Предметно-развивающая среда

Трегубенко Елена Геннадиевна

Предметно-развивающая среда ДОУ руками педагогического коллектива, детей и их родителей

Чугай Галина Федоровна, заместитель заведующей по ВМР

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками


На сегодняшний день, в педагогических коллективах ДОУ нашего города Салехард расположенного прямо на полярном круге полуострова Ямал, одна из актуальнейших тем в профессиональном общении это потребность в создании развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей старшего возраста. Для реализации данного проекта в жизнь необходим творческий высокопрофессиональный коллектив, и всё это имеется за исключением самого малого – денежных средств. На расширенном обсуждении работниками детского сада №12 «Золотой ключик»  было решено, что ежегодно в конце четвёртого квартала будем проводить творческие выставки совместных работ родителей и детей с целью обогащения предметно-развивающей среды.

Мы поняли, что игрушка сделанная руками родителей при непосредственной помощи ребенка бесценна.

В давние времена кроватка для куклы, изготовленная с любовью для игры дочке, переходила из поколения в поколение. Родители говорили своей дочке: «В эту кроватку укладывала куклу и твоя бабушка». А мальчику выпиливали лошадку из фанеры, изготавливали доску для игры в шахматы, а потом всей семьей играли.  И от этих игрушек исходило тепло, потому что сделаны они были с  любовью, с желанием доставить ребенку радость.

С целью обновления и обогащения развивающей среды, была организована выставка творческих работ «Чудо – дерево» с участием сотрудников ДОУ, детей, родителей, бывших работников детского сада, учащихся 3 класса школы № 1 – наших выпускников.

Встречал всех посетителей выставки «Дедок», изготовленный педагогами. Он сидел в углу и своим немигающим взглядом  как бы вопрошал: «Нравится?».  Эта игрушка хранится в  детском саду, используется на  развлечениях  и спортивных праздниках.

Вязаный  арбуз, разделенный на 9 долек, используется в игре «Магазин», на занятиях по природе и на математике.

А симпатичные лошадки – необходимый атрибут на развлечениях,  музыкальных занятиях, в подвижных играх.

В костюм Деда Мороза и Снегурочки до сих пор наряжаются сотрудники и родители на новогоднем празднике и в спектаклях.

Коллектив, вдохновленный результатами, принял решение продолжить работу в данном направлении.

Далее была организована защита конкурсных проектов «Детский парк будущего  в городе Салехарде», с целью привлечения детей и их родителей к участию в решении социальных проблем, к освещению детского творчества средствами массовой информации, предоставления возможности творческого поиска в решении проекта – диалога с будущим.

На тот момент проблема с игровыми площадками в городе была актуальной. На конкурс принималась рисунки, макеты, модели оригинальных объектов. Родители заполнили анкеты, ответив на вопросы о необходимости строительства и значимости предложенного проекта, предполагаемый район застройки.

Работы были выделены по следующим номинациям:

  • оригинальность идей
  • архитектурное решение
  • многообразие малых форм
  • цветовое решение
  • особенность стиля
  • актуальность решения.

Родители и дети проявили смекалку, творчески подошли к выполнению  задания. Использовали разнообразный подручный и бросовый материал – бумагу, пластилин, мелкие игрушки, детали от киндер – сюрпризов, фантики, оберточную бумагу, конструктор «ЛЕГО», мелкие фигурки и т.д. При поддержке родителей каждый ребенок защитил свой семейный проект, рассказав о том, каким он хочет видеть свой дворик или игровую площадку детского сада. После проведения выставки макеты были использованы детьми в играх.
Совместными усилиями педагогов, родителей и детей прошла отчетная выставка «Умелые руки не знают скуки». Были представлены работы по шитью, вышиванию, поделки из бросового материала, атрибуты к играм. В дальнейшем  они использовались для развития мелкой моторики, развития речи, театрализованной деятельности,   ролевых игр и т. д. Например, настенное панно «Лесная полянка» с аппликацией из ткани, ниток,  применяется для обучения детей застегиванию и расстегиванию,  шнурованию и т.д.  Связанные домашние животные и птицы помогают организовать игры «Скотный» и «Птичий двор».  Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает детям колодец, маленькое ведерко, коромысло и другая утварь русского быта, изготовленная нашим умелым рабочим дядей Вовой. 

Многие поделки и пособия дошкольники используют для   конструкторской и игровой деятельности. 

«Пополним фонд игры и игрового пространства нашего ДОУ» – таков девиз конкурса  «Физкультурные снаряды своими руками», проходившего   с целью обновления и обогащения развивающей среды по физической культуре. 

В физкультурном зале расположилась необычная экспозиция спортивных атрибутов и снарядов,  созданных из подручного и  бросового материала.  Очень много было изготовлено нестандартного оборудования. Например, дорожка из пластмассовых пробок, изобретенная педагогами подготовительной группы, используется для профилактики плоскостопия у детей, упражнения детей в равновесии.

Фанерный жираф, выпиленный  и раскрашенный папой Ярославы Неборак – приспособление для набрасывания колец, развития глазомера и развития ловкости.

Ходьба на ходулях – любимое занятие мальчиков.

А как было приятно Андрею Пырерко поднять штангу, изготовленную руками его отца, а затем поместить ее в уголок физкультуры и соревноваться с товарищами.

Особую гордость за свою бабушку испытала Лера Клинчаева – ведь теперь у детей их группы есть панно – мишень для метания с наклеенными цветными цифрами. Это пособие можно использовать еще и для  прыжков, и для упражнения в счете. 

При оценке атрибутов учитывались   эстетичность,    безопасность, соответствие возрасту.

Использование нестандартного физкультурного игрового оборудования позволяет совершенствовать моторные умения и навыки ребенка, накопления им двигательного и творческого опыта. Необходимо, чтобы потребность ребенка в движениях, которую он испытывает с первых дней своей жизни, поощрялась взрослыми.

Так мы привлекаем родителей, дедушек и бабушек к воспитанию своих детей и внуков. Сколько таланта и педагогического мастерства приходится проявить воспитателям, чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках! Не всегда родители сразу откликаются на наши призывы. Поэтому педагоги и сотрудники МДОУ стараются лично принять   участие в таких мероприятиях, своим  примером увлечь родителей. Так прошла персональная выставка нашего сторожа «Вязаные игрушки – детям».

В целях стимулирования родителей подобные мероприятия освещаются нами на городском телевидении, в окружной,  городской,  российской печати. В газете детского сада «ОЧАГ» объявляются благодарности всем участникам.  В торжественной обстановке  победители и участники награждаются дипломами и подарками.  Сколько же радости и гордости за своих родителей мы видим в глазах ребятишек, когда им вручают дипломы и призы. 

Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании  и развития детей. Поэтому, педагогический коллектив продолжает поиск  различных форм  сотрудничества с родителями наших воспитанников,  добивается, чтобы игрушка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых. Ведь, прежде чем принести свою поделку или игрушку в детский сад, они всей семьей ее обыгрывают,  заинтересовывают ребенка  игрой, обсуждают, в какие игры будет играть этой игрушкой с товарищами. Согласитесь, что в наше  время у большинства родителей, по разным причинам,   немного свободного времени для общения со своими детьми. А в процессе совместной игры происходит сближение взрослого и ребенка, познание друг друга, формирование ребенка как личности. Так как через игру можно сформировать у ребенка характер, волевые качества, заложить нравственные основы.

Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края и в целом всей страны, поэтому педагоги ДОУ организовали выставку «Уголков по социально-нравственному развитию» с целью эффективной развивающей среды по социально-нравственному развитию детей. Педагоги ДОУ творчески и на высоком профессиональном уровне провели организационные мероприятия по проведению выставки. Участники  и посетители выставки получили огромное удовлетворение от проделанной работы и увиденного своими глазами в целом. На выставке были оформлены и представлены к обозрению уголки по тематике:

  • «Мой край»;
  • «Путешествия по родным местам»;
  • «Наши права»;
  • «Один дома» и т.п.

Ежегодно в начале нового учебного года в нашем ДОУ проводится «Смотр-конкурс по обновлению предметно-развивающей среды».

В данной статье мы постарались обратить ваше внимание, как при отсутствии денежных средств, привлекая к проводимым мероприятиям в детском саду  родителей дошкольников, мы смогли реализовать возможность по организации предметно - развивающей среды.

Надеемся, что творческое следование нашим советам поможет создать в группе обстановку, которая позволит достичь высоких результатов в воспитании и обучении дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы по программе «Детство»

Центр «Будем говорить правильно»:

1.  Стеллаж или этажерка для пособий.

2.  Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.

3.  Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.

4.  Настольно-печатные дидактические игры, лото, доми но.

5.  Настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т.д.)

6.  Раздаточный материал для звукового и слогового ана лиза и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцвет ные кружки и квадраты).

7.  Настенный алфавит, кубики с буквами.

8. Диапроектор, экран, подборка слайдов по изучаемым темам.

Центр «Здравствуй, книжка!»:

1.  Стеллаж или открытая витрина для книг.

2.  Столик и два стульчика, мягкий диванчик.

3. Детские книги по программе и любимые книги детей.

4.  Два-три постоянно сменяемых детских журнала.

5.  Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

6.  Книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм.

7.  Книжки-раскраски по изучаемым темам.

8.  Книжки-самоделки.

9.  Аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.

10. Диафильмы.

Центр «Играем в театр»:

1.  Большая складная ширма.

2.  Маленькая ширма для настольного театра.

3.  Стойка-вешалка для костюмов.

4.  Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.

5.  Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, куколь ный, настольный, перчаточный).

Центр креативного развития:

1.  Восковые и акварельные мелки, цветной мел.

2.  Гуашевые краски.

3.  Фломастеры.

4.  Цветные карандаши.

5.  Пластилин.

6.  Клейстер.

7.  Кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, тра фареты по темам.

8.  Цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся плен ка, наклейки, ткани, нитки.

9. Рулон простых белых обоев для рисования коллектив ных работ.

10. Доска для рисования мелом, доска для рисования фло мастерами; маленькие доски для рисования.

11.Поднос с тонким слоем манки.

Центр «Учимся конструировать»:

1.  Мозаики большого и маленького размеров.

2.  Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и ма ленького размеров.

3.  Разрезные картинки (4 и более частей, все виды разре зов).

4.  Пазлы.

5.  Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

6.  Игрушки-трансформеры.

7.  Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

8.  Кубики с изображениями («Сказки» и т.д.)

9.  Блоки Дьенеша.

Центр «Учимся строить»:

1.  Строительный конструктор с крупными блоками.

2.  Строительный конструктор со средними блоками.

3.  Строительный конструктор с мелкими блоками.

4.  Нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, оклеенные самоклеящейся пленкой коробки разных размеров и т.п.).

5.  Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фи гурки людей и животных, дорожные знаки и т. п.).

6.  Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов.

7.  Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр «Учимся считать»:

1.  Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, при родный материал, предметные картинки).

2.  Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа.

3.  Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа.

4.  Занимательный и познавательный математический ма териал.

5.  Схемы и планы (групповая комната, кукольная ком ната).

6.  «Волшебные часы» (времена года, части суток).

7.  Рабочие тетради «Математика — это интересно».

 Центр «Мы познаем мир»:

1.  Стол для проведения экспериментов.

2.  Резиновый коврик.

3.  Халатики, передники, нарукавники.

4.  Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.

5.  Природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди).

6.  Сыпучие продукты (соль, сахарный песок).

7.  Увеличительное стекло.

8.  Игрушечные весы.

9.  Емкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки.

10.  Игрушки для игр с водой и песком.

11.  Комнатные растения с указателями по программе.

12.  Леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы.

13.  Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом для  рыбок.

14.  «Алгоритм» ухода за растениями.

15.  Журнал опытов.

Музыкальный центр:

1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудоч ки, свистки, барабан, пианино, пищалки.

2.  Звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями).

3. Магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных про изведений по программе (по совету музыкального руководи теля) и детских песенок.

4.  «Поющие» игрушки.

Центр сюжетно-ролевых игр:

  1. Большое зеркало.
  2.   Куклы разных размеров.

3.   Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.

4.  Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

5.  Атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т.п.).

6.  Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-ма тери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»).

Центр физической культуры:

1.  Мячи большие надувные, мячи средние, малые, мас сажные мячики разных цветов.

2.  Обручи.

3.  Гимнастические палки.

4.  Ленты разных цветов на кольцах.

5.  Кегли.

6.  Тонкий канат или цветные веревки.

7.  Флажки разных цветов.

8.  «Дорожка движения».

9.  Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках».

10.  Кольцеброс.

11.  Нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эс пандеры, кегли, мячики-сокс и т.п.).

12.  Ребристые и массажные дорожки.

Раздевалка:

1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка.

2. Скамейки.

3.  Схема-«алгоритм» процесса одевания.

4.  Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).

5.  Стенд «Визитная карточка группы».

6.  Уголок «Безопасность»

7. «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).

8.  Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома.

9.  Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка занятий, объявления).

Туалетная комната:

1.  Традиционная обстановка.

2.  Схема-«алгоритм» процесса умывания.

1


Предварительный просмотр:

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении старшей группы по программе «Детство»

Центр «Будем говорить правильно»:

1.  Полка или этажерка для пособий.

2.  Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала).

3.  Картотека предметных и сюжетных картинок.

4. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах.                                                         

5.  Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т. п.).

6.  Дидактические игры по развитию речи («Кто за деревом?», «Кто за забором?» «Собери семейку» и др.).

7.  Лото и домино.

8.  Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.

9. Диапроектор, экран, набор слайдов по изучаемым темам.

        Патриотический уголок:

1.  Альбомы и наборы открыток с видами Саратова, Маркса, карта или макет центра города и микрорайона, российская атрибутика.

2.  Куклы в русских костюмах.

3. Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрешек», «Раньше и сейчас» и т. п.).

Центр «Наша библиотека»:

1.  Стеллаж или открытая витрина для книг.

2.  Стол, два стульчика, мягкий диван.

3.  Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики. Книги по интересам о достижениях в различных обла стях.

5.  Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

6.  Книжки-раскраски, книжки-самоделки.

7.   Магнитофон,  аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

8.  Диафильмы.

Центр «Играем в театр»:

1.  Большая ширма, маленькая ширма.

2.  Стойка-вешалка для костюмов.

3.  Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4—5 сказок.

4.  Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный для обыгрывания этих же сказок.

5.  Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения те атрализованных игр.

6.  Грим, зеркало, парики.

Центр «Учимся строить»:

1.  Строительный конструктор с блоками среднего размера.

2.  Строительный конструктор с блоками маленького размера.

3.  Тематические строительные наборы «Город», «Мосты» «Кремль».

4.  Игра «Логический домик».

5.  Нетрадиционный материал для строительства (картон ные коробки, оклеенные самоклеящейся пленкой, контейнеры  разных размеров крышками).

6.  Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур ки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорож ные знаки, светофоры).

7.  Макет железной дороги.

8.  Транспорт (мелкий, средний, крупный).

9.  Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики фургоны, специальный транспорт).

10. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выпол нения, закрепляемые на ковролиновом полотне.

Центр «Учимся конструировать»:

1.   Мозаики (средняя и мелкая) и схемы выкладывания  узоров из них.

2.  Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с блоками ма ленького и среднего размеров. 

3.  Игра «Танграм».

4.  Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

5.  Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

6.  Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

7.  Кубики с изображениями.

8.  Блоки Дьенеша.

Центр «Учимся считать»:

1.  Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие пред меты, предметные картинки).

2.  Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и фланелеграфа.

3.  Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик „Плюх-Плюх"», «Шнур-затейник»  др. игры, разработанные в центре Воскобовича).

4.  Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, ; схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т.д.)

5. Рабочие тетради «Математика — это интересно» (5—6 лет).

6. Набор объемных геометрических фигур.

7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели

8. Счеты, счетные палочки.

        Центр художественного творчества:

  1. Восковые и акварельные мелки.

2.  Цветной мел.

3.  Гуашевые, акварельные краски.

4.  Фломастеры, цветные карандаши.

5.  Пластилин, глина, соленое тесто.

6.   Цветная  и белая бумага,  картон,  обои,  наклейки, ткани,  нитки,  ленты,  самоклеящаяся  пленка,  старые открытки, природные материалы (сухие листья, лепестки цветов, травы, семена различных растений,  мелкие ракушки  и т.п.).

7.  Рулон простых белых обоев для коллективных рисунков, коллажей, аппликаций.

8.  Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по темам.

9.  Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами, маленькие доски для индивидуального рисования.

11.   Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись».

Центр «Наша лаборатория»:

1.  Стол для проведения экспериментов.

2.  Стеллаж для пособий и оборудования.

3.  Резиновый коврик.

4.  Халаты, передники, нарукавники.

5.  Бумажные полотенца.

6.   Природный материал: песок, вода, глина, камешки. ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.

7. Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль.

8.  Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

9.  Микроскоп, лупы.

10.  Аптечные и песочные часы, безмен.

12.  Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля).

13.  Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов.

14.  Игра «Времена года»

16.  Календарь природы.

17.  Комнатные растения (по программе) с указателями.

18.  Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

19.  Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом для рыбок.

Центр «Мы играем»:

1.  Куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий.

2.  Комплекты одежды по сезонам для кукол.

3. Постельные принадлежности для кукол, мебель и посуда кукол, коляски.

4.  Предметы-заместители.

5.  Большое зеркало.

6.  Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр.

7.  Атрибуты для ряжения.

Музыкальный центр:

1.  Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы, «поющие» игрушки).

2.  Звучащие предметы-заместители.

3.  Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, зыки для детей (по программе), голосов природы.

Физкультурный центр:

1.  Мячи средние разных цветов.

2.  Мячи малые разных цветов.

3.  Мячики массажные разных цветов и размеров.

4.  Обручи.

5.  Канат, веревки, шнуры.

6.  Флажки разных цветов.

7.  Гимнастические палки.

8.  Кольцеброс.

9.  Кегли.

0.  «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

11.  Мишени на ковролиновой основе с набором дрот и мячиков на «липучках».

12.  Детская баскетбольная корзина.

13.  Длинная скакалка.

14.  Летающая тарелка (для использования на прогулке)

15.  Нетрадиционное спортивное оборудование.

16.  Массажные и ребристые коврики.

Раздевалка:

1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка.

2. Скамейки.

3.  Схема-«алгоритм» процесса одевания.

4.  Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).

5.  Стенд «Визитная карточка группы».

6.  Уголок «Безопасность»

7. «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).

8.  Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома.

9.  Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка занятий, объявления).

.

Туалетная комната:

1.  Традиционная обстановка.

2.  Схема-«алгоритм» процесса умывания.

3.  Пиктограммы в туалете.

1


Предварительный просмотр:

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении младшей группы по программе «Детство»

Центр «Учимся говорить»:

1.  Стеллаж или этажерка для пособий.

2.  Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок.

3.  Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики.

4.  Игры из серии «Кто есть кто?» («Чей малыш?», «Найди маму?»)

5.  Игры из серии «Учись, играя» («Кто в домике живет?»).

6.  Лото «Парные картинки», «Игрушки», «Магазин».

7.  Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи  «Чего не стало?»,

«Разноцветные машины» (различение форм ед. и мн. числа (существительных и др.).

Центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:

1.  Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.

2.  Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

3.  Маленькие ширмы для настольного театра.

4.  Фланелеграф.

5.  Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

6.  Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).

8.   Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

Центр «Мы познаем мир»:

1.  Стол с емкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика, резиновый коврик.

2.  Халатики, нарукавники.

3.   Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, перья.

 4.  Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, формочки.

5.  Игрушки для игр с водой.

6.  Аквариум с рыбками.

8.  Комнатные растения по программе.

9.  Леечка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель.

11. Календарь природы.

Центр «Маленькие математики»:

1.  Наборное полотно, магнитная доска.

2.  Комплект геометрических фигур (круги,  квадраты треугольники  разных  размеров,   окрашенные   в  основные  цвета).

3.  Предметы и изображения предметов различной геометрической формы.

4.  Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в основные цвета).

5.  Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал).

6. «Играйка 3» для развития математических способностей.

7.  Блоки Дьенеша.

8.  Палочки Кюизенера.

9.  «Геометрический паровозик».

10. Игры из серии «Учись, играя» (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы).

Центр «Маленькие конструкторы»:

1.  Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

2.  Мозаика большого размера.

3.  Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого размера.

4.  Рамки-вкладыши «Я изучаю размер».

5.  «Волшебный куб» (игрушка-вкладыш).

6.  Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки).

7.  Разрезные картинки (2—4 части).

8.  Простые крупные пазлы.

Уголок «Маленькие строители»:

1. Строительный конструктор с блоками большого размepa.

2.  Строительный конструктор с блоками среднего размера.

3.  Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеящейся бумагой, деревянные  чурочки  и  плашки,  контейнеры разных размеров с крышками.

4.  Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур-людей и животных и т. п.).

5.  Транспорт среднего и большого размера. Машинки деревянные, пластмассовые и металлические разных моделей.

Центр «Маленькие художники»:

1.  Толстые восковые и акварельные мелки.

2.  Цветной мел.

3.  Цветные карандаши.

4.  Гуашевые краски.

5.  Пластилин.

6.  Цветная и белая бумага, картон, обои.

7.  Наклейки.

8.  Ткани.

9.  Самоклеящаяся пленка.

10.  Кисти.

11.  Поролон.

12.  Клейстер.

Музыкальный центр:

1.  Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, колокольчики, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, поющие волчки, кубики и мячики звучащими наполнителями.

2.  Магнитофон и аудиокассеты с записями звуков природы.

3.  Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камушками, пшеном.

         Центр «Мы играем»:

1.  Куклы (маленькие, средние, большие) обоего пола.

2.  Комплекты одежды для кукол по сезонам.

3.  Комплекты постельного белья для кукол.

4.  Комплекты мебели для кукол.

5.  Коляски для кукол.

6.  Наборы кукольной посуды.

7. Атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Магазин», «Поликлиника», «Шоферы» , «Парикмахерская».

8.  Атрибуты для ряжения (шляпы, шарфы, шали, длинные юбки, сумки и портфели, детские зонты, бусы и т. п

Центр «Маленькие спортсмены»:

1.  Мячи большие надувные (2—3 шт.).

2.  Мячи малые и средние (по 4—5 шт.).

3.  Обручи (3—4 шт.).

4.  Флажки (8—10 шт.).

5.  Ленты на колечках (8—10 шт.).

6.  Тонкий канат, веревки.

7.  Кубики маленькие и средние (по 8—10 шт.).

8.  Модульные конструкции для подлезания, перелезания, залезания.

9.  Массажные мячики (8—10 шт.).

10.  Массажные коврики и ребристые дорожки.

11. Нетрадиционное   спортивное   оборудование   (мячи-гантельки (или мешочки)  из  пластиковых бутылочек,   наполненных песком и т.п.)

12.  Забавная игрушка-кольцеброс.

Раздевалка:

1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка.

2. Скамейки.

3.  Схема-«алгоритм» процесса одевания.

4.  Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).

5.  Стенд «Визитная карточка группы».

6.  Уголок «Безопасность»

7. «Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.).

8.  Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома.

9.  Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка занятий, объявления).

Туалетная комната:

1.  Традиционная обстановка.

2.  Схема-«алгоритм» процесса умывания.

1


Комментарии

Куликова Елена Николаевна

Спасибо,материал полезный
Малова Светлана Анатольевна

спасибо, замечательный материал

Правосудова Ольга Григорьевна

Огромное спасибо! Очень полезная информация.Обязательно воспользуюсь, как руководством в оформлении групп.