Путешествие по сказкам
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Сабинина Елизавета Валерьевна

Путешествие по сказкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no5.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. «Путешествие по русским народным сказкам»

Составила воспитатель

Сабинина Е.В.

Санкт-Петербург

2017

Цель: Систематизировать знание русских народных сказок, закрепить названия данных сказок, воспитывать любовь к русскому фольклору.

Задачи

1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев).
2. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, разучивание пословиц, знакомство с пальчиковой гимнастикой и физкультминуткой.

Материал:

Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), костюм сказочницы для педагога, презентация по теме занятия, мультфильм «Горе не беда», стенд с книгами, групповое оборудование в стиле деревенской избы.

Ход занятия: 

  1. Организационный момент

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Алёнушка. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим.

Воспитатель: И я очень люблю.

А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

2.Основная часть

Воспитатель. 

А где живут сказки?

Дети: В голове и в книгах.

Воспитатель:

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети:

Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Воспитатель.

Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

3.Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,  (энергично сжимать и разжимать пальцы)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,  (Дети поочередно загибают пальчики.)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши)

Воспитатель. 

Дети, кто знает почему некоторые сказки называются народными?

Дети: Потому что их сочинил народ.

Воспитатель. Верно. Сказки, которые сочинил народ, называются – народными. А сегодня я вас приглашаю в путешествие по русским народным сказкам.

Физкультминутка.

Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Если вы отгадаете о какой сказке пойдёт речь, то на экране появится ответ.

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

- Вот первая русская народная сказка, в этой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? И что же они вытащили? («Репка».)

- Вот другая сказка, там были старик со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? Кого съела лиса? («Колобок».)

- А вот эту сказку помните… Мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвала? (лягушка – квакушка) Что развалил медведь? («Теремок».)

- А вот четвертая сказка. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Заюшкина избушка».)

- Вот вам потруднее задание. Жила была коза, жила да поживала в лесу, уходила коза есть траву шелковую, пить воду студеную, а деток оставляла одних, и кто - то пришёл и съел шестерых козлят. Кто съел козлят? Как называется сказка? (Волк и семеро козлят)

- Ну и последняя сказка: Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. Родители наказывали дочке: «Будь умна, береги братца, не ходи со двора». А девочка заигралась, и получилось так, что братец оказался у бабы яги. Как звали девочку и мальчика? (Маша и Ваня). Как попал Ваня к бабе яге? (его отнесли гуси – лебеди). Кто помог Машеньке найти Ванечку и вернуться с ним домой? (Яблонька, молочная речка, ёжик и печка). Как называется сказка? (гуси – лебеди).

Воспитатель: Молодцы какие. Давайте отдохнём.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, раз, два,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель.

Все вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

4.Заключительная часть

Воспитатель. 

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

А на лавочке есть загадочки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

1.

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2.

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

(Баба-Яга)

3.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

(Царевна лягушка)

4.

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

Воспитатель.

Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Вы представляете друзья

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

(Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

Сказки: Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Три медведя, два – Мороза, Каша из топора, Морозко, По щучьему веленью).

Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Воспитатель.

Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А теперь…

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

Воспитатель. 

За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

(Дети смотрят сказку «Горе не беда» на компьютере)

Воспитатель:

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.                        

(Дети прощаются и уходят в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...