Консультация для родителей по обучению пересказыванию.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Турлевская Оксана Анатольевна

Учим детей пересказывать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей Тема: «Обучение детей 6-7 лет пересказу» Подготовила: воспитатель МАДОУ д/с «Алёнушка» г. Асино Турлевская О.А.

Слайд 2

Что такое пересказ? Пересказ- первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны. Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Слайд 3

Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной логической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливаем ребёнка, снова обращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали. Пересказ доступен и близок ребёнку так как получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Слайд 4

Дети приобщаются к художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного, развивать их речевые умения.

Слайд 5

Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. В процессе работы многие педагоги отмечают у детей критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников. У дошкольников формируются элементы творческого воображения.

Слайд 6

Требования к организации занятий по пересказу в домашних условиях: Необходимы четкая организация занятия и внимание родителя к ребенку. Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо сначала прочитать, затем проводить беседу. Если текст оказался сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать повторно (но предварительно надо прочитать его еще раз).

Слайд 7

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету. Предложите сделать пересказ. Рассказы представлены по лексическим темам (подготовительной к школе группы): «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень», «Одежда», «Зима», «Домашние животные».

Слайд 8

Тема: «Овощи» Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Спор в огороде. Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший. - Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая! - Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный! - Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье! - Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас! - Что - бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный! Так овощи и спорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный!» Вопросы к тексту: - Кто спорил в огороде? - Какая морковка? - Какой огурчик? - Какой лучок? - Какие помидорчики? - Какой укропчик? - Что приготовили из овощей?

Слайд 9

Тема: «Фрукты» Цель : - Согласование существительных и прилагательных с числительным; - Образование единственного и множественного числа существительных. Запасливый Ёжик. Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок...» Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…» Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…» Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила: - Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы? - Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, - ответил ей запасливый Ёжик. Вопросы к тексту: - Куда пришёл Ёжик? - Что считал Ёжик? - Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы. - Зачем он их считал?

Слайд 10

Тема: «Грибы» Цель: - Различать и употреблять предлоги; - Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Грибники. Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик. Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов. Вопросы к тексту: - Куда пошли Петя и Вася? - Где стоял маслёнок? - Где росли моховики? - Откуда виднелись жёлтые лисички? - Где нашли подберёзовик? - Откуда выглядывал подосиновик? - Рядом с чем нашли боровики?

Слайд 11

Тема: «Осень» Цель: - Образование относительных прилагательных; - Согласование прилагательных с существительными Букет для мамы. В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев. «Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе. Вопросы к тексту: - Где было очень красиво? - Какие были листья на деревьях? - Из каких листьев Зайчонок собрал букет? - Кому он подарил букет?

Слайд 12

Тема: «Одежда и обувь» Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями; - Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах. Жадная Принцесса. В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала. Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» - сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец. С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» - уж очень сильно медведь её напугал. Вопросы к тексту: - Где жила Принцесса? - Что кричала она, когда ей нравилась какая - ни будь вещь? - Кому Король не мог отказать? - Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела? - У кого слуги отобрали коня? - Куда поскакал конь?

Слайд 13

Тема: «Зима» Цель: - Изменение существительных по падежам; - Употребление предлогов. Снеговик. Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков. Вопросы к тексту: - Кого слепили дети? - Из чего слепили Снеговика? - Чем замело дороги? - По - чему шёл Снеговик? - Кого встретил он в соседнем дворе? - О чём беседовали Снеговики? - Кого утром будут лепить дети?

Слайд 14

Тема: «Домашние животные» Цель: - Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ ; -Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже. Хвастливый кот. В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры - в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике. Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел. Вопросы к тексту: - Где жил хвастливый кот? - Как его звали? - Как хвастался кот? - Где прятались куры? - Где прятались свиньи? - Где прятались коровы? - Где прятались лошади? - Где прятались кролики? - Кто напугал хвастливого кота?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге.

Рекомендации родителям, как в доступной форме познакомить детей с ПДД...

Консультация для родителей "Игра - обучение - развитие"

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в с...

Консультация для родителей "Раннее обучение чтению: плюсы и минусы"

Письмо и чтение - сложные процессы, состоящие из нескольких операций. Многие родители очень рано начинают обучать своих детей данным процессам, при этом не учитывая многих факторов. Раннее обучение чт...

консультация для родителей по обучению детей ПДД

Консультация  поможет  родителям  сформировать у  детей  элементарные  знания  по  правилам  дорожного  движения...