Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Весна – Перелётные птицы»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Коряковцева Галина Николаевна

В конспекте подгруппового логопедического занятия для детей старшей логопедической группы предложены игры и задания для детей по теме "Весна - Перелётные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Весна – Перелётные птицы»

 Коррекционно-образовательные цели: 

   --Активизация словаря по теме «Весна», выделение признаков весны

   --Уточнение и закрепление знаний о зимующих и перелётных птицах

   --Активизация и практическое употребление приставочных глаголов движения и простых предлогов

Коррекционно-развивающие цели:

   --Развитие фонематического восприятия, анализа, умения произносить слова позвучно.

   --Работа над предложением, развитие связной речи

   --Развитие слухового внимания, речевой памяти

Коррекционно-воспитательные цели:

   --Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе

   --Продолжать учить детей взаимопониманию, доброжелательности, умению внимательно, не перебивая, выслушать товарищей.

   --Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

   --Группа, как бы поделена на рабочие участки. На одном участке находятся картинки с изображением весны, на другом участке – картинки с изображением птиц ( перелётных и зимующих). Мольберт, на котором крепится большая картинка с деревом, на котором изображно гнездо и есть надрезы в разных местах (в гнезде, над гнездом, под гнездом, рядом с гнездом) и макет птички-грача, маски грача и обручи по количеству детей, столы, на которых на каждого ребёнка имеются фишки для составления звуковых схем. ( Можно использовать интерактивную доску и на ней, ипользуя мимиостудио, демонстрировать файлы с изображением весны, птиц, дерева с гнездом и птицей, которую можно перемещать, тогда группу на участки можно не делить)

                     

                                                                   Ход   занятия:

  1. Организационный момент: Логическое мышление. Отгадывание загадки. Логопед приветствует детей и предлагает им отгадать загадки:

Логопед: Тает снежок,
                Ожил лужок.
                День прибывает,
                Когда это бывает?

           О каком времени года эта загадка, кто скажет?

Дети:  О весне. Это про весну!.

Логопед: Ребята, послушайте ещё одну загадку, о ком она?

            Осенью летели к югу
            Переждать там злую вьюгу.
            Дождались, и вот весной,
            Возвращаются домой. 

Дети: Птицы. Это перелётные птицы.

Логопед: Правильно, ребята, вы всё верно ответили. Сегодня на занятии я предлагаю вам немного поиграть. Мы сейчас с вами сядем в поезд и прокатимся по просторам нашего края. Я-паровозик, а вы-вагончики. Стройтесь за мной. Поехали: чу-чу-чу-чу-чу-чу….

  1. Беседа о весне: Активизация словаря по теме «Весна», выделение признаков весны Работа над предложением, развитие связной речи.

Логопед (подводит детей к столу, на котором расположены картинки с изображением весны или к интерактивной доске, на которую будут проектироваться картинки с весной) : Ребята, вот и наша первая остановка, посмотрите на картинки, скажите, какое время года на них изображено?

Дети: Весна.

Логопед: Ребята, скажите, а какие весенние месяцы вы знаете? ( Дети отвечают)

  Какой месяц прошёл?, какой идёт?, какой будет? ( Назовите первый месяц весны, второй, третий).

Дети: Март, сейчас идет апрель, после апреля будет май

Ребята, посмотрите на картинки и назовите мне признаки весны

Дети: называют признаки весны ( тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче, становится теплее, день становится длиннее, прилетают птицы, набухают почки и т.д.)

Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас, глядя на картинки, все вместе составим рассказ о весне.

Дети: составляют рассказ о весне, опираясь на картинки с признаками весны

Логопед  хвалит детей и предлагает им сесть в поезд и продолжить путешествие. Дети составляют поезд и едут дальше, перемещаясь по группе, изображая движение поезда.

  1.  Беседа о птицах: Уточнение и закрепление знаний о зимующих и перелётных птицах, работа над предлжением. Активизация  приставочных глаголов движения и простых предлогов. Развитие слухового внимания, речевой памяти

Логопед: Ребята, мы подъехали ко второй остановке ( Логопед подводит детей ко второму столу с картинками или опять же к интерактивной доске, в зависимости от того, что исользует логопед)   --Ребята, посмотрите на эти картинки, кого вы видите?

Дети: Ворону, галку, голубя, синицу, скворца, ласточку, снегиря, иволгу, аиста, цаплю, грача, воробья. дятла, журавля….

Логопед: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, каких птиц мы зимой не видим в своих краях.? ( если используется интерактивная доска, то можно попросить детей расселить птичек «по домикам».: перелётных на картинку с весной, а зимующих на картинку с зимой.      

Дети: Зимой мы не видим цаплю, аиста, журавля, грача. ласточку, иволгу.

Логопед: А когда эти птицы прилетают к нам? Правильно, весной, как их можно назвать, какие это птицы?

