Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Образец индивидуального образовательного маршрута

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_1.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

для ребёнка-инвалида

Оглавление

  1. Общие сведения
  2. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы
  3. Создание «безбарьерной» среды
  4. Специальные условия  педагогического процесса
  5. Психолого-педагогическое сопровождение
  6. Освоение образовательной программы
  7. Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа
  8. Формирование социальной компетентности
  9. Работа с родителями
  10.  Список литературы

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Задачи:

- выявить особые образовательные потребности ребенка;

- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;

- способствовать усвоению основной образовательной программы дошкольного образования;

- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;

- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.

Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:

- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

- непрерывность;

- вариативность;

- соблюдение интересов воспитанника;

- принцип создание ситуации успеха;

- принцип гуманности и реалистичности;

- содействие и сотрудничества детей и взрослых.

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:

Дата рождения:

Группа:

Адрес:

тел.

Ф.И.О. родителей:

мама

папа

Ф.И.О. воспитателей:

_______________________________

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед

Педагог-психолог 

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования 

Заключение и рекомендации ТПМПК

Заключение:

Рекомендации:

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Общие задачи на период реализации ИОМ

Режим пребывания ребенка в дошкольном учреждении

Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения

Соматическое состояние

Группа здоровья        

Группа физических занятий

II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

Направление работы

Кол-во занятий

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

5 дней в неделю

Индивидуальные, групповые

Воспитатели

Логопедические занятия

2 раза в неделю

 Индивидуальные

Учитель-логопед

Психологическая помощь

2 раза в неделю

 

Индивидуальные

Педагог-психолог

Дефектолог

1 раза в неделю

Индивидуальные

Учитель-дефектолог

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

Групповые

Музыкальный руководитель

Художественно-эстетическое воспитание

2 раза в неделю

Групповые

Педагог дополнительного образования

Физкультурные занятия

2 раза в неделю

Групповые

Инструктор по физической культуре

Экологическое воспитание

1 раз в неделю

Групповые

Педагог дополнительного образования

  1. Создание «безбарьерной» среды

Направление деятельности

Возможные задачи на период

Ресурсы для решения задач

Формирование комфортной среды:

 -изменения в помещениях

- материалы для нормализации активности, тонуса

 

-зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны, комнаты для занятий, зона отдыха

-расстановка столов, стульев

-мягкие комплекты (кресла, сухой бассейн, мягкое лего)

-оборудование места для подвижных игр

-расписание, режим дня, способы  деятельности  

помещение, игровая зона, зона отдыха, комнаты для занятий должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над столами, на столах

эталоны, трафареты;

раскраски, развивающие альбомы;

материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);

календари со временами года, листы с расписанием занятий, днями рождения

IV. Специальные условия организации педагогического процесса

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

Спец.орг-ция раб. позы ребенка

Индивидуальные ритм и темп деятельности

 

Правила взаимодействия с отдельными объектами

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Умственной

Физической

Формы работы с родителями

Формы работы с ребенком

Методы и прием

работы с ребенком

V. Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-медико-педагогическом консилиуме ОУ

-  Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка  

- Наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ПМПк

Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

- Совместная работа специалистов в этом направлении

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем

- Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

 Воспитатели

 Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

-Сенсорное развитие

- Уточнение, обогащение и систематизация словаря

- Стимулирование познавательной активности

- Развитие компенсаторных механизмов  

становления психики и деятельности ребёнка

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

- Развитие познавательной активности ребенка

 - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом  дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

VI.  Освоение ребенком основной образовательной программы дошкольного образования (подготовительной к школе группы), разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые  результаты на  текущий период обучения

Конкретные задачи для ребенка на период

Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности

Мониторинг - показатели

достижений

(в терминологии целевых ориентиров)

Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка,

Обозначение уровней сформированности целевых ориентиров

+ сформированно

+- в стадии формирования

- не сформировано

Организованная образовательная деятельность

Режимные моменты

(в том числе на прогулке)

Самостоятельная деятельность детей

Физическое развитие

Познавательное развитие;

развитие

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

VII. Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа под редакцией Н.Ю. Боряковой  Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. –Моск.: Гном-Пресс, 2002-66 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)

Образовательные области

Направления работы

Задачи по каждому направлению

Игры и упражнения

Итоговые показатели

1.Познавательное развитие:

- сенсорное воспитание

- ознакомление с окружающим миром

- развитие психических функций

 развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

2. Социально-коммуникативное

развитие

3. Речевое развитие

- развитие импрессивной речи

-развитие понимания речи

-развитие экспрессивной речи. Развитие активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

        

V. Формирование социальной компетентности

Направление деятельности

Конкретные задачи на период

Формы деятельности

Показатели достижений

Формы оценки достижений

Помощь ребенку

в усвоении и

соблюдении

правил в детском саду

Формирование гигиенических навыков

Формирование

адекватного поведения в ситуациях

VI. Работа с родителями

Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Работая с родителями, специалист помогает им:

1. Преодолевать:

  • отрицание реального состояния ребенка;
  • фиксацию на утраченном ребенком здоровье;
  • искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
  • блокаду позитивных эмоций и отрешенность;
  • фиксацию на прошлом;
  • дезадаптивное защитное поведение;
  • разобщенность с другими членами семьи;
  • беспомощность;
  • чувство вины, неполноценности;
  • страхи.

2. Осознавать и понимать:

  • связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
  • права и потребности своего внутреннего «Я»;
  • работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение

3. Разрешать себе:

  • меняться;
  • принимать новые адаптивные идеи;
  • моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
  • непосредственно воспринимать реальность;
  • выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
  • принимать ребенка и других членов семьи.

4. Укреплять свою автономность:

  • развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
  • оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
  • овладевать навыками саморегуляции.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:

  • диагностика детско-родительских отношений;
  • индивидуальные консультации родителей по запросу;
  • тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
  • родительские собрания;

Список литературы:        

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  3. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  4. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
  5. Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012
  6. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011
  7. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...