Картотека музыкально речевых игр
картотека по коррекционной педагогике на тему

Сивкова Татьяна Геннадьевна

Речевые игры

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.1. «ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»

Материал: разноцветные бумажные колпачки.

Предварительно дети называют цвет каждого из колпачков, которые выставляются в ряд на столе. Один ребёнок присаживается к столу и дует на тот колпачок, который называет ведущий (2—3 колпачка). Колпачки снова выстраивают в ряд, так играют все дети.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.2. «МАШЕНЬКА»

Материал: колпачок-девочка; декорации леса: ели, берёзы и т.д., выполненные из картона и раскрашенные, — все деревья на подставках.

На стол выставляется декорация леса. На некотором расстоянии от неё ставится колпачок-девочка. Вызывается ребёнок, он садится за стол и медленно дует на колпачок. Остальные дети комментируют: (Машенька в лес пошла, к лесу подошла, в лес зашла, из леса вышла). Затем дует другой ребёнок и т.д.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.3. «ИГРУШКИ-ЗВЕРУШКИ»

Материал: колпачки-зверушки: лиса, волк, медведь, заяц, лягушка, мышка; декорации леса (те же).

Дети называют колпачки-зверушки и ставят их на некотором расстоянии от декорации леса. Вызывается один ребёнок, он дует на колпачок-зверушку, стараясь приблизить его к лесу. Остальные дети комментируют (волк в лес побежал). Затем вызывается следующий ребёнок, он дует на другой колпачок-зверушку. Остальные дети комментируют (лиса в лес побежала и т.д.).

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.4. «КОЛОБОК»

Материал: алюминиевый или деревянный желобок; жёлтый пластмассовый шарик; колпачки-зверушки: заяц, волк, медведь, лиса.

Рассказывается сказка «Колобок». При словах «... и покатился Колобок дальше» один из детей дует на шарик, который при этом катится по желобку. В конце желобка Колобок встречает очередного героя сказки — колпачок-зверушку. Сказка продолжается, но в следующий раз на шарик дует другой ребёнок.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.5. «ВЕТЕР, ВЕТЕРОК»

Материал: деревянная стойка с меняющейся по длине и высоте в зависимости от роста детей и их количеством планкой, на которую на нитке длиной 10 см вывешиваются предметы, выполненные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные в соответствии с изучаемой темой:

  • листочки кленовые (красные, жёлтые, зелёные и т.д.) — «Листопад»;
  • листочки дубовые, липовые, берёзовые, кленовые и т.д. — «Относительные прилагательные»;
  • снежинки — «Снегопад»;
  • фигурки птиц (скворцы, грачи, жаворонки и т.д.) — «Перелётные птицы»;
  • фигурки птиц (вороны, голуби, воробьи, синицы и т.д.) — «Зимующие птицы»;
  • фигурки бабочек, жуков, стрекоз и т.д. — «Насекомые»;
  • ромашки, колокольчики, васильки и т.д. — «Полевые цветы»;
  • розы, тюльпаны, гвоздики и т.д.— «Садовые цветы»;
  • шарики разноцветные — «Основные цвета»;
  • мячики разноцветные — «Основные цвета»;
  • флажки разноцветные — «Оттеночные цвета».

Сначала дети вспоминают названия вывешенных на стойке предметов. Проводится работа по закреплению лексических тем и грамматических категорий. Затем начинается игра.

  1. вариант. Дети садятся на стульчики, каждый — напротив вывешенного на стойке предмета (предмет находится на уровне рта ребёнка). По сигналу педагога дуют на него. Чей предмет полетит дальше, тот и выиграл. Повторить с перерывом 3—4 раза.
  2. вариант. Вызываются двое детей. Один из них — ведущий. Он называет какой-нибудь вывешенный на стойке предмет. Другой ребёнок дует на него. Если он выполняет задание правильно, то становится ведущим. В игре принимают участие все дети.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.6. «ЗАБЕЙ МЯЧ В ВОРОТА»

Материал: двое ворот шириной 10 и 15 см (их можно заменить кубиками); табло с вставляющимися в него цифрами или красными кружками; мячик — ватный шарик.

