Консультации для родителей и воспитателей о художественной литературе.
консультация по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Кершева Наталья Валентиновна

Консультации для воспитателей и родителей о том, что читать детям, как выбирать книги детям, воспитывать интерес к книге, желание обращаться к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_po_hud._literature.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Что читать детям»

                Подготовила:

                Кершева Н. В.        

                воспитатель

                1 категории

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных произведений, рассчитанных на разные возрастные группы.

Несмотря на огромный выбор детских мультфильмов и развлекательных шоу, многие малыши все же предпочитают проводить время за чтением любимых книг. Дети, которые много читают, очень легко и быстро учатся логично рассуждать, красиво говорить, а также делать правильные выводы и принимать обоснованные решения в любых жизненных ситуациях. Но как бы далеко не шагнул прогресс, все конечно начинается с родителей, которые каждый вечер перед сном читают своим мальчикам и девочкам обычные бумажные книги для детей, в твердом переплете, с яркими картинками и большими буквами. Именно эти часы, проведенные с мамой или папой за чтением сказок, прививают малышам любовь к чтению, учат фантазировать, представлять образы героев и рисовать в своем сознании целые красочные картины.

Мамы и папы обычно с умилением вспоминают интересные книги для детей, которые они сами когда-то с удовольствием слушали в исполнении собственных родителей. Но разом припомнить всех авторов, которых стоит прочитать малышу, не так уж и просто. Поэтому мы постарались собрать для Вас целый список литературы, включающий лучшие книги для детей самых известных авторов из всех стран мира.

«Книга, которая не стоит того, чтобы ее читать дважды, не стоит того, чтобы ее читать и один раз» (К. Вебер)

Начнем с книжек для самых маленьких, которые обязательно должны быть в Вашей домашней библиотеке. К таким книжкам относятся:

  • Короткие, но запоминающиеся стихи и сказки Чуковского — «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и многие другие. Они продаются в сборниках и небольшими книжечками по отдельности.
  • Простые и добрые стихи Маршака — «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Усатый-полосатый» и другие.
  • Стихи Агнии Барто про зайку, мишку и бычка. Ваш ребенок просто обязан их знать, ведь Вы же наверняка помните их с детства.
  • Русские народные сказки про колобка, курочку Рябу, репку и теремок.
  • Рассказы А.П. Чехова и Л.Н. Толстого

Вы совершенно спокойно можете покупать эти книги, зная, что будете перечитывать их не один десяток раз. А когда ребенок вырастет, он тоже будет читать их своим детям                                      

Далее нельзя не вспомнить про всемирных классиков, создавших шедевры детских сказок и рассказов. Прежде всего, это классические немецкие сказки братьев Гримм – «Король-лягушонок», «Верный Йоган», «Гензель и Гретель», «Храбрый портняжка», «Сказка о том, кто ходил страху учиться» и многие другие. Они ни за что не оставят Вашего малыша равнодушным, точно так же как и волшебные сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена – «Дикие лебеди», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Оле-Лукойе», «Новый наряд короля», «Принцесса на горошине» и сказки француза Шарля Перо — «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Золушка», «Спящая красавица», «Ослиная шкура» и другие. Все эти книги для детей 3 лет с удовольствием читают многие поколения малышей и их родителей.

Кроме того, дети постарше любят слушать сказки немецкого писателя Вильгельма Гауфа о маленьком Муке, о калифе-аисте и о мнимом принце, а также рассказы шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и карлсон» и «Пиппи длинный чулок». Но это уже книги для детей 5 лет, которые нужно читать малышам в дошкольном возрасте. Дети обязательно будут сочувствовать героям рассказов, вместе с ними переживая все невзгоды и радуясь их победам. Эти книги научат малышей никогда не сдаваться и всегда верить в свою неповторимость.

 «В книгах можно найти объяснение всему, если только знать, где искать» (Е. Ибботсон)

 Кроме произведений мировой классики детской литературы не забывайте и о сказках русских авторов, таких как Бажов «Серебряное копытце», А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и А. Волков. «Волшебник Изумрудного города». Также обязательно прочитайте ребенку историю о приключениях Незнайки Н. Носова и рассказы Э. Успенского — «Крокодил Гена и его друзья», «Простоквашино» и «Гарантийные человечки». Все эти рассказы будут очень понятны для детей и помогут им найти ответы на многие интересующие их вопросы. А, кроме того, малыши научатся красивой и правильной речи, подсознательно копируя литературный язык талантливых авторов.

