Дело Ленина. С.Г. Кара-Мурза

Когда умер Ленин, Есенин написал: «Того, кто спас нас, больше нет».
Сегодня нам надо это понять — не для того, чтобы разобраться в наших чувствах «любим — не любим», а ради знания, уверен обществовед Сергей Кара-Мурза.

Русская революция — главное событие ХХ века. Она — стартер мировой революции «крестьянских» стран, изменившей все мироустройство. Китай, Индия, Латинская Америка — ее дети. Она — конец модерна, за этим порогом все пошло не так, как предписано в проекте Просвещения. На мировую арену вышла доиндустриальная цивилизация, идущая в обход западного капитализма. Это — цивилизация крестьян и этносов, отвергнувшая господство гражданского общества и гражданских наций.

Мы, Россия, и сейчас живем в этой революции. Крах советского строя в его первой версии — ее эпизод, сегодня — лишь начало этого эпизода. Если мы хотим выжить как народ и как страна, надо знать и понимать эту революцию. Ленин — ее продукт и ее творец, ее теоретик и конструктор. Он — ключ к знанию и пониманию.

Наша беда, что Ленин и его соратники не имели времени, чтобы ясно описать свое дело и тем более понять его, они следовали неявному знанию. Эйнштейн в физике «сначала находил, потом искал». Они находили, а искать не было времени. Нам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла советская идеология, превратившая, «для пользы дела», Ленина в икону, и когда выдохся антисоветский черный миф Ленина. Молодым нужно холодное и достоверное знание, им разгребать руины и строить на пепелище — а главные удары еще впереди.

Вот условия для разумных суждений тех, кто не боится знать:

1. Отделять свои нравственные оценки от фактов. Допустим, вы считаете священной собственность помещиков на землю, но надо признать, что практически все крестьяне (85% населения) считали ее незаконной.

2. Оценивать политика в реальных координатах, сравнивать его не со святыми, а с теми, кто в тот период воплощал альтернативные проекты. Для Ленина мы имеем такой ряд: Керенский (либералы-западники), Деникин («белые»), Савинков (эсеры), Махно (анархисты) и Троцкий (коммунисты-космополиты). Монархисты к концу 1917 года уже сошли с арены, даже Столыпин стал историей. Мечтать о «добром царе» — детская забава. Все актуальные фигуры «предъявили» свои проекты, люди попробовали их на зуб, а не изучали в кабинетах. Отрицаете Ленина? Скажите, с кем бы вы были и почему.

3. Не копаться в мелочах. Надо сравнить два главных проекта, два вектора, задававших России разные (и расходящиеся!) цивилизационные пути. Один проект предполагал построение в России государства западного типа с рыночной экономикой. Его воплощали сначала Керенский, а потом Деникин и Колчак. Это — Февраль, «белые». Другой проект — советский, его воплощал Ленин. Это — Октябрь, «красные».

Эти проекты Россия сравнила не в теории, не по книгам, а на опыте. С февраля по октябрь 1917-го — в мирных условиях сосуществования Временного правительства и Советов. Керенский проиграл вчистую. Под давлением и при участии Запада блок кадетов и эсеров попытался вернуть власть военным путем, сравнение проектов происходило в форме гражданской войны. За ней наблюдала вся Россия, и военное соревнование белые также проиграли вчистую.

Надо прислушаться к мнению предков, для которых, как для народа, этот выбор был вопросом жизни и смерти. Совершенно неважно, какой из проектов нам сегодня нравится больше. Важно не сегодня, а тогда. О ценностях мы не договоримся, сытый голодного не разумеет. Даже если сейчас захотелось жить по-другому, по-рыночному, плевать в прошлое неразумно, если мы хотим ужиться на одной земле.

— О личности Ленина говорить не стоит. За ним не замечено пороков, которые объясняли бы его мысли и дела. Он не был ни стяжателем, ни тираном. Это был умный и образованный человек, великий труженик, преданный своему делу, которое он считал справедливым. Многие сегодня считают его дело несправедливым. Пусть так. Но Ленин сделал свое дело мастерски, с большим успехом — так давайте брать у него пример именно в этом.

Ленин входил в мировую элиту социал-демократов, в «политбюро» второй партии в двухпартийной системе будущего Мирового правительства. Он блестяще выполнил последний завет Маркса — интеллектуально разгромил народников с их доктриной революции «не по Марксу» и развития «по некапиталистическому пути». Но осознав смысл революции 1905 года, Ленин совершил радикальный сдвиг в обеих плоскостях раскола России — он встал в ряды простонародья против сословной элиты и в стан почвенников противзападников. За это одни его возненавидели, а другие — полюбили.

Что касается характера, то Сергей Есенин, поэт не купленный, о Ленине написал: «Слегка суров и нежно мил». А в другом месте: «Застенчивый, простой и милый, // Он вроде сфинкса предо мной».

На какое-то время в России стали верить Волкогонову больше, чем Есенину, но это время проходит. Значит, будем говорить о делах.

— Надо прислушаться к носителям художественного чувства. Были те, кто ненавидел Ленина, как Бунин. Были те, кто его принял, как избавление — Блок, Есенин, Шолохов. Надо вникнуть в мотивы и тех, и других.

А кто считает себя западником, пусть почитает современников Ленина, которые наблюдали его проект лично — Бертрана Рассела и Ганди, Грамши и Кейнса. В 1920-е годы Кейнс работал в Москве и сказал, что Россия тогда была главной лабораторией жизни. Она, как никто, была близка и к земле, и к небу. А Ленин «соединил то, что в душе европейца давно помещено в разные уголки души — бизнес и религию». В том смысле, что соединил чисто земные задачи с высшими идеалами.

Все это — урок истории, его надо освоить независимо от нынешней позиции каждого.

Но это — первое приближение. Надо понять, что же такого ценного сделал Ленин, за что его уважали многие достойные и умные люди во всем мире и любила большая часть народа России. И что он сделал не так, из-за чего антисоветские силы через 70 лет одержали верх. Разговор трудный. Нынешняя антиленинская кампания недобросовестна и нанесла всем большой вред. В ней не было разумной критики, и все сложные проблемы так принижались, что мы отвыкли ставить вопросы даже самим себе.

Вспомним ситуацию. С конца ХIХ века России приходилось одновременно догонять капитализм и убегать от него. Она слишком раскрылась Западу, а он не желал и уже не мог«принять» ее. В России складывался периферийный капитализм, и это было «исторической ловушкой» — истощением с утратой своей цивилизационной идентичности. Возникли порочные круги, которые не удавалось разорвать — даже разумные меры правительства ухудшали положение (это признак «ловушки» как особой системы обратных связей). Замаячила революция как выход через катастрофу.

Было несколько проектов, все их перепробовала Россия: Столыпин, либералы, эсеры, социал-демократы и большевики. Каждый проект отражался в другом, каждая неудача обогащала знанием. Успешным был проект Ленина. Этот выбор вынашивал весь народ, все оппоненты и противники. В этом рывке было сделано много открытий всеобщего значения.

Сегодня наше общество духовно больно — элита, вскормленная великими делами планетарного масштаба, эти дела своего народа старается принизить и оплевать.

В основе советского проекта был крестьянский общинный коммунизм («Толстой — зеркало русской революции»). Маркс считал его реакционным, он исходил из того, что крестьянство должно исчезнуть, породив сельскую буржуазию и пролетариат. В это верили и Столыпин с кадетами, и поначалу Ленин. Его подвиг в том, что он преодолел давление марксизма, при этом нашел такие доводы, что стал не пророком-изгоем, каких немало, а вождем масс.

Чаяниям русского крестьянства и рабочих Ленин дал язык, облек их в сильную теорию. Назад из кризиса не выходят, и ленинизм соединил общинный коммунизм с идеалами Просвещения, что позволило России не закрыться в общине, а создать промышленность и науку — минуя котел капитализма. Это был новаторский проект, и он сбылся — на целый исторический период. И Победа, и Космос, и тот запас культурной прочности, на котором мы переживаем нынешний кризис — результаты того проекта.

Ленин — мыслитель, конструктор будущего и виртуозный политик. В каждом плане у него есть чему учиться, он был творец-технолог, мастер.

Он создавал прочные мыслительные конструкции и потому был свободен от доктринерства. Он брал главные, массивные процессы и явления, взвешивал их верными гирями. Анализируя в уме свои модели, он так быстро «проигрывал» множество вероятных ситуаций, что мог точно нащупать грань возможного и допустимого. Он не влюблялся в свои идеи и доводил сканирование реальности до отыскания всех скрытых ресурсов. Поэтому главные решения Ленина были нетривиальными и поначалу вызывали сопротивление партийной верхушки, но находили поддержку снизу.

Ленин умел работать с неопределенностью, препарировал ее, взвешивал риски. В методологии науки труды Ленина приводятся как канон научного текста, из которого изгнаны все «идолы». А посмотрите на тексты современных политиков, начиная с Горбачева, в них кишат все «идолы» — рынка, площади и театра.
Наше национальное несчастье в том, что ненавидеть стали даже не столько Ленина-политика, сколько ленинский тип мышления и мировоззрения. Этот тип мышления нам нужен позарез, но если вокруг разлита ненависть, он не появится. Предвидения Ленина сбылись с высокой точностью (в отличие от Маркса). Читая его рабочие материалы, приходишь к выводу, что дело тут не в особо мощной интуиции, а в методе работы и в типе мыслительных моделей. Он мыслил уже в категориях постклассической науки становления, видел общество как неравновесную систему, как переходы «порядок — хаос», остро чувствовал пороговые явления и кооперативные эффекты. Исходя из трезвой оценки динамики настоящего, он «проектировал» будущее и в моменты острой нестабильности подталкивал события в нужный коридор. В овладении этим интеллектуальным арсеналом он обогнал время почти на целый век. В этом плане Сталин был его учеником.

Ленин выдвинул и частью разработал с десяток фундаментальных концепций, которые и задали стратегию советской революции и первого этапа строительства, а также мирового национально-освободительного и левого движения.

Здесь отметим лишь те, которые советская история оставила в тени.

1. Ленин добился «права русских на самоопределение» в революции, то есть на автономию от главных догм марксизма. Это обеспечило поддержку или нейтралитет мировой социал-демократии. Он преодолел цивилизационную раздвоенность России, соединив «западников и славянофилов» в советском проекте. На полвека была нейтрализована русофобия Запада.

2. Создавая Коминтерн, Ленин поднял проблему «несоизмеримости России и Запада», проблему взаимного «перевода» понятий обществоведения этих двух цивилизаций. Она осталась неразработанной, но как нам не хватало в 1980 — 1990-е годы хотя бы основных ее положений! Да и сейчас не хватает.

3. Ленин поднял и, в общем, успешно решил проблему выхода из революции (ее обуздания). Это гораздо сложнее, чем начать революцию. Гражданская война была остановлена резко, ее переход в «молекулярную» форму погубил бы Россию. Именно поэтому Есенин сказал, что Ленин «спас нас». Системность мышления и чувство динамики нелинейных процессов придали силу политическим технологиям Ленина.

4. Ленин предложил способ «пересобрать» русский народ после катастрофы, а затем и вновь собрать земли «Империи» на новой основе — как СССР. Способ этот был настолько фундаментальным и новаторским, что приводит современных специалистов по этнологии в восхищение — опыт ХХ века показал, какой мощью обладает взбунтовавшийся этнический национализм.

О том, чего не удалось сделать Ленину, надо сказать не для баланса: это уже задачи для нас.

1. Ленин предвидел (как позже и Сталин), что по мере развития советского общества в нем будет возрождаться сословность («бюрократия»), и сословные притязания элиты создадут опасность для строя. Так и произошло. Никаких идей о том, как этому можно противодействовать, Ленин не выдвинул (как и Сталин). Не выдвинуты они и до сих пор, и угроза России со стороны «элиты» растет.

2. Ленин преувеличивал устойчивость мировоззрения трудящихся и рациональность общественного сознания, его детерминированность социальными отношениями. Он не придал адекватного значения тому культурному кризису, который должен был сопровождать индустриализацию и быструю смену образа жизни большинства населения. Этот кризис свел на нет тот общинный крестьянский коммунизм, который скреплял мировоззренческую матрицу советского строя. Требовалась смена языка и логики легитимации социального порядка СССР, но эта задача даже не была поставлена в проекте Ленина, к ней не готовилось ни государство, ни общество. Поэтому кризиса 1970 — 1980-х годов СССР не пережил.

3. Наконец, Ленин, разрешив срочную задачу сборки СССР, не учел тех процессов в национальном самосознании народов СССР, которым способствовало огосударствление этносов. В период сталинизма возникавшие при этом проблемы разрешались чрезвычайными способами, а с конца 1950-х годов контроль за их развитием был утрачен. Эта важная для многонациональной страны проблема в проекте Ленина не была даже названа, надежды возлагались на консолидирующую силу социальных отношений.

