План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме:
Ознакомление детей со скульптурой

Запалацкая Наталья Николаевна

Обобщение знаний о скульптуре, знакомство с анималистикой в скульптуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_skulptura.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению детей со скульптурой

(старшая группа).

Цели: закрепить знание детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы, её изготовляются скульпторы из разных материалов.

Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру. Формировать представление о скульптуре как виде изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей со станковой скульптурой, её специальным жанром – анималистикой; рассказать о памятниках собакам; учить передавать строение фигуры собаки.

Материал: скульптурой малой формы, иллюстрации с изображением памятников в Москве, иллюстрации с изображением памятников собакам, скульптура собаки, скульптурный пластилин, дощечки, салфетки.

Ход.

На доске (мольберте) иллюстрации (монум. скульптуры, парковая, малой формы). (Эту часть я проводила в спальне).

- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите?(скульптуры)

- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда?

- О чем же сегодня пойдет речь? (о скульптуре)

- Какая бывает скульптура? (монументальная и малой формы)

- Где можно встретить монументальную скульптуру?

- Как еще называют монументальную скульптуру? (памятник)

- Какие вы знаете памятники? (А.С.Пушкину, Ю.Долгорукому)

- Для чего делают памятники?

- Из каких материалов делают монументы? (металл, камень, бронза, гранит)

- Кто же делает скульптуры?

П.: Сначала скульптор делает эскиз, набросок, а потом уже воплощает задуманное в камне, металле, бронзе, дереве и т.д.

(Снимаю покрывало со стола)

- Посмотрите, что за чудесные фигурки у меня на столе? (скульптура малой формы)

- Почему эти фигурки так называются?

- Для чего нужна скульптура м.ф.?

П.: Сделаны они из разных материалов.

- Из каких материалов делают эти скульптуры?

П.: Попытайтесь определить и назвать эти материалы (дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло)

- Какой материал самый хрупкий;

самый холодный;

самый твердый?

- Из какого материала фигурки тяжелее?

П.: Скульптор делает эскиз, а на заводе уже запускают скульптуру в производство. У каждого завода есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть завод Гжели, Вербилках (показать). Скульптор тоже оставляет свой знак.

(Показать бюст)

- Как называется такой вид скульптуры?

П.: Среди скульптур малой формы чаще всего можно встретить скульптуры животных. Кого первыми стали изображать самые древние скульпторы? Как ни странно не человека, а животных. Первобытные люди понимали животных, чуть ли не лучше, чем самих себя. Ведь животное, добытое на охоте, служило им пищей и даже лекарством, их шкуры спасали от холода, а прирученный зверь становился другом и помощником. Изображение животных называется анималистикой

- Давайте еще раз посмотрим на скульптуру Е. Чарушина «Медвежата».

- Скажите, какими предстают перед нами медвежата? (ответы детей)

- Давайте и мы передадим позу и характер медвежат. (физкульпауза)

П.: Посмотрите на наши вылепленные скульптуры (лепка проходила ранее), расскажите о своей скульптуре, какими вы изобразили медвежат? (рассказы детей)

П.: Е.Чарушин не только создавал скульптуры, но и был художником-иллюстратором, художником-анималистом, потому что изображал животных (показ книг с иллюстрациями Е. Чарушина)

- Чем отличаются нарисованные животные от их скульптурного изображения? (рисунок – изображение на плоскости, а скульптуру можно обходить и рассматривать с разных сторон)

П.: Сейчас я предлагаю Вам посмотреть небольшой фильм, в котором вы увидите инструменты скульптора, и как работает скульптор. (фильм можно найти в интернете или создать самостоятельно)

(Садимся за столы в группе)

Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и создать скульптуру животного, а какого – вы узнаете, отгадав загадку.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

                     (собака)

П.: Перед вами на доске изображения разных скульптур собак. В мире существуют даже памятники собакам. В нашей, в городе Санкт-Петербурге, памятник собаке установлен в саду института экспериментальной медицины (показ). В Москве есть памятник собаке лайке. Собаки этой породы первые побывали в космосе. В Париже установлен памятник собаке Барри. Этот пес спасал заваленных снегом в горах людей. Аляскинская собака Болто была вожаком упряжки, доставившей в метель, пургу лекарства умирающим людям. Ей поставлен памятник в Америке. Собаки принесли огромную пользу во время войны. Сколько раненых они спасли на поле боя?! Недаром говорят: «Собака – друг человека». Во многих домах можно встретить различные скульптуры собак. У нас в группе тоже есть такие скульптуры (показ).

- Какие они, одинаковые или разных пород? (разные)

П.: Вот эта собака породы такса.

- Какая она?

- Какое у нее тело, уши, хвост?

- В какой позе изображена собака?

(Рассмотреть еще две-три скульптуры)

- Как удается скульптору передать, что тело собаки покрыто шерстью?

П.: Перед началом работы проведем небольшую пальчиковую гимнастику (по выбору педагога). А теперь приступайте к работе, все необходимое имеется у вас на столах.

По окончанию работы рассмотреть получившиеся фигурки. (Выставить на отдельном столе. Дети рассказывают о своих работах.)

Итог.

- Что нового сегодня узнали?

- Что запомнилось больше всего?

- Как называют скульпторов и художников, изображающих животных?


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Ознакомление с гончарным ремеслом на Кубани

. Приобщать к народным ремеслам посредством изготовления посуды  из глины....

Ознакомление детей II-ой младшей группы с народным декоративно - прикладным творчеством «МАТРЕШКА»

Занятие по аппликации во 2-ой младшей группе стаит своей целью - продолжать знакомить детей с народной игрушкой – Матреш...

Конспект занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста "Весёлые Петрушки"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, по лексической теме "Человек и его тело". Образовательная...

Конспект фронтального занятия по лепке для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Божья коровка"

Предлагаю конспект занятия с использованием мнемотаблиц, которые помогают существенно экономить время занятия, а значит,...

Конспект занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная птица счастья».

Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, д...

Конспект занятия по аппликации для детей с ОНР 5-6 лет

Созданное ребенком изображение – это своеобразное средство общение с миром. Но одна из типичных проблем, встречающихся у...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по аппликации техникой торцевание «Открытка – 23 февраля» для детей старшего дошкольного возраста

 Цель занятия:1. Учить детей оформлять ко Дню Защитников Отечества открытку в технике торцевание.2. Развивать мелку...