Список интересных книг для детей можно продолжать еще долго. И в каждой семье этот список дополняют на свой манер, в соответствии с предпочтениями детей и вкусами родителей. Главное не лениться и читать как можно больше. Книги расширяют наш кругозор, заставляют мыслить глубже, позволяя докопаться до самой сути вещей. Как сказал Декарт: «Чтение хорошей книги — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, во время которого они сообщают нам только лучшие свои мысли». Обязательно постарайтесь привить любовь к хорошим книгам своему ребенку. И он всегда будет иметь преимущество перед ровесниками, которые по вечерам смотрят телевизор.

Консультация для родителей «Ребенок и книга»

.
Цель: 
Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.


Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей.
С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. 
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.
Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы:

1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.


2. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений.
В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.


3. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.
Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.
Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.


Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

Консультация для воспитателей

«Значение художественной литературы

для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия

литературных произведений дошкольниками»

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей  любви к  Родине, к родной  природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Ф.А.Сохин, А.А.Леонтьев и др.)

 Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен   .

Прежде всего, книга – источник знания. Из книг дети узнают многое о жизни общества, о природе.

Книги великого русского педагога и детского писателя К.Д. Ушинского представляют большой интерес и для воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитательное значение статей К.Д. Ушинского в том, что они сообщают детям знания о вещах, о животных и растениях. Эти статьи, написанные простым языком, приучают детей выражаться точно и определенно, развивают у них логическое мышление.

Родоначальником реалистической прозы для детей считается Л.Н.Толстой.

В его рассказах, даже самых маленьких, всегда есть идея, язык этих рассказов по своей простоте, ясности и точности не превзойден. То, что написал Л.Н. Толстой для детей, было большим событием в литературе и педагогике. Слушая рассказы Л.Н. Толстого о животных, дети узнают о жизни их, повадках, местах обитания.

Книги способствуют расширению представлений детей о мире вещей и явлений, доступных их пониманию. В.Г.Белинский писал: «Говорите с ребенком почаще о вещах, ему близких, расскажите ему, как строятся дома, как пекут хлеб, который он каждый день ест, как делают стул, на котором он сидит» [1].

Такие книги, как «Конь – огонь», «Кем быть?» В. Маяковского, «Откуда стол пришел?», «Вчера и сегодня» С. Маршака убеждают ребенка в пользе труда, расширяют круг детских представлений о том кто и как делает вещи, являются прекрасным образцом книги, где детям дается большой познавательный материал. Они  очень привлекают детей, удовлетворяют их любознательность, упорядочивают бессистемно приобретенный ими опыт.    

Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Е. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений.

В результате чтения книг о животных дети не только усваивают фактический материал, но и лучше начинают относиться к животным, больше о них заботиться.

Из современных авторов можно отметить книги из серии «Хочу все знать». Рассказы О.Б.Шапиной «Ты и твоя Родина», В.В. Лабутиной «Ты и твоя планета»  знакомят детей со своей страной, с планетой Земля.

Серия развивающих сказок Т.А. Шорыгиной  знакомит детей с природой («Зеленые сказки»), с правилами безопасного поведения на улице («Осторожные сказки»), со свойствами воды («Вода»).

Из книг А. Берловой  дети узнают про то, как из маленького зернышка хлеб получается, как сажают, выращивают, делают муку и пекут хлеб, а потом мы его покупаем в магазине. Знакомятся с профессиями хлебороба, комбайнера, пекаря, («Про хлеб»), как делают книги («Про то, как делают книги»),

Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями.  Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека        У  детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности — о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому воспитателю  нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний.  Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста, помогают привить детям этические нормы поведения, учат детей делать выводы о характере поступков или поведении персонажей, учат дошкольников правилам вежливости, общению, культуре, анализировать  и оценивать поступки героев. Например, беседы по художественным произведениям таких авторов, как  В. Осеева «Плохо», В. Сухомлинский «Блестящие ботинки», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Печенье [4].  

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание [8.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений[2].

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений. 

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.  

 Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, что ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.                                        В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме  

 Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это  понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения 

 В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А.Барто, «Игрушки», З.Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения,  некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам  и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.  Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.

 

 Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера.

Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить  восприятие художественного  произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение дошкольников к художественной литературе"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему поз...

Консультация для родителей:"ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.   Нравственно...

Консультация для родителей "Приобщение к чтение художественной литературы детей 4-5 лет"

Советы родителям по ознакомлению детей с произведениями детских писателей...

Консультация для родителей "Гендерное воспитание средствами художественной литературы"

Автором представлен практический материал по гендерному воспитанию дошкольников средствами художественной литературы....

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...