Дети: Перелётные птицы

Логоппед: А как называются другие птицы? Когда мы их можем увидеть?

Дети: Оседлые, зимующие. Ворона, воробей, дятел, галка никуда от нас не улетают, и зимой мы можем увидеть их у себя во вдоре, на улице..  

Логопед:  Молодцы, ребята, а сейчас я вас превращу в птичек: Крибли-крабли-бум ( надеваю на головы детей маски птичек-грачей. Птички полетели в школу будущих первоклассников. Летим все за столы.

Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы его послушайте внимательно и постарайтесь запомнить, что умеют делать птицы.

                  Птицы могут летать высоко,

                 Пролетать над озёрами синими,

                 Улетать от гнезда далеко,

                 Ввысь взлетать над горами красивыми.

                 Облетать они могут лес,

                 Залетать за башни высокие

                 Подлетть под низкий навес,

                 Перелететь через рвы лубокие.

                 Прилетают они весной,

                 Отлетают с осенней стужей.

                Вылетают из гнёзд порой

                И подолгу, прощаясь, кружат.

Запомнили? Повторите мне, что умеют делать птицы? ( в случае читаю стих ещё раз или выбираю кусочки строк)

Дети: Птицы умеют летать, кружить, перелетать, подлетать, отлетать, прилетать, улетать, залетать….

4.    Игра «Моя птичка».     Активизация и практическое употребление приставочных глаголов движения и простых предлогов

Логопед: Ребяята, посмотрите на картинку, что вы видите?

Дети: Дерево, а на нём гнездо

Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем с птичкой в игру «Моя птичка»  Логопед берёт в руки птичку, которую можно вставлять в разрезе на кртинке с деревом. Ребята, посмотрите, как я поиграю со своей птичкой и проговорю, что делает моя птичка: -. Моя птичка вылетела из гнезда, села на веточку под гнездом, посидела и улетела далеко. Летала, летала, потом опять прилетела, подлетела к гнезду и залетела в гнездо.              ( Можно использовать интерактивную доску, на которую вывести картинку дерева, птички и передвигать птичку.) Логопед предлагает детям выйти по очереди и поиграть со своей птичкой.

Дети: Желающие по очереди выходят и играют со своей птичкой, логопед помогает детям правильно оречевлять действия птички. Моя птички села на веточку над гнездом, посидела, слетела с ветки, потом залетела в гнездо, отдохнула, вылетела из гнезда и улетела далеко, полетала-полетала, прилетела, над гнездом пролетела и села под гнездом.

  1. Физминутка: «Птички и гнёздышки». Развитие слухового внимания, понимания предложно-падежных конструкций.

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру « Птички и гнёздышки». Я буду вам дават команды, а вы их выполнять. Посмотрите, вот здесь на полу у нас лежат обручи, это гнёзда птичек. Каждая птичка выбрала себе гнёздышко, села в него и внимательно слушает мою команду: птички из гнезда вылетели, облетели гнездо вокруг, перелетели через гнездо, залетели в гнездо, сели, вылетели из гнезда и улетели далеко, потом вернулисьЮ прилетели обратно, подлетели к своему гнезду, сели возле него, отлетели от него, снова подлетели к гнезду и залетели в гнездо… Молодцы, ! Птички заняли места за своими партами

Дети: выполняют инструкции логопеда

  1. Звуковая схема слова : «Лужа»    Развитие фонематического восприятия, анализа, умения произносить слова позвучно.

Логопед:   Птички любят весной купаться в лужах. И сейчас мы с вами выложим звуковую схему слова «лужа».Слушайте внимательно: л-у-ж-а. Произнесите, не спешите

Дети: не спеша, позвучно произносят слово «л-у-ж-а»

Логопед: Как звучит первый звук?

Дети: Л

Логопед: Каким цветом обозначим?  

Дети: Твёрдый согласный звук, обозначим синим цветом.

Логопед: Как звучит второй звук? Каким цветом обозначим?

Дети: У, гласный звук, обозначим красным цветом    и т.д. Дети выкладывают схему слова

Логопед: Покажите (пальчиком под кружком) и назовите, как звучит первый звук, третий звук, второй звук, четвёртый звук. Покажите и назовите звук, который стоит между звуками «Л» и «Ж», звук, который стоит перед звуком «А», покажите и назовите первый гласный звук, второй гласный звук, покажите и назовите гласный звук, стоящий между согласными звуками… и т.д.

Дети: показывают и называют звуки, которые просит показать и назвать логопед

  1. Итог.    Оценка работы детей                                                                                                                                Логопед: А сейчас я вас расколдую и вы снова превратитесь в детей. Крибли-крабли-бум! ( дети снимают маски. ) Логопед помогает рассказать детям, чем они занимались, что им больше всего понравилось, почему,  кто из детей им на занятии понравился больше всех.