Технологическая карта организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Семенищева Ульяна Валерьевна

Тема: «Экспериментаторы»

Цель: развитие познавательных интересов детей в процессе экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЗОЛУШКА»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

по образовательной области «Познавательное развитие»

Воспитатель:

СЕМЕНИЩЕВА УЛЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

г. Когалым

2016г.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе.

Тема: «Экспериментаторы»

Цель: развитие познавательных интересов детей в процессе экспериментирования.

Учебно-методический комплект: основная образовательная программа МАДОУ «Золушка», разработанная на основе примерной ОПДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Москва 2014г. с учётом ФГОС ДО;  программа «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой;  «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. 2007г. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

Средства:

Наглядные: презентация.

Мультимедийные: интерактивное оборудование.

Музыкальные: музыкальные композиции для детей «Океан», «А рыбки в море плавают – вот так».

Практические: ёмкости с водой, воронки, пластиковые крышки, монетки, поролон, бумага, деревянные брусочки, сода с лимонной кислотой,   бутылка с водой, фартуки.

Предварительная работа:

- опыты и эксперименты с водой;

- подготовка атрибутов;

- разучивание песен на морскую тематику;

- беседа о правилах поведения при проведении опытов;

- работа с энциклопедиями;

- просмотр презентации на тему «Вулкан».

Словарная работа: вулкан, жерло, лава, магма.

Методы и приемы:

1.Методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, сюрпризные моменты и элементы новизны, сочетание разнообразных средств на одном занятии).

2.Методы коррекции и уточнения детских представлений (создание проблемных ситуаций, беседа).

3.Методы, повышающие познавательную активность (приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы).

4.Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (перспектива, направленная на последующую деятельность).

Наглядный метод (мультимедийная презентация).

Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации).

Прием эмоциональной заинтересованности (отправление в путешествие).

Игровой прием (игра «Веселые человечки»).

Практический прием (детское экспериментирование: опыт «Тонет, не тонет», «Извержение вулкана»).

Задачи:

Образовательные:

- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; умение фиксировать полученные впечатления в речи;

- формировать у детей представление об окружающем мире, элементарные географические представления;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении  экспериментов.

Развивающие:

- уточнять и закреплять представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса), о свойствах жидкости;

- продолжать развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность;

- воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап – мотивационный

Воспитатель обращает внимание детей на видео письмо от профессора

Знамуса.

«Здравствуйте ребята, меня зовут профессор Знамус. Недавно, я открыл остров «Вулкания». На этом острове много вулканов. Я собрал много информации о вулканах. И мне не терпится поделиться с вами своими открытиями. У каждого вулкана должно быть название. Но вулканов столько много, что мне одному не справиться. Поэтому я прошу вас о помощи. Чтобы добраться до острова вам надо переплыть море-океан. Жду с нетерпением».

Устанавливают контакт с педагогом. Смотрят на экран, слушают звуковое письмо, эмоционально реагируют.

2 этап - постановка проблемы

Эмоционально включает детей в деятельность, устанавливает зрительный контакт.

Ребята, как нам поступить?

Мы сможем помочь профессору Знамусу?

Высказывают свое мнение, приходят к выводу, что необходимо помочь профессору.

Создаёт проблемную ситуацию, определяет целевую установку.

Участвуют в формулировке проблемы, осознают цель поиска

Давайте собираться в путь. Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каком виде транспорта?

Ребята, скажите, пожалуйста, из чего можно сделать корабль?

Какими свойствами должны обладать материалы для строительства корабля?

В нашей лаборатории есть несколько видов материала, давайте пройдем, посмотрим.  

Перечисляют виды транспорта (корабль, лодка).

Дерево, бумага, металл.

(Держаться на воде и не тонуть)

Ответы детей.

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации

Активизируют необходимые знания (анализируют, синтезируют, обобщают, систематизируют)

Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства корабля?

Опыт «Тонет, не тонет»

Для чего мы проведем этот опыт?

Что получилось?

Какой можно сделать вывод?

Из какого материала можно построить лодку?

Ребята, у нас в группе  есть деревянные предметы, из которых можно построить корабль?

Кто управляет  кораблем?

Какими качествами должен обладать капитан?

Кто из вас, обладает такими качествами?

Предлагаю перейти к постройке корабля.

Звучит шум моря (слайд море).

Песня «Океан»

На экране появляется картинка остров.

