План-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме:
Конспект занятия в старшей группе "Моя любимая кукла"(по музейному экспонату)

 

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития эмоциональной сферы ребенка, на  различных занятиях, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Моя любимая кукла doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в старшей группе

 « Моя  любимая  кукла»

(по музейному экспонату)

Цель: Познакомить с объектом музея – куклой,  ее возникновением  и назначением.

Программное содержание:

1.  Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.

2.  Формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании  прилагательных, ласковых имен.  Обогащать словарный запас детей.

3. Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим. Воспитывать бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека.

Оборудование: тряпичная кукла, одеяло лоскутное, мини-музей «Кукол», словарь Ожегова, магнитофон, аудиозапись.

Предварительная работа: разучивание пальчиковых игр, игры с куклами, чтение рассказа И.Рюминой «Куклы наших бабушек», беседы о  любимых игрушках.

Словарная работа: Лоскутное, тряпичная.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня у меня есть для вас  новость. У нас  в детском саду  появился   мини-музей.   А как вы думаете, что собрано в этом музее?  (ответы - предположения).

- Хотите узнать? Узнаете, если отгадаете загадку:

 Что все это значит?

 Дочка, а не плачет;

 Спать уложишь –

 Будет спать

 День, и два, и даже пять.

- О какой игрушке говорится в загадке? (ответы детей) Какие слова загадки подсказали вам правильный   ответ? (ответы детей)

-   Хотите,  мы с вами отправимся в этот музей. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.

Идем в музей «Кукол».

-  Ребятки посмотрите, как  много кукол. Этот музей создали дети, родители и воспитатели  подготовительной группы.  Они очень старались.

 Что обозначает слово “кукла”, где появились первые куклы, кто играл с куклами раньше. Ответы на все вопросы я  искала  в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла.  Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному.

  1. В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека  (зачитывается при детях из словаря).
  2.  По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
  3. По-японски кукла — “нинте”, что так и переводится — “образ человека”.

История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы  

Все на свете куклы очень разные.

 

                  Презентация выставки кукол воспитателями  подготовительной группы

(Приложение № 1)

 

- Ребятки, здесь есть очень интересная кукла.   Посмотрите на нее. (Обращаю внимание детей на  тряпичную куклу).

- Как вы думаете, как она появилась в этом музее? (ответы-предположения)

 - Ребятки, вы любите слушать истории.

 - Да

- Тогда  присаживайтесь поудобнее, я хочу рассказать вам интересную историю. Это было давно. Жила была на свете маленькая  девочка. Как звали ее? (придумывание имен).               -  Какой она могла быть?

- Доброй, капризной, красивой….(ответы-предположения)

- Да, она была такой же, как и все детишки. А звали ее Галинкой. Я принесла вам ее фотографию. Вот она. Посмотрите внимательно, может, вы ее узнаете. Узнали? (ответы детей)

-Да, это ВЫ.

- Да, это моя фотография. Такой я была маленькой. Ребятки, как вы думаете, были у меня игрушки? (ответы детей)

- А у вас много игрушек? А откуда они у вас? (ответы детей)

- Вам, ребятки, игрушки покупают, а когда я была маленькая, такой возможности у родителей не было. Поэтому нам игрушки мастерили мамы, бабушки.

-  Вот эту  любимую  игрушку я хранила до сих пор. (показываю свою старую куклу) А когда узнала про музей кукол, решила принести ее.

 - Как вы думаете, из чего она сделана?

- Из тряпок.

- Значит она какая?

- Тряпичная

- А какое ласковое имя вы бы ей дали? (ответы детей)

- А я ее звала Оленькой.

У меня есть кукла Оля

Не кривляка, не ломака.

Нет нарядней и милей

Куклы Оленьки моей.

Я подругу обнимаю,

Умываю, одеваю,

Каждый день

И каждый час

Не свожу с любимой глаз.

Дорогая, кукла Оля,

Улыбнись ты мне хоть раз!

-  Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?

               

                    Пальчиковая игра  «Куколка»

Наша куколка гуляла  (шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

  - Я тоже с ней играла.  Пеленала   ее вот в такое одеяльце. Его сшила моя бабушка. (Показываю лоскутное одеяльце).

- Из чего оно сшито? Значит оно какое? (лоскутное)

- Я клала куколку на одеяльце, заворачивала.   Потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную. Послушайте какую.

Изь, изь, нуные

Улмопуысь сяськае.

Учы тыныд кырзалоз,

Зарни муш чечы ваез.

- А на каком языке я пела? (на удмуртском). Да, я пела на своем родном языке – удмуртском.

  И куколка моя засыпала.

- А вы хотите спеть колыбельную песенку  для моей куколки? (2- 3 детей)

-  А что еще можно делать  с этой куклой?

-  Кормить,   одевать, лечить, гулять….

- Да,  можно поиграть с нею, нарисовать ее, слепить. А вот один человек про   куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет, придумывает музыку. Давайте послушаем, какую же музыку про   куклу сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор.

 (Звучит пьеса «Новая кукла» из детского альбома П. И. Чайковского.) Вам понравилась музыка? Что вам представлялось, когда вы ее слушали? (ответы детей).

- Ребятки, вам понравилась история о том, как моя кукла попала в музей?

- А хотите узнать, какие еще куклы   делали наши бабушки?

Об этом поговорим на следующем занятии. Научимся   делать куклы  своими руками.  

Приложение №1

Презентация  мини-музея  «Кукольный калейдоскоп»

Эпиграфом к нашей коллекции кукол

Стали слова Салтыкова-Щедрина:

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная,

Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

Ваня

Давай-ка, Алена,  в наш музей

Пригласим  скорей гостей.

Пусть подивятся дети

На разные куклы эти.

Экскурсию для вас проведем

Про экспонаты рассказывать начнем.

Алена

Народные куклы забавны и просты

Их в магазинах вам не найти.

Закрутками называются

Из ткани простой собираются.

Эти куклы природа дала

Вот из соломы, а эти из льна!

Ваня

Пучками собранные ниточки

Получились куклы мартинички.

Если больше узнать хотите,

Папки «Виды кукол» посмотрите!

Матрешек очень любят дети,

Потому что в них секретик

Алена

Неваляшка – друг всегда

Не ложится никогда,

Ее за это малыши

Полюбили от души.

А вот эти чудесные аристократки

Не имеют недостатков.

Так прекрасны и нежны

Покорили всех они. (фарфоровые куклы)

Ваня

Для этой крохотной страны

Мини-куколки нужны, ведь умещается она

Лишь на краешке стола.

Сколько нужно любви и тепла,

Чтобы вырастить малыша!

Его вовремя накормить,

Песенку спеть и спать уложить.

С Baby –bonom справляются сами

Наши девочки  little мамы!

Алена

Современных наших девчонок

Барби и Мокси пленили с пеленок.

Ими гордятся, ими живут

Им и наряды модные шьют.

 Народов  разных  немало на свете

О них, конечно, должны знать все дети.

Много национальных куколок тут,

Посредством которых знания придут.

Методический материал очень богатый

Может использовать каждый воспитатель.

Антропология, культура и быт

Для использования на занятиях подойдут.

 

Ваня

Современная кукла на то и современна,

Потому что у нее все совершенно:

И прическа, и внешний прикид,

И поет она, и говорит!

От нечего делать куклы такие

Придумали дамочки городские.

Полюбились нам они

Мастерим их и ночи, и дни!

Алена

В театр каждый день ходить

Просто невозможно.

А вот спектакль сообразить

Очень даже можно!

Потому что есть у нас куколки такие

На руку оденешь их – станут как живые!

Сказку вам расскажут сами

Нашими голосами.

Ваня

Мы завершаем рассказ

Про кукол, музей, и про нас! 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе

Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе...

Конспект занятия в старшей группе "Огонь враг или друг"

В МБДОУ №21"Гвоздика" воспитатели Латыпова А.Б. и Загидуллина З.М. провели открытое занятие на неделе "Специалист" по те...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе « Безопасность на дороге»

занятие  по закреплению знаний правил дорожного движения в старшей группе...

Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»

 Конспект занятия в старшей группе         «О чём поют весной птицы?»   &nb...

Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"

Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ " Мой город Набережные Челны"

Данное занятие   составлено для ознакомления детей старшей группы с родным городом  НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСП...

конспект занятия по ИЗО в старшей группе на тему "Уж верба вся пушистая"

 : Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей рисовать ветки вербы и...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Род...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

 Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать ум...