Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме:
Календарное годовое планирование по патриотическому воспитанию

Антонова Наталья Александровна

Планирование работы с детьми  старшего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
aprel.docx19.42 КБ
dekabr.docx19 КБ
may.docx18.63 КБ
mart.docx16.61 КБ
noyabr.docx19.09 КБ
yanvar.docx19.96 КБ
fevral.docx20.19 КБ
sentyabr.docx20.86 КБ
oktyabr.docx18.64 КБ
planirovanie_raboty_na_2011-2012_god.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц: Апрель

Дата

Тема/

Программное содержание

Формы работы

Проектная деятельность

1-я неделя

«Голубые реки России».

Цель: Расширять представления детей о природных богатствах России. Разъяснить, что природные богатства дают возможность человеку улучшить свою жизнь, а человек своим трудом может украшать землю, а может губить. Воспитывать

ФЦКМ: « Волга – труженица».

Программное содержание: Рассказать детям об одной из рек России – Волге, познакомить с разными названиями этой реки: Волга – труженица, Волга – матушка, Волга – кормилица, Волга – красавица. Совершить с детьми « путешествие» по ней. Учить находить и показывать реку Волгу на карте России. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседы: « Почему раньше люди селились около рек?», « Какие реки России ты знаешь?», « Как выглядели русские города», « Наша планета»,

« Какие реки протекают в нашем городе?»

Чтение произведений о реке Волге.

Рассматривание картины И. Е. Репина « Бурлаки на Волге». Рассказ о тяжелом труде людей .

Вспомнить с детьми картину « Волок на Яузе».

Работа с картой России.

Д\И: « Покажи реку».

Прогулка с детьми к берегу реки Яуза.

2-я неделя

«Космос».

Цель: Расширять представления детей о космосе и космических полётах. Рассказать, что в космос летают люди разных национальностей, они дружны и поэтому у них всё получается. Познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики –

К. Э Циалковским, С. П. Королёвым. Закреплять знания о том, что первым космонавтом был гражданин России –

 Ю. А. Гагарин, первая женщина – космонавт тоже из России – В. Терешкова. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать гордость за свою страну.

ФЦКМ: «Наши земляки – космонавты».

Программное содержание: Закрепить знания детей о празднике День Космонавтики. Познакомить с космонавтами – нашими земляками Г.М. Стрекаловым, Е. В. Кондаковой. Воспитывать

Беседы: « Кто такие космонавты», «Планеты солнечной системы», « Голубая планета – Земля»,

« Семья планет», « Освоение космоса».

Чтение рассказов и стихов о космонавтах.

Рассматривание фотографий, слайдов, иллюстраций с изображением климатических зон планеты, первого спутника Земли, Белки и Стрелки, видов Земли из космоса.

Организация выставки, посвященной космосу.

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры « Космонавты».

Сюжетно – ролевая игра: « Космонавты».

Целевая прогулка к памятнику

Г. М. Стрекалову возложение цветов.

3-я неделя

«Архитектура родного города».

Цель: Расширять знания детей об архитектурных сооружениях города Мытищи. Познакомить с профессией архитектора. Учить видеть облик своей улицы, особенности зданий и их назначение. Воспитывать любовь к своему городу.

Беседы: « Здания нашего города», « Какие здания ты построил бы, если был бы архитектором?»,

 « Наша улица», « Дома бывают разные», Что есть в нашем городе для детей?»

Рассматривание иллюстраций с изображением архитектурных памятников Москвы.

Сравнение старинных и современных зданий нашего города ( книга « Мытищи былое»)

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением храмов нашего города, зданий магазинов, больниц, детских садов, школ, библиотек, театров, аптек, музеев, городского Дворца культуры.

Сюжетно – ролевая игра: « Строители»,

« Архитекторы».

Закреплять знания детей о строительных профессиях.

Д/И: « Я живу на улице…», « Мой адрес»,

 « Прогулка по городу»

Прогулка с родителями по улицам нашего города. (рассматрива-ние зданий)

.

4-я неделя

« Вода из вековых ключей».

Цель: Продолжать расширять знания детей за счёт сведений об исторических событиях и явлениях. Закреплять знания детей о том, откуда брали воду наши предки, рассказать, как строились колодцы на Руси. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к истории своего края. Формировать основы экологического сознания и целесообразного взаимодействия с природой.

ФЦКМ: « История создания Мытищинского водопровода».

Программное содержание: Познакомить детей с историей создания мытищинского водопровода.

Рассматривание картины В. Перова « Чаепитие в Мытищах».

Работа с картой России: показ на ней морей, рек, озёр, океанов.

Чтение произведений о реках, озёрах и морях России.

Беседы: « Для чего нужна вода?», « Берегите воду», « Откуда берётся вода?»,  « Флаг нашего города»,

 « Как вода попадает в наши дома», « Какую воду можно пить?»

Выставка детских работ на тему:

« Берегите водные ресурсы».


Предварительный просмотр:

Месяц:  Декабрь

Дата

Тема недели/

Программное содержание

Формы работы

Творческие проекты

1-я неделя

« Зимушка – зима».

Цель: С помощью произведений русских поэтов обобщить знания детей о зимних явлениях природы; установить взаимосвязь между жизнью растений, насекомых. Животных, птиц, человека и временем года. Подчеркнуть, что у природы наши предки учились мудрости, трудолюбию и доброте. Воспитывать интерес к русской поэзии, любовь к своей Родине, уважение к своим предкам и благодарность им.

Рассказать детям, что именно зимой когда у крестьян было немного свободного времени, они занимались любимым делом  - изготовлением игрушек из глины, заранее приготовленной с лета. Женщины пряли, ткали,  шили одежду. Любимым занятием детей  в зимние вечера было слушание сказок.

Чтение сказок, рассказов о зиме, стихотворений русских поэтов: С. Есенина, Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Блока.

Знакомство с зимними народными приметами.

Отгадывание загадок о зиме.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы Подмосковья в зимний период.

Беседы: « Зимние забавы», « Как меняется наша жизнь зимой», «Какие заботы были у жителей русских деревень зимой?»

Создание построек из снега на участке детского сада.

Акция:

« Покормите птиц зимой».

2-я неделя

«Как жили люди на Руси».

Цель: Продолжать знакомить детей с историей древней Руси, историей жизни древних славян, их видами занятий. Сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей. Расширять кругозор.  Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу.

Рассматривание иллюстраций с изображением крестьян, князей, бояр, царей, репродукций картин известных художников изображающих быт русского народа.

Знакомство детей с жизнью горожан на Руси ( на основе портретной живописи Б. Кустодиева).

Беседы: « Откуда пошло название Русь?», « Как жилось людям на Руси?», « по Сеньке и шапка»( о мужских головных уборах древней Руси), « Какая она – русская красавица?» ( По русским - народным сказкам).

Разучивание новой русской - народной игры.

Чтение: « Русь» И. Никитин, « Родное» В. Орлов, « Всеобщая история» Д. Родари, « Филипок» Л. Толстой, русские – народные сказки.

Сюжетно – ролевая игра: « Крестьянская семья».

Игры  - драматизации по русским – народным сказкам.

Совместное посещение детьми и родителями краеведческого музея нашего города.

3-я  неделя

« Мытищи былое».

Цель: Расширять знания детей о прошлом родного города Мытищи, о происхождении его названия. Формировать представление выражения «малая Родина». Воспитывать патриотические чувства детей, гордость, любовь и уважение к родному краю.

ФЦКМ: « Прошлое Мытищ в картинах художников».

Программное содержание: Познакомить с поэтическим и художественным образом родного города, произведением художников, запечатлевших историю города Мытищи в своих картинах.

Беседы: « Что ты знаешь о нашем городе?», « Реки нашего города», « Кто такие предки?»

Чтение стихотворений о Мытищах, отрывков из книги Ю. Князева « Прошлое земли мытищинской», « Мои Мытищи».

Разгадывание с детьми кроссвордов по теме: « Мой город».

Д/ И: «Знаешь ли ты свой город?», « Мытищи прошлое и настоящее», « Прогулка по родному городу».

Д/И с использованием плана города: « Как пройти?»,

 « Где я живу?», « Найди самую короткую дорогу», « Что где находится?»

Слушание песен о родном городе.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников о Мытищах, фотографий современных видов города.

Фотовыставка:

« Я и мой город».

4-я неделя

« Народные традиции».

Цель: Обогащать знания детей о народных традициях и обычаях. Познакомить  с древними народными традициями отмечать Новый год, Рождество, Святки, объяснить их происхождение и назначение. Воспитывать патриотические чувства через приобщение к культуре и истории.

 Беседы: « Твой любимый праздник», « Как отмечают праздники в твоей семье», « Традиции твоей семьи».

Рассказать детям о традиции отмечать Новый год, обычае украшать ёлку, о главных героях праздника; О христианских праздниках: Рождество,  Крещение,

 Святки, Пасха. Объяснить значение поклона, дать понятие оберега. Развивать интерес к русским традициям ( почитание родителей, гостеприимство)

Разучить с детьми новую русскую – народную игру.

Разучивание русских – народных песен и хороводов.

Игры на музыкальных инструментах.

Игры с куклами в национальном костюме.

Изготовление подарков к празднику.

Чтение русских – народных сказок с зимней тематикой.

Изготовление украшений для группы к празднику.

Проведение Новогоднего праздника.


Предварительный просмотр:

Месяц:  Май

Дата

Тема недели/

Программное содержание

Формы работы

Творческие проекты

1-я неделя

« Весна 45 – года».

Цель: Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с историческими событиями военных лет ( 1941 – 1945 г г.) Сообщить новые знания о начале войны, о подвиге городов – героев: Москвы и Ленинграда, о победе нашей армии над немецкими захватчиками. Закреплять знания о родах войск. Воспитывать уважение к участникам войны: фронтовикам и труженикам тыла.

Беседы: « День победы», « Кого мы называем защитниками Отечества?», « Что ты знаешь о празднике 9 мая?»

Рассказать детям о партизанах, их помощи нашим войскам в период ВОВ.

Слушание и пение фронтовых песен.

Чтение произведений ,стихов о ВОВ и памятниках погибшим воинам, А. Печерская « Дети – герои Великой Отечественной  войны».

Оформление выставки к празднику.

Приглашение ветерана ВОВ, его рассказ о празднике.

Сюжетно – ролевая игра: « Военные учения и парад».

Рассматривание иллюстраций из книги С. Михалкова

 « Победа».

Подготовка к празднику, посвященному 9 мая: Разучивание песен, стихов, постановка сценок с эпизодами событий тех лет.

Изготовление праздничных открыток.

Поход с родителями к памятнику на бульваре ветеранов,

возложение цветов  к памятнику

« Землякам – мытищинцам во славу ратного и трудового подвига в годы ВОВ 1941 – 1945 гг.» на площади

 у Городского Дворца культуры.

2-я неделя

«Их помнит Россия, их помнит народ».

Цель: Закреплять знания детей о защитниках нашей Родины, памятниках героям Великой Отечественной войны, о мужестве и героизме советских солдат.

Воспитывать уважение к памяти погибших бойцов, к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны.  Развивать чувство гордости за нашу армию.

ФЦКМ: « Подвиг Александра Матросова».

Программное содержание: Расширять представления детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны. Познакомить детей с героическим подвигом А. Матросова. Объяснить на фактах из жизни героев Великой Отечественной войны такие понятия, как «долг перед Родиной», « любовь к Отечеству».Воспитывать уважение и чувство гордости за своих земляков – мытищинцев.

Рассказ о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ о воинах – мытищинцах:  Н. М. Распоповой,

 А. И. Кадомцеве; о бульваре, созданном в нашем городе на улице Лётной в честь героев – земляков, улицах, названных в честь героев ВОВ.

Рассматривание иллюстраций с изображением памятников героям Великой Отечественной войны.

Разучивание стихотворений о Великой Отечественной войне.

Целевая прогулка с родителями к дому по улице А. Матросова. Возложение цветов к мемориальной доске.

3-я  неделя

« Героические подвиги русских людей – путешествие по реке времени».

Цель: Закреплять знания детей о героических подвигах русских людей. Показать, что благодарность и память народа о них живёт в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства. Формировать представления о героизме, мужестве. Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально – положительное отношение к защитникам Отечества, стремление быть похожими на героических людей.

Беседы: « Кто такие богатыри?», « Кто такой герой?»,

« Минин и Пожарский – защитники земли русской».

Слушание песен о родном городе.

Рассказ о защитниках земли русской - Иване Сусанине, Дмитрии Донском, Александре Невском.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников о

Чтение произведений  о князе Александре Невском; пословиц и поговорок о силе, смелости, отваге.

КВН:

« Знатоки России» .

4-я неделя

« Школа».

Цель: Расширять представление детей о школе. Познакомить с профессиями людей, работающих в школе, воспитывать уважение к ним.  Формировать желание учиться в школе.

 Рассказ воспитателя о значимости обучения  в школе.

Составление детьми рассказов на тему: « Дети пошли в школу».

Беседы: « Зачем нужны школы?»,  « Хочешь ли ты в школу, почему?», « Кто учит детей».

Д/И: « Собери портфель», «Азбука».

Чтение: А. Барто « Первоклассница».

Сюжетно – ролевая игра « Школа».

Праздник: « До свидания детский сад – здравствуй школа».        


Предварительный просмотр:

Месяц:  Март

Дата

Тема недели/

Программное содержание

Формы работы

Творческие проекты

1-я неделя

«Праздники и развлеченья на Руси».

Цель:

ФЦКМ: 

Программное содержание:

Беседы: « Как можно поздравить мам и бабушек с праздником», «

Изготовление подарков мамам, бабушкам, сестрёнкам, педагогам  к празднику

 8 марта.

2-я неделя

«Фольклор».

Цель:

ФЦКМ:

 Программное содержание:

Колыбельные песни ( дети поют песни куклам)

приговорки, приметы, колыбельные, дразнилки, прибаутки, частушки

Акция:

 « Украсим Д/С цветами».

(рассада цветов для высадки на клумбу)

3-я  неделя

«Устное народное творчество».

Цель: Закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: Скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, перевёртыши, загадки, сказки, былины. Обратить внимание на способность русского народа подмечать и точно, ярко выражать словами замеченное. Воспитывать интерес к творчеству русского народа.

Объяснить детям понятие  - устное народное творчество.

 ( передавалось из уст в уста - устно).

Чтение и заучивание потешек, считалок, перевертышей, пословиц и поговорок. Объяснение их смысла.

Отгадывание загадок.

Рисование иллюстраций к сказкам и потешкам.

Рассказывание детьми русских народных сказок.

Д/У: « Узнай вид народного творчества»,

Литературная викторина по русским – народным сказкам.

4-я неделя

« Русские народные промыслы».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о русских народных промыслах. Продолжать воспитывать интерес к ним, желание их изучать. Воспитывать бережное отношение к произведениям прикладного искусства, желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров.

 ФЦКМ: « Федоскинская фабрика лаковых миниатюр».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами нашего края.

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства России и родного города Мытищи.

Беседы: « Творение рук человеческих»,  « Народные игрушки»,

Рассказ о фестивале: « Чаепитие в Мытищах», рассматривание фотографий и поделок из города Мастеров.

Игры с народными игрушками, матрёшками.

Д/И: «  Чудо узоры?», « Узнай промысел».

Сюжетно – ролевые игры: « Магазин сувениров»,  

« Ярмарка изделий народного промысла».

Отгадывание загадок о изделиях народного промысла.

Досуг на тему:

« Все на ярмарку в Мытищи».

.


Предварительный просмотр:

Месяц: Ноябрь

Дата

Тема/

Программное содержание

Формы работы

Проектная деятельность

1-я неделя

« Главные праздники страны».

Цель: Закрепить знания детей о праздниках, которые отмечают в нашей стране, истории их создания. Воспитывать интерес к своей истории, чувство гордости за свой народ.

ФКЦМ. « День единения России».

Программное содержание: Познакомить детей с историческими событиями, связанными с праздником. Рассказать о памятниках, посвященных  этим событиям.

Д/И: « Узнай наш флаг», « Иностранный гость Москвы».

Чтение стихотворений о праздниках, о нашей стране – России.

Беседы: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»,

 « Страна, где мы живём», « Как в России отмечают главные праздники Страны?», « Что ты знаешь о Красной площади?», « Государственные символы Страны».

Рассматривание иллюстраций с видами Красной площади в Москве.

Интегрированное занятие для родителей на тему:

«Мне довелось  родиться на Руси»

2-я неделя

« Города России».

Цель: Расширять знания детей о стране, в которой мы живём. Познакомить с крупными городами России: Новгородом, Челябинском, Самарой, Волгоградом, Санкт – Петербургом и др.; побуждать восхищаться их красотой. Воспитывать патриотические чувства.

Рассматривание иллюстраций и фотографий разных крупных городов России. Подробно рассказать детям  о северной столице нашей страны – городе « Санкт – Петербурге», о городах, входящих в Золотое кольцо России, о курортных городах нашей Страны.

Работа с картой РФ. Знакомство с расположением на ней крупных городов.

Беседы: « В каких городах ты был?», « Чем отличается город от деревни? ( села?)», « Города старинные, мастерами славные» ( о народных промыслах).

Д/И: « Знаешь ли ты свой город?», « Кто больше назовёт городов России», « Узнай город по достопримечательностям».

Настольно – печатные игры: « Достопримечательности нашего города», « Карта России».

Словесная игра: « Кто в каком городе живёт?»

 (москвичи – в Москве)

Рассказ детей о летнем отдыхе в деревне.

Разучивание песни: « Золотое кольцо».

Чтение произведений о городах России.

Фотовыставка « Я и мой город».

3-я неделя

« Спортивная Россия».

Цель: Расширить представление детей об Олимпийских играх, обратить внимание на то, что  Олимпийские игры 2014 года пройдут в городе Сочи.  Закрепить знания о спортивных профессиях, о видах спорта. Рассказать о спортивных секциях, существующих в нашем городе, хоккейной команде нашего города « Атлант». Воспитывать  у детей желание заниматься спортом.

ФЦКМ. « Знаменитые спортсмены России».

Программное содержание: Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами, формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, желание заниматься спортом и быть похожими на них.

Беседы: « Кто и как заботится о твоём здоровье?».

 « Кто со спортом дружит – никогда не тужит!», « Каких известных российских спортсменов ты знаешь?»,

« Твой любимый вид спорта», « Для чего надо заниматься спортом?»

Рассматривание иллюстраций из журналов и газет, фотовыставка, рассказы детей о знаменитых спортсменах.

Чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок о спорте.

Разгадывание с детьми загадок о спортинвентаре и видах спорта.

Сюжетно – ролевая игра: « Физкультурное занятие».

Подвижные игры на воздухе.

 Д/ И: « Угадай вид спорта», « Узнай наш флаг», « Узнай наш гимн».

Создание с детьми газеты:

« Мы и спорт».

4-я неделя

« Знаменитые Россияне».

Цель: Познакомить детей со знаменитыми соотечественниками – деятелями науки и искусства. Воспитывать уважение к известным людям, чувство гордости за их вклад  в культуру и науку страны.

ФЦКМ: « Жизнь и подвиги А. В. Суворова».

Программное содержание: Познакомить детей с жизнью и подвигами великого русского полководца

А. В. Суворова -  нашего земляка. Воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому нашей Родины, к памяти выдающихся людей, прославивших её. Рассказать о памятнике А. В. Суворову, установленном  в нашем городе

Чтение художественной литературы о жизни и подвигах А. В. Суворова.

Организация в группе выставки портретов знаменитых россиян.

Беседы о великих соотечественниках: « Учёный М. В. Ломоносов», « Балерина А. П. Павлова», « Композитор С. С. Прокофьев», « Путешественник  Н. Н. Миклухо – Маклай», « Изобретатель П. Н. Яблочков», « Художник В. Васнецов».

Чтение произведений русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л. Толстого, Н.Некрасова и др.

Рассматривание репродукций картин великих художников: В.Васнецова, И. Репина и др.

Вечер классической музыки.


Предварительный просмотр:

Месяц: Январь

Дата

Тема/

Программное содержание

Формы работы

Проектная деятельность

1-я неделя

«Земля – наш общий дом».

Цель: Продолжить знакомить детей с понятием « Земля – наш общий дом».  Дать представление  о наличии разных стран на планете Земля. Формировать уважение ко всем людям, отмечая их самобытность. Показать отличия культур, особенности быта, обычаев. Воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран.

