Развитие навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения через подвижные игры
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Ежлова Ольга Валентиновна

Материал будет полезен педагогам групп коррекционной направленности для систематизации работы по данному направлению, как основа выступления на метод.объединениях, для защиты на категорию

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Актуальность проблемы развития пространственной

             ориентировки у детей с нарушением зрения.

     Ориентировка в пространстве является важной жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве у слабовидящих детей осуществляется в течение всей жизни.    

     Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения – важная задача, решение которой поможет при подготовке детей к дальнейшей жизни.

    Ребенок, поступивший в группу компенсирующей направленности, должен получить возможность всестороннего проявления его личности не только в учебно – воспитательном  процессе, но и обрести тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.

       За время воспитания и обучения в дошкольном учреждении у детей с нарушением зрения следует формировать знания и понимание специфических особенностей, сложностей ориентации в окружающем мире и осознание своих потенциальных возможностей коррекционно – компенсаторного характера, которые позволяют им успешно адаптироваться к действительности.

    Ориентирование в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения. Это обусловлено тем, что от того, насколько успешно будут сформированы умения и навыки ребенка со зрительной патологией во многом будет зависеть его способности ориентироваться в быту, на улицах города, на рабочем месте, в общественных местах.                                                                                                           В тоже время недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у дошкольников с нарушением зрения,  ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.                                                                                                           Итак, можно сделать вывод о том, что   неполноценное развитие зрительного анализатора обуславливает недостаточное развитие умений ориентироваться в пространстве у дошкольников, что может оказать отрицательное влияние на общее развитие и успешную социальную адаптацию детей с нарушением зрения.

    Многочисленные исследования педагогов (Л.И. Плаксина, В.А. Кручинин, Е.Б. Островская, В.С. Сверлов, Л.И. Солнцева и др.) показали, что дети с нарушением зрения спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении.

    Чем раньше начнется обучение, тем больше успехов достигают слабовидящие в овладении практическими умениями по ориентировке и мобильности.

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.

       Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования  пространственной ориентации у детей.

     Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. У них,  по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макро-  ориентировки, словесные обозначения  пространственных отношений.

     Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

     Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

    В нашей группе 12 человек с различными формами нарушения зрения.  В зависимости от сохранности зрения, наших детей можно отнести к следующим группам:

1 группа – практически слепые, с остротой зрения 0,015 – 0,005 (Ярослав Ф.)

2 группа – слабовидящие, с остротой зрения в пределах от 0,1 до 0,4 (Вика Д.,

                  Демьян, Ваня Т., Поля Д.)

3 группа – дети с остротой зрения 0,4 – 0,5 и выше. (Аня Ж., Даша Г., Дима В.,

                  Илья М., Андрей К., Поля П., Петя М.)

 

     В начале учебного года  учителем – дефектологом  проводится  психолого – педагогическая  диагностика детей с целью определения у них уровня развития всех психических процессов. Одним из изучаемых вопросов было изучение способностей наших воспитанников  в ориентировке в пространстве. Под руководством учителя-дефектолога детям были предложены следующие задания:

  1. Задания на ориентировку на самом себе: «Покажи, что у тебя впереди, вверху, внизу, сзади». «Покажи правую (левую) руку, верх, низ, право, лево».

Данное задание с помощью педагога выполнили 7 человек (средний уровень), 5 человек не справились с заданием  (низкий уровень).

  1. Покажи направление звука от себя (дидактическая игра «Где звенит?») – справа – слева, вверху – внизу (или показать направление рукой).  Средний уровень показали 3 ребенка, низкий – 9 человек.
  2. Выполни движение в пространстве: хлопни в ладоши вверху, за спиной, впереди и т.д.; подними руки вверх, отставь назад правую (левую) ногу и т.п.                                                                                                                                  С помощью взрослого выполнили задание 7 человек (средний уровень), 5 человек  не справились с заданием - низкий уровень.
  3. Ориентирование на листе бумаги (на фланелеграфе): поставь зайку вверху, внизу, в середину, справа, слева.

Большинство детей показали низкий уровень (7 человек), четверо – средний.

Вывод:

- На начало учебного года детей с высоким уровнем  ориентировки в пространстве нет.