Эти задачи легли на плечи нынешних поколений.


Источник: http://кара-мурза.рф/node/215

 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Очень актуальная и своевременная информация в данной статье. На самом деле строки С.Есенина остро передают всю трагедию смерти В.И.Ленина. Действительно подрастающему поколению и их родителям необходимо разобраться в истории нашей страны,для этого такие статьи необходимо рассматривать на уроках истории в школе. А вообще очень грустно,что сейчас очень часто информация о Революции 1917г.сильно искажается,а Советский Союз всё больше ругают в СМИ,хотя 7 ноября парад на Красной площади-вспоминаем 1941г.,а ведь победу в ВОВ одержали Советские Люди!

Орлова Елена Алексеевна

Да много чего не предусмотрели В.И.Ленин и И.В.Сталин,как указывается в статье.Видимо до них это учитывалось и предусматривалось.

Бессонова Наталия Валерьевна

Поэтому Ленин, давший государственность Украине, Белоруссии и т.д. представляется новыми политиками чуть ли не монстром, тогда как Российская империя, в которую эти народы входили без всяких прав на самоопределение - утерянным Раем. Вопрос только: для кого?

Мальцева Татьяна Алексеевна

"Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего,"-писал М. Горький. А разве не современны и не актуальны слова классика сегодня? Мы не знаем подлинной своей истории, которая либо замалчивается, либо преподносится в угоду правящему классу.

Герцог Людмила Викторовна

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Сервантес

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с Татьяной Алексеевной. Если люди не помнят прошлого, нельзя построить хорошего будущего.

Орлова Елена Алексеевна

Для будущих поколений необходимо,чтобы нынешнее поколение знало и осознавало действительную историю нашей страны.

Гариева Надежда Васильевна

Статья С.Г. Кара-Мурза "Дело Ленина" очень актуальна. Очень хотелось бы, чтобы наши дети знали историю страны такой какой она была, а не в угоду политикам.

Бирюкова Татьяна Александровна

Привет с родины Ильича, города Ульяновска.
У нас про Ленина никто не забывал, дом - музей Ленина и еще несколько домов, где он жил так же входят в заповедник Родина Ленина. И даже парту в гимназии, где сидел маленький Володя показывают всем первоклассникам нашего города. спасибо, что не забываете нашего земляка!

Герцог Людмила Викторовна

Молодцы ульяновцы! Даже как то странно, что есть ещё Ульяновск!, а не Симбирск... иногда с этими "перитурбациями" порой стоишь в состоянии "лёгкого шока": на одной стороне улицы: дома-замки и супермаркет супер-пупер, а на другой: лачуги, грязь и нищета...И не поймёшь сразу, где живёшь то: капитализм? феодализм? или просто сон, такой вот, необычненький?

Орлова Елена Алексеевна

Историю страны нельзя забывать,что сейчас стараются сделать! Наши дети очень мало знают об истиной истории своей страны,о её героических и трагических страницах! Одна маленькая деталь: ведь именно с приходом социализма дети получили возможность бесплатного обучения в школе и пребывания в детском саду! При императорах это было невозможно.Поэтому нельзя забывать историю! А уж вождя мирового пролетариата В.И.Ленина тем более!

Герцог Людмила Викторовна

Ленин — мыслитель, конструктор будущего и виртуозный политик. В каждом плане у него есть чему учиться, он был творец-технолог, МАСТЕР.

Орлова Елена Алексеевна

От чего В.И.Ленин пытался увести страну:голод,нищета,пьянство,всеобщая неграмотность,пропасть между имущими и неимущими ,перечень бесконечен,к тому постепенно возвращаемся!