На противоположный от детей край стола ставятся ворота, рядом с ними — табло. Ребёнок приседает перед столом и поддувает на ватный шарик до тех пор, пока он не попадёт в ворота. Если это удаётся, то на табло появляется красный кружок или соответствующая цифра, которую он может выбрать и вставить в табло сам. Затем дует другой ребёнок, счёт забитых мячей увеличивается. В игре принимают участие все дети. Для усложнения игры ставятся более узкие ворота.

        Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.7. «ПОДУЕМ НА ПУШИНКУ»

Материал: для каждого ребёнка пушинка или вырезанный из тонкой бумаги прямоугольник

(1x3 см).

Каждый ребёнок берёт пушинку, дует на неё и смотрит, как она летает. Затем поднимает упавшую пушинку. Упражнение повторить 5—6 раз.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.8. «ЧЕЙ ЯЗЫЧОК ДЛИННЕЕ»

Материал: для каждого ребёнка игрушка «воздушный язычок», выполненная из свёрнутой фольги с прикреплённой к ней пластмассовой трубочкой. Все воздушные язычки разного цвета.

Каждый ребёнок берёт свой «воздушный язычок» и дует один раз в трубочку так, чтобы фольга развернулась. Чей «язычок» длиннее, тот и выиграл. Упражнение повторить с перерывом 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.9. «БУЛЬКАНЬЕ»

Материал: на каждого ребёнка пластмассовый стаканчик, наполненный на 1/3 водой; соломинки или пластмассовые трубочки для коктейля.

Педагог предлагает детям взять трубочку, опустить её в стаканчик с водой, вдохнуть носом и медленно выдохнуть воздух в трубочку

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.10. «МУЗЫКАНТЫ»

Материал: для каждого ребёнка игрушечный музыкальный духовой инструмент: дудочка, труба, саксофон, губная гармошка и др.

Предварительно закрепляется название каждого музыкального инструмента. Дети по очереди играют на своих музыкальных инструментах. Затем играет тот, на кого укажет дирижёр.

 Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.11. «ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И СКОРЛУПКУ ПОДГОНЯЕТ»

Материал: ёмкость с водой; скорлупа яйца.

Ёмкость до половины наполнена водой. На воду кладут скорлупу яйца. Дети по очереди садятся перед ёмкостью и медленно дуют на скорлупу так, чтобы она доплыла до другого «берега» и не утонула.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.12. «ПОКАТАЕМ БРЁВНЫШКИ»

Материал: на каждого ребёнка по одному круглому незаточенному карандашу.

Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3—4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.13. «ПИНГ-ПОНГ»

Материал: ёмкость с водой; мячик для пинг-понга.

На маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог вызывает детей попарно. Они садятся на стульчики перед ёмкостью с водой напротив друг друга и но очереди дуют на мячик для пинг-понга.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.14. «УЛЕТАЙ, ТУЧКА!»

Материал: на каждого ребёнка по тучке, вырезанной из бумаги, раскрашенной и закреплённой на нитке длиной в 10 см.

Дети берут тучку за нитку, подносят её ко рту и дуют. Повторить 4—5 раз с перерывом.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.15. «ВЕТЕРОК»

Материал: небольшая трубочка из плотного картона или ватмана длиной 10—15 см и диаметром 3—5 см.

Педагог сначала сам дует на руку или волосы ребёнка, а затем просит его «подуть так же», т.е. приблизить свои губы к трубочке и сделать выдох.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.16. «ПАСТУШОК»

Материал: на каждого ребёнка пластмассовая бутылочка ёмкостью 0,5 л, у которой срезано дно.

Педагог предлагает детям обхватить губами горлышко пластмассовой бутылки и погудеть.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.17. «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

Материал: индивидуальные свистки для каждого ребёнка.

Педагог предлагает детям поднести свисток ко рту и выдохнуть в него сильно и длительно так, чтобы получился протяжный свист.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.18. «ПУСТЫШКИ»

Материал: чистые пустышки на каждого ребёнка.

Педагог раздаёт детям пустышки. Они берут их в рот и по очереди выплёвывают. Выигрывает тот, чья пустышка улетит на самое большое расстояние.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.19. «СВЕЧА»

Материал: на каждого ребёнка полоска цветной бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см.

