Социализация детей группы "Особый ребёнок" дошкольного учреждения посредством музыкально-игровой программы
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мусина Татьяна Александровна

Данная научно-методическая работа представлена в сборнике материалов IV Республиканской научно-практической конференции "Преемственность системы инклюзивного образования", которая проходила под эгидой Министерства образования Татарстана, Казанского Федерального университета 3-5 февраля 2016 года в Казани. В авторском материале представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по внедрению процесса инклюзии детей-инвалидов. Ключевые слова:  инклюзия, социум, толерантность, образовательное пространство.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                 Мусина Татьяна Александровна,                                                                                                                                                                                музыкальный руководитель    

                                                                             высшей категории Детского сада №339

                 г. Казань                                                                                                                 solnze1957@mail.ru

Социализация детей  группы   «Особый ребёнок» дошкольного  учреждения         посредством музыкально-игровой деятельности

A socialization the group  children  «A special child of preschool through musical –game activity

Аннотация. В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада           по внедрению процесса инклюзии   детей-инвалидов.

Ключевые слова:  инклюзия, социум, толерантность, образовательное пространство        

  Актуальность программы.  В настоящее время значительно увеличивается число детей с  нарушениями здоровья, что является серьёзной педагогической проблемой. В Законе «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям. Новое явление в российской системе образования – инклюзивное обучение детей-инвалидов[5]. Инклюзия (включение)  как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого».[1] Посредством музыкально-игровых  мероприятий   я хочу активизировать процесс вхождения детей-инвалидов в воспитательно-образовательный процесс и в социум, «включить»  детей-инвалидов в детское образовательное пространство всего дошкольного учреждения.

 Проблема проекта.  Алису привели в детский сад, а именно в группу «Особый ребёнок» родители. У девочки  детский церебральный паралич, ей 4 года. Ребёнку крайне не хотелось расставаться с мамой, и долгое время девочка была легко возбудимой и не спокойной. Педагоги, психолог провели с ребёнком ряд адаптационных мероприятий, но безуспешно.  Алиса просилась к маме, любила сидеть одна и ни с кем не общаться. Кроме того, такие негативные аспекты как

        -быстрая утомляемость,

-неустойчивость внимания,

плохая координация движений,

 ориентация в пространстве, трудности физического плана, мешающие, например, более свободно ходить, рисовать  мешали ребёнку осваиваться в новом для неё социуме. Поэтому, я решила, что проблему отчуждения ребёнка от общения со сверстниками, возбуждённого эмоционального состояния в дошкольном учреждении надо искать в инновационных педагогических областях.  Для этого я изучила новые методики и технологии  педагогов-новаторов в музыкальном воспитании дошкольников,  как  Т. Сауко, А. Бурениной  (музыкально-ритмическая программа «Топ-хлоп, малыши»)[4], Т. Калеевой (учебно-методическое пособие и хрестоматия для малышей  «Слово, музыка, движение»)[3],  Е.С. Железновой (проект  «Музыка с мамой») [2] и посетила их авторские семинары.

 Целью моего проекта развития воспитанника группы «Особый ребёнок» в нашем детском саду, а также в социуме я поставила содействие его умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию посредством создания музыкально-игровой среды, способом организации творческого контакта между нормальными здоровыми детьми,  детьми – инвалидами,  и их родителями. Воспитывая дошкольников музыкой   с раннего детства, я хочу обратить внимание родителей детей-инвалидов, что их дети полноправные члены нашего общества, независимо от их состояния здоровья, что они имеют право развиваться в полноценной детской среде. Музыкальная деятельность с ребёнком-инвалидом в тесной партнёрской и толерантной  взаимосвязи со здоровыми детьми будет ориентироваться на игровые методы в интеграции с различными образовательными областями, в основном с изобразительной деятельностью, физкультурно-оздоровительной, художественным чтением. Хочу подчеркнуть, что прописанные выше цели  действительно реализуются в нашем образовательном учреждении и имеют положительные результаты

Задачи музыкального воспитания.

1.Развитие музыкально-инклюзивной среды, благодаря включению в процесс воспитания с детьми-инвалидами здоровых детей  детского образовательного учреждения.

2.Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников - участников данного проекта.

3.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения в различных образовательных областях.

4.Развитие музыкального слуха, элементарных умений двигательных ориентировок в пространстве  воспитанников - участников игрового действия.

Данная программа – своеобразный социальный заказ родителей детей ограниченных возможностей, желающих видеть прогрессивные качества, прежде всего в их умственном, физическом и эмоциональном развитии.

Предполагаемый результат. В процессе реализации индивидуальной программы ребёнка-инвалида сформируются партнёрские отношения  дети-родители-педагоги, откроются предпосылки к самореализации в социуме, интерес к творческой деятельности, к музыке, пению, игре на музыкальных инструментах.  Ребёнок начнёт постигать азы общения, станет любознательным, у него активизируется сознательное желание к укреплению своего физического и психического состояния.                                        

 Особенности реализации программы: Низкая работоспособность детей-инвалидов и их быстрая утомляемость затрудняет процесс реализации программы. Родители – самые главные участники и помощники  в решении проблемы инклюзии в музыкальном воспитании группы «Особый ребёнок». Они должны побуждать своего ребёнка к активным действиям,  несмотря на его болезненность,  вялость, недомогание, вызывать у него желание влиться в общую детскую среду. Поэтому данная программа направлена и на работу с семьёй ребёнка. Только родители могут помочь ребёнку в сложных ситуациях, раскрыть его  потенциал, поучаствовать в решении тех или иных игровых проблем, подготовить ребёнка к жизни в обществе.