Герцог Людмила Викторовна

Живём сейчас в социально- ориентированном капитализме...но как то не чувствуется...
" Социально ориентированный капитализм есть не что иное, как зарождающийся социализм, ибо для его становления необходимо урезать монополию любого капитала, особенно денежного и законом сформировать социальные гарантии на необходимые для нормального развития человека социальные блага от количества и квалификации труда, чтобы право на труд гарантировало право на жизнь достойную труда" (Аникеев Александр Борисович )

Чернышев Александр Юрьевич

«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличности достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение; при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову; при 100 процентах он попирает ногами все человеческие законы; при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".
К.Маркс

— Вождь ненавидел и громил только Русскую православную церковь. Так, в день Николая Чудотворца, когда нельзя было работать, Ленин издал приказ от 25 декабря 1919 года: «Мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы» (т.е. пропустивших субботник при погрузке дров в вагоны в день Николая Чудотворца 19 декабря)». В то же время Ленин очень лояльно относился к католичеству, буддизму, иудаизму, мусульманству и даже к сектантам. В начале 1918 года он намеревался запретить православие, заменив его католичеством.

— Как он боролся с православием?

— Например, в письме Ленина Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года Владимир Ильич настаивал на необходимости использовать массовый голод в стране, чтобы обобрать православные храмы, расстреляв при этом как можно больше «реакционных священнослужителей». Мало кто знает о ленинском документе от 1 мая 1919 г. №13666/2, адресованном Дзержинскому. Вот его содержание: «…необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».

Как же можно положительно относиться к политике Ленина, если он искоренял духовно- нравственные ценности русского народа, которые являются основной базой культуры и этики.

Чернышев Александр Юрьевич

"он искоренял духовно- нравственные ценности русского народа, которые являются основной базой культуры и этики"

Я - атеист, представитель русского народа. Я - безнравственный?

Чернышев Александр Юрьевич

Это Вы отсюда взяли http://vk.com/wall7876862_15696? В интернете есть информация и о том, что это "указание"- фальшивка http://starove.ru/istfaq/falsifications/falsification-rgb/

Чернышев Александр Юрьевич

«Великий человек, — писал Г. В. Плеханов, — велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Орлова Елена Алексеевна

Вождь дал возможность русскому народу понять,что можно жить лучше,можно детям дать образование не зависимо от социального положения,можно работать для себя,а не на барина -боярина,можно пользоваться услугами медицины бесплатно и ещё очень много всего,но для этого необходимо порой многим жертвовать! А по поводу веры: на самом деле очень трудно судить! Есть на самом деле вера,духовность,идейность,добродетель! Но есть очень богатые священники с шикарными усадьбами и иномарками за миллионы,а есть нищие прихожане,которые несут последние копейки дабы поставить свечку! Святой Храм - должен быть у каждого в душе прежде всего,да и по Руси великой они должны стоять и множиться! Но...,очень много разногласий и раздумий по этому поводу!

Герцог Людмила Викторовна

Сейчас столько много противоречивой информации "всплывает" , порой в этом "потоке" теряешься...

Очень интересная и нужная тема ,а мне становится страшно, уходят последние Ветераны,ребята мало что знают о пионерии, комсомоле, нет Святынь,на которые можно равняться , как мы на Зою,Любу Шевцову, Олега Кошевого и таких дивных людей. Зато включишь канал НТВ и смотри целый день подробные инструкции к бестолковым убийствам и в новостях,кроме политики локальных конфликтов,крушений и т.п. что можно подчерпнуть? Вот и думайте, народ, к чему мы идем?А ленинские"учиться, учиться, учиться "никогда и не померкнут.

Герцог Людмила Викторовна

У меня на родной школе был сверху прикреплён металличесий девиз "Учиться, учиться , учиться ". Дети шли в школу и уже на первых ступенях крылечка было понятно ЗАЧЕМ!,а в нулевых сняли девиз и сдали на чермет... Не надобен... Не надобны светлые умы... А у меня и по сею пору сердце сжимается, как будто отняли что то родное и дорогое...

Чернышев Александр Юрьевич

Ох уж эти лозунги...

Орлова Елена Алексеевна

9 января по ЦТ промелькнула информация о памятной дате "Кровавое Воскресенье",но как-то не совсем правдиво: вроде какие-то недовольные люди выщли на демонстрацию ,а царские власти решили их разогнать с помощью оружия,результат - много жертв со стороны недовольных! Виноваты опять большевики и эсэры! Чем недовольны,кто эти люди,почему вышли на протестные демонстрации не освещается! У молодого поколения формируется представление о том ,что рабочие и крестьяне танцевали на балах при царском дворе,жили очень хорошо,а какие -то,чем-то недовольные большевики делали революцию!

Чернышев Александр Юрьевич

большевики вроде отговаривали от этой демонстрации