Подвести к пониманию того, что человек – часть природы, что в природе все взаимосвязано; упражнять в обобщении, анализе, умении поддерживать беседу; воспитывать интерес к жизни природы, беспокойство за ее экологическое состояние, стремление беречь природу.

Работа с глобусом, картой. Знакомство с картой полушарий: дать детям представление о странах и континентах, островах и морях, океанах.

Рассказать детям о взаимосвязи всего живого на Земле, воспитывать у них ощущение своей причастности к большому окружающему нас миру.

Д/И: « Назови свой домашний адрес», « Рассели животных по планете», « Кто в какой стране живёт», « найди наш флаг», « Составь флаг из полос».

Рассматривание иллюстраций, представляющих природу России.

Отгадывание загадок про глобус, Землю, моря.

Беседы: « Кто населяет нашу Землю?», «Разноцветная карта», « Что ты знаешь о нашей планете?»

Досуг на тему:

 « Встреча гостей из других республик»

 ( стран).

2-я неделя

« Жилища разных стран».

Цель: Познакомить детей с видами домов и жилищ разных стран. Подвести к пониманию того, что они напрямую зависят от климатических условий, в которых живут люди. Воспитывать интерес к народному быту.

ФЦКМ: « Русская изба».

Программное содержание: Дать детям знания о том, что дома на Руси называли по - разному: терем, изба, хоромы. Рассказать, как и из чего они строились, что было у них внутри. Подробно рассказать о устройстве русской избы.  Формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Беседы: « Какие дома в разных странах?», «

Рассказать детям о русской печке, её месте в быту жителей древней Руси

Рассматривание иллюстраций с изображением жилищ разных стран, современной и старой Москвы, деревни.

Д/У: « Назови сказки, где упоминается русская печь».

Д/И: « Кто в каком доме живёт?».

Чтение пословиц и поговорок о русской печке, об отношении русских людей к ней.

Чтение сказки: Н. Матвеева « Путешественник», О. Онисимов « Дом», В. Орлов « Огромный дом», сказки « По щучьему веленью».

Подбор детьми совместно с родителями пословиц и загадок о доме, русской печке, домашней утвари.

3-я неделя

«« Что значит быть гражданином?».

Цель: Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско – патриотические чувства, уважения к государственным символам России. Объяснить понятия:

« гражданство», « гражданин

ФЦКМ: «Права и обязанности гражданина РФ».

Программное содержание: Дать детям первоначальные знания о главном документе страны – Конституции Российской Федерации. Объяснить, что у каждого человека есть права и обязанности, т.е граждане должны помогать своей стране. Рассказать детям, какие у них есть права

( конвенция о правах ребёнка).

Беседы : « Что бы ты хотел сделать для своей страны?», « Какие у нас права?»,« Как можно прославить свою страну?», « Что ты знаешь о своей стране?», « Россияне – граждане России».

 

Д/И: « Узнай наш флаг», « Узнай наш гимн», « Кто в какой стране живёт».

Д/У: « Я начну, а вы продолжайте» ( Наша страна называется…), « Выбери правильный ответ, запомни его и назови» ( Наша страна – Германия, Россия,  Литва)

Чтение стихотворения « Необычный пешеход» Р. Сеф,  « Что такое хорошо и что такое плохо»

В. Маяковский, С. Маршак « Двенадцать месяцев», С. Михалков « Три поросенка».

Изготовление игрушек для младших дошкольников.

.

4-я неделя

« Дальний север».

Цель: Закрепить знания детей о своей стране – России. Познакомить с народами Севера: Якуты, Эвенки, Нанайцы, их образом жизни и видами занятий. Дать знания о тундре, познакомить с природой и животным миром.

ФЦКМ: « Жизнь народов севера».

Программное содержание: Дать детям знания о жизни народов Севера: Якутов, Эвенков, Нанайцев, природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Беседы: « Народы России», « Широка страна моя родная».

Рассматривание физической карты России.

 ( Закреплять знания о границе РФ, умение показывать её на карте).

Рассматривание иллюстраций с изображением народов севера в национальных костюмах, природы Севера, северного сияния, животного мира, растительности, полярной ночи.

Сюжетно – ролевая игра: « Путешествие на север».

Чтение сказок народов Севера.

Д/И: « Что лишнее?», « Рассели животных по земле», « Чей костюм?»

Коллективная работа:

 « Жизнь на Севере».


Предварительный просмотр:

Месяц: Февраль

Дата

Тема/

Программное содержание

Формы работы

Творческие проекты

1-я неделя

«Национальные костюмы народов России».

Цель: Познакомить детей с историей русской одежды, с особенностями внешнего вида. Формировать у детей обобщенные знания и соответствующие изобразительные умения – освоение характерных элементов и колорита узоров. Пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины.

ФЦКМ: « Мужская и женская одежда в древней Руси».

Программное содержание: Познакомить детей с разными видами одежды людей в древней Руси, согласно их статусу: крестьяне, дворяне, цари. Учить находить отличия русского костюма от костюмов других народов. Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов разных народов.

Рассматривание репродукций картин известных художников изображающих быт русского народа, Иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

Беседы: « Как жилось людям на Руси?», « по Сеньке и шапка»( о мужских головных уборах древней Руси),

« Где в наше время можно увидеть людей в национальных костюмах?»

Игры с переодеванием в русские – народные костюмы, с куклами в русских – народных костюмах.

Д/И: « Подбери головной убор к костюму», « Что лишнее?», « Какого народа костюм?»

Чтение Русских – народных сказок, песен, закличек, Сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»,

« Сказка о царе Салтане», Н. Смирнова « Как ткани ткут и нити прядут».

Выставка работ  на тему: « Куклы в национальных костюмах».

2-я неделя

«Культурная жизнь нашего города».

Цель: Закрепить знания детей о родном городе Мытищи, местах отдыха . Дать знания о музеях, театрах, галереях нашего города. Познакомить с историей их создания и людьми, которые там работают. Воспитывать интерес к искусству.

ФЦКМ: « Театры нашего города».

Программное содержание: Закрепить знания детей о театрах родного города: кукольном театре « Огниво» и театр драмы и комедии« ФЭСТ». Дать знания о театральном прошлом города Мытищи. Познакомить с профессиями людей, работающих в театре, внутренним оформлением и назначением помещений.  Развивать интерес к искусству, желание посещать театр.

Беседы: « Наш город Мытищи», « В каких театрах вы побывали».

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением старых и новых театров города.

Заучивание с детьми скороговорок.

Игра – драматизация с кукольным театром.

Чтение: Н. Евреинов « Что такое театр».

Чтение детьми произведений по ролям.

Изготовление атрибутов для сюжетно  - ролевой игры

« Поход в театр».

Игра в лото: « Наш город Мытищи».

Поход с родителями на спектакль в кукольный театр «Огниво»

3-я неделя

« Защитники Отечества».

Цель:   Дать детям знания о том, что в каждой стране есть своя армия.  Формировать у детей чувство уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Воспитывать уважение к российским воинам, чувство гордости за них, желание у мальчиков служить в армии.

ФЦКМ: « Пограничники».

Программное содержание: Закрепить знания детей о Российской армии – надёжной защитнице нашей Родины. Познакомить с трудом пограничников. Воспитывать уважение к российским воинам, чувство гордости за них.

Работа с  картой Российской Федерации: Учить детей находить и правильно показывать границу нашей Родины.

Рассказ приглашенного воина ( папы) о защитниках Отечества и службе в армии. Рассматривание фотографий со срочной службы пап.

Беседа: « Наша родная армия», « Что мы называем Отечеством?», « Памятники защитникам Отечества»,

« Есть такая профессия – Родину защищать», « Какие бывают военные специальности?», « каким должен быть настоящий мужчина».

Рассматривание иллюстраций и фотографий с разными видами войск российской армии: сухопутных, военно –морских, воздушных.

Сюжетно – ролевые игры: « Мы – военные», « Служба спасения».

Чтение произведений о военных и их подвигах:

 В. Коржиков « Вот какой Пахомов»,

Заучивание с детьми стихотворений о защитниках Отечества, пение песен об армии.

Отгадывание загадок о военной технике.

Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику.

4-я неделя

«Богатыри земли русской».

Цель: Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с одним из жанров русского народного творчества – былинами, русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. Подчеркнуть, что благодаря былинам  люди знают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу, чувство гордости за богатырскую силу России.

Беседы: « Русские богатыри», « Откуда пошло название Русь?», « О чём рассказывали былины?»

Дать детям знания о понятии « Былина».

Чтение былин « Илья Муромец и Соловей – разбойник», « Добрыня и змей», « Святогор – богатырь».

Рассматривание репродукции  картины В. М. Васнецова « Богатыри». Рассказать детям, что на картине в образе Ильи Муромца изображён наш земляк, живший  давно в селе Большие Мытищи. Составление рассказов по картине.

Русские – народные подвижные игры, игры с перетягиванием каната.

Разучивание танца « Богатырская сила».

спортивная игра:

« Будущие защитники»


Предварительный просмотр:

Месяц: Сентябрь

Дата

Тема/

Программное содержание

Формы работы

Проектная деятельность

1-я неделя

«Наш любимый детский сад».

Цель: Закрепить и уточнить знания  детей о детском садике, его предназначении, людях  работающих в детском саду. Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям,  интерес к совместной  деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада.

Экскурсия по детскому саду. Расширять представления о профессиях людей, которые нужны в детском саду. Познакомить детей с действием машин и механизмов, которые облегчают труд поваров.

Сюжетно – ролевая игра: « Детский сад», « Семья».

Беседы: « Зачем нужен детский сад?», « Кто работает в детском саду?», « Мои воспитатели».

Беседы о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Рассматривание иллюстраций на тему: « Детский сад», фотоальбома: « Наша группа».

Д/И: « Подбери признак» ( детский сад какой?),

 « Угадай профессию работника детского сада».

Работа с планом помещений детского сада.

Игра – беседа: « Детский сад – моя вторая семья».

Составление рассказов по картинам из серии

«Мой детский сад».

Чтение произведений, пение песен о детском саде.

Изготовление карт – схем

« Наш участок в детском саду».

2-я неделя

« Моя семья».

Цель: Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знания детьми профессий родителей и других членов семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.

ФЦКМ: « Семейный альбом».

Программное содержание: Воспитывать в детях чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Закреплять знания о членах своей семьи, ближайших родственниках. Помочь детям понять своё место в семье и семейных отношениях. Воспитывать любовь и уважение к близким.

Беседы: « Моя семья», « 7 – Я», « Отдых с семьёй»,

 « Пожилые люди», « Дети и родители», « Какие обязанности у мужчин и женщин в семье» , « Кто такие родственники», « Кто такие прабабушки и прадедушки».

Д/И: « Назови ласково», « Кто кому кем приходится?»

Беседы о летнем отдыхе с семьёй.

Составление детьми рассказов о своей семье на основе личного опыта.

Рассматривание семейных фотографий.

Сюжетно – ролевая игра: « Семья».

Чтение произведений о семьях, членах семей и их взаимоотношениях: Л. Толстой « Старый дед и внучек»,

 Л. Квитко « Бабушкины руки» и др.

Чтение пословиц и поговорок о семье.

Вместе с родителями придумать и нарисовать герб своей семьи.

3-я неделя

« Родная природа».

Цель: Расширять представления детей о животном и растительном мире нашего края, его своеобразии и особенностях. Рассказать, что белая берёза является символом России. Воспитывать интерес к окружающему миру, развивать бережное отношение к родной природе, воспитывать патриотические чувства.

Целевая прогулка по территории детского сада:

Рассматривание  деревьев и кустарников.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы Подмосковья.  Рассказ о Клязьминском водохранилище.

Беседы: « Зачем нужны деревья?», «Какие деревья растут в нашем городе?», « Богатство России – лес», « Русский лес – чудесный лес»,

 « Зачем деревья сбрасывают листья?». « Как птицы и звери готовятся к зиме?», « Деревья поздней осенью»,

 « Труд людей осенью».

Д/И: « С какого дерева листок?», « Узнай по описанию»,

« Кто где живёт»,  « Чьи припасы?».

Отгадывание загадок о деревьях нашей полосы.

Чтение стихотворений русских поэтов об осенней природе:  А. Пушкин « Уж небо осенью дышало…» С.Есенин « Берёза», Ф. Тютчев « Лист зеленеет молодой», А. Прокофьев « Люблю берёзу русскую».

Разучивание с девочками хоровода: « Берёзки».

Знакомство детей с народными приметами про сентябрь.

П/И: « К дереву – беги!». Разучивание новой русской народной подвижной игры.

Русская народная П/И: « Хвост и голова»,

 « Садовник».

Прогулка с родителями в осенний парк. Сбор природного материала для поделок.

Изготовление поделок из природного и бросового материала.

.

4-я неделя

« Богатства России».

Цель: Расширять знания детей о нашей стране, о её богатствах: лесах, реках, полезных ископаемых. Рассказать, что издавна главным богатством России считался хлеб.

ФЦКМ: «В каждой крошке хлеба - труд».

Программное содержание:  Закрепить знания детей о труде хлеборобов,  о том, что хлеб – богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Рассматривание колосков пшеницы, ржи, иллюстраций и фотографий с изображением поля, различных полевых работ, иллюстраций с изображением труда людей в поле в наши дни и в старину.

Беседы: « Как нужно обращаться с хлебом?»,

« Почему говорят: « Хлеб – всему голова», « Чем богата наша страна?», « Батоны и булки не растут на дереве»,

« Сельскохозяйственные машины».

Чтение пословиц и поговорок о хлебе, рассказов Л. Кона

 « Лён», Г. Браиловская « Наши мамы, наши папы»,

 Ю. Крутогорова « Дождь из семян»,М. Глинской « Хлеб», стихотворения Я. Дяугите « Руки человека».

Составление детьми рассказов на тему: « Как хлеб на стол пришёл».

 Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых и способах их добычи.

Выставка рисунков на тему :

« Урожай хлеба».


Предварительный просмотр:

Месяц: Октябрь

Дата

                       Тема недели /

 Программное содержание

Формы работы с детьми

Творческие проекты

1-я  неделя

« Родной город».

Цель: Закреплять знания детей о городе, в котором мы живём, его достопримечательностях, истории, знаменитых людях. Формировать понятие « малая Родина», расширять кругозор. Учить детей выражать своё отношение и свои чувства к Родине.

ФЦКМ: « Мой город – Мытищи».

Программное содержание: Расширять и конкретизировать знания детей об истории родного города и края, его достопримечательностях, традициях, символике. Воспитывать любовь к своей малой Родине – к Мытищам, её жителям.

Беседы: «Что есть в нашем городе?». « Где можно увидеть герб нашего города?». « Твоё любимое место в нашем городе», « Мой двор», « Улицы города».

Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций  на тему « Мой город в прошлом и настоящем».

Посещение детьми совместно с родителями  краеведческого музея, картинной галереи и других значимых мест нашего города..

Д/ И: « Я живу на улице…», « Мой адрес…»

Сюжетно – ролевая игра: «Прогулка по родному городу».

Разучивание с детьми песни С. Орловой « Город мой любимый».

Чтение стихотворений о родном крае.

Совместное  создание  детьми и родителями кроссвордов на тему:

« Мой город Мытищи».

2 – я неделя

« Дети разных стран»

Цель: Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны. Об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

Беседы: « Дети разных национальностей», « В каких странах вы побывали с родителями».

Рассматривание географической карты и глобуса.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, народов разных рас.

 Д/И: « Иностранец», « Кто в какой стране живёт».

Подвижные игры разных стран.

Русская народная игра: « Горшки»

Рассматривание фотографий и иллюстраций на тему: « Жители разных стран».

Чтение произведений поэтов и писателей разных стран.

Чтение: Ц. Агелов « Доброе утро, дети Земли!», С. Васильев

 « Россия», Н. Забила « Наша Родина» и др.

Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие в другие страны».

Выставка рисунков на тему: « Дружат дети всей земли».

3-я  неделя

« Наша Страна».

Цель: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране. Закреплять знания  детей  о богатствах России, воспитывать стремление беречь и преумножать их. Закрепить знания о государственных символах страны. Воспитывать чувство любви к родному краю и стране, чувство гордости за неё.

ФЦКМ: « Наша Родина – Россия».

Программное содержание: Расширять знания детей о Родине.  Познакомить с географической картой, учить

 « читать» её, находить и показывать границу РФ.  Расширять представление о городах,  природе России, познакомить с названиями рек и озёр. Дать представление о России как о многонациональной стране, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Познакомить с символами России ( Герб, гимн, флаг).

Разучивание стихотворений о флаге и гербе России. Слушание гимна.

Беседы: « Россияне – граждане России», « Государственные символы России», « Что такое Родина?», « Какие народы живут в России?», « Широка страна моя родная», « родина бывает разная, но у всех она одна».

Рассматривание географической карты России.

Д/ И: « Узнай наш флаг», « Узнай наш герб», « Узнай наш гимн», « Над, под, между» ( распределение полос на флаге РФ)

Чтение стихотворений из цикла: « Моя Родина- Россия».

 С. Баруздин « С чего начинается Родина», В. Орлов

« Разноцветная планета» и др.

Чтение и разучивание пословиц и поговорок о Родине.

Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

Разучивание с детьми песни Т. Богач « Что зовём мы Родиной?»

Сюжетно – ролевая игра: « Поездка к Чёрному морю».

Разучивание танца на занятии по хореографии: « Росиночка Россия».

Работа с гофрированной бумагой « Флаг России».

4-я неделя

« Москва – столица России».

Цель: Дать детям знания о Москве как о главном городе России. Познакомить с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться её красотой.

ФЦКМ: « Московский Кремль».

Программное содержание: Познакомить с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.

Беседы: « Главный город страны», « Московское метро»,

« Россия - многонациональная страна».

Рассказы детей о Москве из личного опыта.

Рассматривание иллюстраций с видами старой и новой Москвы, с изображением Кремлей в древних русских городах.

« Экскурсия по Кремлю» ( по иллюстрациям).

Слушание и пение песен о Москве.

Чтение: Б. Житков « Красная площадь», Е. Карасёв « Город – герой»,Э. Кац « Мы живём в Москве», Ф. Глинка « Город чудный, город древний…», И. Векшегонова « Столица Родины», Н. Кончаловская « Наша древняя столица»,

Т. Ходакова «О Москве».

Чтение пословиц и поговорок о Москве. Работа с поговоркой  « Москва – сердце России»

Сюжетно – ролевая игра: « Экскурсоводы».

Д/И: « Иностранец», « Узнай наш флаг», « Узнай наш герб»,

 « Гость Москвы».

Настольно  - печатная игра: « Карта России».

Создание альбома:

« Московский Кремль».


Предварительный просмотр:

Месяц

Темы недели

Сентябрь

« Наш любимый детский сад».

« Моя семья».  

« Родная природа».

 «Богатства России»

Октябрь

«Родной город».  

« Дети разных стран».

« Наша Страна».

« Москва – столица России».

Ноябрь

«Главные праздники страны».  

« Города России» .

« Спортивная Россия».

« Знаменитые Россияне».

Декабрь

« Зимушка – зима».

« Как жили люди на Руси».

« Мытищи былое».

« Народные традиции».

Январь

« Земля - наш общий дом».

« Жилища разных стран».

« Что значит быть гражданином?»

« Дальний север».

Февраль

« Русский костюм».

« Культурная жизнь нашего города».  

« Защитники Отечества».

« Богатыри земли русской».

Март

 « Праздники и развлечения на Руси».

« Фольклор».  

« Устное народное творчество».

 «Русские народные промыслы».

Апрель

« Голубые реки России».

 « Космос».  

« Архитектура родного города».

« Вода из вековых ключей».

Май

«Весна 45 – года».  

 « Их помнит Россия, их помнит народ».

«  Героические подвиги русских людей».

 « Школа».


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детей 5-6 лет.

Календарное планирование включает 74 периода непосредственно образовательной деятельности. Включена графа для индивидуал...

Календарно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

Вниманию педагов предлагается приблезительное календарно-тематическое планирование по нравственн-патриотическому воспита...

планирование по патриотическому воспитанию

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в старшей группе на первое полугодие....

тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию

тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группах...

Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детей 6-7 лет.

Рассчитано на 74 периода непосредственно образовательной деятельности....

Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детей 4-5 лет.

Календарное планирование является частью рабочей программы по музыкальному воспитанию для детей 4-5 лет,  где разра...

Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детй 3-4 лет.

Данное календарное планирование является частью рабочей программы по музыкальному воспитаню детей 3-4  лет, где раз...

Календарное планирование по музыкальному воспитанию для детей 2-3 лет

Данное календарное планирование является частью рабочей программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста ...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ....