Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».
статья по коррекционной педагогике

Кирюшина Анна Николаевна

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_korrektsionno-obrazovatelnogo_protsessa_.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционно-образовательного процесса

при сопровождении дошкольников с ОВЗ

старший воспитатель

А.Н. Кирюшина

Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется через разнообразные формы организации детей. Воспитатели организуют как непосредственно образовательную деятельность, так и свободную деятельность под руководством педагогов, реализуя адаптированную образовательную программу ДОУ и индивидуально ориентированные коррекционно-развивающие программы дошкольников.

Календарно-тематическое планирование воспитателями ведется в соответствии с утвержденными сетками непосредственно образовательной деятельности и свободной деятельности под руководством педагогов.  В планах отражены все режимные моменты: занятия, свободная деятельность под руководством воспитателей, прогулки. С целью реализации задач индивидуальных программ развития воспитанников, на каждый вид деятельности педагоги планируют индивидуальную работу с детьми.  

НОД планируется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников. При планировании НОД, воспитатели предусматривают образовательные, коррекционные и воспитательные задачи для всей группы детей, а для дошкольников, занимающихся по индивидуально-ориентированным программам,  планируются индивидуальные задачи, учитывающие рекомендации консилиума ДОУ. Таким образом, деятельность планируется и организовывается так, чтобы в ее процессе решались задачи, направленные на развитие каждого ребенка, с учетом уровня его актуального развития.

Индивидуально-дифференцированный подход при организации детской деятельности выражается в разных видах помощи, разной сложности задаваемых вопросов и выполняемых заданий. Например, при организации игры «Чудесный мешочек», дошкольникам предлагается задание найти предмет по характерным признакам. Количество признаком для каждого ребенка указывается в зависимости от уровня его развития. При выполнении задания с разрезной картинкой, предложенное задание может иметь разное количество деталей, разную сложность разрезов, если ребенок испытывает затруднения, то ему предлагается образец. При организации изобразительной деятельности, ребенку может быть предложена помощь, при этом степень самостоятельности выполнении работы обязательно фиксируется на обратной стороне рисунка или аппликации.

Свободная деятельность – это возможность решать задачи, направленные на компенсацию недостатков развития воспитанников. В связи с особенностями развития, наши дошкольники не могут самостоятельно организовать свободную деятельность, поэтому ее организацию воспитатели планируют в календарно-тематическом планировании. К организации детской деятельности обязательно привлекается младший воспитатель.  

Огромное значение для развития самостоятельности и инициативы воспитанников имеет организованная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда, которая учитывает индивидуальное особенности и возможности каждого воспитанника. В групповых помещениях имеются игры и пособия, учитывающие уровень актуального развития воспитанников, зону его ближайшего развития и направленные на реализацию задач коррекционного обучения. Инициатива и творческий подход к решению задач коррекционно-развивающего обучения позволяют педагогам ДОУ регулярно пополнять среду авторскими пособиями. В ДОУ, в соответствии с годовым планом работы ежегодно проводятся выставки авторских пособий и нетрадиционного оборудования.  

С целью формирования у родителей наших дошкольников объективной картины развития детей, педагоги выстраивают систему работы с семьями воспитанников. Основными направлениями работы являются:

- повышение педагогической компетентности родителей через психолого-педагогическое просвещение (родительские собрания, круглые столы, консультации, профилактическая работа с социально-неблагополучными семьями, Дни открытых дверей, наглядно-информационные материалы);

- ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребёнка в процессе коррекционно-педагогической работы (индивидуальные беседы и рекомендации);

-  активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс через обучение их приёмам, позволяющим закрепить умения детей в домашних условиях (индивидуальные практикумы, просмотр занятий, индивидуальный подбор дидактических игр и упражнений с пояснениями к ним);

-  организация мероприятий совместной трудовой и досуговой деятельности детей и родителей  (совместные экскурсии, досуговые мероприятия, посещение театра, библиотеки, музея, ремонт и изготовление игрушек, благоустройство и уборка территории детского сада);

- активное вовлечение родителей  в работу по охране и укреплению здоровья детей (физкультурно-оздоровительные мероприятия).

        Заведующим ДОУ и старшим воспитателем осуществляется контрольная деятельность по выполнению педагогами рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, которая осуществляется через разные формы организации контрольно-оценочной деятельности: тематический контроль, оперативный контроль, предупредительный контроль, открытый просмотр НОД и свободной деятельности под руководством педагога, проверка документации. С целью повышения качества коррекционно-образовательного процесса, по итогам контроля составляется аналитическая справка.

        Результатом организованного в ДОУ коррекционно-образовательного процесса является положительная динамика развития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

Система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в ДОУ

В презентации представлено кадровое обеспечение, количественные показатели детей с особыми образовательными потребностями, алгоритм сопровождения детей с особыми образовательными потребностями специал...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагога и учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями»

Данная консультация рассматривает вопросы взаимодействия педагога, учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностя...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...