Рефлексия в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Лаптева Жанна Владимировна

В каждом возрасте человеку должна быть предоставлена возможность овладения опытом организации собственного внутреннего мира, опытом свободного и ответственного выбора ценности, поступка, решения; самооценивания и рефлексии; самостроительства и самореализации. 

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.

Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ

«Семья-опора счастья»

      Задание: Ответьте на вопрос.

      Какая должна быть семья, чтобы дети росли счастливыми?C:\Users\Психолог\Desktop\дом.jpg



Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ «РЕЧЕСЛОВИК»C:\Users\Психолог\Desktop\какой.jpg



Предварительный просмотр:

Рефлексия

Цель: Стимулировать педагогов на обратную связь.

  1. Притча.

Шел по лесу мудрец и увидел лесоруба, который рубил огромное дерево тупым топором. «Что ты делаешь?», – спросил мудрец. «Не видишь разве, я работаю!», раздраженно ответил лесоруб. «Твой топор затупился, и работа стала тяжела! Заточи топор, и работа пойдет веселее». Но лесоруб не послушал и ответил: «Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!». Почему лесоруб не получал удовольствия от своей работы? Почему его работа была тяжелой и неэффективной? Ответ очевиден – мешало состояние основного рабочего инструмента, топора. Вывод: следует следить за состоянием своего рабочего инструмента, вовремя приводить его в порядок. А какое отношение эта притча имеет к нам?

Многие педагоги хорошо знают свое дело, умело используют дидактические и методические формы и приемы, но есть что-то, что мешает им испытывать настоящее удовлетворение от своей работы.

Несколько советов:

 Совет 1. Подумайте о своем эмоциональном состоянии, оно во многом зависит в последующем для эмоционального состояния самого ребёнка. Положительные эмоции делают вашу деятельность успешнее. Шутка, или нестандартная фраза помогут «включить» нужное рабочее состояние.

Совет 2. Начало занятия используйте для мотивации. «Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку». Для разного возраста мотивация должна быть различной.

 Совет 3. Задумайтесь над тем, как активизировать работу обоих полушарий ваших воспитанников. И. Соньер утверждал: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг». Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

Совет 4. Всегда следует сравнивать успехи воспитанника с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами и прошлым состоянием других. Именно признание успеха стимулирует рост, а не порицание за неудачу.

Совет 5. Замечайте даже самый незначительный успех ребенка. Особенно неуверенным в себе детям. Воспитатель может не только заметить, но и закрепить успех ребенка, словом, дружеским жестом, улыбкой.

Совет 6. Будьте всегда «на связи» с каждым ребенком. Общение поддерживается не только с помощью речи, а и при помощи невербального взаимодействия: контакт глаз, улыбка, дружеское прикосновение, мимика, тембр голоса.

Совет 7. Помните, что птица поет на свободе. Неволя – это барьер для творчества. Не используйте в своей речи отрицания. Следует помнить и о том, что любое упоминание частицы НЕ перед глаголом приводит к противоположному результату – что мозг, прежде чем выполнить задание, должен представить то, о чем говорится.

  1. Обратная связь «Улыбка»

Педагогам на стикерах предлагается нарисовать схематическое изображение улыбающегося человека, если мероприятие понравилось и грустный смайлик, если не получили новой информации и эмоционального заряда.

Совет 1. Подумайте о своем эмоциональном состоянии, оно во многом зависит в последующем для эмоционального состояния самого ребёнка. Положительные эмоции делают вашу деятельность успешнее. Шутка, или нестандартная фраза помогут «включить» нужное рабочее состояние.

Совет 2. Начало занятия используйте для мотивации. «Без мотивации даже обезьяна не возьмет в руки палку». Для разного возраста мотивация должна быть различной.

Совет 3. Задумайтесь над тем, как активизировать работу обоих полушарий ваших воспитанников. И. Соньер утверждал: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг». Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

Совет 4. Всегда следует сравнивать успехи воспитанника с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами и прошлым состоянием других. Именно признание успеха стимулирует рост, а не порицание за неудачу.

Совет 5. Замечайте даже самый незначительный успех ребенка. Особенно неуверенным в себе детям. Воспитатель может не только заметить, но и закрепить успех ребенка, словом, дружеским жестом, улыбкой.

Совет 6. Будьте всегда «на связи» с каждым ребенком. Общение поддерживается не только с помощью речи, а и при помощи невербального взаимодействия: контакт глаз, улыбка, дружеское прикосновение, мимика, тембр голоса.

Совет 7. Помните, что птица поет на свободе. Неволя – это барьер для творчества. Не используйте в своей речи отрицания. Следует помнить и о том, что любое упоминание частицы НЕ перед глаголом приводит к противоположному результату – что мозг, прежде чем выполнить задание, должен представить то, о чем говорится.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение

«Здоровье-это важно»

(в рамках педагогического совета № 2

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ

в рамках ФГОС ДО»)

подготовила:

педагог-психолог

Лаптева Ж. В.