- Большинство детей испытывают значительные трудности в выполнении заданий.  Приблизительно у 80 % детей отсутствует система ориентирования, не сформировано умение определять «точку отсчета».

Одной из причин детских трудностей является то, что дети не умеют ориентироваться «от себя», не воспринимают собственное тело как ведущую точку отсчета, что приводит к трудностям определять положение предметов в пространстве (слева - справа, спереди - сзади, вверху – внизу и т.д.).                                                                                                  - У большинства  детей группы наблюдаются нарушения микро- и макро- координации движений.

 Нарушения зрения  затрудняют  зрительно-двигательную  ориентацию у детей и  приводят к снижению двигательной активности, а следовательно,  и  к недостаточной двигательной подготовленности.

   Еще одной важной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, работающие в группе  для детей с нарушением зрения является то, что  специфические особенности физического развития часто являются причиной развития различных нарушений опорно-двигательного аппарата  и осанки. Нарушения осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения детей, зависят от характера зрительной патологии. Так, например, при косоглазии и миопии ребенок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и т.д.)

   Анализ уровня здоровья и физического развития наших ребят на начало года показал наличие у детей ( ) сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидных лопаток, сколиотической установки, сутуловатости, ассиметричной установки плечевого пояса, осложненного кривошеей.  Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлении стоп ( ). Плоскостопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей и из-за слабости мышц стоп. Неправильно сформированные навыки при ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей создают опасность для большего проявления этих нарушений.

Вывод:

1. Особенности детей со зрительной патологией приводят к сложностям зрительной ориентации, замедляют ход развития других системных структур, таких, как зрительное восприятие, ориентировка и движение в пространстве, развитие речи, мышления, памяти, воображения.      2.Недосточная двигательная активность детей со зрительной патологией приводит к нарушениям в развитии опорно-двигательного аппарата и к отставанию в развитии движений от нормально видящих сверстников, что в свою очередь может снизить нормальную социальную адаптацию детей.

Учитывая все вышесказанное,  мы определили основную цель своей работы:

Обеспечить  воспитанникам успешную социальную адаптацию, развитие способности свободно и самостоятельно ориентироваться и передвигаться в любом знакомом и незнакомом пространстве.

  1. О роли двигательной деятельности в развитии пространственной ориентировки.

     Умение ориентироваться в пространстве тесно связано с работой двигательного анализатора. В тоже время в развитии движений подвижные игры занимают  ведущее место, т.к. они привлекают дошкольников своей доступностью, разносторонностью действий и эмоциональностью.

      Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение как средство развития сохранных  функций, совершенствования движений – умений бегать, прыгать, метать и т.д., а также навыков ориентировки в пространстве.  В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации.

     Учитывая все выше сказанное, были определены основные задачи работы.

  1. Задачи работы с детьми.
  • Приучать детей ориентироваться в пространстве (соблюдать заданное направление, действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами).
  • Учить детей ориентироваться на себе, закреплять знания о частях тела, правильно определять и называть направление от себя (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади).
  • Совершенствовать умения детей ориентироваться в знакомом и незнакомом пространстве, в помещениях детского сада, знать их назначения и условия безопасного передвижения.
  • Развивать у детей способности ориентироваться с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора.                                   Кроме того, решаются и общие задачи физического воспитания:
  • Повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность и ограниченность движений.
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов.
  • Воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
  • Формирование мотивации движений, положительного интереса к двигательной активности.

  1. Формы и методы работы с детьми.

       Руководствуясь  программой  Л.И.Плаксиной,  методическими рекомендациями Л.С.Сековец, мы подобрали подвижные игры, в которых наряду с развитием основных движений у детей развиваются умения ориентировки в пространстве.      Подвижные игры проводятся нами ежедневно, по 3-4 игры в день. Одна из игр обязательно направлена на развитие у детей навыков ориентировки в пространстве.

    При организации подвижных игр мы учитываем следующие особенности детей с нарушением зрения: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные возможности. С учетом этого нами  были классифицированы игры следующим образом:

  1. Игры на развитие  пространственной ориентировки:

– игры на ориентировку в микропространстве;

- игры на ориентировку в большом пространстве.

2. Игры на преодоление нарушений  осанки.

К ним относятся игры, связанные с большой подвижностью, лазанием, ползанием, выпрямлением.

     3.Игры на преодоление плоскостопия: игры  небольшой подвижности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких предметов с одного места на другое, ходьба по мягкому шнуру босиком и др.

    4.Игры на развитие координации рук и ног: включают одновременные, поочередные движения рук и ног.

   5.Игры на развитие  равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.

   6. Игры на развитие бинокулярного зрения:

- при сходящемся косоглазии;

- при расходящемся косоглазии.

  7. Игры для развития глазодвигательного аппарата;

  8. Игры для отдыха глаз;

  9. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости,  прыгучести, гибкости);

  10. Игры на развитие слуховой ориентировки;

  11. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.

Все игры предусматривают воспитание следующих качеств личности ребенка с нарушением зрения: смелости, активности, настойчивости, общения, социальной адаптации.

   В коррекционно-педагогической работе с детьми подвижные игры даются в определенной последовательности:

  1. Развитие пространственной ориентации.
  2. Развитие зрительного восприятия.
  3. Развитие слуха.
  4. Преодоление препятствий.

Как видно, игры на развитие пространственной ориентации занимают  первоочередное место. Поэтому мы отобрали такие игры для наших ребят:

«Найди свое место», «Покажи, что назову», «Угадай, где кричат», «Найди, где спрятано», «Команду выполняй», «Где позвонили?», «Кто ушел?», «Найди и промолчи», «Воробушки и кот», «Быстрей по местам», «Самолеты»,  «Найди своего вожатого», «Кружки и звездочки», «Двойки и тройки», «Найди свой домик», «Перелет птиц», «Хитрая лиса» и др.

     Игры спокойного характера, малой подвижности с небольшой подгруппой детей или индивидуально проводим в утренние часы, до завтрака или вечером. Такие игры также используем в моменты, когда дети перевозбуждены. Например, в конце физкультурного занятия, в конце прогулки и т.п. Здесь очень эффективны такие игры, как «Где позвонили?», «Найди, где назову». В подобных играх дети не только учатся определять и правильно называть  направление  звука и местоположения предмета, но и учатся быть внимательными, такие игры развивают слуховое восприятие.

      Перед занятием организуем с детьми игры средней подвижности («Найди свой домик», «Хитрая лиса», «Найди своего вожатого» и др.)

     Обязательно проводим игры с детьми во время прогулки. Здесь берем игры, обеспечивающие достаточную двигательную активность детей: «Самолеты», «Перелет птиц», «Воробушки и кот», «Двойки и тройки», «Кружки и звездочки» и др.

       По мере усвоения детьми, игры усложняются, меняется оборудование, площадка для проведения игр, уточняются и усложняются правила игры, используются варианты знакомых детям игр.  Таким образом, интерес к игре у детей постоянно поддерживается.

    При организации подвижных игр мы учитываем особенности развития и возможности наших воспитанников. Например, при выборе подвижных игр мы исключаем игры, где присутствует встречный бег, резкие остановки во время движения, или где дети должны держаться друг за друга во время движения.  

    Необходимо  подчеркнуть, что дети, особенно в начале пребывания в группе,  боятся большого количества участников игры, испытывают страх перед предстоящей быстротой передвижения, боясь разбить очки. Вместе с тем в целях развития коммуникативных  умений коллективные подвижные игры необходимы. Поэтому при их проведении нами учитываются следующие требования:

- Отработка необходимых движений заранее

- Включение в игру только подготовленных детей

- Отбор материала для игры с учетом зрительного заболевания. Например, для детей со сходящимся косоглазием используются игры, требующие направления взора вверх, вдаль, с расходящимся косоглазием – игры с направлением взора вниз и вблизи.

Игры с мячом для детей при расходящемся косоглазии:

Прокатывание мяча в ворота, прокатывание мяча вокруг кеглей, кубов; перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо);

скати мяч с возвышенности (наклонная доска, горка); отбивание мяча об пол; оттолкни мяч от себя; прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места); «бодай мяч» (ходьба на четвереньках) и др.

     Игры с мячом для детей при сходящимся косоглазии:

Бросание и ловля мяча (друг другу), подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками), бросание мяча об стену и ловля отскочившего мяча, передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя), чей мяч выше пролетит, «Поймай комара» и др.

    В целях обеспечения системы в работе по использованию подвижных игр для развития у детей навыков пространственной ориентировки, нами был составлен перспективный план,  в котором подвижные игры распределены на весь учебный год в зависимости от их сложности и их программных задач.

        Перспективный план работы по обучению детей ориентировке в пространстве в подвижных играх.

Срок

Задачи развития пространственной ориентировки

Подбор  подвижных игр, направленных на решение задач

1 квартал

Сентябрь

Учить определять пространственное расположение предметов с точкой отсчета от себя: справа - слева, вверху -внизу, впереди – сзади.

 «Найди свое место», «Покажи, что назову»,  «Угадай, что где находится», «Команду выполняй».

Октябрь

Учить детей ориентироваться в знакомом пространстве групповой комнаты, определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов.

«Угадай, где кричат», «Найди, где спрятано», «Где позвонили?», «Найди и промолчи»

Ноябрь

Учить ориентироваться в знакомом макропространстве – на групповом участке детского сада, определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов, оборудования.

«Найди свой домик», «Перелет птиц», «Воробушки и кот», «Быстрей по местам», «Самолеты»,  «Кружки и звездочки», «Двойки и тройки»,

Декабрь

Продолжать учить детей передвигаться в заданном направлении

«Кто быстрее добежит до флажка», «Найди своего вожатого»,

Январь

Учить ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры (ориентировка в помещении группы, детского сада)

«Найди, где звучало?», «Путешествие по группе»,  «Кто ушел?», «Хитрая лиса», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда позвали?», «Правильно пойдешь – игрушку найдешь».

Февраль Март

Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

Игровые упражнения «Правой рукой дотронься до левого уха», «Левой рукой дотронься до правой коленки», «Встань справа от Лены», «Встань так, чтобы мячик был справа (впереди, сзади) от тебя.

Апрель,

Май

Совершенствовать у детей умение передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указанием педагога, с учетом ориентиров

«Путешествие по группе», «Иди в том направлении, которое я назову», «Дойди до флажка»,

6.Создание условий в группе для проведения подвижных игр.

    В играх детей с амблиопией и косоглазием широко используется специальное оборудование: мячи, окрашенные в один цвет (оранжевый, красный, желтый, зеленый), наиболее благоприятно воздействующий на сетчатку глаза.

В нашей группе подобраны следующие пособия для проведения подвижных игр с детьми:

  1. Набор плоских цветных кругов

(Подвижные игры: «Найди свое место»,»Найди такую же», Чье звено скорее соберется», Заполни все кружочки», «Самолеты», «Краски», «Обойди круг», «Быстро на круг»)

  1. Набор геометрических фигур (3-4 размера)

(Подвижные игры «Построй пирамиду», «Найди одинаковые», «К своей фигуре», «Кто быстрее выложит дорожку»)

  1. Наборы мячей 4-5 размеров

(Подвижные игры: «Выбей мяч», «Поймай мяч, который отскочил», «Прокати мяч палкой», «Не пропусти мяч за круг», «Прокати мяч в обруч», «Прокати мяч по скамейке»)

  1. Флажки разноцветные.

(Подвижные игры: «Быстрее к своему флажку», «Найди, где спрятано», «В паре флажки одного цвета», «Кто быстрее» и др.)

  1. Ленты.

(Подвижные игры «Поймай ленту», «Ленты разные несем», «Кто больше снимет лент»)

  1. Шнуры, скакалки.   

(Подвижные игры: «Ровным кругом», «Карусель», «Удочка», «Прыгай выше»).

  1. Кегли.

(Подвижные игры: «Не задень», «Перенеси кегли», «Сбей кеглю»)

  1. Игрушки.

(Подвижные игры: «Найди  где спрятано», «Добеги до мишки», «Кто быстрее добежит до предмета»)

  1. Шапочки – маски: заяц, волк, медведь, лиса, собака и др.)

(Подвижные игры: «Зайцы и волки», «Волк во рву», «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», «У медведя во бору» и др.) 

    Часто в играх и при выполнении физических упражнений используются зрительные ориентиры. Размер зрительных ориентиров в играх подбирается с учетом зрительных возможностей детей; широко используются индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур.

7.Промежуточные результаты работы.

     Мы заметили, что наши дети очень любят играть в подвижные игры.

На сегодняшний день можно отметить, что дети стали более организованными, дисциплинированными. Во время игр неплохо ориентируются в знакомом пространстве (в групповой комнате, на групповом  участке детского сада), лучше стали ориентироваться в физкультурном зале. Начали осваивать спортивную площадку.

   У детей улучшились навыки пространственной ориентировки

 Дети начали осваивать систему ориентирования, появилось умение определять «точку отсчета»  от себя, лучше стали  определять положение предметов в пространстве (слева - справа, спереди - сзади, вверху – внизу и т.д.).                                                                                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» Выполнила воспитатель группы коррекционной направленности Ежлова Ольга Валентиновна

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ От того, насколько успешно будут сформированы умения и навыки ребенка со зрительной патологией зависит его способность ориентироваться в быту, на улицах города, на рабочем месте, в общественных местах. Недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у дошкольников с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Н еполноценное развитие зрительного анализатора обуславливает недостаточное развитие умений ориентироваться в пространстве у дошкольников, что может оказать отрицательное влияние на общее развитие и успешную социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении.

Слайд 3

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макро- ориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Слайд 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА - На начало учебного года детей с высоким уровнем ориентировки в пространстве нет. - Большинство детей испытывают значительные трудности в выполнении заданий. Приблизительно у 80 % детей отсутствует система ориентирования, не сформировано умение определять «точку отсчета». Одной из причин детских трудностей является то, что дети не умеют ориентироваться «от себя», не воспринимают собственное тело как ведущую точку отсчета, что приводит к трудностям определять положение предметов в пространстве (слева - справа, спереди - сзади, вверху – внизу и т.д.). У большинства детей группы наблюдаются нарушения микро- и макро- координации движений.

Слайд 5

1 . Особенности детей со зрительной патологией приводят к сложностям зрительной ориентации, замедляют ход развития других системных структур, таких, как зрительное восприятие, ориентировка и движение в пространстве, развитие речи, мышления, памяти, воображения. 2.Недосточная двигательная активность детей со зрительной патологией приводит к нарушениям в развитии опорно-двигательного аппарата и к отставанию в развитии движений от нормально видящих сверстников, что в свою очередь может снизить нормальную социальную адаптацию детей.

Слайд 6

О РОЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. Умение ориентироваться в пространстве тесно связано с работой двигательного анализатора. В развитии движений подвижные игры занимают ведущее место, привлекают дошкольников своей доступностью, разносторонностью действий и эмоциональностью. Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение как средство развития сохранных функций, совершенствования движений – умений бегать, прыгать, метать и т.д., а также навыков ориентировки в пространстве. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации

Слайд 7

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ Обеспечить воспитанникам успешную социальную адаптацию, развитие способности свободно и самостоятельно ориентироваться и передвигаться в любом знакомом и незнакомом пространстве.

Слайд 8

ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ Приучать детей ориентироваться в пространстве (соблюдать заданное направление, действовать в соответствии со зрительными и звуковыми ориентирами). Учить детей ориентироваться на себе, закреплять знания о частях тела, правильно определять и называть направление от себя (слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади). Совершенствовать умения детей ориентироваться в знакомом и незнакомом пространстве, в помещениях детского сада, знать их назначения и условия безопасного передвижения. Развивать у детей способности ориентироваться с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора

Слайд 9

Повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность и ограниченность движений. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов. Воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности. Формирование мотивации движений, положительного интереса к двигательной активности.

Слайд 10

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 1. Игры на развитие пространственной ориентировки: – игры на ориентировку в микропространстве; - игры на ориентировку в большом пространстве. 2. Игры на преодоление нарушений осанки. - игры, связанные с большой подвижностью, лазанием, ползанием, выпрямлением. 3 .Игры на преодоление плоскостопия : -игры небольшой подвижности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывании цилиндров, перенос мелких предметов с одного места на другое, ходьба по мягкому шнуру босиком и др. 4.Игры на развитие координации рук и ног: - включают одновременные, поочередные движения рук и ног. 5.Игры на развитие равновесия: - упражнения на сохранение устойчивого положения тела. 6. Игры на развитие бинокулярного зрения : - при сходящемся косоглазии - при расходящемся косоглазии. 7. Игры для развития глазодвигательного аппарата; 8. Игры для отдыха глаз; 9. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости); 10. Игры на развитие слуховой ориентировки; 11. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.

Слайд 11

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР : В коррекционно-педагогической работе с детьми подвижные игры даются в определенной последовательности: Развитие пространственной ориентации. Развитие зрительного восприятия. Развитие слуха. Преодоление препятствий.

Слайд 12

При их проведении подвижных игр учитываются следующие требования: - Отработка необходимых движений заранее - Включение в игру только подготовленных детей - Отбор материала для игры с учетом зрительного заболевания.

Слайд 13

Прокатывание мяча в ворота, прокатывание мяча вокруг кеглей, кубов; перекатывание мяча друг другу, закрепляя направление (вправо, влево, прямо); скати мяч с возвышенности (наклонная доска, горка); отбивание мяча об пол; оттолкни мяч от себя; прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места); «бодай мяч» (ходьба на четвереньках) и др.

Слайд 14

ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИ СХОДЯЩИМСЯ КОСОГЛАЗИИ: Бросание и ловля мяча (друг другу), Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками), Бросание мяча об стену и ловля отскочившего мяча, Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя), «Чей мяч выше пролетит», «Поймай комара» и др.

Слайд 15

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР. Набор плоских цветных кругов (Подвижные игры: «Найди свое место»,»Найди такую же», Чье звено скорее соберется», Заполни все кружочки», «Самолеты», «Краски», «Обойди круг», «Быстро на круг») Набор геометрических фигур (3-4 размера) (Подвижные игры «Построй пирамиду», «Найди одинаковые», «К своей фигуре», «Кто быстрее выложит дорожку») Наборы мячей 4-5 размеров (Подвижные игры: «Выбей мяч», «Поймай мяч, который отскочил», «Прокати мяч палкой», «Не пропусти мяч за круг», «Прокати мяч в обруч», «Прокати мяч по скамейке») Флажки разноцветные. (Подвижные игры: «Быстрее к своему флажку», «Найди, где спрятано», «В паре флажки одного цвета», «Кто быстрее» и др.)

Слайд 16

Ленты. (Подвижные игры «Поймай ленту», «Ленты разные несем», «Кто больше снимет лент») Шнуры, скакалки. (Подвижные игры: «Ровным кругом», «Карусель», «Удочка», «Прыгай выше»). Кегли. (Подвижные игры: «Не задень», «Перенеси кегли», «Сбей кеглю») Игрушки. Подвижные игры: «Найди где спрятано», «Добеги до мишки», «Кто быстрее добежит до предмета») Шапочки – маски : заяц, волк, медведь, лиса, собака и др.) (Подвижные игры: «Зайцы и волки», «Волк во рву», «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», «У медведя во бору» и др.)

Слайд 17

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ. У детей значительно повысился интерес к подвижным играм. На сегодняшний день можно отметить, что дети стали более организованными, дисциплинированными. Во время игр неплохо ориентируются в знакомом пространстве (в групповой комнате, на групповом участке детского сада), лучше стали ориентироваться в физкультурном зале. Начали осваивать спортивную площадку. У детей улучшились навыки пространственной ориентировки Дети начали осваивать систему ориентирования, появилось умение определять «точку отсчета» от себя, лучше стали определять положение предметов в пространстве (слева - справа, спереди - сзади, вверху – внизу и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...

Формирование навыков пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Данная работа представляет интерес в плане обселдования уровня развития активности и самостоятельности дошкольников в овладении пространством, что обеспечивает всокий уровень мобильности, контактности...

Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения.  Даная тема актуальна,...

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в старшей группе.

В статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения , перечислен...

Игры с мячом на воздухе как средство развития зрительно-двигательной пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

В статье рассматриваются сложные игровые упражнения с мячами на воздухе с применением принципа от простого к сложному для формирования зрительно-двигательной пространственной ориентировки  у дете...

Игры на развитие навыков пространственного ориентирования у детей с нарушением зрения

   Организация специальных игр в работе с детьми с нарушением зрения позволит  развить навыки пространственной ориентировки, сформировать предметные представления, сформировать п...

Презентация на тему "Логопедические игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения"

 Недоразвитие речи у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. Расстройство речи детей с нарушением зрения являются серьезным дефектом.  Вследст...