«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
презентация по коррекционной педагогике на тему

Дорошенко Любовь Николаевна

  Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы, однако, песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Что  же такое песочная терапия?Песочная терапия для дошкольников - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Игра с песком это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление к презентации

  «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»

педагога – психолога МБДОУ «ДС№8 «Улыбка» г. Щучье  Дорошенко Л.Н.

2 слайд

  Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы, однако, песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

3 слайд

  Что  же такое песочная терапия

4 слайд

  Песочная терапия для дошкольников - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Игра с песком это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. 

5 слайд

  Последнее время говорят, что пескотерапия – инновационный метод , позволю себе немного истории

6 слайд

  Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.

 Юнг утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества, он позволяет работать с собой каждому и объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления. Так как песок состоит из мельчайших песчинок - в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. 

7слайд
  Автор метода Песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), в 1956 году она начинает изучать этот метод, в 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга Песочная терапия. Дора Кальфф считает, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». История песочной терапии "SandPlay"

 

8 слайд

  В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии), Грабенко Т.М. (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии). 

9 слайд

  Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. 
Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали - уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

10 слайд   11слайд

  Цель:

 Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, которая способствует снижению психофизического напряжения.

  Задачи:

Образовательные:

  1. Обучать специальным движениям и их выполнение детьми
  2. Закреплять представления об окружающем мире 

Коррекционно - развивающие:

  1. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
  2.  Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
  3.  Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности 

Воспитательные:

  1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
  2. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

12слайд

Оборудование «песочной терапии» Водонепроницаемый деревянный ящик Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо Если будете заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8 см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком, чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

13 слайд

Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. 

14 слайд

Технические приемы песочной терапии

Правила при работе с песком: Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места. После игры в песке надо помыть ручки. 

15слайд

Просеивание. Расхлопывание 

16 слайд

 Дождик.  Торнадо.  Волна.

17 слайд

 Способы рисования песком

Рисование кулаком. Рисование ладонью. Рисование ребром большого пальца. 

18 слайд 

Рисование щепотью. Рисование мизинцами . Одновременное использование нескольких пальцев .

19 слайд

Рисование симметрично двумя руками. Насыпание из кулачка. Рисование пальцем. 
20 слайд

 « Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятие добра и зла? Да, такая игра есть! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра».

 21 слайд

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К.Г. Юнг

22 слайд

Спасибо за внимание.