Дети держат в правой руке полоски цветной бумаги — «свечу». Левая рука лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания, педагог предлагает участникам спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начать медленно и равномерно выдыхать. Бумажка отклонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонённом положении. Повторить с перерывом 2—3 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.20. «УПРЯМАЯ СВЕЧА»

Материал: на каждого ребёнка полоски цветной бумаги в форме свечи большого размера.

Педагог объясняет детям, что эта «свеча» большого размера. Погасить её будет трудно, но сделать это нужно обязательно. Педагог предлагает взять «свечу» в правую руку, а левую положить на живот. Сделать вдох, задержать на секунду дыхание и резко дунуть на неё. Дети должны ощутить, как подтянулись мышцы живота. Повторить с перерывом 2—3 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.21. «ПОГАСИ 2, 3,... СВЕЧИ»

Материал: пять одинаковых свечей, выполненных из полосок цветной бумаги.

Педагог предлагает детям положить левую руку на живот и на одном выдохе (без добора воздуха) «погасить» 2 свечи, разделив воздух на две порции. Затем погасить 3, 4, 5 свечей. Объём воздуха всё тот же, но каждая порция на выдохе становится меньше. (Движения диафрагмы ритмичные, прерывистые.) Повторить с перерывом 2—3 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.22. «ДОЖДИК»

Материал: блестящий ёлочный дождик.

Блестящие нити дождика крепятся к натянутой параллельно полу тонкой верёвочке. Ребёнок подходит к дождику, который находится на уровне его рта, и дует. Нити дождика отклоняются под воздействием воздушной струи, затем возвращаются обратно. Повторить 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  •  1.23. «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Материал: блестящая новогодняя гирлянда.

Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.24. «ПАДАЕТ СНЕГ»

Материал: на каждого ребёнка небольшой комочек ваты.

Педагог предлагает детям положить комочек ваты на ладошку и подуть так, чтобы вата слетела. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.25. «ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ»

Материал: два колпачка-клоуна; кубики или кирпичики для построения арены цирка.

На маленьком столе из кубиков или кирпичиков дети строят арену цирка. Педагог вызывает их попарно. Они садятся на стульчики перед столом друг против друга. В противоположном конце арены ставятся колпачки-клоуны. Двое детей дуют на колпачки, остальные ребята комментируют (клоуны передвигаются, падают, веселятся и т.д.).

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.26. «ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК»

Материал: теремок с открывающейся дверью, выполненный из картона, ярко раскрашенный, стоящий на подставке; колпачки-зверушки (те же).

Теремок устанавливается на маленьком столике. Дети повторяют сюжет сказки. Затем каждый выбирает себе героя — колпачок-зверушку и называет его (это мышка-норушка, это лягушка-квакушка и т.д.). Рассказчик (им может быть ребёнок) начинает рассказывать сказку, по

ходу которой каждый из детей присаживается к столу и дует на своего героя так, чтобы он попал в дверку теремка.

Игра проводится с использованием колпачков, которые изготавливаются следующим образом. Из цветной бумаги вырезается круг диаметром 16 см, который разрезается на два полукруга. Концы каждого полукруга накладываются друг на друга и склеиваются. В верхнюю часть образовавшегося конуса можно вставить голову любого животного, клоуна, девочки и т.д., выполненных также из бумаги и раскрашенных.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.27. «ВЕТЕР»

Материал: «дерево» на подставке, крона которого состоит из разноцветных полосок бумаги.

«Дерево» ставится на маленький столик. Ребёнок присаживается к столу и 2—3 раза с перерывом дует на его крону, т.е. на полоски бумаги, изображая ветер.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.28. «КОРМУШКА»

Материал: деревянная кормушка, в центре которой за нитку длиной 10 см прикреплена фигурка птички, выполненная из бумаги и раскрашенная.

Кормушка с птичкой ставится на стол. Ребёнок присаживается к нему (птичка находится на уровне его губ) и дует на неё. Она при этом вылетает из кормушки. Ребёнок перестаёт дуть, и птичка возвращается. Повторить с перерывом 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.29. «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

Материал: на каждого ребёнка снежинка, сделанная из папиросной бумаги.

