Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация по коррекционной педагогике по теме

Лысенко Татьяна Алексеевна

Концепции социализации (в зависимости от роли человека в процессе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sotsializatsii_detey_s_ovz.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Звездочка»г.Зернограда

Особенности социализации детей

с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила: воспитатель

                   Лысенко Татьяна Алексеевна

2016 год

Концепции социализации (в зависимости от роли человека в процессе):

  • субъект-объектный подход (общество – субъект взаимодействия, а человек – его объект), представители - Эмиль Дюркгейм, Талкот Парсонс;
  • субъект-субъектный подход (человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого), представители – Чарльз Кули, Джордж Герберт Мид.

Три группы задач социализации на возрастных этапах

  • естественно-культурные задачи (достижение определенного уровня физического и сексуального развития);
  • социально-культурные задачи (познавательные, моральнонравственные, ценностно-смысловые);
  • социально-психологические задачи (становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение).

Стадии развития личности в процессе социализации (по А.В. Петровскому):

  • стадия адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства. Человек обучается быть личностью;
  • стадия индивидуализации или обособления вызвана потребностью персонализации. Характерно воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах;
  • проявляется именно того, чем один человек отличается от другого;
  • стадия интеграции предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.

Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ (на основе материалов исследований):

  • Группа «Я и Я» – самоотношение; неадекватность самооценки, отсутствие устойчивой иерархии мотивов, ведущего вида деятельности и неспособность к целеустремленным действиям;
  • Группа «Я и ты» - межличностные отношения; индифферентное отношение к своему положению в трудовой группе и лабильность, неудовлетворенная потребность в общении как в процессе, недостаточная и часто ошибочная мотивация выбора приятеля;
  • Группа «Я и мир» - представление о мире и природе; незрелость профессиональных интересов, их недостаточная осознанность и устойчивость, представления об окружающем мире неточны и фрагментарны, они не отражают существующих взаимоотношений. Сами считают себя полностью подготовленными к самостоятельной жизни, у них нет переживаний за свое будущее, что обусловлено малым числом контактов с окружающими людьми и завышенным уровнем притязаний.

Другими словами

  • Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
  • Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
  • Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, радоваться жизни ему мешает неравенство возможностей.

Механизмом социализации является приращение социального опыта

  • Опыт, или опытное знание — знание и/или навыки, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления;
  • Социальный опыт представляет собой совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме. Он включает различные проявления человека в сферах познания среды и самопознания, взаимодействия с другими людьми, профессиональной деятельности, выполнения различных социальных ролей (Л.В. Мардахаев).

Чем больше социального опыта, тем больше человек личность.

Поддержать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии.

  • Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни, в развитии индивидуальности (О.С. Газман).
  • Социально-педагогическая поддержка – оказание помощи ребенку со стороны педагога и общества в осуществлении процесса социальной адаптации социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально за данных способностей и талантов при условии принятия ребенком интересов и норм общества для участия в его дальнейшее активном преобразовании в деятельности субъекта (Л.Я. Олиференко).

Основные принципы, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку:

  • согласие ребенка на помощь и поддержку;
  • опора на личные силы и потенциальные возможности личности;
  • вера в эти возможности ребенка;
  • ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
  • сотрудничество;
  • содействие;
  • конфиденциальность;
  • доброжелательность и безоценочность;
  • безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства;
  • реализация принципа «Не навреди»;
  • обучение приемам психологической самозащиты.

Методы социально-педагогической поддержки:

Методы социально-педагогической поддержки развития духовнонравственных и гражданских чувств

1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка (увлечение добрым делом; увлечение героическим — увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины);

2. Методы укрепления чувства ответственности (доверие, просьба, беседа-размышление, поручение);

3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка (напоминание, сомнение, достижение согласия с самим собой, достижение гармонии с окружающим, метод саногенного мышления).

Методы социально-педагогической поддержки:

Методы социально-педагогической поддержки развития способностей

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, размышления, рефлексия, сравнительные характеристики, интервью, тестирование и анкетирование);

 2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей (метод «мозгового штурма», метод «сократовской беседы», метод мыслительной деятельности, метод деловой игры, метод развития интуиции, метод психотренинга);

3. Методы поддержки развития организаторских способностей (метод творческого выполнения задач, метод, метод поручения, метод упражнения);

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (метод создания воспитывающих ситуаций, метод коммуникативного тренинга, ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т. д., метод творческого поиска.

Методы социально-педагогической поддержки:

Методы поддержки здоровья

1. Методы поддержки эмоционального здоровья (метод радостной перспективы, метод увлечения весельем, метод поощрения и похвалы, метод самонаблюдения своих эмоций;

2. Методы поддержки физического здоровья (метод оптимального режима жизни; метод постепенности приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, метод физических упражнений и занятия спортом; метод рекреации);

3. Методы поддержки психического здоровья (метод гашения отрицательных переживаний, метод устранения плохих привычек, метод выработки хороших привычек и положительных черт характера, метод релаксации).

Социально-педагогическая поддержка семьи

  • Применительно к семье социально-педагогическая поддержка — это процесс взаимодействия специалистов (педагоги, психологи, омбудсмены и др.) и семьи (родители, дети, другие члены), результатом которого является освоение родителями педагогической культуры и социализация ребенка.
  • Педагогическая культура родителей — это многоуровневое явление, включающее такие компоненты, как общекультурный уровень развития личности, принятие гуманистических ценностей, достаточная подготовленность к воспитанию детей (владение современными методиками и технологиями воспитания, умение применить качества воспитателя: готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и др.
  • Формы социально-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ: Задачи формирования педагогической культуры родителей: Информационно-консультативная работа, в т.ч. во время патронирования семьи;
  • Тематические родительские собрания, лектории, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров;

Задачи организации благоприятной социальной среды:

  • Организация дней открытых дверей, выставок детских творческих работ, классных и общешкольных праздников с участием родителей;
  •  Включение в работу Родительского клуба, клубов по интересам, в деятельность общественных организаций, помогающих семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Педагогические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Полная характеристика категорий детей с нарушениями в развитии...

Психолого- педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развит...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье поднимается проблема социализации детей с ОВЗ. Рассматриваются факторы, которые влияют на процесс социализации. Автор анализирует возможность личностного развития детей с ОВЗ. Опираясь на исс...

Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. Терещенко И. В. МБДОУ №53 «Радуга». Раскрывая эту тему, хочу с начало поговорить о том, кто является ребенком с ограниченными возможностями здоровья? Это - «Обучающийся с ограниченным

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ. Терещенко И. В.МБДОУ №53 «Радуга». Раскрывая эту тему, хочу с начало поговорить о том, кто является ребенком ...