Статья "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ЛОГОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА"

Ромашова Ирина Владимировна

Опубликована в апреле 2016 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ЛОГОТЕРАПИЯ                                                      В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Ромашова И.В.

педагог-психолог МБДОУ №27 г. Солнечногорск,

магистрант ГАОУ ВО МГПУ г. Москва

Аннотация. Данная статья посвящена анализу основных понятий и идей экзистенциального анализа и логотерапии Виктора Франкла и их практическому применению в работе школьного психолога.

Ключевые слова: экзистенциальный анализ, логотерапия, Виктор Франкл, школьный психолог, смысл, трудности, детство, страх, дистанцирование.

Труды Виктора Франкла обретают в современном цивилизованном мире всё большую актуальность. Человечество развивает условия обитания, изменяет окружающую среду, во всем этом превознося значимость мира физических объектов, делая их словно целью нашего пребывания здесь, на земле. Но разве мы живем ради машин и домов? Ради красивых вещей и вкусной еды? Скорее всего, в глубине души каждого человека ответ будет отрицательным. И ключевым моментом здесь будет именно цель.

Одна древняя мудрость гласит: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» [5]. Если в ней поменять основные понятия на «двигаться, чтобы жить…», «верить, чтобы жить…» и т.д., то через них будет просматриваться та трансцендентность, о которой постоянно говорит Франкл, напоминая нам, что мы, люди, нечто большее, чем просто тело, мысли, чувства, и мы больше, чем цели. «Человек — это больше чем психика: человек — это дух» [7]. Мы – это нечто, что познает жизнь через средства (тело, мысли, чувства, предметы и т.д.), часто «сливаясь» с ними и «забываясь». Мы – это то, что ощущается простым и понятным, но трудно переводимо на язык разума и человеческих понятий. И мы двигаемся зачем-то, кушаем зачем-то, одеваемся зачем-то и живем зачем-то. И это «зачем-то» определяется индивидуально, неведомо откуда беря истоки.

 «Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла» [10], - говорит Франкл. И, тем не менее, смысл есть, даже не оформленный в мысли и не понимаемый умом. И в чем он заключается, мы часто можем увидеть намного позже самого «свершения» смысла. Это непонимание можно сравнить со взглядом ребенка, который впервые увидел летящий в небе самолет – понимает ли ребенок смысл происходящего в небе? Да или нет, но это по большому счету никак не влияет на исконный смысл летящей «птички», и останавливать самолет, чтобы узнать смысл его полета, не нужно.

Данная статья затрагивает проблематику поднимаемых Франклом в экзистенциальном анализе и логотерапии понятий применительно системы современного образования, а именно – работы школьного психолога. Работая с детьми, педагоги и психологи нередко сталкиваются с экзистенциальным вопросом, который искренне (и словно риторически) задают школьники, начиная лет с 9-10: «Зачем жить? Зачем всё это?». И такие вопросы задают те, у кого есть семья, популярные гаджеты и друзья. По своим профессиональным задачам психолог мог бы забить тревогу, ведь за такими вопросами часто кроется упадническое настроение, нарастающая депрессия, а часто и ощущение опустошенности и бессмысленности происходящего. Но в данной ситуации можно видеть проблему (задачу) шире: эти вопросы нужно воспринимать не как тревогу, а как стимул заново пересмотреть цели бытия человечества и, в лучшем случае, расширить диапазон задач перед каждым из людей.

Франкл часто повторял: «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия» [10]. Можно расширить эту мысль так: «у каждого времени свои задачи – и каждому человеку в нем отведена своя миссия». Человечеству необходимо осознать это, и тогда человек с детства будет отчетливо понимать, что его внутренний импульс, так называемый «зов трансцендентного», это не фантазия, а «голос совести» [8]. И реализуемые задачи у большинства людей нашего времени – учиться, работать, продолжить род – из тривиальных могут стать осмысленными, приносящими пользу, радость и удовлетворение.