Каждый ребёнок кладёт снежинку на ладошку. Подносит её к губам и дует так, чтобы снежинка слетела. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.30. «ЛЕТЯТ СНЕЖИНКИ, БЕЛЫЕ ПУШИНКИ»

Материал: комочек ваты на каждого ребёнка, который нужно разрыхлить так, чтобы он стал лёгким, как пушинка.

Дети дуют на «снежинки», не давая им упасть, всё время поддерживая в воздухе. Выигрывает тот, кто удержал «снежинку» дольше других участников.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.31. «ПОМОГИ ЛЫЖНИКУ»

Материал: фигурка спортсмена на лыжах, выполненная из бумаги и раскрашенная; линейка с держателем.

Ребёнок садится за стол. Берёт в руку линейку, переворачивает её так, чтобы держатель был внизу, и держит её за держатель. На ближайший к ребёнку край линейки ставится фигурка лыжника. Ребёнок подносит линейку к губам и дует на лыжника. Под напором воздуха лыжник перемещается по линейке и «спрыгивает» с трамплина вниз. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.32. «КОРОЛЬ ВЕТРОВ»

Материал: флюгер в виде вращающегося красного флажка, прикреплённого к стойке высотой 25—30 см.

Дети садятся в круг на пол. В центр ставится флюгер. С помощью считалки выбирается ребёнок, который будет дуть на флюгер первым. Далее дует тот, на кого укажет флюгер. (Для усложнения флажок можно заменить треугольником.)

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.33. «ПОИГРАЙ, ГАРМОШКА»

Материал: на каждого ребёнка «гармошку», выполненная из полосок бумаги.

Педагог предлагает детям взять «гармошку» за края, поднести к губам и дунуть на полоски. Полоски при этом должны подниматься вверх. Повторить 4—5 раз, стараясь дуть в разные места «гармошки».

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.34. «ВЕРТИТ МЕЛЬНИЦА КРЫЛО»

Материал: на каждого ребёнка вертушка, выполненная из цветной бумаги и прикреплённая к деревянной палочке так, чтобы она могла свободно вертеться.

Каждый ребёнок выбирает себе вертушку, подносит её к губам и дует так, чтобы она завертелась. Упражнение повторить с перерывом

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.35. «ВЕТЕРОК ШУМИТ, ПУЗЫРЁК ГУДИТ»        

Материал: для каждого ребёнка чистый пузырёк (высота 7 см, диаметр горлышка 1—1,5 см).

Педагог подносит свой пузырёк к губам и показывает детям, как он гудит, если в него подуть. Далее предлагает погудеть каждому ребёнку и всем вместе.

Следует помнить, чтобы пузырёк загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребёнок может дуть лишь несколько секунд.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.36. «ПРОВЕДИ СВОЙ КОРАБЛИК»

Материал: ёмкость с водой; набор бумажных корабликов.

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит ёмкость с водой. Педагог предлагает им провести свой кораблик из одного города в другой, обозначив города значками на краях ёмкости. Чтобы кораблик двигался, нужно на него подуть.

Ребёнок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. В игре принимают участие все дети.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.37. «ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ»

Материал: ёмкость с водой; лодочки длиной 5—6 см, сделанные предварительно детьми из разноцветной бумаги.

Порядок проведения игры аналогичен предыдущей. Каждый ребёнок дует на лодочку, сделанную своими руками.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.38. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Материал: на каждого ребёнка набор для выдувания мыльных пузырей.

Дети обмакивают кольцо в мыльный раствор, подносят к губам и медленно дуют в его центр, стараясь выдуть на одном выдохе как можно больше пузырей.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  •  1.39. «МЫЛЬНАЯ ПЕНА»

Материал: пластмассовый стаканчик с мыльным раствором; набор трубочек для дутья (пластмассовые трубочки для коктейля).

Ребёнок берёт трубочку, опускает её кончик в мыльный раствор и начинает дуть. Образуется мыльная пена. Другие дети по очереди пытаются сдувать эту пену с края стакана в воздух

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.40. «ПТИЧКА, ЛЕТИ!»

