План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Берсенева Марина Константиновна

  Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
zv.k-g.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Берсенева М. К. Учитель-логопед ГДОУ д/с № !35  г. Санкт-Петербург

__________________________________________________________________________

30 марта, 2011 Конспект занятия.

Тема: Дифференциация звуков [к]-[г].  Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

          (Подготовительная к школе группа)

Цели:

  1. Сравнение и характеристика  звуков.
  2. Развитие фонематического слуха.
  3. Закрепление навыков чёткого различения звуков [к]-[г] в слогах, словах и  предложениях.
  4. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «гармонь».  
  5. Подбор родственных слов.
  6. Проговаривание слов сложной слоговой структуры.
  7. Составление предложений с предлогом «на» по схеме.
  8. Развитие памяти, внимания, мышления.
  9. Развитие общей моторики.

Оборудование: символы гласных звуков; символы согласных звонких и глухих звуков; «волшебный мешочек» с набором фишек; мяч; предметные картинки со звуками [к]-[г]: кости, гости, игра, икра, медведь гармонист, лиса гармонистка; раздаточный материал  для составления звуковых схем; графическая схема предложения, набор макетов цветов с цифрами..

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Повторение гласных звуков (предлагаются схематичные рисунки символов звуков [а], [у],  [о], [и], [ы], [э])

Упражнение «Незабывайка»:

Вспомните слова, где:  

  1. гласный звук [у] находиться в середине;
  2. звук [а] находится в конце слова;
  3. в слове находится два любых гласных звука.

2. Повторение пройденного материала.

Характеристика согласных звуков.

Показываются символы.  

Логопед: « Какими бывают согласные звуки?» (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).  

Игра « Волшебный мешочек». В мешочке   фишки зелёного и синего цветовых оттенков с неровными краями. Когда ребёнок опускает туда руку, происходит непроизвольный массаж подушечек пальцев. Ребёнок достаёт фишку и придумывает слово на звук, данного цвета.

Логопед: « Какого цвета фишка? Какой согласный звук обозначает фишка этого цвета?

Придумай слово, где заданный звук находится в начале слова».  

3.Знакомство с новым материалом.  

Логопед: «Дети, послушайте слова»

Логопед воспроизводит ряд из слов со звуком [к]: конфета, лук, молоко. Затем просит детей сказать, какой звук повторяется во всех этих словах. Далее воспроизводится ряд из слов со звуком [г]: гантели, гусь, магазин. Затем просит детей сказать, какой звук повторяется во всех этих словах.

Озвучивается тема занятия: «Будем учиться сравнивать и правильно произносить звуки [к]-[г]». На наборном полотне располагаются символы звуков.

Детям предлагается произнести звуки и отличить их по звонкости и глухости, путём прикладывания ладони к горлышку и  дать характеристику звуков.

Логопед: «Чётко произнесите звуки [к]-[г]» Каждый из детей индивидуально проговаривает звуки.

Речевая зарядка.

Логопед: «Чётко произнесите слоги, передавая мяч друг другу по цепочке.

Словарный материал: ка-га-ка, ку-гу-ку, ко-го-ко, кэ-гэ-кэ. Каждый из детей индивидуально проговаривает слоговые ряды.

Различение звуков на слух в словах

Игра «Слуховички».

Логопед: « Послушайте звуки в словах» Даётся инструкция.  

Символы звуков располагаются слева и справа от ладошек. Ладошки ставятся ребром. Если ребёнок слышит слог со звуком [к], то закрывает ладошкой соответствующий символ и наоборот.

Предлагаются слова: гараж, курица, гантели, нога, сок, виноград, веник.

Игра «Измени слово»  Детям предлагается изменить в словах звук [к ] на звук [г], игра с мячом.

Словарный материал.

Кол-гол

Котлеты-галеты

Кора-гора

Куст-густ

Кол-гол

Икра-игра

Кости-гости

Горка-корка

Упражнение «Повторялки» Детям предлагается произнести слова парами, сначала слова произносит логопед, а затем дети (хоровое проговаривание). Уточняется значение каждого слова. Слова: икра-игра, кости-гости

Различение звуков на слух в предложениях.

Упражнение «Шутки». Детям предлагается послушать предложение и найти ошибки.

Предложения.

К Кате пришли кости (гости).

Наш Бобик грызёт гости (кости).

У Кости интересная икра (игра).

У Кати вкусная игра (икра).

Логопед:  

«Шутки все мы рассказали

Очень сильно мы устали».

4.Физкультминутка (речь с движениями).

 «На полянке дом стоит,

Но, а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

В этот дом всех приглашаем.

В доме стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка.

Два бочонка под столом,

Вот такой мы видим дом.

Мишка в домике сидит

На гармони он играет,

В гости нас он приглашает».

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

5.Звуковой анализ слова «гармонь».

Выставляется картинка.  Определяется значение слова (гармонь – это музыкальный инструмент).

Предлагается вспомнить правило об определении количества слогов в слове, а затем выбрать из предложенных схем, подходящую к слову «гармонь».

Затем дети отхлопывают слоги, называют первый слог, выкладывают схему слога «гар», называют второй слог, выкладывают второй слог «монь», называют все звуки по порядку в слове «гармонь» Логопед предлагает назвать только гласные звуки, назвать только согласные звуки, назвать первый, второй, третий, четвёртый пятый и шестой звуки.

Игра «Пчёлка».

Логопед: « Помогите пчёлке собрать нектар».

Дети выбирают цветочки с цифрой, вспоминают какой по  счёту данный звук. Выстраиваются в цепочку и, каждый из детей называет свой звук, а затем на каждый звук делают шаг. Таким образом, каждый ребёнок называет все звуки в слове по порядку, отшагивая каждый звук.

Логопед: «Какой звук стоит между звуками [м], [о]?»

«Какой звук стоит перед звуком [а]?»

«Какой звук стоит за звуком [о]?»

Составление предложений по вопросам.  

Выставляются картинки мишки-гармониста и лисы-гармонистки

Логопед: «Если мишка играет на гармони, то он кто?» (слово «гармонист» дети отхлопывают по слогам)

Логопед: «Если лиса играет на гармони, то она кто ?» ( слово «гармонистка» дети отхлопывают по слогам)

Логопед: «Гармонист и гармонистка – это профессии музыкантов»

Логопед: «Скажи про себя, я ……».

Дети: «Я гармонист, я гармонистка».

Логопед: «Составьте  предложения из четырёх слов со словами  «гармонистка», «гармонисты» и с предлогом «на» по схеме.

На наборном полотне выставляется графическая схема предложения.

Дети составляют предложения по схеме из четырёх слов.

Логопед: «Какое у  гармонистки настроение?» (весёлое, радостное)

Логопед: «Составьте предложение из пяти слов.

Дети составляют предложения по схеме из пяти слов.

Дети: «Весёлая гармонистка играет на гармони».

Логопед: «Назовите слова со звуками [к ], [г] в предложении.

6.Подведение итогов занятия. 

Логопед: «Какие звуки учили? Чем они отличаются?»

Логопед: « Молодцы, ребята! Вы все сегодня хорошо занимались».

2

Resource id #1604Resource id #1603Resource id #1603

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с'], [з], [з']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с"], [з], [з"], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетли...

Методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений

Пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием логопедического занятия. В первую очередь акцент в лек...

Дружно мы Весну встречаем.

Сценарий праздника для старшей группы....

Приказ МинОбрНауки России от 23 ноября 2009 г. № 655

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утвержд...

Едем в гости к Бабушке Арине.

 Праздник для средней группы....

Конкурсное открытое занятие районного уровня. Тема: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

 Цели и задачи.  Дать представление о перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни.&n...

Открытое занятие для старшей группы. Тема: «Птичий двор». (Устное народное творчество.)

 Цели:- дать представление о домашних птицах и их птенцах, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах;- расшир...

Опыты с водой для малышей.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает р...

Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

 Содержание       Введение………………………………………………………………………….......4Глава 1.  Теоретич...