014 г.:

     

    Источник: РИА Новости

     

    Комментарии

    Финяк Ольга Александровна

    Спасибо за просвещение по данной теме, очень полезно!

    А увидел Рерих знаменитый символ триединства на гербе Самарканда. Это была печать Тимура - три равных круга, расположенные в форме равностороннего треугольника. Для европейца Клавихо, которого испанский король послал к Тимуру учиться, как изгнать захватчиков(моголистанцев)и мудро править страной, каждый круг означает часть света, а владелец символа является их Властителем.Но у этой истории есть продолжение. Пять веков спустя, утверждая геральдику Самарканда, Российская Империя примет во внимание Тамерланову печать, и включит Знак в герб Самарканда. "В лазуревом щите серебряный, волнообразный столб, сопровождаемый по бокам двумя золотыми ветвями тутового дерева. В серебряной дамасцированной главе щита знак тамги (печати) Тамерлана, т.е. три черных кольца. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою".

    Именно на дореволюционном гербе Самарканда, известный философ и художник Н. К. Рерих увидит знак триады и приобщит это наблюдение к своему исследованию, целью которого было выяснить природу и смысл Знака Трёх Сфер, который он обнаруживает во многих культурах и традициях. "...Знак триединости оказался раскинутым по всему миру... Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение... На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак... Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском... Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображении Святой Троицы. Он же на гербе Самарканда... Он же и на Буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для знамени все объединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих... Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть такое изображение».

    Различные народы и традиции, по разному объясняли этот знак, связывая его с тремя солнцами (азиатские и праславянские легенды), небесным оком, душой, триединством Бога, тремя Сокровищами Востока (Будда, Дхарма, Сангха), преемственности прошлого, настоящего и будущего, истиной, красотой, справедливостью и др.

    Подытоживая результаты своих исследований, Рерих назовёт Символ Знаменем Мира и напишет: "Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах".

    В 1929 году Символ в виде трёх красных кругов (символ прошлого, настоящего и будущего человечества), заключённых в большую окружность (Вечность), будет утверждён, по инициативе Рериха, в качестве Символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры во Время Войн и Междуусобных Столкновений). Ныне данный знак официально запатентован Российским Агентством по Патентным и Товарным Знакам и используется в качестве официального символа защиты культурного достояния человечества. (Кто еще хочет сказать о неграмотности и вандализме Амира Темура?!!)

    Нагорная Лариса Николаевна

    См. видеосюжет "Знаменитый музей Рериха просит о помощи" телеканала "Россия 1" от 21 марта 2014 - https://www.youtube.com/watch?v=yaCgp3QK9FM&list=PL8reKOYdZsrywUY6mXfkqv...

    http://www.change.org/ru/петиции/не-допустите-разрушения-общественного-музея-имени-н-к-рериха?utm_source=supporter_message&utm_medium=email&utm_campaign=supporter_message

    Байден Снежана Олеговна

    очень интересно, спсибо

    Абанина Диана Петровна

    Спасибо большое. Мысли интересные.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Интересно.

    Нагорная Лариса Николаевна

    Ответы из Департамента городского имущества города Москвы и мэрии Москвы

    Moscow
    30 мая 2014 'г'. — Друзья! Из ответов Департамента городского имущества города Москвы и мэрии Москвы, стало известно, что мэр Москвы С.С. Собянин и Правительство города приняли решение оказать поддержку Международному Центру Рерихов в виде передачи ему двух зданий усадьбы Лопухиных в безвозмездное пользование. Однако, планируется передать только здания, а не землю усадьбы, аренда за которую по-прежнему будет начисляться. Долг МЦР за арендную плату постоянно растет. Сейчас он составляет более 28 млн. рублей. На этом фоне Министерство культуры РФ пытается незаконно изъять наследие Рерихов у МЦР, грубо нарушая завещание Святослава Рериха. Мы надеемся на дальнейшую активную помощь общественности в сохранении наследия Рерихов и общественного Музея имени Н.К.Рериха! Мы верим, что народ России способен защитить и сохранить свою Культуру! См. также: –сообщение МЦР: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=3107 –Видео сюжет ОТР, 18.05.2014: http://www.youtube.com/watch?v=RTv4ACQhUQc