В своих работах Франкл поднимает глубокий и широкий философский план понятий, рассматривая человека под непривычным для традиционной психологии углом. Основная идея экзистенциального анализа и логотерапии Франкла строится вокруг духовной сущности человека, «ином» измерении бытия (так называемой «духовной реальности» [10]), которое не затрагивается в традиционных направлениях психотерапии.  Для сравнения: устоявшийся взгляд психологии на природу человека рассматривает последнего через призму биологической (тело с его потребностями и наследственностью) и психической (психика как инструмент адаптации тела к окружающей среде) составляющих, что делает человека неким «узником» своей человеческой природы, а единственным способом исцеления является работа с «кандалами» (психологическими или биологическими «проблемами» и вытекающими из них неврозами, страданиями) и/или оптимальное приспособление к ним. Иной взгляд на исцеление человека от страданий и неврозов предлагает Франкл: он видит его в «высвобождении» духа, «блокировка» (отрицание, игнорирование) проявлений которого и приводит человека в состояние дисбаланса.

А говоря о бытии человека, всегда следует помнить, что человек живет среди других живых существ и осознанное, ответственное событие несет в конечном итоге большие перспективы и экономит ресурсы всех участников со-бытия. Что это значит? Это значит, что любое действие имеет последствия (хотя в этом восприятии просматривается тот самый пандетерминизм, о котором предостерегает Франкл), и то, как мы действуем сейчас, непосредственно влияет на то, что будет завтра и будет ли оно вообще. В этой ответственности раскрывается третий «экзистенциал человеческого существования» [10] (первые два – духовность и свобода), делающий человека поистине творцом своего бытия, способным рисовать свой узор жизни, отвечая на вопросы жизни, судьбы (будучи ответственным за те ресурсы, что предоставила ему жизнь), или отмалчиваясь, что тоже является ответом.

Франкл подчеркивает, что здоровая свобода всегда соотносится с ответственностью. «Свобода, если ее реализация не сопряжена с ответственностью, угрожает выродиться в простой произвол.» [10] Иными словами, ты поистине свободен, если твоя свобода не делает тебя бессознательным заложником последствий своих действий.

«Человек должен принять на себя ответственность за свою жизнь. В этой ответственности логотерапия усматривает самое суть человеческого существования.» [10] Эта мысль может стать девизом школьного психолога, неким маяком на пути к решению самых разных проблем и задач, встающих перед участниками образовательного процесса, «нитью Ариадны».

На первый взгляд может показаться, что основные идеи и понятия Франкля трудны для восприятия неподготовленного «клиента» и могут не вписаться в менталитет современного человека, а тем более школьника. Но всё обстоит не так, более того, именно такие понятия и являются той водой в пустыне для жаждущего путника, которую ищет человечество многие годы и даже века…

«Человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать»[10], – так Франкл говорит о жизнетворящем, духовном напряжении, которое и приводит человека в движение, вынуждая (!) познавать себя и открывать новые грани жизни, позволяет ощутить дух в себе (или себя в духе), осознать смысл своего бытия и взаимодействовать с окружающим миром. Именно это здоровое напряжение не поддерживается современным образованием в школьниках, а подменяется механичными истинами и требованиями, обоснования которые часто не созвучны с «голосом совести» и «зовом трансцендентного» в детях.

Данный конфликт проявляется в апатии и дезориентации ребенка в окружающем мире, нервном и физическом истощении, утрате полноценного контакта с собой и окружающими людьми, страха перед жизнью как таковой. При этом такие дети часто обладают талантами в различных сферах, проявляют интерес к темам разного масштаба, которые не затрагиваются ни в школе, ни в семье, ни в ближайшем окружении. Со временем у таких детей блокируется то «духовное» напряжение, о котором говорит Франкл, и как следствие, возникают психозы, нервозы, психосоматические расстройства, попытки ухода из дома и суицида.

