Бычкова Татьяна Евгеньевна

сайт учителя информатики

Больше учитесь, осторожнее учите.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: развитие логического мышления учащихся средствами предмета

Увлечения: путешествовать

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: п.Каменоломни Октябрьский район Ростовская область

Место работы: МБОУ лицей №82 п.Каменоломни

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bychkova-tatyana-evgenevna
Знание не может быть перелито, словно из сосуда, из одной души в другую.
Платон

Раздел 1. Общие сведения об учителе.

 

Фамилия                        Бычкова

Имя                                Татьяна

Отчество                        Евгеньевна

Дата рождения: 28.06.1959

Образование:  высшее                 

Должность    учитель  информатики

Стаж работы   30 лет

Категория       высшая

Преподаваемый предмет  информатика

Стаж преподавания  30 лет

Специальность по диплому: инженер-системотехник

                                          Курсы повышения квалификации : 2008, 2009,2010

 

1.Академия повышения квалификации переподготовки работников образования  «Задачи педагогического коллектива по внедрению инновационных образовательных программ», Москва, 2008, 72ч

2.Государственное образовательное учреждение дополнительного образования РО  и ИПК и ПРО по проблеме : « Формирование внутришкольной  системы оценки образования», г. Ростов- на –Дону, 72ч,2009

3 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» по проблеме: «Методика проверки работ и подготовки выпускников к итоговой аттестации в новой форме ГИА -9 и 11 классов в форме ЕГЭ по математике»,72ч,2010г

В 2002 году была присвоена высшая квалификационная категория.

За время работы в школе систематически повышала

* квалификацию:

·          овладевая теоретическими основами информатики;

·          изучая задачи педагогического коллектива по внедрению инновационных образовательных программ;

·          изучая сущность современных образовательных и информационных технологий;

·          овладевая методикой проведения диагностики и мониторинга уровня развития и воспитания

*профессионализм:

·    организуя качественный учебно-воспитательный процесс;

·    совершенствуя формы и методы обучения;

·    применяя традиционные и инновационные педагогические технологии;

·    разрабатывая по предмету рабочие программы, дидактический материал, практическую часть для промежуточной, итоговой аттестации учащихся, тексты предметных школьных и районных олимпиад.

 2007-2011 год; руководитель районного методического объединения учителей информатики.

  2010-2012 г:  руководитель  методического  объединения  классных руководителей 9-11х классов.

Итоги моей работы:

 100% успеваемость учащихся;

 60 – 78% качества знаний за последние три года;

 призовые места учащихся в школьных и районных олимпиадах;

участие в региональных олимпиадах.

 

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.

 

            Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий обучения позволяет мне обеспечить 100%-й уровень обученности и

ежегодное повышение качества знаний. Динамика учебных достижений обучающихся за последние  3 года представлена на диаграмме (рис. 1).

 

Динамика  уровня  обученности    и  качества  обученности.

  Таблица 1.

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

уровень обученности

100%

100%

100%

качество  знаний

65%

69%

75%

 

Динамика качества обученности по информатике, показывает  увеличение в процентном составе  количества  учащихся,  обучающихся на  «4»  и «5».

       Активизируя развитие познавательной, мыслительной  деятельности, способствуя  формированию  творческих  и  исследовательских  способностей учащихся, повышаю интерес и мотивацию к получению глубоких знаний, умений и навыков на уроках информатики, я применяю все виды учебной деятельности – нестандартные уроки, тестовые, практические, лабораторные работы, внеурочные занятия – кружковая  работа,  элективный курс «Компьютерная графика», «Создание Web-сайтов», другие формы и методы работы.

                                      Динамика участия обучающихся в муниципальных и региональных олимпиадах.

Информатика  достаточно молодой  школьный предмет, поэтому олимпиады по информатике проводятся  среди учащихся  10-11-х классов

Динамика количества участников олимпиады.

Таблица  3. 

Уровень олимпиады

Количество участников по годам

2008-2009

2009-20010

2010-2011

1.

Школьная

80%

85%

90%

2.

Районная

3%

4%

6%

3.

Областная 

2%

2%

-

 

          Наличие призеров муниципальных предметных олимпиад.

Динамика количества призеров олимпиад.

Таблица 4. 

Уровень олимпиады

Количество призеров по годам

2008-2009

2009-2010

2010-2011

                                  Места

I

II

III

I

II

III

I

II

III

1.

Школьная

2

2

2

2

3

2

3

3

4

2.

Районная

-

-

1

-

1

-

 

1

 

     В 2009-2010 учебном  году ученик 11 класса  Бережной Михаил  занял первое  место  в

 районном  конкурсе  «Лучшая  ученическая  презентация». 

 

     Наличие призеров вузовских олимпиад и всероссийских заочных школ вузов.

 

       В 2009-2010 учебном году ученик 11 класса   Марченко Иван заняла 3-е  место в интернет-олимпиаде по информатике, проводимой  Институтом бизнеса и права в г. Ростове.

В 2008-2009 уч. году  Зюзин Дмитрий  участвовал в  XVIIВсероссийской дистанционной  эвристической  олимпиаде по информатике (офисные технологии) для школьников, проводимой  Российской Академией  образования, Центром дистанционного образования "Эйдос".

     В  2009-2010 уч.году   Большенко Лия – призер  всероссийского конкурса  «Интернешка».

В 2009-2010 году – Никонова  Анастасия лауреат  конкурса компьютерных презентаций в ЮРГУЭС

Гулуева  Милана- лауреат в номинации "Нанотехнологии в медицине"

Родионова  Екатерина-диплом в номинации "Наномиры"

2010-2011 уч.г.- Сейранян  Марина, Ткач Жанна- призеры научно-практической конференции МОУ  лицея №82.

2011-2012 уч.год- 20 участников (5-11 классов) всероссийского конкурса «Инфознайка-2012»

2011-2012- Блажков  Семен, Золотухина Анастасия, Дмитрова Карина- участники  конкурса  компьютерных презентаций  при ЮРГУЭС.

 

                       Раздел 3.   Методическая деятельность

Методическая тема

 «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики».

В решении этой задачи для себя вижу следующие пути.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики представляю учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:

• презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);

• компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);

• интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки);

• графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК);

• видео или мультипликация фильмов и роликов

На уроках информатики отдаю приоритет именно практической деятельности учащихся, через которую и происходит познание. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект).

Для решения обозначенной проблемы применяю в работе метод обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом этого является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. Внедрение такой формы обучения информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины.

В целях активизации использую такие приёмы:

• особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

• добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального решения задач алгебры логики не организовать Грандиозные Математические Соревнования, олимпиаду или ещё что-нибудь в этом роде);

• создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала с самого начала демонстрирую удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью подлежащего изучению языка, выполняющих потрясающие действия: рисующих «матрицу» на экране, воспроизводящих мелодию (особенный эффект это вызовет, если к компьютеру не подключены колонки). После такой демонстрации у части школьников может возникнуть желание самим создать что-то подобное.

Для активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий помогают межпредметные связи.

Использую такие средства

  решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда для кабинета; составление программы, решающей физическую, химическую, математическую или иную задачу);

·  внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой (часто в проектной деятельности требуются знания из других дисциплин, иногда можно типовые задачи разбавлять терминами разных областей знаний);

· комбинирование уроков .

                                                       Раздел 4.  Творческая деятельность

Педагогическая проблема

Можно выделить проблемы здоровьесбережения, увеличение физической и эмоциональной нагрузки на школьников,  расширение содержания и теоретизация обучения, усложнение изучаемых средств и технологий,  профилизацией школьного курса информатики.

 С целью реализации здоровьесберегающих технологий сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что разнообразит ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Для сохранения высокой работоспособности, исключения снижения переутомления школьников провожу динамические паузы, чередую виды деятельности, слежу за осанкой учеников, за выполнением ими санитарно-гигиенических норм, что в конечном итоге благотворно влияет как на организм, так и обучаемость в целом.

Информатика является  таким предметом, который как никакой другой предоставляет  ребенку возможность  раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и интеллектуально.

Разнообразие информационных технологий позволяет учителю познакомить учащихся с различными программами. Учащиеся выбирают именно те, которые наиболее соответствуют их потребностям,  изучая которые можно воплотить свои самые смелые замыслы и фантазии.

 Я веду элективный курс "Компютернная графика"

Вот  уже 4-й год  летом на базе нашего лицея  действует летний оздоровительный лагерь, где каждый день в течение 2-2.5 часов я проводила занятия в кабинете информатики с учащимися 4-7 классов.  

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как  организация исследовательских работ, предоставляющих учащимся возможность выбора не  только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа  продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий  уровень системности знания, что исключает его формализм.

 Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Работа в области организации исследовательских работ на основе проектной технологии носит системный характер. На протяжении 3-х лет в качестве итога  я провожу школьный Фестиваль творческих презентаций.

Мои  учащиеся демонстрируют свои работы и каждый побеждает в какой-либо номинации.

Результат:  в 2009 и 2010 уч.годах мой опыт работы с одаренными детьми был обобщен на

 РМО  учителей информатики и была дана высокая оценка данной деятельности.

Я неоднократно демонстрировала способы применения, тех или иных, педагогических технологий на уроках и внеклассных мероприятий. В рамках проблемных курсов ИПК и ПРО,

на районных семинарах учителей информатики были показаны открытые учебные занятия.

Год

Тема занятия

Где показано

1

2009

Урок «Понятия множества и подмножества»

Семинар учителей начальной школы Октябрьского района “Компьютерные технологии в начальной школе ”

2

2009

За и против (апробация УМК  Макаровой  Н.В)

Методическая неделя

«Создание  единого информационного пространства в школе»

3

2010

Урок – деловая  игра

« Виды алгоритмов»

Научно- практическая конференция.

4

2010

Мастер-класc

«Развитие логического мышления средствами предмета»

Заседание  районного методического объединения преподавателей информатики

5

2011

Педагогическая мастерская

ИПК и ПРО (В рамках курсов повышения квалификации преподавателей информатики

 

В январе 2009 года я давала открытое мероприятие « Умники и умницы» для одаренных детей Октябрьского (с) района. В январе 2010 года на базе нашего лицея я провела для    одаренных детей Октябрьского района командные соревнования « Компьютерные Знайки».

Эти мероприятия освещались в районной газете.

2010 год- лауреат  приоритетного национального проекта «Образование»

2012 г. – участие в лицейском конкурсе «Лучший по профессии»

 

 

О себе

Фамилия                        Бычкова

 

Имя                                Татьяна

 

Отчество                        Евгеньевна

Дата рождения: 28.06.1959

Образование:  высшее        

Должность    учитель  информатик

Стаж работы   30 лет

Категория       высшая

Преподаваемый предмет  информатика

Стаж преподавания  30 лет

Специальность по диплому: инженер-системотехник

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Майн Рид, Конан Дойл, З.Тополь, М.Ю. Лермонтов, Марк Твен

Мой взгляд на мир

Хочу , чтобы ученики выпускных классов  знали больше в области  информационных технологий, чем их учитель

Мои достижения

Оценка моей работы:

1.        Грамоты и благодарственные письма районного отдела образования за подготовку призеров районных олимпиад 2003, 2004, 2006, 2008 годов;

2.        Почётная грамота  Министерства общего и профессионального  образования Ростовской области за многолетний  и плодотворный труд, значительные  успехи в организации  и совершенствовании  учебного и воспитательного процессов, интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности  учащихся, 2006 год.

3.        Почётная грамота районного отдела образования за многолетний труд и успехи в учебно-воспитательном процессе, 2005 г

4.        Грамота Главы Администрации Октябрьского района Ростовской Области    за плодотворный творческий труд, большой вклад в развитие системы образования Октябрьского района, 2007 г

5.        Благодарственное письмо Главы Администрации Октябрьского района Ростовской Области  за большой вклад в развитие муниципальной  системы образования, 2008г.

Моё портфолио

Хотелось бы кратко сформулировать некоторые методические аспекты преподавания информатики в школе, которые, я считаю, наиболее перспективны.

1.     Межпредметные связи в информатике. Информатику я преподаю как прикладную дисциплину, в которой решаю разнообразные задачи практически из любой школьной дисциплины. Например,  я  сделала разработки на тему "Биоритмы" (биология), решаю комплекс задач из теории чисел методом программирования (математика), смоделировала процессы, изучаемые в "механике" (физика), создала базу данных на тему "Исторические события XIX века" (история). Было бы идеальным, если на каждом уроке информатики решалась какая-то насущная задача из какой-либо параллельно изучаемой дисциплины к чему я и стремлюсь.

2.     Необходимость научного зерна. Информатику необходимо представить как серьезный комплекс наук (кибернетика, теоретическая информатика, вычислительная техника, искусственный интеллект, информационно-поисковые системы, программирование, информатика в природе и обществе). Разумное время на каждом уроке я уделяю теории, соответствующей теме. Например, говоря об искусственном интеллекте, я заканчиваю урок логической компьютерной игрой.

3.     Индивидуальный творческий подход в обучении, как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося. Каждый раз на занятии я должна спровоцировать ситуацию, в которой учащийся сам предложит решить свою задачу (оформить реферат по любому предмету при помощи компьютера, написать свой тест). И ученик в итоге  получит намного больше от своей индивидуальной творческой работы.

         XXIвв. требует от образованных людей способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации,  решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения».

         А это значит, что сегодня  от каждого  ученика требуется творческое мышление, возможность разбираться в ситуации, находить самостоятельное решение.

Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио