Знакомство дошкольников с художественным образом в условиях взаимодействия литературы и живописи.
статья по художественной литературе на тему

Гимельберг Анна Валерьевна

В данной статье затронут вопрос работы с художественным образом посредством рассмотрения литиратурного произведения и произведения изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство дошкольников с художественным образом в условиях взаимодействия литературы и живописи.

«Работа с художественным образом приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих поступков, помогает принять более высокие общественные мотивы героев произведений». А.В.Запорожец

Важнейшим условием становления личности является взаимодействие человека с культурой, а определяющим элементом специфической культурной идентичности является художественный образ, активное осмысление которого происходит в дошкольном детстве.

Процесс восприятия художественного образа был описан еще Платоном: пещера с движущимися картинками, каждая из которых должна быть осмыслена, то есть опознана.

В психологической науке восприятие представляет собой высшую психическую функцию, и восприятие непосредственно художественного образа представляется сложным процессом, изменяющимся с возрастом человека и социокультурным его окружением.

В рамках гуманизации образования особую значимость приобретают исследования, способствующие духовному обогащению ребенка. Углубленное изучение художественного образа – одно из таких направлений.

В основе художественного восприятия, по мнению Л.С. Выготского, заложены моменты творчества, то есть, иными словами, воспитатель может явиться мотиватором развития творческого взгляда и стремления к творческой деятельности у ребенка. Художественный образ, по мнению отечественных психологов, не призван передавать конкретную информацию (хотя, безусловно, информационный компонент неизменно присутствует в нем), но позволяет спроецировать идеальную модель действительности, созданную автором произведения. В методической науке проблема восприятия художественного образа коррелируется с вопросами анализа, цель которого не в перечислении конкретных приемов автора, но в осознании целостности произведения и в способах описания тех или иных качеств героя.

Мир, в котором живет ребенок, сложен и многогранен, равно как и сам человек, имеющий свои особенности восприятия, сильные и слабые каналы. Поэтому в образовательной работе с детьми все более актуальными становится взаимодействие различных образов: литературных, живописных, музыкальных.

Художественный образ – одновременно, и язык искусства, и его высказывание. Это не действительность в чистом виде, но лишь ее «тень на стене пещеры». Соприкосновение с этой реальностью возможно лишь посредством воображения. Это «мостик» между искусством и жизнью, сознанием рецепиента. В этом понятии сошлись два начала: познавательное и творческое. Художественный образ нагляден, неповторим, обобщен. Не смотря на то, что, так или иначе, его основа заключена в реальной действительности,  он предмет действительности ирреальной, воображаемой, закодированная загадка, и владелец этого «кода» способен разгадать весь ребус.  Например, не носителю японской культуры довольно сложно понять некоторые детали, скажем, театра Кабуки.  Всевозможные литературные, художественные, исторические аллюзии и реминисценции также являются «ключом» к «коду». Следовательно, необходимо показать ребенку возможный функциональный инструментарий: способы изобразительности, основные сюжеты, которые могут послужить ссылками, примеры культурных парадигм, аналитические приемы и приемы перцепции.

В то же время, художественный образ, описанный в литературном тексте, характеризуется некой условностью, возможностью соавторства рецепиента. Он требует додумывания, доописания, в то время, как образ изобразительный очень конкретный, почти телесный. Поэтому в совокупности с литературой живопись, представленная на мероприятии, способна помочь ребенку доосмыслить образ, представленный в тексте. И наоборот, правильно подобранный текст способен расширить представление ребенка об образе изобразительном.

В традиционной методике существует схема, позволяющая всесторонне исследовать художественный образ посредством использования различных форм художественного творчества: текст – картина. На первом этапе – знакомство с текстом – происходит работа со словесным образом. В процессе простейшего анализа рецепиент входит в дискурс, описанный М.М.Бахтиным: Автор – Текст – Читатель, - где важны все три компонента. Текст – как основа дискурса, Читатель – как сознание перцептивное со своим чувственным опытом, Автор – как сознание моделирующее, несущее в себе черты определенной культурной парадигмы. В процессе обсуждения художественного образа в рамках этой модели важно заметить, что анализ образа должен быть подкреплен доказательствами из текста. На данном этапе происходит формирование речевых, социально-коммуникативных, познавательно-исследовательских компетенций, эмоционально-ценностного компонента, основных психических процессов (память, внимание, рефлексия).

Включение в работу над образом его изобразительного воплощения (картины) одновременно и упрощает (принцип наглядности), и усложняет процесс анализа. Появляется еще один важный компонент для сравнения двух точек зрения: рецепиента и автора полотна. Работа в этом направлении особенно интересна, если мотивирующим исходником был текст. Ребенок может поспорить, высказать свою точку зрения, согласиться, предложить новые пути изображения. Этот этап позволяет выйти на качественно новый уровень – мотивационный, т.к. ребенку предлагается возможность создать свою художественную реальность на основе предложенных двух.

Такой вид работы имеет ряд преимуществ:

во-первых, психологический комфорт (нет довлеющего сознания и, в то же время, у ребенка есть материал, на который можно опереться);

во-вторых, развитие компетенций по всем пяти областям; в-третьих, оптимизация образовательного процесса (нет необходимости в большом объеме материала, основную поисковую и речевую деятельность предоставляется осуществлять детям, педагог принимает на себя обязанности  модератора);

в-третьих, развитие основных психических процессов;

наконец, развитие устойчивого интереса к продуктам изобразительного и словесного искусства.

В данный процесс необходимо включать и родителей: они смогут обеспечить прочное усвоение материала и предложить новые творческие решения. Мотивация родителей может осуществляться различными способами: открытые мероприятия, консультативная деятельность, совместное чтение в пространстве группы, литературные и изобразительные флешмобы.

Выбор подобного метода работы с художественным образом помогает комплексно изучить как литературное произведение, так и произведение изобразительного искусства, развивая необходимые компетенции ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышления на тему «Знакомство дошкольников с художественной литературой»

В данном материале я поместила неопубликованные мысли на тему  «Знакомство дошкольников с художественной литературой»....

Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО

Проект может быть использован при  работе с детьми по программе  «От рождения до школы» под редакцией...

Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на н...

Обобщенный опыт работы по теме: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, через взаимодействие с родителями».

Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ...

Консультация "Знакомство дошкольников с художественной литературой"

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника....

Знакомство дошкольников подготовительной к школе группы с мифологическим жанром в живописи

Цель занятия: знакомство со сказочной живописью (мифологическим жанром).Задачи:Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нрав...