Материал: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

Птичек ставят на противоположный от детей край стола. Педагог вызывает детей попарно. Каждый участник садится напротив птички, по сигналу дует на неё. Птички слетают со стола. Остальные следят, чья птичка улетит дальше.

Фигурки птичек можно заменить  листочками, вырезанными из тонкой  бумаги («Листопад»).

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.41. «А ПТИЧКА ПРЫГ-ПРЫГ-ПРЫГ-ПРЫГ»

Материал: фигурки птичек, вырезанные из бумаги и ярко раскрашенные.

Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола), положить перед собой фигурку птички и дунуть на неё так, чтобы она несколько раз подпрыгнула. Упражнение повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.42. «ХОРОВОД»

Материал: хоровод из четырёх фигурок девочек, вырезанных из бумаги, сложенной гармошкой, замкнутых в круг и ярко раскрашенных; декорация леса.

В центре декорации леса на столе образуется поляна. В неё ставится хоровод девочек. Ребёнок приседает к столу и медленно дует на хоровод, который перемещается по поляне. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.43. «ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ»

Материал: на каждого ребёнка по воздушному шарику, нитки.

Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.44. «СЕЛА, ПОСИДЕЛА И СНОВА ПОЛЕТЕЛА»

Материал: на каждого ребёнка листочек, выполненный из зелёного картона, к которому с помощью нитки длиной 10—15 см прикреплено какое-нибудь насекомое (бабочка, стрекоза, божья коровка и т.д.), выполненное из бумаги и ярко раскрашенное.

Предварительно дети называют всех насекомых, сидящих на листочках. Затем каждый ребёнок подносит листочек к губам и дует на него так, чтобы сидящее на нём насекомое слетело. Повторить 4—5 раз.

Листочки можно заменить цветочками, выполненными из цветного картона.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.45. ОДУВАНЧИК, ЛЕТИ!»

Материал: одуванчики.

Игру проводят на воздухе, на поляне. Педагог просит каждого ребёнка сорвать по отцветшему одуванчику и всем по очереди подуть на цветок. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Выигрывает тот, чей одуванчик раньше улетит.

 Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.46. «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»

Материал: живые цветы, наиболее знакомые детям, например: ландыш, сирень, жасмин, фиалка.

Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого воспитатель прячет букет за спину, подходит к одному из них, предлагает закрыть глаза и даёт понюхать один цветок из всего букета. Если ребёнок по запаху правильно определит цветок, получает его в подарок. Выигрывает тот, кто соберёт самый большой букет. Необходимо следить, чтобы дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.47. «ЧТО ЗА ЯГОДА ТАКАЯ?»

Материал: натуральные ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например: чёрная смородина, земляника, малина, разложенные по тарелочкам.

На столе тарелочки с ягодами. Дети вспоминают названия ягод, нюхают их. Затем вызывается к столу один ребёнок. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и просит определить ягоду. Для этого ребёнок, не отрывая глаз, делает глубокий вдох носом.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания с использованием различных предметов

  • 1.48. «САЛЮТ»

    Материал: конфетти.

На правой ладошке у детей находится конфетти. Левая рука лежит на животе для контроля дыхания. По команде педагога дети делают резкий выдох. Конфетти разлетается, мышцы живота подтягиваются. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, без использования предметов

  • 2.1. «ВЕТРЫ»

Наступила осень, подули спокойные ветры (нежное дутьё с округлёнными губами).

Стало холоднее, подули ветры сильнее (выдох сильнее).

Бури начались, сильно ветры подули (резкий выдох).

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, без использования предметов

  • 2.2. «ПОДУЕМ НА ПЛЕЧО»

Подуем на плечо

(голова прямо вдох, голова повёрнута — выдох).

Подуем на другое

(дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою

(поднимают голову вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы

(дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

(поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, без использования предметов

  • 2.3. «ЛИСТИКИ ОСЕННИЕ»

Мы - листики осенние

На веточках сидели  (приседают),

Дунул ветер (дуют) — полетели.

