Будаева Лариса Николаевна

Сайт учителя химии

Ни дня без новизны!

Профессия: учитель химии

Профессиональные интересы: химия, биология, экология

Увлечения: Вязание, вышивка, поэзия

Регион: Астраханская область

Населенный пункт: г. Астрахань

Место работы: ГБОУ АО "Астраханский технический лицей"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/budaeva-larisa-nikolaevna
Кто душой стремиться к наслаждению - Обречен на вечное забвение. Только тот не предает мечту - Кто целует радость на лету!

Сайт содержит мои наработки за последние несколько лет по химии, работы моих учеников, разработки программ и классных часов.

О себе

Я работаю в школе с 1990 года. Являюсь учителем высшей категории. Имею ряд публикаций по современным педагогическим технологиям.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки методических и технологических аспектов образования. Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению и самостоятельность учащихся в принятии решений сложных жизненных проблем. При этом для достижения высоких результатов обучения необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели информационно-технологические знания и коммуникативные умения.

Так, одним из приоритетных направлений развития современного образования выступает компьютеризация образовательных учреждений. В школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Сегодня их применение на уроке – не экзотика, однако техническое оснащение школ в целом и химических кабинетов в частности осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса.

Известно, что использование на занятии любой визуальной информации производит положительный эффект. Мультимедийный проектор и интерактивная доска выступают вспомогательными техническими средствами обучения, позволяющими показать презентацию на уроке: игры, видео-опыты, «Виртуальную химическую лабораторию» и пр. Современный учитель применяет средства наглядности в комплексе. Таким комплексом является электронная презентация, которую можно рассматривать как дидактическое средство обучения, требующее комментариев и дополнений учителя, и как электронное учебное пособие, т.е. как самостоятельное средство обучения. Но полностью перейти на уроки-презентации нельзя, т.к. в этом случае теряется живое общение учителя с классом. Лучше всего уроки-презентации использовать при  изучении нового материала и его обобщения, для проведения внеклассных мероприятий. Вместо рефератов, которые учащиеся часто копируют из Internet, целесообразнее задать в качестве домашнего задания подготовку электронной презентации. Зная, что работа будет публично представлена и оценена одноклассниками и учителем, школьники серьезнее относятся к такому требующему творчества заданию.

С целью успешного формирования у учащихся навыков владения химическим языком В.Я. Вивюрский разработал алгоритмические предписания (программы последовательных действий) для составления химических формул при изучении неорганической и органической химии [1]. Для того чтобы усвоить алгоритмы составления уравнений химических реакций, необходимо прочное усвоение химических символов, алгоритмов составления химических формул неорганических и органических веществ, глубокое понимание теоретических вопросов, стехиометрических законов (например, закона сохранения массы веществ, закона Авогадро), сформированности многих умений, в частности, самостоятельной работы и самоконтроля. Для безошибочного выполнения действия учащиеся должны усвоить систему ориентиров и указаний, представленную в форме алгоритма. На своих уроках мы применяем не только алгоритмизированное обучение, но и обучение при помощи опорных схем и конспектов, поскольку, работая с опорными сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают, осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.

Н.Е. Кузнецова, С.А. Герус, В.С. Селевко считают, что обучение с использованием разработанного В.Ф. Шаталовым метода опорных сигналов, гораздо эффективнее традиционного обучения [2; 3]. Глядя на опорные сигналы, учащийся быстро вспоминает их смысл и расшифровывает содержание, рассказывает в развернутом виде. Опорные сигналы – это «узелки на память», которые используются и в обучении химии.

Мы также учитываем особенности воздействия обучающей информации на ведущие репрезентативные системы учащихся – аудиальную, визуальную, кинестетическую и дигитальную. Ведь в педагогической психологии прописан основной закон усвоения знаний: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике. Так, по данным психологов (К.К. Платонов, Г.Р. Голубев и др.), от услышанного учащимися в течение урока у них в памяти остается в среднем 10% содержания; от воспринятого через чтение закрепляется 30% информации; наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого, а практические действия с учебным материалом оставляют в памяти учащихся уже около 90% воспринятого [3, с.18].

Важной особенностью обучения является создание условий для продуктивной деятельности по освоению и применению знаний, их обобщению и систематизации. С этой целью нами используются коллективные способы обучения (КСО) [4] и методика Ривина: получение информации при общении в парах, которые используют алгоритмы работы; общение в мини-группах, а также в парах сменного состава [5]. На уроках химии подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными, учит анализировать, сравнивать, выделять главное. Главное, что при таком подходе к организации учебного процесса ученики превращаются из пассивных слушателей в активных участников происходящих на уроке событий, эффективно взаимодействующих в процессе обучения с использованием информационных технологий. При этом активную учебную деятельность класса обеспечивает лишь подлинное сотрудничество учителя и учащихся на уроке.

Е.В. Тяглова подчеркивает, что целостность научной картины мира в сознании человека обусловлена наличием логических связей между отдельными ее элементами. Недостаток какого-либо звена приводит к разрыву логических связей. Поэтому для придания представлениям о мире целостности, среди школьников необходимо формировать потребность в самостоятельном приобретении знаний. При этом использование учителем ИКТ будет способствовать рефлексивному восприятию материала, развивать у учащихся умение выделять проблему, ставить перед собой задачи, выбирать и сравнивать учебную информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий [6].

Таким образом, систематическое использование на разных этапах урока химии ИКТ в виде тестов, мультимедийных презентаций, а также активизация процесса обучения за счет организации творческой деятельности учащихся и решения ими исследовательских задач позволяют интенсифицировать урок, реализовать эффективную подготовку к единому государственному экзамену и к успешной государственной итоговой аттестации.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. Блок, С. Есенин, Ф. Алиева, Р. Гамзатов, - стихи, поэмы. П. Загребельный "Роксолана",  М, Булгаков "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита".

Эти униги позволили мне оценить мир по-новому.

Мой взгляд на мир

Я принимаю людей такими, какие они есть. Нет смысла навязывать свои убеждения. Каждый человек ценен соей индивидуальностью.

Мои достижения

1. Учитель высшей категории.

2. Гранд Мэра г. Астрахани в 2010 г.

3. Участник Международных и региональных конференций.

4. Победитель конкурса "Презентация к уроку" фестиваля "Открытый урок"

Моё портфолио

Достичь высоких показателей в организации учебно-воспитательного процесса мне позволяет использование в своей работе элементов различных педагогических технологий: «Интенсификации обучения на основе схемных моделей» В.Ф. Шаталова,  «Подачи материала укрупненными блоками» Н.П.Гузика, «Разноуровневого контроля знаний» К.К. Потапова, «Развивающего обучения» М.Ф. Кларина.

Мои публикации:
Биология
Естественные науки
Естествознание
Материалы методических объединений
Междисциплинарное обобщение
Химия
Публикации моих учеников:
Научно-техническое творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио