ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Борисова Антонина Васильевна

На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведении коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, которые имеют общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Борисова Антонина Васильевна

                               АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                    ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОДАРСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №232»

ул. Бульварное кольцо, 8, г.Краснодар, 350089, тел/факс (861) 261-72-77

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

                                                             

Автор опыта:

Борисова Антонина Васильевна,

учитель - логопед МБДОУ МО г. Краснодар

«Центр развития - детский сад № 232»

г. Краснодар, 2015 г.

Содержание.

1. Введение

3

2. Использование интегрированных занятий по развитию фонематического восприятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

3

2.1.Теоретическое обоснование опыта

3

2.2.Технология опыта

7

2.3 Результативность опыта

10

3.Заключение

11

4.Библиографический список

12

5.Приложение  №1  Перспективный план интегрированных занятий по развитию фонематического восприятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

6.Приложение №2. Картотека  игр и упражнений по развитию фонематического восприятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

7.Приложение №3. Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

                                                           1.  Введение.

Развитие фонематического восприятия – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Значимость исследований по развитию фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с общим недоразвитием речи имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь.

Максимальная эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при многоаспектном подходе к ней. На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведении коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, которые имеют общее недоразвитие речи. Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна.

Интеграция в логопедической практике соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Она является новой немного забытой моделью, направленной на развитие творческих и речевых способностей детей, которая способствует общему и речевому развитию ребенка целостно. Исследования все больше убеждают в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами процесса образования.

Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей. Объединяя в нужной пропорции элементы коррекции речи, развития фонематического восприятия, изобразительной деятельности, физического развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы.

Создавая развивающую речевую среду в процессе  использования интегрированных занятий, исследователи отмечают, что это способствует не только расширению и закреплению речевых навыков, но и стимулирует  творческое развитие детей, создает  условия для повышения компетентного потенциала воспитанников. Поэтому, руководствуясь концепцией эффективного использования интегрированных занятий в коррекции речевых нарушений, возникла идея разработать систему интегрированных занятий по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Применение представленного педагогического опыта позволит оптимизировать развитие фонематического восприятия  и речевого развития ребенка с ОНР в целом.

2. Использование интегрированных занятий по развитию фонематического восприятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1.Теоретическое обоснование опыта.

Опыт использования интегрированных занятий по коррекции речевых нарушений еще недостаточно представлен  в методических пособиях. Ряд авторов: Акаева Ф.И.,

Калинина Г.И., Васенина М.В.  предлагают четыре вида интегрированных                                                           логопедических занятий: интегрированное занятие по звукопроизношению, интегрированное занятие по обучению грамоте, интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, интегрированное занятие по развитию связной речи.

Так, проводя интегрированное логопедическое занятие по звукопроизношению, включается в него закрепление правильного произношения звука «С» в словах, выделение этого звука из слов, с указанием характеристики и артикуляции звука, нахождением слов со звуком «С». В это же занятие включается театральная деятельность с использованием настольного театра и подвижная игра.

Так же строятся интегрированные занятия по обучению грамоте, где звук и буква закрепляются на одной теме, но в разных видах деятельности. Например, в тема «Овощи», звук и буква «У». В занятие включены математика, где дети считают овощи со звуком «У», согласовывая существительные и числительные и элемент изобразительной деятельности, дети украшают букву «У» рисунками овощей со звуком «У». На занятии присутствует физкультурный момент – эстафета – «Сорви овощ со звуком «У» с грядки», «Кто быстрее сварит борщ».

В интегрированные логопедические занятия по формированию грамматического строя речи включаются элементы музыкальной деятельности (например, по сказке «Колобок» - музыкальное сопровождение песенки Колобка). На занятии проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, это подбор прилагательных – «Зайчик какой?», «Волк какой?», «Медведь какой?», «Лисичка какая?» Так же идёт работа над образованием относительных прилагательных – «Голова чья?» – заячья, волчья, медвежья, лисья. «Хвост чей?» – заячий, волчий, медвежий, лисий.

 В занятие такого рода включается математика – ориентировка в пространстве животных, встречающихся в сказке «Колобок», ребенку предлагается посчитать животных, которых Колобок встретил в лесу. На таком занятии проходит элемент краеведения, т.е. когда отмечаются животные, живущие в данном регионе. Всё занятие строится на театрализованной деятельности, т.е. путешествие по сказке «Колобок». На таком занятии можно отработать предлоги: «на», «за», «около», «между».

На интегрированных занятиях по формированию связной речи можно использовать пальчиковый или теневой театр, элементы перевоплощения. Занятие «Прогулка в зимний лес» проходит в занимательной форме, где дети рассказывают об увиденном и происшедшем с ними в зимнем лесу. Дети проходят по глубокому снегу, проваливаясь, затем на лыжах, встречают и узнают под снегом различные деревья, находят различные следы, угадывают – кто их оставил? В это занятие целесообразно включить элементы экологии, где отмечается, почему в лесу снег белый, а в городе серый и даже чёрный.

Детям предлагается нарисовать зимний лес и составить рассказ по своей картине. Автор Картушина М.Ю. предлагает интересные интегрированные логоритмические занятия для детей старших групп, в которых используются задачи речевого развития: ознакомления с окружающим, развития внимания и двигательной активности.

Таким образом, интегрированные логопедические занятия сохраняют для детей форму занимательной и увлекательной игры и охватывают разные виды деятельности. Зная интеграционные механизмы, учитель-логопед может соединять разные виды деятельности и создавать количественную модель-схему занятия, которую можно будет не только менять, но и добавлять или отнимать, в зависимости от вида занятия, цели, задачи и этапа работы.

В представленном опыте автор разработала систему интегрированных занятий по формированию фонематического восприятия в последовательности усвоения звуков родного языка детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом программы  Т.Б.Филичевой  Г.В.Чиркиной « Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи».  

Данные интегрированные занятия строятся на основе подобранного художественного произведения, в котором преобладает изучаемый звук и буква, далее проводится работа по звуковому анализу и синтезу, работа по лексико-грамматической стороне речи, с элементами изобразительной деятельности и развития логического мышления.

 Условия возникновения опыта, становление опыта:

Педагогический опыт был сформирован на базе группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 232».

У детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, имеются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых систем. В основе этих расстройств лежит нарушение различение признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа и синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. У дошкольников с общим недоразвитием речи также наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи.

В логопедической группе, укомплектованной в 2013 году – 15 детей, из них четверо имели второй уровень речевого развития, речь одиннадцати детей – соответствовала третьему уровню.

Нарушение фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи чаще носит вторичный характер, так как  их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятии и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, а у детей второго уровня  воспроизведение сложных ритмов недоступно Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий - назвать первый или последний согласный звук в словах типа «кошка-камень». Ребенок, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук «р») Затрудняется сравнение слов по звуковому составу – определение количества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука. Типичные ошибки детей с ОНР – пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон – н-о-с. Значительные трудности у детей вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов. Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий. Трудности возникают и при воспроизведении ряда из трех слогов (ба-па-ба), ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного. Помимо нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР наблюдается несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения, трудности в составлении связного высказывания. Имеются специфические особенности  их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, с трудом выполняют операции сравнения и обобщения. Отсюда можно сделать вывод о необходимости Использования интегрированных занятий для всестороннего коррекционного воздействия на развития детей с ОНР.

  1. Технология опыта.

Опыт посвящен работе по проведению интегрированных занятий по формированию фонематического восприятия в одной из возрастных групп компенсирующей направленности, для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи Длительность работы над опытом -3года. Теоретической и методологической основой опыта являются: положения Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе к ним в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Основной базой опыта являются: программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»;

  • С.Г. Шевченко « Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР»
  • Исследования педагогов Н.Созоновой, Е.Куциной, Н.Хрушковой  по проблеме развития фонетической стороны речи.

Содержание опыта определено с учетом особенностей построения интегрированных занятий, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость. Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности: необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов; свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их внимания с одного вида деятельности на другой.

Анализ коррекционной работы по формированию фонематического восприятия и фонетической стороны речи показал, что у детей процесс формирования умений звукового анализа и синтеза идет медленно, с большими трудностями, однообразие обычной структуры занятия понижало  интерес детей к  выполняемым заданиям, довольно быстро наступала утомляемость.

В связи с этим была поставлена цель:

«Разработать систему интегрированных занятий по формированию фонематического восприятия и фонетической стороны у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  • Определить структуру, методы и приемы работы по формированию фонематического восприятия в процессе проведения интегрированных занятий.
  • Составить перспективный план интегрированных занятий по формированию фонематического восприятия и фонетической стороны речи.
  • На основе методического пособия авторов Н.Созонова, Е.Куцина, Н.Хрушкова  «Фонетические рассказы и сказки»  Издательский дом Литур, Екатеринбург, 2009, разработать конспекты интегрированных занятий по формированию фонематического восприятия.

  • Сформировать методическое обеспечение для проведения интегрированных занятий с детьми: подбор художественных произведений, подбор упражнений по речевому развитию детей, подбор речевых кроссвордов, подбор наглядного материала, подбор логических задач и т.д.
  • Апробировать разработанные интегрированные занятия на практике.
  • Провести начальный и итоговый мониторинг формирования фонематического восприятия у детей старшего возраста.

Поставленные задачи решались поэтапно в течение 2011-2014 г.г.

На первом этапе работы были разработаны конспекты интегрированных занятий.  Интегрированные занятия строились по следующему вид

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала  на каждом этапе занятия;

-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность изложения материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Для каждого интегрированного занятия по изучению определенного звука подбиралось короткое художественное произведение, в котором наиболее часто встречается изучаемый звук. Далее в конспекте планировалась работа над содержанием данного произведения, с включением разнообразных упражнений по развитию фонематического восприятия в соответствии с тематикой рассказа. На втором этапе работы интегрированные занятия частично использовались в работе с детьми и систематизировались в соответствии с перспективным планом. На третьем этапе работы была проведена апробация интегрированных занятий на практике в экспериментальной и контрольной группах. Методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях использовались  различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них были следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

-задания, развивающие у ребенка последовательно строить свои высказывания;

-логические задачи и задания по развитию психологической базы речи;

-игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии;

-кроссворды;

-разнообразные речевые игры и упражнения для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Например, при изучении звука «Ж» детям прочитывался рассказ «Жираф и ёж». Художественный текст создавал игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируя их прошлый опыт. Короткий рассказ знакомил детей с внешностью животных, местом обитания, учил рассуждать и сравнивать. В ходе работы над произведением, детям предлагались разнообразные задания:

  • назови слова со звуком «Ж» из рассказа;                                                                                                  
  • раскрась на картинке предметы, в названии которых есть звук «Ж»;
  • придумай диалог жирафа и ёжика;
  • подбери родственные слова к слову ёж;
  • скажи наоборот;
  • физминутка  
  • реши логическую задачу, правильно раскрасив шарики для животных.

Учитывая, что в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение, в интегрированных занятиях добивалась использование первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Например, при изучении звука «З», детям предлагалось соединить слово с соответствующей картинкой: завязать, застегнуть, забить, завить, заплести, зашнуровать, закатать.

Чтобы максимально повысить эффективность поставленных коррекционных задач, на занятиях использовались игры со словами: слоги рассыпались, шифровки, пословицы в стиле «ребус», скажи по-другому, скажи ласково и т.д. Также использовались игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию: поговорим на языках (вороньем, гусином), звуковой тир, расклей слова, для кого этот звуковой домик, измени одну букву так, чтобы получилось новое слово, отгадай ребус по последним звукам соответствующих слов.

На занятиях широко применялись схемы по звуковому, слоговому составу и схемы предложения, а также разнообразные виды работ по изобразительной деятельности: раскрасить, дорисовать, обвести, составить рисунок из счетных палочек и т.д.

Много внимания на занятиях уделяется работе над предложением: закончи предложения, расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение. Составь 3-4 предложения с определенным словом, составь по 2-3 предложения к каждой схеме.

При изучении звука «ч» прочитывалось произведение «Грач», в котором делается акцент на звук ч. Детям предлагалось вспомнить слова со звуком «ч» из рассказа и раскрасить предметы, в названии которых есть данный звук. Далее назвать звуки по порядку в слове грач и подобрать нужную схему. Также на занятии использовались другие задания: 

  • скажи ласково;
  • соедини слова-рифмы по образцу
  • расставь слова по порядку, чтобы получилось предложение;
  • соедини слова с соответствующими предметами (мой, моя, моё, мои);
  • найди и обведи карандашом 6 названий птиц и др.

Использование интегрированных занятий в работе с детьми с ОНР создает у детей интерес к выполнению заданий и помогает им учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересно для детей использование заданий «ловушек», которые учат самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)  Достигнуть высокой эффективности в работе с детьми и стабильности  результатов помогает включение разных видов деятельности в логопедическое занятие.

  1. Результативность опыта.

Результативность опыта была выявлена на основании начального и итогового мониторинга экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе работа проводилась в системном использовании интегрированных занятии при обучении детей. В контрольной группе работа проводилась по традиционной методике. В начале 2013 года было проведено обследование уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в экспериментальной и контрольной группах.

Данные обследования представлены в диаграммах:

                                             

Из данных диаграмм видно, что уровни процентного соотношения по показателям экспериментальной и контрольной групп практически одинаковые.

Как было сказано выше, с детьми экспериментальной группы работа проводилась в системном использовании интегрированных занятий по развитию фонематического восприятия. Дети контрольной группы занимались по традиционной методике.

В конце учебного года было проведено обследование уровня сформированности фонематического восприятия у детей экспериментальной и контрольной групп.

Данные обследования представлены на диаграммах.

       

Сравнительная характеристика уровней сформированности фонематического восприятия у детей экспериментальной и контрольной групп подтверждает, что использование интегрированных занятий при формировании фонематического восприятия у детей с ОНР  по представленному педагогическому опыту позволяет заметно улучшить показатели его развития у детей.

Решением педагогического совета № 5 от 29.05.2015, опыт работы «Использование интегрированных занятий по развитию фонематического восприятия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)» рекомендован для внесения в банк передового педагогического опыта муниципального образования город Краснодар.

Библиографический список.

  1. Акаева Ф.И., Калинина Г.И., Васенина М.В. Интегрированные занятия в логопедической группе. Социальная сеть работников образования.nsportal.ru 20012.
  2. Долганюк Е.В., Васильева И.И., Конышева Е.А., Касаткина М.Е. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.
  3. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.- М.,ТЦ Сфера, 2010.
  4. Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Составитель: О.Е.Громова. М. , «ЛИНКАПРЕСС», 2008.
  5. Картушина М.Ю. Интегрированное логоритмическое занятие для детей старшей группы. Журнал «Логопед» №4 2004.
  6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М., 2009.
  7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией Т.В. Волосовец, М.В. Секачев. НИИ Школьных технологий, 2010.
  8. Созонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки для детей 5-7 лет. - Екатеринбург ООО «КнигоМир»,2010.Тетрадь 4 части.  
  9. Соловьёва Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. М.,2009.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение логопедических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра  является ведущей д...

Логопедические игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Очень важ...

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...

Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...

"Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

В современной литературе недостаточно данных, раскрывающих технологическую составляющую коррекционной работы с детьми с  ОНР.  Анализ коррекционной работы, запрос практики и осмысление собст...

Презентация "Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи"

Данная презентация - это изложение моего педагогического опыта по теме "организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста,имеющими недоразвитие речи"...