Другой категорией сложных ситуаций, с которыми сталкивается школьный психолог, является судьба детей с «тяжелым детством» - это неблагополучная семья (где есть родители, ведущие аморальный образ жизни), неполная семья (отсутствие одного или обоих родителей, в результате чего ребенок попадает либо в детский дом, либо в опекаемую семью). Также сюда отчасти можно отнести детей, подвергшихся насилию (моральному, физическому) со стороны сверстников или взрослых; детей-инвалидов и детей, имеющих дефекты, ограничения здоровья. Жизнь таких детей порой полна страданий и ограничений и часто также приводит к блокировке духовного начала в человеке с вытекающими из этого последствиями.

Что же может сделать школьный психолог в рамках своих профессиональных возможностей, чтобы избежать подобных сценариев?

Применять понятия и идеи Франкла можно двумя путями:

- прямым путем (это происходит при непосредственном контакте с ребенком, родителем, учителем, будь то в индивидуальной беседе или в групповой работе - выступлениях, тренингах);

- косвенным путем (разработка и проведение мероприятий, при которых у детей и взрослых появляется возможность именно благодаря своих собственным действиям непосредственно проявить, ощутить в себе духовное начало, снять и перенаправить излишки эмоционального и ментального напряжения. Такими мероприятиями служат арт-терапевтические и творческие занятия, конкурсы, различные «ярмарки талантов», совместные коллажи, создание стенгазет и клубов по интересам, постановка спектаклей, дискуссии и т.д.).

Следует отметить, что работа должна проводиться не только с детьми, но и со всеми взрослыми, которые оказывают влияние на детей. Ведь одухотворенный, осознающий и несущий ответственность за свою жизнь взрослый одним только своим присутствием «исцеляет» окружающее пространство и способствует гармоничному развитию ребенка.

Теперь остановимся более подробно на конкретных формах и приемах, которые психолог может использовать как минимум в двух ситуациях:

  1. Ситуация «страха».

Чувство страха и неумение с ним справиться чаще всего испытывают дети дошкольного и младшего школьного возраста (до 10-11 лет), страхи подростков чаще связаны с социальными ситуациями (страх быть отвергнутым, не понравиться и т.д.), страхи старших школьников (9-11 класс, 15-18 лет) носят более локальный характер и связаны чаще всего с предстоящей сдачей экзаменов, неизвестностью перед вступлением во взрослую жизнь.

 Поводом для страха детей может служить негативный опыт (укус собаки, падение с высоты, потеря близкого человека), либо фантазии или опасения ребенка, не подкрепленные подтверждающим опытом (страх темноты и монстров, боязнь жестокого наказания родителей «меня родители убьют», трудно поддающийся анализу и контролю страх выступать на публике).

В любых ситуациях, где над человеком довлеет страх и воображение рисует самые невероятные картины будущего, всегда можно дистанцироваться и проявить дальнейшую свободу реагирования и действий. Осознание своего страха уже позволяет взять страх «в свои руки». Так, младшим школьникам, которые бояться идти ночью в туалет, потому что «в коридоре монстры могут напасть», можно предложить поразмышлять, а как вообще в этой ситуации можно себя вести (акт дистанцирования). Такие беседы лучше проводить в группе, чтобы каждый ребенок увидел, что, оказывается, вариантов реагирования может быть много, и он сам решает, как реагировать и вести себя: бояться и плакать, поговорить и подружиться с монстром, идти и быть готовым к  нападению, позвать маму, напасть на монстра первым и т.д.

В конце любой подобной беседы (или тренинга) с детьми нужно подвести итог (дети должны сами осознать и проговорить то, что они получили в ходе беседы) и озвучить примерно такую мысль: «Каждый из нас силен и может справиться с любой ситуацией. В это нужно поверить и ощутить эту силу. Затем нужно начать действовать, но как действовать, уже каждый для себя решает сам.» В этих словах заложен призыв к самодистанцированию, ответственности и осознанию свободы выбора. На первый взгляд такие занятия и слова могут показаться незначительными, но из этих крупиц складывается мировоззрение, самоощущение ребенка, а в дальнейшем, если хоть раз предложенный метод будет проверен ребенком и станет удачным, это может стать залогом его сознательного и более ответственного отношения к себе, своим возможностям и к жизни вообще.

  1. Ситуация «тяжелое детство».

Работать с неблагополучными семьями непросто. Часто в таких семьях страдают сами родители, тем самым создавая и у ребенка ощущение безысходности, бессмысленности жизни.

В первую очередь, психолог должен видеть в родителях и ребенке то «духовное ядро личности» [4], которое остается не тронутым ни страданиями, ни внешними условиями жизни, и обращаться именно к этому ядру, стремясь активизировать духовное начало в человеке.

Во-вторых, задача психолога в таких ситуациях – не посвящать человека в глубины психологии и морали и не копаться в его прошлом, а именно пробудить осознанность и ответственность за свою жизнь, нацелить его на будущее. Этого можно достигать, используя разные методы: те же примеры из жизни людей, которые оказывались в еще более тяжелых ситуациях и всё же нашли свой «ключик», нашли в себе силы преодолеть самих себя и оказаться победителями.

Другим методом активизации осознанности и духовного начала может служить метод «отзеркаливания» с последующим выводом на новый уровень восприятия своей «судьбы». Что это значит: человеку нужно озвучить его состояние, чувства и образ жизни и затем попытаться вместе найти высший, хотя бы минимально полезный смысл в происходящем (для родителей эта ситуация может быть «стимулом переосмыслить свою жизнь и стать сильней», для ребенка это может быть «испытанием, которое дается не каждому и только сумев быть сильнее, ты поймешь, что всё было не зря»). Также можно рассмотреть с человеком вариант, когда он ничего не меняет в своем восприятии и действиях и продолжает жить также – это «усиленное погружение» в настоящий момент давит и делает человека более осознанным, в нем пробуждается «строптивость духа» [8], которая в дальнейшем также может сослужить толчком к изменениям.

«Страдание вызывает плодотворное, можно даже сказать - кардинально преобразующее, духовное напряжение, ведь оно на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему не следует быть»[10]. Франкл абсолютно прав, призывая не бояться своих страданий и не убегать от них. Это же нужно доносить как до детей, так и до взрослых.

В ситуациях с тяжелым детством необходимо донести до самих детей мысль, что «именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим» [10]. Меняться нужно не потому, что «ты плохой», а потому что в данной ситуации ты выбрал «не самый лучший» вариант восприятия и потому страдаешь.

Следует еще раз подчеркнуть, что сама личность психолога играет первостепенную роль в успешности проводимой работы. «Без духа» любые слова останутся всего лишь звуками. В то время как слова, сказанные «духом», могут перевернуть целый мир.

Проанализировав основные понятия экзистенциального анализа и логотерапии Виктора Франкла и применив их к работе школьного психолога, можно сделать следующие выводы:

-   ключевыми моментами в идеях Франкла является духовная сущность человека и его изначальная свобода в выборе своего восприятия, отношения к внутренним и внешним жизненным процессам, в выборе своих действий;

- страдания и различные невротические и идеологические расстройства человека происходят из блокировки духовного начала человека, главной его «движущей силы»;

-  задача психолога-логотерапевта (и школьного психолога в том числе) – быть для клиента «ключом зажигания» его собственной осознанности и ответственности за свое состояние, мировоззрение и построение своей «судьбы»;

- основные идеи и понятия Франкла необходимо активно использовать в образовательной среде на всех уровнях (учебном, воспитательном), что будет являться профилактикой и условием преодоления различных дезадаптаций детей и взрослых.

Список литературы

  1. Десять тезисов о личности. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2005, №2.
  2. Определение понятия «детерминизм». [электронный ресурс]
  3. Пандетерминизм Чижевского Л.А. и проблемы «большой истории». [электронный ресурс]
  4. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации".
  5. Словарь крылатых слов и выражений. [электронный ресурс]
  6. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  7. Франкл В. Доктор и душа. -  СПб.: Ювента, 1997.
  8. Франкл В. Основные понятия логотерапии. [электронный ресурс]
  9. Франкл В. Теория и терапия неврозов. - Спб.: Речь, 2001. 
  10. Франкл В. Человек в поисках смысла . - М.: Прогресс, 1990.