Мы летели, мы летели (поднявшись на носочки и плавно помахивая руками, пробегают по кругу) 

И на землю тихо сели (приседают).

Ветер снова набежал (дуют сильнее)

И листочки все поднял (вновь пробегают по кругу),

Повертел их, покружил (кружатся на месте с поднятыми вверх руками)

И на землю опустил (приседают).

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, без использования предметов

  • 2.4. «ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ»

Оборудование: два стула, листы бумаги, фанты.

Ведущий рассказывает о том, что хомячки носят запасы в щёчках. Затем предлагает перенести через болото «зерно». Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги («кочки»), преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребёнок берёт в руки фант, надувает щёки и переходит через «болото» по «кочкам». На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно. Выигрывает тот, кто справится быстрее всех и не нарушит правила.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, без использования предметов

  • 2.5. «ПУЗЫРЬ»

Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. На слова логопеда «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся» дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу педагога «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, без использования предметов

  • 2.6. «НАДУЕМ МЯЧ»

Педагог предлагает детям встать в круг. Круг — это мяч. Мяч плохо надут, и дети его надувают (делают большой круг, при этом несколько раз набирая и выдыхая воздух). По сигналу педагога «Мяч лопнул» идут к центру круга, длительно и плавно выдыхая воздух. Повторить 2—3 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  •  3.1. «ПОГРЕЕМ ПАЛЬЧИКИ»

Дети «лепят» снежки (пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). А потом «греют» озябшие пальчики (подносят их к губам и дуют на них несколько раз).

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  •  3.2. «ПОЛЕЧИМ УШИБЛЕННУЮ РУКУ»

Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см и дуют на «ушибленное место». Вторая рука лежит на животе (контроль за правильностью дыхания). Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.3. «ТРУБАЧ»

Дети подносят к губам сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Повторить 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.4. «ДЕД МОРОЗ»

Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу. Один из них — Дед Мороз. Он наклоняется к вытянутой руке товарища, растягивает сомкнутые губы и дует на неё несколько раз. Если ребёнок почувствовал холод, он опускает руку и партнёр дует на другую. После этого участники меняют-

ся местами.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.5. «НАДУЕМ ШАРИКИ»

Дети поочерёдно перебирают пальцы правой руки, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем (указательный, средний и т.д.), и всякий раз на одном выдохе дуют в центр образовавшегося колечка.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.6. «ЦВЕТОК»

Дети соединяют обе ладошки (пальцы округлены и слегка разведены) и делают глубокий вдох носом («нюхают цветок»). Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.7. «ШАРИК»

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дети дуют на них, при этом они раздвигаются и принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение. Повторить 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.8. «ЗАДУЕМ СВЕЧУ»

Дети на выдохе дуют на поднятый вверх указательный палец правой руки. Левая ладонь лежит на животе для контроля речевого дыхания. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.9. «ОГОНЬКИ»

Пусть пальчики детей будут пятью огоньками. Ребёнок каждый раз задувает по одному «огоньку». Другая рука лежит на животе для контроля речевого дыхания.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.10. «ТРЕНИРОВКА»

Дети подносят ко рту сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, и перебирают пальчиками, имитируя игру на дудочке (флейте, свирели). Одновременно с этим на выдохе медленно дуют на пальчики.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.11. «ПОСТИРАЕМ ПЛАТОЧЕК»

Дети сжимают пальчики в кулачки и трут их друг о друга, имитируя стирку платочка. Затем делают махи кистями рук — «полощут платочек». После этого «вывешивают» платочек

на воображаемую верёвку и показывают, как ветер сушит его, т.е. дуют в одном направлении 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.12. «ИСПЕЧЁМ ПИРОЖКИ»

Дети «делают» пирожки {пальцы обеих рук согнуты и прижаты друг к другу, наверху попеременно то правая, то левая ладонь). После этого «пекут» пирожки (приставляют ладошки друг к другу и подносят ко рту на расстоянии 15—20 см). При этом нужно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 4—5 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.13. «ОСЕННИЙ ВЕТЕР»

Дети поднимают руки вверх — это «веточки деревьев». Несколько раз медленно и длительно выдыхают воздух, изображая осенний ветер. «Верхушки деревьев» при этом качаются (кисти рук плавно двигаются справа налево и наоборот).

