Сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ в условиях временной частичной интеграции
статья по коррекционной педагогике на тему

Валикова Ирина Владимировна
В нашем МБДОУ «Центр развития ребенка –  детский сад № 188» г. Воронежа действует модель "временной частичной интеграции", как  одна из альтернативных форм совместного воспитания и обучения детей специальной и массовой групп детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valikova.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ДОУ В УСЛОВИЯХ  ВРЕМЕННОЙ ЧАСТИЧНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

И.В. Валикова

Изучение теоретических, нормативно-правовых источников, публикаций (особенно за последнее десятилетие) показывает, что проблемы интегрированного обучения детей с различными нарушениями в развитии рассматриваются в числе актуальных проблем. При  этом  часть общества по тем или иным причинам пока не в полной мере  готова принять как равного человека с сенсорными или двигательными недостатками, а сами эти люди психологически не готовы к интеграции в социум. В итоге дети с различной степенью и тяжестью заболевания оказываются изолированными у себя дома, лишаются возможности общаться со сверстниками, реализовать свои гражданские права, в том числе и право на получение качественного образования.

Зачастую и дети, и взрослые в таких семьях очень ранимы: родители тяжело переживают состояние своего ребенка, имеющего ограниченные возможности. Они замыкаются на своих проблемах, считая себя и своих близких не нужными обществу и брошенными на произвол судьбы, даже, несмотря на то, что зачастую обладают разносторонними талантами, и, безусловно, достаточным потенциалом для реализации себя, как личности. Тем не менее, в некоторых странах дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растут рядом со своими здоровыми сверстниками, они не обращают внимания на свой дефект и живут полноценной жизнью, посещая те же заведения, что и здоровый ребенок.

В России на протяжении нескольких десятилетий вся государственная политика в отношении детей-инвалидов была ориентирована на их изоляцию от общества. На детей с ограниченными возможностями здоровья смотрели как на некий балласт или в лучшем случае отдавали их в специализированные учреждения, где развитие их внутренних ресурсов не только не осуществлялось на должном уровне,  но и тормозилось развитие личности в целом, усугубляя инвалидность. Существовала практика разделения детей на «обучаемых» и «необучаемых».

На сегодняшний день взгляд на данную проблему существенно изменился – и за последние годы уже накоплен достаточный опыт интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в России ширится список учебных заведений – от ДОО до вузов с разнообразием педагогических услуг, где созданы все условия необходимые для получения человеком с ОВЗ качественного образования в общем потоке.

Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения ставящие целью полную или временную интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами развития, создание дошкольных групп кратковременного пребывания и др.

В нашем МБДОУ «Центр развития ребенка –  детский сад № 188» г. Воронежа действует модель «временной частичной интеграции»[1], как  одна из альтернативных форм совместного воспитания и обучения детей специальной и массовой групп детского сада.

Детский сад наш был открыт в  1990 году. Тогда же небольшой круг родителей, чьи дети больны детским церебральным параличом (ДЦП), обратился к администрации города с просьбой выделить для их детей несколько групп хотя бы в одном дошкольном учреждении. Выбор пал на детский сад № 188. Так открылся в Воронеже первый и до недавнего времени единственный в городе детский сад, имеющий группы детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Сегодня это не просто детский сад, а «Центр развития ребенка», «Центр адаптации детей с нарушением опорно-двигательной системы» с богатой материальной базой, интересной развивающей средой, талантливыми опытными педагогами.

На сегодняшний день в нашем детском саду  1 коррекционная группы детей с диагнозами ДЦП и синдром Дауна со списочным состав 15 человек. Дети находятся полностью на гособеспечении. Психолого-педагогическое сопровождение детей этой группы ориентировано на интеграцию в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с детьми без патологии.  

У детей с ДЦП в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система – двигательная. Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью может быть одной из причин недоразвития  познавательной деятельности и интеллекта. У большинства больных ДЦП имеются расстройства зрения, кинестезий, вестибулярной системы, схемы тела, что влечет за собой патологию пространственных представлений, а отсюда – нарушения чтения и письма. У некоторой части детей с ДЦП отмечается сильное снижение активности, отсутствие мотивации к деятельности и общению с окружающими, нарушение развития познавательной деятельности, эмоционально-волевые расстройства.

Так чем же хороша, на наш взгляд, используемая нами модель? С одной стороны дети с ОВЗ получают весь спектр необходимых педагогических, коррекционных, оздоровительных услуг в системе, на местах, а с другой – имеют так необходимое им общение со сверстниками, взрослыми людьми, что облегчает их социализацию. С детьми с ОВЗ ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.

Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов - очень важное звено в решении вопросов интегрированного обучения, так как на всех участниках образовательного процесса лежит ответственность за развитие, обучение и воспитание как обычных детей, так и их сверстников с отклонениями  в развитии.

Дети, имеющие ограниченные возможности, поступают в наш детский сад, пройдя психолого-медико-педагогическую комиссию. Затем с родителями проводится консультация о психоэмоциональной подготовке ребенка, об основных режимных моментах в МБДОУ. Папы и мамы детей получают ответы на волнующие их вопросы, советы педагога-психолога, дефектолога, врача, делятся своими заботами и радостями, понимая, что сохранить ребенка в детском коллективе, помочь специалистам создать  для любимого человечка адекватные условия обучения и воспитания - это значит сохранить его стремление к жизни вместе с другими людьми, стремлением быть таким как все.

Знакомство ребенка с ОВЗ с детским садом начинается с медицинского кабинета: врач проводит полный осмотр малыша, знакомится с заключением писхолого-медико-педагогической комиссии, назначает план профилактических мероприятий на время адаптационного периода.

В ДОУ используется ступенчатая система адаптации: начиная с 2-х часов пребывания ребенка в группе и до полного дня.

В коррекционной группе с детьми  работают 2 воспитателя, помощник воспитателя, дефектолог. Кроме этого функционирует учебно-оздоровительный блок, в состав которого входят:

  • педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель;
  • коллектив медицинских работников: врач-педиатр, врач-физиотерапевт, невропатолог, хирург-ортопед, инструктор по ЛФК, массажист, медсестра, медсестра физиотерапевтического кабинета.

В нашем детском саду создана необходимая материально-техническая база. Мы располагаем спортивным залом, залом лечебной физкультуры, тренажерным залом, массажным кабинетом, плавательным бассейном, имеется музыкальный зал, спортивный зал, логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, физиотереапевтический блок, который оснащен необходимым оборудованием для проведения электролечения, светолечения, виброакустической терапии, магнито- и рефлексотерапии,   озокеритолечения (всего 26  наименований), имеется ингаляторий.  

В связи с тем, что у большинства детей есть нарушения в опорно-двигательной системе, мы много внимания уделяем повышению двигательной активности детей. С этой целью приобрели сухой бассейн, горку, лабиринт-улитку, домашний стадион, «лего» для развития мелкой моторики рук, специальные тренажеры, коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажеры.

В группе также имеются мягкие модули, много практического материала М. Монтессори. Есть детям и где отдохнуть, и уединиться. Для этого имеется группах мягкий уголок, французские домики уединения.

Уделяется также большое внимание организации двигательного режима  на свежем воздухе. На территории ДОУ имеется разнообразное современное спортивно-игровое оборудование, качалки, спортивный стадион, гимнастический городок.

Весь коррекционно-педагогический процесс имеет 2 ступени.

I ступень – подготовительный (адаптационный) процесс, который включает в себя воспитание детей от 3 до 4 лет. На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, создание положительной установки на посещение группы, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития и проводится подготовительная работа к усвоению программ II ступени. Главная задача для наших педагогов на этой ступени является формирование у  малышей с  ОВЗ  готовности к образовательной деятельности, развитие интереса к окружающему миру, предметно – практической деятельности общении с детьми и взрослыми, а также базовых навыков самообслуживания, общения, и социального поведения на основе доверительного отношения между педагогом и ребенком.

II ступень – основной процесс, который включает в себя воспитание детей от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи специального дошкольного образования, и формируется готовность к школьному обучению. Акцент в работе делается на формирование социально значимых навыков и умений, их применение в доступной детской деятельности.  

На этой ступени дошкольного образования решается ряд педагогических задач, позволяющих сформировать коммуникативные, бытовые, умения и навыки, необходимые малышам для первичной адаптации в обществе и продолжении образования. Продолжается мониторинг и работа по индивидуальным программам развития познавательной деятельности. На этом этапе мы включаем программы «Трудотерапия» и «Адаптация» (разработанные на основе рекомендаций И.А. Смирновой «Специальное образование дошкольников с ДЦП», С. -  Пб., «Детство-Пресс»).

Программа «Адаптация»нацелена на обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ  в общественную жизнь. С этой целью мы работаем над такими проблемами, как:

1. Обогащение представлений об окружающем мире.

2. Развитие познавательной деятельности путем формирования способов познания окружающего.

3. Развитие речи.

4. Развитие игровой деятельности.

5. Формирование умений ориентироваться в окружающем.

6. Формирование навыков общения в различных ситуациях.

7.Формирование навыков самообслуживания.

8. Формирование культурно-гигиенических навыков.

9. Формирование навыков поведения в различных ситуациях с коррекцией эмоционально-волевых нарушений.

10. Формирование самосознания личности.

Планируя работу по данной программе, мы учитываем коррекционную направленность, связь с дефектологом по развитию познавательной деятельности детей. Ознакомление с окружающим в любом случае связано с развитием сенсомоторной сферы, речи, внимания, памяти, мышления, математических представлений. И этот процесс носит систематический и планомерный характер. В целом вся работа по адаптации у нас направлена на формирование нравственного осознания человеческих отношений, восприятия эстетики окружающего и стремление к ней в быту, оптимистической позиции.

Программа «Трудотерапия» в нашей работе – незаменимое средство социальной абилитации. Трудотерапия призвана повысить уверенность ребенка в своих силах, его самостоятельность. Родителям при этом через реализацию программы «Трудотерапия» мы помогаем реально и оптимистически оценить возможности больных детей и избежать гиперопеки в их воспитании. Целью трудотерапии является максимальное развитие качеств личности, обеспечивающих социальную адаптацию ребенка. Поэтому мы для реализации этой цели работаем над следующими задачами:

  1. Формирование осознания значимости собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности.
  2. Формирование навыков общения в процессе трудовой деятельности, умения работать в коллективе.
  3. Развитие зрительной памяти и восприятия.
  4. Развитие функции руки – опорной, указательной, отталкивающей, хватательной.
  5. Развитие зрительно-моторной координации.
  6. Развитие внимания, памяти.
  7. Развитие мышления через формирование умения планировать свою деятельность.
  8. Корригирование эмоционально-волевой сферы и поведения, развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, самоконтроля и самооценки.
  9. Развитие желания заниматься трудом, воспитание привычки к трудовому усилию, готовность участвовать в интересной работе.
  10. Формирование навыков и культуры труда.
  11. Воспитания творческого воображения, художественного вкуса.
  12. Развитие умений изготавливать некоторые виды поделок.

При отборе содержания программы воспитатели учитывают характер трудовых операций. Предпочтение отдается, прежде всего, видам деятельности, при которых наиболее успешно развивается ручная моторика. В процессе трудотерапии обеспечивается не только моторное, но и сенсорное развитие. При изготовлении поделок воспитатели обращают внимание детей на цвет, форму, фактуру, звучание материалов и инструментов. Также мы учитываем и характер двигательной недостаточности ребенка, и его индивидуальные возможности. Правила личной гигиены, навыки самообслуживания – вот начальный момент трудотерапии. Уходят в прошлое капризы, ожидание выполнения всех видов деятельности вместо себя родителями. Да и родители начинают видеть не только болезнь детей, но и то, что их дети, преодолевая трудности, одерживают хоть и маленькие, но очень значительные  Победы над беспомощностью и недугом.

Благодаря специально организованной форме проведения педпроцесса, в нашем детском саду создана широкая возможность для разнообразного общения детей, как с взрослыми, так и со сверстниками. Маленькие воспитанники коррекционной группы ежедневно общаются со здоровыми детьми на прогулке, совместных праздниках и развлечениях, объединяются  для проведения совместных мероприятий воспитательного характера. При этом проблемы общения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями у нас в ДОУ не существует. Более того, подобного рода общение обогащает социально-эмоциональное развитие нормально развивающихся детей уникальным и необходимым в будущей взрослой жизни опытом взаимодействия  с теми, кто в силу не зависящих от них обстоятельств оказался менее смышленым, умелым, но от этого не менее добрым и отзывчивым. Здоровые дети с особой заботой и пониманием относятся к детям с ограниченными возможностями: умеют поделиться игрушками, уступить место, принести укатившийся мяч и т.п., в их душах закладываются основы толерантности, понимания, терпимого отношения к особым детям.

В детском саду стало традицией проведение совместных мероприятий - праздников, вечеров развлечений - для родителей и детей из обычных групп и группы кратковременного пребывания. Такая форма организации работы ДОУ способствует достижению детьми-инвалидами прогресса в своем психофизическом и социальном развитии. Совместное воспитание и обучение дает основу для их социальной адаптации. Благодаря общению, занятиям, играм с другими детьми они учатся оценивать свои возможности, а это важно для того, чтобы в дальнейшем они могли лучше обращаться со своей инвалидностью и достигать большей автономии.

Для родителей детей с ОВЗ проводятся лекции-семинары, индивидуальные беседы-разъяснения по воспитанию и обучению детей. Разработана система психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Ее основное содержание - формирование адекватных способов взаимодействия родителей и их ребенка. Поэтому важным моментом в работе стали регулярные встречи родителей, педагогов, различных специалистов, где обсуждаются эти и другие вопросы, решаются возникающие проблемы.

Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.

Еще одной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дали детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми и способствовали организации сотрудничества педагогов и родителей.

Педагоги обсуждают с родителями сценарии праздников, в которых они принимали непосредственное участие, исполняя роли вместе с детьми, и такое совместное творчество стало традицией. Необходимыми оказались для родителей и занятия по обучению детей навыкам самообслуживания, в результате чего к концу года некоторые дети стали обедать без помощи взрослых.

Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание - исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.

Результатом нашей работы стало то, что нашим ребятам легче адаптироваться к обычной жизни и ничем не отличаться от  обычных людей.

В условиях работы нашего ДОУ мы постарались создать благоприятные условия для  психического и физического здоровья детей, для реализации индивидуального подхода к ребенку, для общения и жизни в одном коллективе.

Несомненным достижением данной работы является то, что каждый год часть выпускников поступают в массовую школу. Наши выпускники успешно проходят адаптацию в социум, многие из них добились больших успехов в жизни. Мы гордимся нашей выпускницей – Еленой Бурдыкиной, ставшей многократной паралимпийской чемпионкой Мира,  Европы, России  по легкой атлетике.

Подводя итог, хочется отметить, что существование образовательных учреждений с установкой на интеграцию, хотя бы частичную – эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в обществе, и построения общества ПРИЕМЛИМОГО ДЛЯ ВСЕХ. Общество должно осознавать, что дети разные, но при этом могут и должны общаться, уважая потребности и возможности друг друга. Терпимость, приятие, как и уважение, сочувствие, а также готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста.

Вместе с тем, дети с ОВЗ имеют право на перспективы разностороннего развития, счастья от успешности в жизни, от реализации своих возможностей. Ведь спектр способностей человека столь велик, что довести до совершенства развитие каждой невозможно. Нужно сделать выбор в пользу реализации одной или нескольких способностей. Так, проблема со слухом не мешает стать художником, а проблема со зрением не препятствует развитию литературного таланта. Таких примеров в жизни достаточно.

Сегодняшние дети завтра станут работодателями, служащими, политиками. Дети, обучающиеся с непохожими на них сверстниками, будут готовы к разнообразию в обществе, будут терпимы и сострадательны и, безусловно, подарят миру равенство и гармонию.


[1] ¹ «Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования », Малофеев Н.Н., Маркович М.М.. Шматко Н.Д., журн. «Управление ДОУ» № 6 , 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Существует множество форм и методов взаимодействия с родителями в рамках ФГОС. Для решения задач обучающего плана нужно знать, что хотят родители в общении с педагогом.  Родители хотят быть увере...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закрепле...

Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...

Организация модели сопровождения детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольным образованием, в условиях социокультурного пространства МА ДОУ

Каждый ребенок  дошкольного возраста имеет право на обеспечение доступности образовательных услуг дошкольного образования, но в реальности родители не могут этим воспользоваться из-за...

"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...