Коррекционно-развивающее занятие с группой дошкольников 6-7 лет по развитию внимания и самоконтроля
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Цели и задачи:  Оптимизация тонуса мышц, развитие  самоконтроля, развитие внимания и формирование навыков произвольной регуляции собственной деятельности,  снятие синкинезий и мышечных зажимов, ритмирование организма, развитие межполушарного взаимодействия, повышение энергетизации организма, элиминация импульсивности, развитие навыков взаимодействия в коллективе, расслабление мышц рук, ног, туловища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vnimanie_i_samokontrol.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Конспект

 коррекционно-развивающего занятия

с группой дошкольников 6-7лет по развитию внимания и самоконтроля

Глухова М.И., педагог-психолог

МДОБУ д/с № 20

Нефтекамск

Цели и задачи:  Оптимизация тонуса мышц, развитие  самоконтроля, развитие внимания и формирование навыков произвольной регуляции собственной деятельности,  снятие синкинезий и мышечных зажимов, ритмирование организма, развитие межполушарного взаимодействия, повышение энергетизации организма, элиминация импульсивности, развитие навыков взаимодействия в коллективе, расслабление мышц рук, ног, туловища.

Оборудование и материалы: Мягкие индивидуальные коврики для участников занятия, мяч, рисунок – лежачая восьмёрка, магнитофон, аудиокассета с записью шума морской волны, со спокойной музыкой для релаксации.

Предварительная работа: Разучивание упражнений «Отдых в позе ребёнка»,  «Роботы и улитки», ознакомление с упражнениями «Чайничек», «Солнышко, заборчик, камушки».

Структура занятия:  - релаксация; 

                                      - растяжка;

                                      -функциональное упражнение;

                                      -дыхательное упражнение;

                                      - упражнения для развития мелкой моторики рук, массаж ушных  

                                         раковин;

                                      -функциональные  и коммуникативные упражнения;

                                      - релаксация.

Ход занятия:

Коврики разложены по кругу в форме лепестков цветка, психолог приглашает детей на занятие, говорит о том, что рада их видеть , и спрашивает у них, готовы ли они приступить к занятию. Дети по очереди говорят о том, что они готовы, психолог предлагает им занять места на ковриках, дети снимают обувь и встают на коврики.

Релаксация.

Пс-г:  Ребята, чтобы лучше настроиться на хорошую работу примем «позу ребёнка» и постараемся расслабиться. (Дети садятся на колени, наклоняются вперёд, вытягивают руки вперёд, голова лежит на полу. Звучит спокойная музыка.)   Дышим глубоко: вдох, выдох (3 раза), а сейчас дышим легко и спокойно. Руки расслаблены, свободно лежат на полу, спина расслаблена, отдыхает. Всё плохое, что было с вами, что было в вас, уходит через голову в землю, становится легко, хорошо, с вами остаётся лишь всё хорошее. Вы это чувствуете, вам приятно. Ещё немного полежите так и медленно вставайте.

Растяжки.

Пс-г:   Я предлагаю вам представить себя семечком в орешке, из которого постепенно вырастет могучее дерево. Присядьте, ноги в коленях раздвиньте, положите между ними голову и крепко сожмите колени руками. Вот семечко проснулось, ему тесно в скорлупе, оно старается расколоть её - напрягается сильно-сильно, ещё сильнее, раскололась скорлупа, распрямляем медленно ноги, спину, руки –ветки, тянем ладошки –листочки к солнцу, встанем на носочки, тянемся всем телом. Вот деревце окрепло – встаньте на всю ступню, напрягите ноги в коленях, почувствуйте их силу, продолжайте тянуться к солнцу всем телом, стоя на всей ступне. Опустите руки, отдохните немного.

Упражнение «Роботы и улитки».        

Пс-г:   Давайте вспомним стихотворение про  ветер и солнышко, расскажем и покажем его:

             Ветер дует нам в лицо   (Движения руками к лицу)

             Закачалось деревцо       (Руки над головой, движения руками в стороны)

             Ветер тише, тише, тише  (Приседают отрывисто в три приёма)

             Деревце всё выше, выше, выше. (Отрывисто поднимается тело и руки вверх)

Так мы двигались как роботы – отрывисто, быстро, А сейчас будем двигаться как улитки - плавно и медленно: на счёт 5 приседаем и на счёт 5 поднимаемся.

Упражнение дыхательное

Пс-г:   Сядем на пол. Сложим правую руку в кулачок, расправим большой палец и мизинец, закроем правую ноздрю большим пальцем , мизинец направив вверх. Дышим только через левую ноздрю, глубокий вдох носом, выдох – ртом. (3 цикла). А теперь левую ноздрю закроем мизинцем вот так – дышим только через правую ноздрю (3 цикла).

Массаж ушных раковин.

Пс-г:   Сядем на коврики, ноги немного разведя в стороны. Большим и указательным пальцами массируем мочки ушей. Поднимаясь пальцами вверх массируем всё ухо. А сейчас разотрём уши.

Упражнение «Слон рисует восьмёрки»

Пс-г:   Я предлагаю вам превратиться в слоников. Сядем, как сидят слоны (ноги немного сгибаются в коленях , колени разводятся в стороны). Вытянем правую руку перед собой и отведём её немного в сторону – это у слона хобот. Слон будет рисовать лежачие восьмёрки – вот такие  (Показ рисунка). Плавно указательным пальцем руки вырисовываем восьмёрки. А теперь поменяем руки и рисуем уже левой рукой. Упражнение «Чайничек».

Пс-г:   Устал слоник. Давайте напоим его чаем – расскажем и покажем стихотворение «Чайничек», а для этого встанем на коврики, начали:

                Чайничек (Вертикальные движения рёбрами ладоней)!

                На чайничке – крышечка (Левая рука складывается в кулак, правая –ладонью делает круговые движения над кулаком).

                На крышечке – шишечка (Вертикальные движения кулаками).

                В шишечке – дырочка (Указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки)

                Из дырочки пат идёт (Указательными пальцами рисуются спиральки).

                Пар идёт из дырочки,

                       Дырочка в шишечке.

                       Шишечка на крышечке,

                       Крышечка на чайничке  (Соответствующие движения руками).

Упражнение «Считалочки – бормоталочки»

Пс-г:  Сядем на коврики, немного разведя  в стороны ноги. Давайте вспомним всем известную считалку «Эники- беники…» (дети рассказывают считалку).Расскажем только первую строчку. А сейчас последнее слово в ней заменим  на хлопок в ладоши, а слово «вареники» скажем про себя. Теперь ещё одно слово заменим на хлопок:

        (Это выглядит следующим образом).

1Эники –беники ели вареники.

2Эники – беники ели (хлопок).

3.Эники – беники(2 хлопка).

4Эники (3 хлопка).

5. (4 хлопка).

А сейчас так же поиграем со считалкой «Ехал Грека через реку».

Игра с мячом.

Пс-г:  Встанем на коврики. Я буду бросать вам мяч, а вы ловить его, при этом выполняя правила: ловит мяч лишь после моего хлопка в ладоши, после того, как поймаете мяч – назовите своё имя, ждите, когда я ещё раз хлопну в ладоши и тогда бросайте мяч мне. Повторите правила.

Д. Ловить и бросать мяч после хлопка в ладоши. Поймав мяч, назвать своё имя.

Упражнение «Хлопки по коленям».

Пс-г:  Сядем по-турецки ,положив на колени руки. Я начинаю счёт: «один»-(хлопок по правому колену правой рукой), два –(хлопок по левому колену левой рукой).Тот кто слева от меня- продолжает счёт.(Счёт по кругу). Смотрите на мои руки, я начинаю счет заново, но уже в другую сторону (счёт по кругу в правую сторону). А сейчас счёт откроет Алина, следим за её руками (счёт по кругу).

Упражнение «Солнышко - заборчик- камушки»

Пс-г:  Встаньте на коврики. Покажите солнышко (ладони с растопыренными пальцами), теперь заборчик ( ладони вместе, направлены от себя) ,камушки(стучат кулачками друг о друга). А теперь я быстр и вразнобой  говорю а вы показывайте.

Правило меняется. Вы будете делать то, что видите, а не то, что слышите, глядя на меня. Повторите правило каждый  по очереди (д. по очереди проговаривают правило).    А сейчас начнём (п. называет и показывает движения вразнобой «солнышко, заборчик, камушки», а потом, специально путая детей: показывает одно движение, а при этом называет другое, дети следуют правилу). Сейчас правило меняется: Вы будете делать то, что слышите, а не то, что видите, глядя на меня. Повторите каждый по очереди правило (дети по очереди проговаривают правило). Начнём (дети должны следовать правилу).

Игра «Пчёлы».

 Пс-г:  Давайте немного отдохнём. Я предлагаю вам превратиться в пчёл. Что делают пчёлы ночью?

Дети: Спят.

Пс-г:  А днём?

Дети: Летают и жужжат.

Пс-г:   По моей команде «день» - вы «летаете» как пчёлы и  жужжите, по команде «ночь» - приседаете и «засыпаете».

Игра «Кукушка»

 Пс-г:   Сейчас я превращусь в кукушку и буду давать вам команды повернуться ко мне той стороной тела, которую я «прокукую». Готовы?

Дети: Готовы.

(Пс-г даёт разные команды: «ку-ку спиной», «ку-ку передом», «ку-ку правым боком», «ку-ку левым боком», дети их выполняют).

Релаксация «Отдых на море».

Пс-г:   Лягте на свои коврики на спину(включает запись с о звуками морского прибоя).

Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу моря. Вдох-выдох. Дышим легко и свободно. Постарайтесь расслабиться, представить, как вы греетесь на солнышке, ваше тело обдувает лёгкий ветерок, вы смотрите на небо и «пьёте» это небо, вдыхая чистый воздух. От этого вы становитесь сильнее, бодрее. Откройте глаза, постарайтесь сохранить это настроение до конца дня. Потихоньку поднимайтесь, всего вам доброго!

Список использованной литературы:

Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоравливающие  учебные игры . Санкт- Петербург, 2001.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.М.,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.

Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Оптимизация тонуса мышц,  ритмирование организма, улучшение зрительного восприятия, развитие межпол...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с группой дошкольников 6-7лет по развитию внимания и самоконтроля.

Оптимизация тонуса мышц, развитие  самоконтроля, развитие внимания и формирование навыков произвольной регуляции собственной деятельности,  снятие синкинезий и мышечных зажимов, ритмир...

Картотека для развития внимания, произвольности, самоконтроля.

Картотека составлена на основе книг Сиротюк А.Л.  и содержит упражнения, которые можно успешно использовать с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями....

Коррекционно-развивающие занятия со старшим дошкольником по развитию самоконтроля и внимания.

В направлении занятии использованы игры и упражнения, действующее на нейро-психологическую коррекцию и развитие внимания и формирование собственной регуляции поведения и деятельности....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...