Участники программы:  родители, педагоги, дети группы «Особый ребёнок» и дети из других групп детского сада, врач детского сада.

Возраст детей,  музыкально-игрового образовательного пространства от 3 до 8 лет.

План проекта меняется каждый год, в соответствии с индивидуальными качествами детей-инвалидов, посещающих группу «Особый ребёнок»

Время прохождения в зависимости от возможностей главных участников проекта.

                  Мероприятия, направленные на реализацию проекта

Примерный план музыкально-игровых мероприятий на сентябрь-октябрь

Таблица №1

Период прохождения материала

Задачи образо-вательных областей

Репер-туар

Интеграция материала с изобразительной деятельностью

Участие родителей

Сен-тябрь -

окт-ябрь

Установле-ние тёплых довери-тельных отношений между педагога-ми, родителя-ми, детьми

Развивать слуховое внимание, по воз-можности навык рит-мичной ходьбы

Слушать и инсце-нировать песню, постукивая указа-тельным пальчиком по ладо-шечке; развивать мелкую моторику, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Слушать новую песню, инсцени-ровать, в соответст-вии с музыкой и текстом. Развивать ритмичный топающий шаг. Выполняем движения в коллективе слаженно, соответ-ственно пению,.При-общать к детским музыкаль-ным инстру-ментам-ложкам,.Приобщать детей к культуре своего края

«Ладо-шечка»              на мело-дию «Я на горку шла»

«Вот как мы умеем» слова Н.Френ-кель, музыка Е.Тиличеевой

«Кап-кап», русская нар. песня

«По-            езд»,               слова Т.Ба-баджан, музыка Н.Мет-лова

«Прят-ки», слова И. Пла-киды, музыка Т. Ло-мовой

«Кэрия-Зэка-рия»,  та-тарская народ-ная песня

Рисуем мазками пальцев тёплые лучики солнца. Жёлтая гуашь.

Мазки пальчиком, имитируя следы людей. Синяя гуашь.

Рисуем пальчиком капельки дождя. Голубая гуашь.

Рассматриваем картину с изображением поезда; рисуем весёлые вагончики карандашами вместе с родителями и педагогами.

Рисуем солнышко, прячем его, грея ладошки. Желтая гуашь.

Рассматривание татарских узоров на платье куклы.

Разукрашивать татарские национальные узоры:  тюльпан, колокольчик.

Осваивать материал парал-лельно с детьми: ласково подпевать, рисовать пальцем вместе со всеми, слушая указания педагога

.Осваивать навык ритмич-ной ходьбы на занятии и дома;.

Осваивать вместе с детьми цвета. Рассматри-вать картины с изображе-нием дождя, инсцениро-вать песню, петь вместе с детьми на занятии и дома.

Экскурсия с детьми на железно-дорожный вокзал, прокатить-ся на электричке.Играть в коллективе и в семье, выполняя движения соответст-венно пению. Развивать память и внимание своего ребёнка.

Приобще-ние к пению татарских песен.

     Индивидуальная карта наблюдения музыкального развития ребёнка. Имя ребёнка     Алиса.         Год рождения  2009

  Таблица №3

Параметры

Начало года

Середина года

Конец года

Эмоциональная отзывчивость

1

2

3

Проявление интереса к музыке

1

2

3

Звуковысотные соотношения

1

2

2

Ритм

1

2

2

Тембр звучания инструментов

1

2

3

Динамика звука

1

2

3

1-минимально участвует в занятии; 2-проявляет интерес,  но быстро устаёт, отвлекается; 3- всё занятие хорошо реагирует на происходящее.

Примерный план проведения совместных досугов на ноябрь-месяц.

 Таблица №2

Месяц

Тема

 досуга

Програм-мное содержа-ние

Работа с родителями

Распределение ролей

Подготовка декораций, атрибутов

Репертуар

ноябрь

Празд-ник осени

Форми-ровать эмоции-онально-довери-тельные отношения в коллективе

Обсуждение сценария, разучивание материала вместе с детьми; обу-чить родителей игровому действию с детьми на тактильном уровне.

Ведущий-педагог;

Зайчик ( игрушка);

Белочка ( игрушка);

Медведь-ребёнок из общеразвивающей группы;

Птичка-ребёнок общеразвивающей группы

Ширма, корзинка, осенние листочки, грибы из картона или муляжи, подарки

«Кап-кап», «Да-да-да», «Мы-листочки», песни об осени

В результате проведения данного проекта все дети стали более общительны, любознательны, наметились  тенденции выработки в характере дошкольников открытости, сдержанности, толерантности и сознательности. Алиса прекрасно держится в детской среде, любит знакомиться с новыми посетителями на наших занятиях. Буквально все дети были увлечены музыкально-игровыми ситуациями, вместе разрешали их, нуждаясь в поддержке  друг друга. Это говорит о том, что каждый человек независимо от национальной принадлежности, состояния здоровья способен чувствовать, думать и имеет право на общение. Так в нашем детском саду мы, педагоги, начали решать  своеобразный процесс  вовлечения всех воспитанников детского сада в единое образовательное пространство,  то есть  инклюзии.

Ссылки на источники

  1. Webster´s New unabridged universal  Pictionary,  1994
  2. Железновы Екатерина и Сергей,  «Музыка с мамой»   www.m-w-m.ru
  3. Калеева Т., «Слово, музыка, движение»  Учебно-методическое пособие и хрестоматия для малышей.  Казань.  2001.
  4. Сауко Т., Буренина А., «Топ-хлоп, малыши»  Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет.  Санкт-Петербург    2011.
  5. Федеральный закон РФ «Об образовании» от  29.12.2012 № 273.