Релаксационное упражнение «Движение это жизнь»

Цель: Разогрев, направленный на повышение тонуса и улучшение эмоционального состояния группы педагогов, групповое сплочение

Инструкция: Под музыкальное сопровождение «Поезд Деда Мороза» педагоги выполняют разнообразные движения.

Психологическое упражнение «Дружная компания»

Цель: Мотивировать педагогов на обратную связь. Повысить дух коллектива.

Инструкция: Педагогам предлагается проговорить спортивный девиз:

Девиз для здоровой компании

Только смелый и упорный

Доберётся к цели твёрдо.

А ещё в дороге нужно

Знать секреты крепкой дружбы:

«ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО!»

Рефлексия (обратная связь) «Кленовый листочек»

Цель: Самоанализ педагогической деятельности.

Инструкция: Педагогам предлагается на «кленовых листочках» вырезанных из бумаги ответить на вопросы:

Какой опыт вы приобрели?

Чему научились в процессе мероприятия?

Ваше отношение.

Приложение

Уважаемые коллеги!

Сфера ответственности взрослых – создание условий,

стимулирующих инициативу, активность, обеспечивающих самостоятельность ребёнка в различных видах деятельности.

В организации совместной и самостоятельной деятельности у взрослых больше обязанностей, а у детей больше прав.

(ФГОС ДО)

Помните об этом!



Предварительный просмотр:

Рефлексия «Речесловик»

Игра –рефлексия «Кто быстрее доберется до…» C:\Users\Психолог\Desktop\дорожки.jpg

Цель: Обучение педагогов приемам расширения словарного запаса детей.

(с помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем).

Задание: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Даем минуту на размышление и «Старт!

  • «круглое» (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль) 
  • «горячее» (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),
  • «мокрое» (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),
  • «тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),
  • «Ласковые слова» (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).
  • «Вежливые слова» (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.
  • «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

Рефлексия – опросник «Эмоциональный словарь» C:\Users\Психолог\Desktop\словарик.jpg

Цель: Упражнение способствует эффективному осознанию эмоций и их адекватному называнию, педагогической рефлексии

Задание: В течение трёх минут запишите слова, выражения, обороты речи (любые), которые позволяют вам точно выразить ваши чувства. 

C:\Users\Психолог\Desktop\словарик.jpg



Предварительный просмотр:

Итоговая рефлексия «Игровая карусель».

подготовила:

педагог-психолог

Лаптева Ж.В.

Упражнение «Моё настроение»

Цель: Сократить дистанцию в общении; формировать навыки эффективной невербальной коммуникации и эмпатии, навыки оценки совместной деятельности и анализ своего эмоционального состояния.

Инструкция: Педагогам предлагается оценить своё эмоциональное состояние и отразить его в виде пиктограммы (радость, грусть, злость, удивление, страх)

Упражнение «Игра в цвета»

Цель: Создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой; побудить участников к активному проявлению креативных качеств, гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Инструкция: Участникам предлагается описание качеств личности по выбранному цвету

Красный цвет

Человек.отдающий ему предпочтение, прирождённый лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, воспринимать окружение адекватно.

Желтый цвет.

Те, кто любит этот цвет – люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим, хороши в общении, творчески подходятк решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

Зеленый цвет.

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности и защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

Голубой цвет.

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающим доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

Фиолетовый цвет.

 Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства-следствие большой внутренней работы над собой.

Упражнение «Полёт на самолёте»

Цель: Активизировать педагогов на невербальную обратную связь.

Инструкция: Педагогам предлагается представить. что они летят на самолёте. И, когда самолёт совершает благополучную посадку, благодарные пассажиры аплодируют экипажу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕФЛЕКСИЯ п едагог-психолог МАДОУ детский сад № 9 «Росинка» Лаптева Жанна Владимировна

Слайд 2

ДУМАТЬ – МЫСЛИТЬ - ВОПЛОЩАТЬ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕФЛЕКСИЯ «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ» подготовила: педагог-психолог Лаптева Жанна Владимировна Притча (легенда) «Бабочка. Все в твоих руках» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Росинка»

Слайд 2

Рефлексия « Смайл : мимика - жесты - слова»

Слайд 3

Рецепт Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования и злости. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты, добавьте щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн...

Тест для рефлексии дошкольных работников

Этот материал отличается от научных статей. Попробуйте пройти его вместе с коллегами. Может быть, узнаете что-нибудь новенькое или начнёте мыслить по-другому. Спасибо Кондрашову А.В. за идею!...

Лист рефлексии

Лист рефлексии (семинара)...

Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ КОНФЛИКТОВ

   Что же делать, если в работающем коллективе выделяется сотрудник, который провоцирует конфликты, выступает в процессе конфликта активным «борцом за справедливость», а также и...

Рефлексия

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. REFLEXIO - обращение назад), способность человеческого мышления к критическому самоанализу.  Междициплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания СУБЪЕКТА на са...

Примеры рефлексии для детей шестилетнего возраста.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности....