ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их обучения в школе. Выполняя графические упражнения, дети учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_matveeva_e.a.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

В системе дошкольного образования произошли изменения, которые отразились на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи. Это проявляется в стремлении к использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из главных задач дошкольного воспитания.

На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению и счету,  но недооценивают проблему обучения дошкольников графическим навыкам письма.

Однако, для большинства детей, самым сложным предметом в начальной школе является письмо. Поэтому наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. [4]

Медицинская и педагогическая статистика, за последние годы, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР).

У большинства детей данной категории  при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. [3]

В исследованиях ученых подчеркивается, что  дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.Н.Моргачева, М.Н.Перова, К.В.Щербакова, Л.П.Уфимцева, Э.В.Якубовская и др.). Исследования Т.Б.Филичевой,  Г.В.Чиркиной  показывают, что в практике   логопедической   работы  недостаточно используются упражнения, направленные   на   развитие   графических   навыков  у детей  с  общим   недоразвитием   речи   при подготовке детей к школе.

Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет нам считать упражнение основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка. [2]

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка с ОНР. [1]

 У детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются специфические особенности формирования графических навыков, такие как, недоразвитие кинестетического праксиса; недоразвитие динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень  развития  координации  движений руки;  нарушение зрительно-пространственной ориентировки; затруднения  ориентировки в окружающем пространстве; плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушено умение копировать предложенный образец; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению. [3]

Что же включает в себя понятие графические навыки.

Под графическими навыками подразумевается владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д. [4]

Для того чтобы ребенок успешно овладел навыками письма, у него должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок можно выделить следующие:

  • развитая мелкая моторика - достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • развитая зрительно-моторная координация - способность согласовывать движение руки и взгляда;
  • сформированное чувство ритма - ритмичное движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость - необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание - умение воспринимать изображение в целом;
  • сформированные зрительно-пространственные представления - чувство композиции, формы.

Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». [4]

Используя методику Горбатовой Е.В.,  были определены следующие мероприятия по формированию графических навыков у детей с ОНР.

В зависимости от сложности и уровнем точности их исполнения, задания упражнений и дидактических игр можно разделить на три этапа.

I этап - дети закрепляют умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях. На этом этапе проводились следующие упражнения:

  • штриховка -  дети учатся не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3 -0,5 см).
  • рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы. 

А такие графические игры как «Дострой замок» тренирует руку малыша в проведении параллельных линий, «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик» помогают детям овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные соотношения и т. п.). 

На этом этапе дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуются навыки проведения линий неотрывным способом. Точность выполнения упражнений этого блока относительная.

II этап - происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам, самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков.

На этом этапе проводились следующие игры и упражнения: «Накорми мышку сыром», «Найди фрагменты изображения», «Повтори рисунок по клеточкам» закрепляют у детей умения не только следовать заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клеточки, расстояние между фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.

Выполнение данных графических упражнений требует более уверенного, целенаправленного характера движений руки ребенка.

На III этапе дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.

На этом этапе проводились следующие игры и упражнения:  обведи рисунки точно по линиям плавным неотрывным движением, дополни столбцы недостающими рисунками, рисование предметов по словесной инструкции педагога, нарисуй такой же рисунок по памяти, обведи рисунки по пунктирным линиям, укрась фонарик по образцу,  обведи рисунки по контуру, не отрывая руки.

Усложнение претерпевает и характер графических упражнений: от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы.

 Выполняя графические упражнения, дети учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

Таким образом, следует уделять особое внимание формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР именно графических навыков. Использование описанных игр и упражнений позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе.

Использованная литература:

1. Гаврина С.Е. и др. Готовим руку к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, рисование, лепка [Текст]: пособие для детей 6—7 лет./ С.Е.  Гаврина - Ярославль: Академия развития, 2008. — 64 е.: ил. — (Уроки для дошколят), с.2.

2. Горбатова В.В.  Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования./ В.В. Горбатова  -  Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) [Текст]: учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.

4. Циновская С.Л. Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста [Текст]/ Циновская С.Л.  //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2015 - № 9 – с.36 – 38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голосовые игры и упражнения - как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста

В мастер-классе рассказывается о взаимодействии Детского сада со Школой искусств, в котором используются новые игры и упражнения взятые из опыта работы педагога раннего эстетического развития детей....

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье описаны рекомендации и  словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...

Презентация "Использование физических упражнений как средства формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста"

Процесс формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возрастаЦЕЛЬ    ИССЛЕДОВАНИЯ: Раскрыть влияние физических упражнений для формирования правильной осанки у детей ...

Статья «Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...