Ребята мы так долго плыли, засиделись.

Динамическая пауза.

Организует смену вида деятельности для предупреждения утомляемости.

Давайте поиграем в игру «Веселые человечки».

Из чего состоит все окружающее?

Предлагаю называть частички человечками. Если человечки крепко держатся друг за друга, то вещество какое?

В жидкости человечки стоят рядом, но не двигаются. А воздух - они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, в вы покажите, как будут вести себя веселые человечки (частички).

Звучит музыка извержение вулкана (слайд вулкан).

Ребята, мы своей игрой разбудили вулкан.

Что вы знаете о вулканах?

Что такое вулкан?

Вулканы – это непростые, а необычные горы. Давайте посмотрим,  какими открытиями хотел поделиться с нами профессор Знамус.

Выдвигают предложения о способах проверки этих материалов. Учавствуют в проведении опыта.

Чтобы узнать, из какого материала нам надо построить лодку (корабль).

Дети высказывают свои предположения.

Можно сделать лодку из дерева, потому что деревянный брусочек не утонул.

Пластмассовая крышка тоже не утонула, наверное, можно и из нее построить.

Железная монета сразу пошла ко дну, значит не подходит.

Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы.

Большой деревянный строительный конструктор, деревянные стулья. Строят лодку (корабль).

Капитан.

Должен быть храбрым, мужественным, сильным, смелым.

Называют имя ребенка.

Строят корабль.

После завершения работы говорит капитан: «Корабль готов к отправлению, Проше всех занять места».

Дети поют песню под музыку.

Капитан смотрит в подзорную трубу

«Кажется, я вижу землю. Мы приплыли на остров».

Из маленьких частичек.

Твердое.

Высказывают свои преположения.

Смотрят на экран, эмоционально реагируют.

                                           

3 этап – практическая деятельность

Вовлекает детей в практическую деятельность.

Появляется профессор Знамус.

«Ребята, приглашаю вас в свою лабораторию провести опыт «Извержение вулкана».

Давайте пройдем в лабораторию профессора. Как нужно себя вести в лаборатории?

Давайте разбудим наши вулканы.

На столах у вас вулканы, смесь соды и лимонной кислоты, стакан с водой, пластмассовая ложка.

В жерло вулкана, ложкой, надо насыпать смесь из соды и лимонной кислоты. После этого аккуратно берем стакан с водой и выливаем в жерло.

Как вы думаете, что у нас получится, если мы все это проделаем?

Давайте проверим. Приступаем к нашим открытиям.

Когда проделываем опыт, наблюдаем, что происходит.

Что сначала делаем?

Куда насыпаем смесь?

После этого нам надо что сделать?

Что у вас получилось?

Что извергает вулкан?

Какого она цвета?

Ребята, вы помните, о чем просил нас профессор?

Только названия должны быть разные.

Давайте подумаем, как можно назвать вулканы.

Сколько интересных названий вы придумали.

Как жаль, что профессор не слышал, какие названия вы придумали.

Давайте вернемся в детский сад, для того чтобы зарисовать наши вулканы и написать названия, которые вы придумали.

После этого я оправлю наши результаты  профессору.

Звучит шум моря.

Ребята вот мы и вернулись в нашу группу.

Самостоятельно решают поставленную задачу.

Смотря на экран.

Повторяют правила поведения в лаборатории, одевают фартуки.

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Фартук-друг он нам помог,

И никто здесь не промок.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводят опыт, наблюдают, фиксируют полученные знания в речи.

 

Насыпаем смесь из соли и лимонной кислоты.

В жерло вулкана.

Налить воды.

Извержение вулкана.

Лаву.

Красного.

Придумать названия для вулканов.

Дети придумывают названия вулканам.

Капитан: «Прошу всех пройти на корабль, мы отплываем».

Капитан смотрит в подзорную трубу: «Вижу наш детский сад. Мы приплыли! Прошу всех выйти из корабля».

4 этап – рефлексивный

Выделяет новые знания

Присваивают новые знания

Что вы видели, когда плыли по морю-океану?

Звучит песня «А рыбки в море делают - вот так»

Дети рассказывают о том, что нового и интересного  узнали.

Выполняют упражнения.

Организует применение полученных знаний

Определяют применение новых знаний

 Ребята, предлагаю пройти в ИЗО студию, чтобы зарисовать наши вулканы.

Делают зарисовки,фиксируют в речи.