План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме:
проект "Лук от семи недуг"

Проект "Лук от семи недуг" был осуществлен с детьми младшего дошкольного возраста. Была выбрана тема проекта, разработана документация. В проект была включена теоретическая, практическая и продуктивная деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

                                        Паспорт педагогического проекта

Автор  проекта

Кучеренко Елена Александровна, средне- специальное, 10 лет, 2-я категория.

Тема

«Вот весёлый огород, что тут только не растёт!»

Тематическое поле

Выращивание рассады лука зелёного.

Название проекта

«Лук от семи недуг»

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский.

По содержанию:  естественно - научный.

По числу участников: группа

По времени: кратковременный.

По характеру контактов: в рамках группы.

Проблема

Развитие коммуникативных и трудовых навыков детей.

Актуальность проблемы.

Цель

Показать значимость овощных культур (лука зелёного) для развития, роста и здоровья человека.

Задачи

  1. Теоретически и практически обосновать и показать значение лука для здоровья детей.
  2. Приобрести знания и умения в благоустройстве «мини огорода».
  3. Проследить динамику роста саженцев.

Гипотеза проекта

Предполагаемый результат

Сформированные коммуникативные навыки общения в совместном труде.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Получение первого опыта посадки луковиц и уход за ними.

Методы проекта

Наблюдение, познавательные игровые занятия, совместные игры, игры - сказки

Форма презентации

Цикл занятий по теме.

Мероприятия

Формы работы с детьми

  1. Изучение необходимого материала по данной теме.
  2. Цикл занятий по теме.
  3.  Подбор стихов, загадок, народных пословиц и поговорок.
  4. Конкурс детского рисунка “Огородное чучело” (после данного занятия).
  5. Овощи (натуральные или муляжи) Корзина (блюдо, разнос) для овощей.
  6. Составление  конспекта занятия

Формы работы с родителями

  1. Подбор необходимого материала по данной теме.
  2. Систематизация подбора полезных советов
  3. Подготовить газету “Лук от семи недуг”

Конспект занятия для 2 младшей группы на тему « Лук от семи недуг»

Цель: показать значимость лука для здоровья человека.                                                       Предварительная работа: 

  1. Подбор и изучение необходимого материала по данной теме.
  2. Оформление стихов, загадок, пословиц и поговорок.
  3. Систематизация подбора полезных советов
  4. Подготовить плакат “Лук от семи недуг”
  5. Корзина со знакомыми овощами – горохом, капустой, картошкой.
  6. Составить конспект занятия.

Ход занятия:

Участники свободно расположились по комнате. В уголке сидит Хозяюшка и собирает луковицы в косы.

Входит Чучело: Ох, что это сегодня за запах стоит здесь у тебя, Хозяюшка? Да же глаза защипало. (осматривается по сторонам)

Хозяюшка: Что ты так разволновался, Чучело Огородное, аль забыл, что я собрала большой урожай лука, вот сижу, косы плету из лука, чтобы легче его было сохранить за зиму. А лука-то запасти много надо, зима-то в Сибири длинная, холодная. Ребятишки–то часто простывают, вот и приходится лекарство с осени заготавливать.

Чучело: Лекарство? При чем же здесь лук?

Хозяюшка: Ах, ты, Чучело Огородное! Огород–то стоишь, все лето охраняешь, и не знаешь ничего о луке. Ребята, прочитайте для Чучела, что здесь написано (показывает на плакат) – “Лук – от семи недуг”

Чучело: Да, я хоть и стою на огороде, отпугивают ворон, но наблюдаю за тобой Хозяюшка, когда ты готовишь грудки под лук, садишь луковицы, да и как жарким летом ухаживаешь за луком. Ребята, а кто помогал своей маме высаживать лук на грядки, или видели, как сажали лук мамы, бабушки. Расскажите, пожалуйста. (рассказы детей)

Посадили мы на грядке лука целых три десятка.
Были луковки так мелки, поместились все в тарелке.
Урожай пришли копать: лук наш вырос – не узнать!
Уж тарелка им мала, не хватает и ведра!

Хозяюшка: Ребята, помогите мне разложить лук по корзинам – большие луковицы – в большие корзины, поменьше луковицы – в средние, а мелкий лучок – севок – в маленькую корзинку

Дети делятся на 3 команды, каждому капитану команды дается корзина и ребята собирают лук с “грядок” (количество луковиц у всех команд должно быть равным)

Чучело проверяет, как ребята справились с выполнением задания. Хвалит ребят.

Физминутка:

В огороде поутру погляди на грядку: - наклоны вперед - назад

Лук зеленый на ветру делает зарядку. - потягивание вверх;

На зарядку встали вряд репа и редиска, - ходьба на месте;

Там листочки вверх глядят, - поднять руки вверх, помахать

Здесь – пригнулись низко. - присесть

. Я загадаю вам загадку. “Маленький, горький, луку брат” что это?

Ребята : Чеснок.

Хозяйка: Ребята, что вы знаете о чесноке? (В ходе беседы поясняет, добавляет данные об этом огородном растении)

Хозяюшка: Ребята, мои внучата – шаловливые ребята, набросали в мой сундук свои игрушки, не посмотрев, что я туда уже высыпала лук. Помогите мне вытащить лук из сундука, но только не подглядывайте, постарайтесь на ощупь отыскать луковицы. (Проводится игра по принципу “Чудесного мешочка”) Из сундучка ребята вытаскивают луковицы.

Чучело: Ну, что ребята, пора прощаться. Мы сегодня с вами раскрыли еще секреты одного овоща – лука. Что вам больше всего запомнилось во время сегодняшней встречи? (Рассказы детей) Но секреты раскрыты еще не все, поэтому наше путешествие будет продолжаться. До новой встречи!

Грядки

Сделали мы грядки в нашем огороде,
Все на них в порядке, лук зеленый всходит.
Все на них в порядке, лук растет прекрасно.
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не видали!
М. Садретдинов

Загадки:

  1. На одном буке семь шкур.
  2. Стоит поп на грядках, весь в заплатках.

Кто ни взглянет, всяк заплачет.

  1. Сидит барыня на грядке, вся в заплатках,

Кто ни взглянет, всяк заплачет.

  1. Пришла Панья в красном сарафане,

Начали раздевать, стали плакать и рыдать.

  1. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках, кто трогает, тот и ревет.
  2. Твердо знает каждый, кто рвать меня начнет,

Что даже герой отважный от этого слезы льет.

  1. Наш огород в образцовом порядке,

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда вокруг, пики зеленые выставил …

  1. В семьдесят одежек он плотно одет,

Часто приходит он к нам на обед.

Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь,

Как слезы прольешь.

  1. Стоит девица на грядке, вся в заплатках,

Кто взглянет, всяк заплачет.

  1. Сидит Марфушка в четырех рубашках,

Кто поцелует – тот и сморщится.

  1. Сидит дед в сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

  1. Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а ……
  2. Не бьет, не ругает, а от него плачут.
  3. Что без боли и печали приводит в слезы?
  4. Прежде чем его мы съели, мы наплакаться успели.
  5. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил …
  6. И зелен, и густ на грядке вырос куст (лук зеленый)

Пословицы и поговорки:

Лук от семи недуг.
Попросту, без луку, на крестьянскую руку.

Чеснок:

Загадки:

  1. Маленький, горький, луку брат

Конспект занятия для 2 младшей группы на тему « Вот веселый огород, что здесь только не растет»

Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.

Предварительная работа:

1.Подбор стихов, загадок, народных пословиц и поговорок. Классификация по темам:

  1. благоустройство огорода:
  2. посев семян;
  3. полив огорода;
  4. прополка огорода;
  5. помощники огородников;

2. Сбор иллюстративного материала по данной теме.                                                                      3. Овощи (натуральные или муляжи) Корзина (блюдо, разнос) для овощей.
13. Составление и оформление конспекта.

Ход занятия:

Ведущий: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

(Ответы детей)

- Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды? (Выслушать ответы детей) Послушайте - В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.

- Ребята, а какие вы знаете, овощи (участники встречи перечисляют название овощей, педагог выкладывает на разнос названные овощи). Мы с вами отправимся к этим овощам в гости, чтобы познать некоторые секреты их роста, использования человеком в пищу и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур.

В огороде.

По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна.
О. Бундур


Ведущий: - Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную Огородную страну, в которой овощи будут вам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях. А сопровождать нас будет, как вы думаете, кто? (предположения ребят) Что бы долго не думать, не гадать, давайте решим кроссворд.

1. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.

2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,
День и ночь они висят, опуститься не хотят.
Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову ……

3. Кто выращивает богатый урожай в полях и огородах?

4. Показался желтый бок, только я не колобок.
Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко, позови меня….Я ……..

5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,
Кто трогает, тот и ревет.

6. Покуда зелен – всем хорош, состарился – не ставят в грош.

- Отгаданы все загадки. Давайте в первом вертикальном столбике прочитаем слово. “ Ч у ч е л о ”. Ой, ребята, слово какое-то новое, незнакомое! Что оно обозначает? У кого на огороде есть огородное чучело?

Слышится шум, звон железных банок, стеклянной посуды. В зал входит Чучело.

- Ох, и устал же я ждать, пока вы решите кроссворд. Хотелось, чтобы вы догадались, кто вас поведет в мир приключений по Огородной стране. Я хочу вам рассказать о себе. Когда –то, давным-давно крестьяне ломали голову над тем, как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.

Физминутка:

Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Мы водой прохладной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

   выполняют имитирующие
   движения.

Семена редиса в землю мы сажали 
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

   - наклоны вперед
   - повороты вправо – влево

Ведущий: Чучело, а я знаю, как тебя еще можно называть – Огородный стражник. Ведь ты помогаешь нам спасать огороды от напрошенных гостей. Ты все лето: в жаркую погоду, в дождливый день и в звездную ночь стоишь на огороде, прислушиваешься к шуршанию листьев, ботвы, участвуешь в овощных беседах.

Чучело: Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н.И. Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили свое название. Их крестным был польский ученый Казимир Фунт, который предложил назвать их “витаминами” – от латинского слова “вита”, что означает “жизнь”. (эта информация для школьников) Мы с овощами постараемся помочь вам, ребята, постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки и в течение десяти встреч эти тайны будем открывать.

Чучело: Кто из вас, ребята, любит трудиться на огороде? Какую работу вы выполняете на огороде, чтобы вырастить хороший урожай. (Можно прочитать стихи о трудовой деятельности на выбор. См. Приложение)

Ведущий: Мы с вами живем на севере, где длительная холодная зима и короткое, не всегда теплое, лето. Что у вас на огородах построено для быстрого роста и созревания овощей? (теплицы, парники)

Парник.

На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.
Чтоб не случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

Чучело: есть у человека на огороде верные друзья – помощники. Что это за друзья, вы узнаете, отгадав загадки. (См. Приложение – “Помощники огородника”)

Ведущий: Ребята, что нам предоставляет природа для созревания овощей? (записываем на доске) Для дошкольников можно использовать иллюстративный материал или часть натуральных предметов - почва, вода. Как ласково можно сказать про каждого этого помощника? (почва – земелюшка; вода – водичка; солнце – солнышко; воздух - ветер – ветерок; насекомые - труженики).

Почва – плодородная
Вода – дождевая, речная
Солнце - теплое, жаркое
Воздух – свежий, теплый
Ветер – ласковый.
Насекомые - трудолюбивые

Ведущий: Кто из вас, ребята, знает пословицы и поговорки о семенах и овощах. (можно ребятам предложить составить пословицы и поговорки из двух частей) См. Приложение.

Чучело: народ на Руси придумал не только пословицы и поговорки, сочинил загадки, но и создал много народных песен об овощах. Давайте одну из них вспомним (читаем цепочкой)

- У нашей Аленки
Капустка в бочонке,
Огурчик в кадке,
- Морковка на грядке.
- У нашей Акульки
Картошка в кастрюльке,
- Бобы на окошке,
- Петрушка в лукошке,
- У нашей Аринки
Черника в корзинке,
- Рябина на нитке,
- Барбос у калитки!

Ведущий: вот и закончилось наше путешествие в мир овощей. Мы только изучили первую страницу, впереди нас ждут еще девять овощных секретов, девять встреч с Огородным чучелом и его друзьями. Мы будем с нетерпением ждать эти встречи. И так, в добрый путь, в мир таинственных витаминов.

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ
Землю грело солнышко, прорастало зернышко
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.

Л. Некрасова

Загадки:

1. Огород:

  1. Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

2. Помощники огородника:

Шланг:

  1. Проползла во дворе змея черная и длинная,

Огород наш поливала, на работе не зевала.

Бочка:

  1. Смастерили из досок и надели поясок.

И хранит посуда эта с грядки собранное лето.

  1. Сама я дубовая, а пояс мой ивовый.
  2. Стоит толстуха, деревянное брюхо, железный поясок.

Ведра:

  1. Два братца пошли в речку купаться.
  2. Эй, Назар, пора вставать, огород поливать,
    Поднимайся бодро, доставай-ка ………………………
  3. Из избы идут – пляшут, в избу идут – плачут.
  4. Один купается, другой на берегу дожидается.

Грабли:

  1. Зубасты, а не кусаются.
  2. Двенадцать коней одним поводком веду.
  3. Деревянный брусок, на нем растет лесок.
  4. Где прошла гребенка, выросла копенка.

Лейка:

  1. Из железа тучка, а у тучки – ручка.
  2. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.
  3. Семьсот ворот, один выход
  4. В длинном с дырками носу я без тучки дождь несу.
  5. Сбоку ручка, сверху ручка, а внутри вода.
  6. Огородник Федот с длинным носом живет,

Как наклонится, так дождь пойдет.

Лопата:

  1. Надели на палку стальную ладошку

И под ладошку сажают картошку.

  1. Вот ладонь на длинной ножке, выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая, а зовусь …………………………..

  1. Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

  1. Землю копала, грядки ровняла, ручейки прорывала

И ничуть не устала.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Проект "Лук от семи недуг"

Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Лук от семи недуг"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Лук от семи недуг"

Материал для показа детям, который содержит информациию о луке....

лук от семи недуг

лук от семи недуг...

Проект: Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (младшая группа)

 Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучи...

Проект .

"Зеленый лучок на подоконники"...

проект аквариум

проект краткосрочный...

Комбинированный проект "Капелька"

 1 Цель проекта: !1!!Формационный раздел: Расширить кругозор.Собрать и преподнести детям обьём доступной информации...

Проект "Русская берёзка"

Данный проект как ,  один из способов воспитания патриотизма у младших дошкольников....

Проект "Путешествие на экологическую тропинку"

 Проект: «Путешествие по экологической тропинке» Паспорт  проекта. Вид проекта: познавательно-и...

Проект "Животные у меня дома"

Проект рассчитан на 1 неделю...