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3. 14. «ФОНАРИКИ»

Дети сжимают пальцы обеих рук в кулачки, затем резко разжимают их («фонарики загорелись»). Вдыхают воздух носом и резко выдыхают на пальцы. Пальцы при этом сжимаются в кулачки («фонарики погасли»). Повторить 4—5 раз.

  Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

  • 3.15. «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ»

Дети подставляют под подбородок тыльную сторону ладони, растягивают сомкнутые губы и медленно дуют на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. Повторить 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.1. «СБОР УРОЖАЯ»

Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки, — вдох. Пауза в три секунды. Ведь яблоки надо ещё и сорвать. Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз — выдох. Яблоки надо положить в корзинку. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.2. «СЫГРАЕМ НА ГАРМОШКЕ»

Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Вдох, пауза в три секунды. Наклон в левую сторону — медленный выдох. Правый бок растягивается как гармошка. В исходное положение — вдох. Пауза в три секунды. То же в другую сторону. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.3. «НЫРЯЛЬЩИКИ»

Разводя руки в стороны, делают вдох ртом, обхватывают себя руками. Пауза в три секунды. Затем приседают («опускаются под воду») — выдох носом. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.4. «РАЗДУЙ УГАСАЮЩИЙ КОСТЁР»

Дети стоят вокруг «костра». Набирают воздух через нос, садятся на корточки и медленно выдыхают через рот, надувая щёки. Повторить 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.5. «РАКЕТА»

Дети стоят прямо. Глубокий вдох через нос, руки медленно поднимают через стороны вверх, ладошки сводят вместе и плотно прижимают друг к другу. Поднимаются на носки, тянутся вверх, изображая ракету. Пауза в три секунды. Медленно выдыхают, руки в такт выдоху опускают вниз через стороны. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.6. «НАСОС»

Дети стоят прямо. Руки опущены вдоль туловища. Медленный вдох через нос — руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Пауза в три секунды. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Медленный выдох через рот. Руки скользят вдоль туловища вниз. Повторить 3—4 раза.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.7. «ВЕТОЧКИ»

Дети стоят прямо. Медленно поднимают руки («веточки») вверх, делая при этом вдох через нос. Тянутся вверх к солнцу — пауза в три секунды. Медленно выдыхают через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой. Задержать дыхание. Медленный вдох через нос — выпрямиться. Пауза. Выдох — наклон влево. Пауза.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.8. «ДРОВОСЕК»

Дети стоят прямо. Ноги слегка расставлены. Поднимают и сцепляют руки над головой — вдох, пауза в три секунды, наклон вперёд — выдох. Повторить 4—5 раз.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.9. «СОВА»

Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо. Развести плечи. Глубокий вдох, задержка дыхания в три секунды — выдох. Опустить руки, уронить голову на грудь — вдох, выдох. Повторить, держа левой рукой правое плечо.

Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.10. «НОЧЬ-ДЕНЬ»

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе.

На слово педагога «Ночь» дети, вдыхая воздух, закрывают глаза. Пауза в три секунды. Пусть глаза полностью расслабятся. При слове «День» — выдыхают воздух, открывая глаза. Повторить 4—5 раз.

 Картотека игр, направленных на воспитание правильного речевого ритма

  • 4.11. «МАЯТНИК»

Дети сидят по-турецки, руки на затылке. Спокойный вдох, пауза в три секунды, наклон вперёд — выдох. Возврат в исходное положение — вдох. Повторить 3—4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

Картотека музыкальных игр для детей с речевыми нарушениями

игры для детей с речевыми нарушениями используемые в работе с дошкольниками разных возрастных групп...

Картотека музыкально-речевых игр

Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми и в развитии  речи,  и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства м...

Картотека музыкально-речевых и музыкально-ритмических игр для детей 5 - 7 лет

Картотека музыкально - речевых и музыкально - ритмических игр...

Картотека музыкальных игр по речевому развитию детей 6-7 лет

Музыкальные игры могут быть использованы в работе музыкальных руководителей ДОУ и воспитателей...