Эффективные формы взаимодействия с родителями по вопросам работы с детьми, нуждающимися в коррекции и оказании помощи в кризисной ситуации
статья по коррекционной педагогике на тему

Болтунова Елена Александровна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями по вопросам работы с детьми, нуждающимися в коррекции и оказании помощи в кризисной ситуации.»

Семья для ребёнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства.  

           Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями.  

Основными направлениями нашей работы в коррекционной группе с родителями являются:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство (формирование у родителей адекватной оценки состояния своего ребёнка; обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам).
  • Развитие позитивной самооценки у родителей.

        В группе мы  проводим целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используем разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

     Используются традиционные формы.

Традиционные формы сотрудничества с семьей

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно- информационные

Родительские собрания.
Развлечения.
Выставки.
День открытых дверей.
Открытые занятия для родителей.
Экскурсия по детскому саду.
Анкетирование.
Музыкальные праздники.
Спортивные праздники.

Беседы.
Консультации.
Посещение на дому.
Приобщение родителей к жизни детского сада.

Уголок для родителей.
Выставка детских работ.
Выставка психолого-педагогической литературы.
Папки-раскладушки.
Библиотечка-передвижка.

И новые формы сотрудничества воспитателей и родителей, которые показали свою результативность: 

  • организация проектной деятельности педагог - дети – родители, презентации,
  • родительский клуб,  
  • мастер-класс
  • консультация =практикум
  • информация  на сайте  группы

Наши  мини – проекты:

«Наши любимые бабушки и дедушки» – День пожилого человека.

«Очень, очень я люблю маму милую мою»-- День Матери;

«Мой папа – защитник семьи и Отечества»  – день защитников Отечества;

«Мама – солнышко моё» - март – международный женский день;

«Моя дружная семья»

          Для оказания педагогической и психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мы создали Родительский клуб”. 

Задачи, которые решаются в рамках работы клуба:

  • Формирование положительной установки родителей на готовность к правильным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком.
  • Обучение родителей различным формам и методам общения, наблюдения за ребёнком.
  • Включение родителей в педагогический коррекционный процесс через обучение их коррекционным методам и приемам.

Тематика встреч - «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». . Работу  «Родительского клуба» начали с мастер-класса  «Игры с детьми на кухне», где показали и рассказали как можно использовать  кухонные предметы, продукты для развития мелкой моторики ребёнка, и развития речи. Предложили  самим порисовать пальцами, используя  манку.  В конце встречи раздали брошюрки «Игры с детьми на кухне».  На следующей встрече «Родительского клуба» рассказали и показали  с помощью презентации,  как  развиваем мелкую моторику детей в детском саду: используем рельефные, фигурные камешки, рисуем нитью, используем строительный материал, конструктор, вкладыши, тренажёры, игры со шнуровкой, нанизывание бусинок, фигурок,  работу с пластилином и солёным тестом, игры с мозаикой,  пазлами, рисование с помощью трафареток. Дали советы по проведению пальчиковой гимнастики. Провели  пальчиковую гимнастику, игры с родителями. Организовали чаепитие, за которым  родители делились своим опытом, получали консультацию по интересующим их вопросам..

      В результате проведённой работы родители идут на контакт с воспитателем и выполняют наши рекомендации, потому что убедились в эффективности работы, в нашем профессионализме и в добрых намерениях.

     Ежемесячно в родительский уголок выставляется консультация, посвященная одной из проблем речевого развития ребёнка: артикуляции звуков, развитию мелкой моторики, связной речи, обучению грамоте и пр.

Тематика родительских уголков:

1. «Наши правила».

2. «Тренируем язычок».

3. «Тренируем пальчики - развиваем речь».

4. «Друзья из книжки».

5. «Как учить стихи играючи».

6. «Мы учимся наблюдать и запоминать».

7. «20 простых советов логопеда»

8. «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу».

9. «Мы учимся рассказывать, пересказывать».

10. «Игры для обучения грамоте».

11. «Леворукий ребёнок».

Таким образом,

Из нашего опыта работы с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, следует, что только специально организованные занятия в детском саду сами по себе не гарантируют позитивных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольника и не всегда достигается желаемый коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания ребёнка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...

Презентация "Круглый стол как эффективная форма взаимодействия с родителями по актуализации вопросов воспитания и обучения детей"

В презентации рассказывается об одной из интерактивных форм проведения родительского собрания - круглом столе, об особенностях данной формы, основных целях и структуре проведения.Показан пример провед...

Нейропсихологические методики в работе с детьми нуждающимися в коррекции речевого и психического развития

В презентации,сопровождающей мастер-класс, рассказывается о задачах и методах нейропсихологического воздействия при работе с детьми нуждающимися в коррекции речевого и психического развития....

Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».

Обобщение опыта работы по теме: «Использование  мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....