Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы»
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Коновалова Ольга Николаевна

Пояснительная записка

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2013 год издания), соответствующей Федеральным государственным требованиям.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение, искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

- произведения устного творчества русского народа и народов мира;

- классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

- современная литература (русская и зарубежная).

Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

- специальные занятия;

- свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен, поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

1-я неделя: чтение народных и авторских сказок, драматизация небольших произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);

2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Авторская программа рассчитана на 36 часов, но в рабочую программу были внесены изменения, так как в группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veraksy_hudozhestvennaya_literatura.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

образовательной области «Чтение художественной литературы»

 

на 2016 - 2017  учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы«От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой М.А., Васильевой М.А.,

  

 

Составитель: Коновалова Ольга Николаевна

с.Уро

срок действия программы 1 год.

Пояснительная записка

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2013 год издания), соответствующей Федеральным государственным требованиям.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.

Литературный материал оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение, искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

- произведения устного творчества русского народа и народов мира;

- классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

- современная литература (русская и зарубежная).

Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг;

- специальные занятия;

- свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен, поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

1-я неделя: чтение народных и авторских сказок, драматизация небольших произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных изданий сказок (моноизданий, сборников);

2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.

Авторская программа рассчитана на 36 часов, но в рабочую программу были внесены изменения, так как в группе кратковременного пребывания дети обучаются 33 недели с учетом сезонных каникул (осенние, зимние, весенние) и дополнительные (для группы КП и первого класса). Занятие по «Чтению художественной литературы» проводится раз в неделю соответственно и в рабочей программе 33 занятия.

Диагностика уровней  освоения программы проводится  два раза в год: в начале и конце года. Диагностика проводится с помощью дидактических игр, дидактических упражнений, бесед, наблюдений за ребенком, предметного рисования, упражнений, моделирования и выполнения заданий.

Планируемые результаты освоения программы:

- Различают жанры литературных произведений.

- Называют любимые сказки и рассказы; знают наизусть 2–3 любимых стихотворения, 2–3 считалки, 2–3 загадки.

- Называют двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.

- Выразительно читают стихотворение; пересказывают отрывок из сказки, рассказа.

В тематический поурочный план  составлен в соответствии с положением о рабочей программе «Куйбышевской СОШ», добавлен один столбец «Цели».

Развернутое комплексно-тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

Тема урока

Цели

Содержание

Основные понятия

1.

Александр Сергеевич
Пушкин

Познакомить с творчеством великого русского поэта.

Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать произведения А. С. Пушкина.

Учить читать наизусть «Уж небо осенью дышало…», отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и жанровыми особенностями литературных произведений, слушание стихотворения, чтение наизусть, обдумывание содержания сказки и пересказ, слушание рассказа, пересказ содержания произведения, слушание и творческий пересказ былины, участие в дидактических играх на знание жанровых особенностей литературных произведений: стихотворения, сказки, рассказа, былины

Времена года

2.

«Айога», нанайская
народная сказка
(чтение и пересказ)

Учить:

– понимать образное содержание сказки;

– понимать и оценивать характеры персонажей.

Закреплять знание о жанровых особенностях литературных Произведений

3.

А. Раскин «Как папа
укрощал собачку»
(чтение)

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии 
от сказки и стихотворения.

Учить:

– понимать образное содержание произведения;

– понимать главную мысль рассказа;

– связно передавать содержание произведения

4.

Былина «Илья Муромец
и Соловей-разбойник»

Продолжать знакомить 
с жанровыми особенностями литературных произведений.

Учить:

– понимать главную мысль былины;

– придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;

– использовать средства 
связи частей предложения рассказа

5.

С. Ремизов «Хлебный
голос» (чтение
и пересказывание)

Формировать оценочное отношение к героям.

Закрепить знание 
структуры сказки.

Помочь разобраться,

почему эту сказку называют «мудрой сказкой». Повторить известные произведения малых форм фольклора.

Способствовать 
развитию связной речи

Чтение и пересказ литературного произведения, диалоги в играх на повторение известных произведений малых форм фольклора, дидактические и ролевые игры на знание малых форм фольклора, упражнения по развитию связной речи, слушание стихов и высказывание своего к ним отношения; чтение стихотворения наизусть, диалоги о прочитанном, чтение произведения 
А. Куприна, оценка поступков литературных героев, театрализованные и ролевые игры, инсценирование, рассматривание 
книги и иллюстраций, активное слушание сказок

6.

Зачем люди сочиняют,
слушают и запоминают
стихи? Н. Рубцов
«Про зайца» (заучивание)

Побудить к размышлению 
о том, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают 
и заучивают наизусть.

Выяснить, какие стихи 
дети помнят, как их читают. Заучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Про зайца»

7.

А. Куприн «Слон»
(чтение)

Познакомить с произведением А. Куприна.

Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения.

Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы

 

8.

«Что за прелесть
эти сказки!»

Уточнить и обогатить представление о сказках 
А. Пушкина.

Помочь почувствовать своеобразие их языка.

Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта.

Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации

9.

Д. Мамин-Сибиряк
«Медведко»

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка. Помочь вспомнить
название и содержание 
знакомых произведений 
писателя.

Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение.

Развивать интерес 
и любовь к книге

Знакомство с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка, участие в дидактических играх на определение жанров литературных произведений, участие в беседе по творчеству С. Маршака, диалоги о прочитанных ранее произведениях, разучивание и выразительное чтение стихотворения, чтение и связный пересказ литературного текста М. Зощенко «Великие путешественники», определение характера персонажей, анализ прочитанного, ответы на поставленные вопросы, уточнение жанровых особенностей сказки, пересказ отдельных эпизодов в лицах, определение мотивов поступков героев, театрализованная игра, инсценирование эпизодов сказки

10.

С. Маршак «Тает месяц

молодой…» (разучивание)

Продолжать знакомить 
с творчеством С. Маршака.

Помочь вспомнить содержание прочитанного ранее произведения.

Закрепить знание стихотворения и умение читать его выразительно.

Познакомить с новым стихотворением

11.

М. Зощенко «Великие
путешественники» (чтение)

Познакомить с литературным произведением 
М. Зощенко. Учить:

– определять характер персонажей;

– связно пересказывать литературный текст.

Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы

12.

Русская народная сказка 
«Садко»

Уточнить понятие 
о жанровых особенностях сказки. Учить передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах.

Помочь понять мотив 
поступков героев

13.

К. Ушинский
«Слепая лошадь»

Подвести к пониманию нравственного смысла 
сказки.

Учить оценивать поступки героев

Чтение и обдумывание сказки, диалоги о ее нравственном смысле, анализ поступков героев, разучивание стихотворения 
наизусть, дидактические игры на знание различий стихотворного и прозаического жанров, диалоги о прочитанном, чтение литературного произведения, пересказ, инсценирование и драматизация, определение и оценка характеров персонажей, 
чтение и инсценирование отдельных эпизодов сказки, диалоги о характерах и поступках героев

14.

И. Суриков «Зима»

Помочь почувствовать 
красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть.

Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров.

Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

15.

Ю. Коваль «Стожок»

Познакомить с новым литературным произведением.

Учить определять характер персонажей, передавать 
при пересказе отдельные 
эпизоды в лицах.

Помочь понять мотивы поступков героев

16.

Сказка по народным
сюжетам «Снегурочка»

Учить понимать:

– образное содержание
сказки;

– характеры героев;

– оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

Воспитывать любовь к русскому народному 
творчеству

17.

С. Топелиус
«Три ржаных колоска»
(литовская сказка)

Учить:

– различать жанровые 
особенности сказки;

– осмысливать содержание прочитанного;

– связно передавать содержание прочитанного 
средствами игры.

Формировать оценочное отношение к героям сказки

Чтение и обдумывание содержания сказки, участие в играх на знание жанровых особенностей сказки, играх-театрализациях, оценочные высказывания о героях, слушание стихотворения, выразительное чтение наизусть, участие в играх на подбор рифмы к различным словам, чтение и обдумывание содержания прочитанной сказки, связный пересказ в игре, описание жанровых особенностей сказки, участие в беседе о жанровых особенностях русских народных сказок, составление описательного рассказа, пересказ сказки по плану

18.

Э. Мошковская
«Добежали до вечера»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.

Развивать:

– умение подбирать рифмы к различным словам;

– умение выразительно читать наизусть стихотворение.

Формировать образную речь

19.

Е. Носов
«Тридцать зерен»

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки.

Формировать оценочное отношение к героям.

Учить:

– осмысливать содержание прочитанного;

– связно передавать содержание средствами игры

20.

Русская народная сказка
«Семь Симеонов – 
семь разбойников»

Продолжать знакомить с русскими народными 
сказками, их жанровыми особенностями.

Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка).

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ.

Развивать умение пересказывать сказку по плану.

Формировать образность речи, понимание образных выражений

21.

С. Есенин «Береза»

Учить:

– чувствовать ритм стихотворения;

– видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении

Слушание стихотворения, участие в беседе о выразительности языка произведения, упражнение в совершенствовании художественно-речевых исполнительских навыков в процессе чтения стихотворения; участие в беседе о знакомых сказках 
Х.-К. Андерсена, чтение новой сказки, пересказ, театрализация; чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода», диалоги о его композиции, отличии от других литературных жанров; пересказ, придумывание продолжения и окончания рассказа; чтение и обсуждение русской народной сказки «Василиса Прекрасная», диалоги о характерах персонажей, инсценирование 
и драматизация отрывков из сказки

22.

Великий сказочник
Х.-К. Андерсен

«Гадкий утенок» (чтение)

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой.

Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров.

Развивать интонационную выразительность речи

23.

Е. Воробьев
«Обрывок провода»
(чтение, пересказ)

Учить:

– эмоционально воспринимать содержание рассказа;

– придумывать продолжение 
и окончание рассказа.

Закреплять знания 
об особенностях рассказа, его композиции, отличии 
от других литературных 
жанров

24.

Русская народная сказка
«Василиса Прекрасная»

Продолжать знакомство с русской народной 
сказкой.

Учить осмысливать 
характеры персонажей.

Формировать образность речи, понимание образных выражений.

Развивать творческие способности

25.

В. Даль
«Старик-годовик»

Продолжать учить 
понимать жанровые 
особенности сказки. Учить:

– выделять главную мысль сказки, ее мораль;

– использовать образные 
выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Слушание сказки «Старик-годовик», определение главной мысли и морали сказки; формулирование идеи сказки с использованием образных выражений, народных пословиц; выразительное чтение стихотворения «Зима недаром злится…», диалоги о явлениях природы, описанных в стихотворении; чтение и обсуждение прозы Е. Носова «Как ворона на крыше заблудилась», диалоги о героях, пересказ произведения средствами игры; игры на знание жанровых особенностей литературных произведений, 
чтение и обсуждение сказки, оценка нравственных качеств героев

пословицы

26.

Ф. Тютчев
«Зима недаром злится…»

Учить:

– чувствовать ритм стихотворения;

 – видеть красоту природы, 
выраженную поэтом в стихотворении.

Развивать интонационную выразительность речи

27

Е. Носов «Как ворона
на крыше заблудилась»

Продолжать учить различать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям.

Учить:

– осмысливать содержание прочитанного;

– связно передавать содержание средствами игры

28.

С. Романовский
«На танцах»

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа.

Закреплять знания 
об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных 
жанров.

Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

29.

С. Алексеев
«Первый ночной таран»

Продолжать учить 
понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни.

Развивать навыки 
пересказа литературного текста.

Учить применять в речи образные выражения, 
сравнения

Чтение, обсуждение и пересказ литературного текста, упражнения в использовании в речи образных выражений, сравнений; диалоги о жанровых особенностях рассказа, сказки, басни; чтение стихотворений П. Соловьева «Подснежник», Я. Акима «Апрель», диалоги о выразительных средствах; знакомство с творчеством Г. Скребицкого, слушание и формулирование главной мысли литературной сказки; связный пересказ содержания литературного произведения, участие в дидактических и ролевых играх на знание жанровых, композиционных, языковых особенностей сказки, чтение и определение нравственного смысла сказки «Самый красивый наряд на свете», пересказ

30.

П. Соловьева
«Подснежник»,
Я. Аким «Апрель»

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

Учить чувствовать ритм стихотворения

31.

Г. Скребицкий
«Всяк по-своему»

Познакомить с творчеством Г. Скребицкого.

Продолжать работу 
по развитию знаний о жанровых особенностях сказки 
и рассказа.

Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание

32.

«Самый красивый
наряд на свете»,
пер. с яп. В. Марковой

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.

Закреплять знания 
о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.

Подвести к пониманию идеи произведения.

Развивать точность, 
выразительность, ясность изложения мысли

33.

В. Орлов «Ты лети к нам,
соловушка…»

Учить выразительно, 
в собственной манере читать стихотворение, представлять поэтическое произведение 
в лицах.

Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть

Чтение рассказа, обсуждение и определение его нравственного смысла, диалоги по оценке поведения героев; чтение стихотворения «Ты лети к нам, соловушка…» по ролям, заучивание наизусть, высказывание собственных мыслей о значении стихов; 
чтение, обсуждение, инсценирование фрагментов сказки Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», чтение скороговорок и считалок, 
отгадывание загадок

диолог

        

Учебно - методическое пособие:

1.Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».- Волгоград: Учитель, 2013

2. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Программа программе «От рождения до школы». - Волгоград: Учитель, 2013

3. Вераксы Н.Е., Комарова М.А., Васильева М.А. Тематическое планирование «От рождения до школы». - Волгоград: Учитель, 2013

4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: Сфера, 2010.

5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ОУ- Воронеж: ЧП Лакоценин

6. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

7.Колесникова Е.В.  Я начинаю читать. Методичка. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет.

Для учащихся:

1. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)

Рабочая программаНаправление «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область«Чтение художественной литературы»(3 – 4 года)...

Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...

Рабочая программа по образовательной области "Чтение художественной литературы".

Рабочая программа разработана на подготовительную группу на год. Программа составлялась  по календарю жизни сада. Произведения соответствуют программе "Детство"....

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. ...

Рабочая программа направление «Познавательно – речевое развитие» образовательная область «Чтение художественной литературы»

ü  Образовательная область «Чтение художественной литературы»Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы"направлено на достижение цели формирования интереса и потре...