Статья "Перспективы личностного взаимодействия учителя и ученика"

Ромашова Ирина Владимировна

Опубликована в июне 2015 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Ромашова Ирина Владимировна,

МБОУ Обуховская СОШ,

педагог-психолог,

Россия, г.Солнечногорск

E-mail: romashiha@mail.ru

          Ни для кого не секрет, что личность учителя оказывает огромное влияние на организацию и успешность процесса обучения и воспитания. Каждый из нас помнит, как он жадно «впитывал» в себя действия, жесты и слова учителя, которым восхищался. Или как боялся, но в тайне словно учился быть таким же сильным и «суровым», как учитель, который, возможно, и не был любимцем детей, но создавал вокруг себя атмосферу магнитизма, напряженности и некой «тяжести». Так, разные учителя по-разному влияют на детскую (а подчас и взрослую) аудиторию: открытый, активный учитель «зажигает» в учениках стремление познавать мир и проявлять себя, умеет сплотить коллектив, а строгий, неэмоциональный учитель вряд ли поймет детей и построит с ними доверительные и продуктивные отношения, но сможет при этом воспитать внутреннюю дисциплину и чувство долга.

          Несомненным всегда будет тот факт, что дети добровольно идут за тем учителем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой лучший, сокровенный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.    

          С самого раннего возраста личность взрослого (его поведение, мысли, характер) является неким эталоном для бессознательного (а иногда и сознательного) выбора модели своего поведения ребенком, что в свою очередь напрямую формирует его мировоззрение (каким я вижу мир взрослых, как этот мир воспринимает меня, как мне себя в нем вести и т.д.).

       К.Д.Ушинский был убежден, что «… влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». [5]

          Особая роль учителя в жизни ребенка была обозначена в работах многих отечественных ученых, таких как Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.С.Мерлинг, В.Д.Небылицын, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.Я.Никонова, Н.А.Аминова, С.К.Кондратьев, Л.М.Митина, И.А.Зимняя и др. Но еще задолго до того, как педагогика оформилась в науку, многие древнегреческие философы-мыслители отмечали важность учителя в формировании личности ученика. Так, Плутарх высказался коротко и емко: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» [6]. Отсюда следует, что роль учителя ни в коем случае не должна сводиться к простой передаче знаний (информации в более широком смысле слова). Цель педагога – зажечь внутренний огонь, дух ребенка, который в дальнейшем будет самостоятельно освещать его жизненный путь, давать свет, силу и цели.

           По результатам исследований, проведенных учеными В.А.Петровским и И.Г.Дубовым с целью изучения влияния личности педагога на учеников, были сделаны следующие выводы: «…В присутствии индивида с высокой степенью сформированности определенных личностных качеств у давно взаимодействующих с ним испытуемых изменяются критерии самооценки и оценки ими других людей по аналогичным показателям…» [1]. Эти выводы подтверждают масштабное, а часто определяющее значение мировоззрения и личности педагога (влияние которых учитель сам часто не осознает) в формировании самосознания, а в конечном итоге и идеологии будущих поколений.

          Задача учителя – способствовать гармоничному раскрытию потенциала, который уже заложен в ребенке (генетически, социально), успешной адаптации потенциала к окружающей действительности, к осознанию ребенком своих возможностей и перспектив. А чтобы учитель смог это сделать, он сам должен быть раскрывшейся, актуализировавшейся личностью. И здесь вектор воспитания (от учителя к ученику) поворачивается в сторону самого учителя.

          А, как показывает практика, мало кто из взрослых, в частности, учителей задумывается о том, что и ученики постоянно оказывают на них влияние и, тем самым, тоже «воспитывают». Своими эмоциями, вопросами, несогласиями, просьбами дети указывают взрослому «путь развития», освещая слабые, «непроработанные», «теневые» стороны личности педагога (скрытую или явную неприязнь к потребностям и слабостям ребенка, равнодушие к мыслям и чувствам детей, частичную некомпетентность в жизненных и профессиональных вопросах, чувство ложного превосходства над детьми и др.). Взрослому порой сложно, а часто совсем невозможно признать, что он еще сам в чем-то «ребенок»: в своих обидчивых и защитных реакциях на поведение и колкости учеников, в принятии решении на основе эмоций, а не разума, в неумении организовать себя и довести дело до конца и т.д.

           «Как же быть?» - спросите вы. А так – радоваться этим несуразностям и меняться! Жизнь – это вечное обучение и развитие, познание себя и мира. И неважно, кто перед тобой: родственник, коллега, сосед, друг или ученик – каждый человек является нашим маленьким учителем, благодаря которому мы можем постепенно углублять, расширять свои способности и совершенствовать себя, а вслед за собой и других. Тем более когда дело касается воспитания и обучения детей – нашего будущего, будущего всего человечества и планеты.

Важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития точно отметил К.Д.Ушинский в словах: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». [5] Эта важнейшая мысль подчеркивалась В.А.Сухомлинским, П.Ф.Каптеревым, П.П.Блонским, А.С.Макаренко и другими педагогами.

           Постоянно развиваясь и совершенствуя себя, мы не оставляем своему окружению иного выбора, как тоже меняться, пусть даже неосознанно и мелкими шажками. А уж дети, жаждущие движения и достойных сильных взрослых, непременно последуют нашему примеру.

В настоящее время в отечественной педагогической психологии проблема личности  педагога стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения. Обобщив предлагаемые характеристики «идеального педагога», можно выделить, что главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. [2; 3; 4] Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

           Для более детального самоанализа и дальнейшей перспективной работы над собой, предложены вопросы, отвечать на которые нужно спонтанно, не долго думая и лучше письменно:

  1. Вы довольны собой как личность?
  2. В чем бы Вы хотели измениться?
  3. Что в Вас мешает Вам быть собой, жить полноценно и свободно?
  4. Какие качества в других людях Вы смогли бы помочь им раскрыть?
  5. Вы довольны собой как профессионал?
  6. Что в Вас помогает Вам достигать успеха в работе?
  7.  Что Вам нужно изменить в себе, чтобы достичь наивысшей степени профессионализма?
  8. Если бы Вы посмотрели на себя глазами детей, что бы Вы сказали себе? Какими бы они хотели Вас видеть?
  9. Представьте себя через 10 лет, какие изменения Вы бы хотели увидеть?
  10. Пожелайте себе сейчас одно, самое главное в данный период времени, пожелание.

            Данный опрос и статья в целом нацелены на осознание своих педагогических позиций и связанных с ними рисков, активацию внутренних ресурсов,  возможность посмотреть на себя со стороны и обновить личностное и профессиональное воззрение.

Список использованных источников:

  1. Дубов И.Г. Эффекты идивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. – 1991. - № 3. – С.56-65.
  2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: ЛГУ, 1967. – 183 с.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 190 с.
  4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Просвещение, 1994. – 140 с.
  5. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X-начало XX века): Учебное пособие. М.: Издательский Дом "ФОРУМ", 1998.
  6. Цитаты Плутарха. [Электронный ресурс]. http://www.genialnee.net/authors/Plutarh/