Методическая разработка по теме:
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями».

Рылова Ирина Алексеевна

Рекомендации по возможным формам работы с родителями - вовлечение родителей с воспитательный процесс в рамках детского сада.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Нетрадиционные формы работы с родителями».

                   

                                                                                    Воспитатель высшей категории

                                                                                    ГБДОУ № 24  Василеостровского

                                                                                    района города Санкт – Петербурга

                                                                                    Рылова И.А.

   Роль семьи в развитии ребёнка первостепенна. Однако сложившееся общественное дошкольное воспитание имеет свои преимущества (охрана  и укрепление здоровья,  физическое и психическое развитие, умение общаться и т.п.)

   Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их преемственность и взаимопроникновение. Поэтому детский сад широко привлекает родителей к своей работе. Педагогические коллективы не должны ограничиваться просветительской работой, а должны предлагать родителям различные виды сотрудничества и совместного творчества: вечера вопросов и ответов, устные журналы, клубы и т.п.. При этом надо ориентироваться не на «усреднённого» родителя, а учитывать  индивидуальные и возрастные особенности, культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности и т.д.

   Современные родители предъявляют  большие требования к детскому саду, их больше устраивают такие формы работы, как:

  1. кружки по интересам
  2. оздоровительные группы
  3. группы с небольшим количеством детей
  4. мини – школы (подготовка к школе)
  5. прогулочные группы
  6. группы кратковременного пребывания
  7. круглосуточные группы.

   В последнее время дошкольные учреждения стали более ориентированы на удовлетворение потребностей семьи и используют в своей работе нетрадиционные формы и методы взаимодействия с родителями. Ранее малоиспользуемые формы работы – совместные спортивные праздники детей с родителями, КВН, вечера досуга, выставки совместных работ – теперь широко вошли в практику учреждений.

   Основные цели полноценного взаимодействия семьи и детского сада достигаются путём реализации  следующих задач:

  1. Вовлечение родителей в проблемное поле воспитания ребёнка.
  2. Оказание помощи семье в вопросах воспитания и обучения детей.
  3. Содействие сохранения и упрочения института семьи.

   Весьма  действенной и оригинальной формой привлечения родителей к совместному с детским садом воспитанию ребёнка является «провоцирование» любопытства взрослых к содержанию образования. Например, дошкольникам даётся задание: придумать или вспомнить смешной анекдот, чтобы вписать его в «Книгу Юмора» или составить к 8 Марта полезные и вредные советы для мам, сделать проект участка детского сада – каким он должен быть или хотелось, чтобы был. Объяснить, что такое счастье и что для этого надо. Неожиданность, нестандартность заданий не может остановить большинство родителей, они начинают чаще интересоваться, чем занимаются дети, теснее становится их контакт с воспитателями.

   Одной из интересных и результативных форм взаимодействия с семьёй является организация на базе детского сада семейных клубов по интересам: спортивных, туристских, фольклорных. Преимущества очевидны: в детском саду есть необходимые материальные условия, специалисты, помещения. Во время работы таких клубов дети и родители занимаются единым делом, в котором взрослые – равны е с детьми партнёры.

   Эффективна и такая форма взаимодействия, как студийные занятия родителей вместе с детьми. На таких занятиях мамы и папы совместно с ребёнком выполняют задания педагога. Взрослые знакомятся не только с содержанием обучения, но и собственным ребёнком: они неожиданно для себя открывают такие качества, умения и возможности своих детей, о которых и не подозревали ранее.

   Очень интересна и перспективна такая форма работы с родителями, как семейные встречи. Известно, что современные родители уделяют общению с ребёнком  ВСЕГО 15 МИНУТ В ДЕНЬ! На вечерах – встречах  родители вместе с детьми играют, соревнуются, поют, танцуют, отдыхают. Здесь главное – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам, запросам, создать атмосферу единства семьи, сплочённости и удовольствия от общения друг с другом. Это пример для родителей в организации семейного досуга.

   В установлении взаимосвязи, единства большую роль играет педагогическое просвещение родителей:

  1. лекции по определённым вопросам
  2. папки – передвижки
  3. родительские собрания
  4. семинары
  5. консультации.

   Сама проблема содружества не нова. Но сегодня она носит творческий характер, делая акцент на дифференцированный подход к каждой семье.

   Анализируя наиболее типичные проблемы, можно выделить знания, необходимые родителям. Поможет в этом книга для родителей «Всё начинается с детства». В этой маленькой книге собирается справочный материал по образованию, полезные советы и рекомендации. Доступность, лёгкость и простота изложения – главные достоинства книги.

   Какие ещё можно использовать методы? Особенно важно это, если родители впервые привели ребёнка в детский сад:

  1. первые визиты в детский сад (взаимное знакомство, беседы, рассматривание  фотоальбомов и т.п.)
  2. посещение на дому (узнать ребёнка, семью в домашней обстановке)
  3. телефонные звонки ( в особых случаях или раз в месяц, чтобы поддержать неформальное общение)
  4. бюллетень (1-2 в месяц, обеспечение семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.)
  5. записки (ежедневные или неформальные, где сообщается о здоровье, настроении, поведении ребёнка, его любимых занятиях, достижениях, благодарность за помощь)
  6. ящик для предложений (родители кладут записки со своими идеями, предложениями)
  7. Дни открытых дверей (приход в группу для наблюдения за детьми и играми с ними)
  8. неформальные встречи родителей и воспитателей (тематические встречи, вечера)
  9. чаепития
  10. открытые занятия для родителей

В своей группе использую такие нетрадиционные формы работы с родителями:

     !. групповые праздники (конкурсы, игры, аттракционы, чаепития)

     2. на родительских собраниях вместе с родителями пьём чай, угощаем выпечкой, салатами, десертами, которые приготовили сами дети.

     3 родители вместе с детьми делают коллажи, фотомонтажи («Моя семья», «Я люблю», «Такими мы были и стали», «Участок детского сада», «Выходной день», «Ребята и зверята»)

  1. фотоальбомы с групповых праздников, экскурсий, занятий.
  2. анкетирование родителей
  3. выставки детских работ, поделок, подарков
  4. стенд «Советы родителям», «Сделайте с детьми», «Где побывать?», «Что читать детям?», «Готовимся к школе»
  5. создание герба семьи (девиз, объяснение)
  6. сочинение сказок
  7. конкурсы на лучший новогодний костюм, композицию на стол, поздравительную открытку, вкусное блюдо и т.п.
  8. открытые занятия для родителей
  9. круглый стол (вопросы и ответы)
  10. конкурс семейных талантов (изготовление игрушек, составление загадок, кроссвордов, оригинальных шляп, рисунков)

Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо  сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь  каждый  ребёнок – уникален. В работе  с родителями надо учитывать их пожелания и предложения , ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.

                             

 

                                                                             

                                                                         

                                                                                     


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

Познавательно-исследовательский проект "Раз картошка, два картошка!"

Данная работа содержит подробный план организации работы с детьми в период посадки картофеля, описание опытов и эксперим...

"Дорожные знаки наши друзья"

 Цель: познакомить детей с правилами ПДД и безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте.   За...

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе с использованием ИКТ "Шарики послушные, ветерку послушные"

Конспект  комплексной непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе с использованием ИКТ &nb...

Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»

Конспект совместной деятельности  по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода»  Программ...

НОД по познанию "Зубы иуход за ними"

Интересное, сложное  занятие. Из опыта работы. Детям очень нравится...

Конспект совместной деятельности по экспериментированию во 2 младшей группе на тему «Волшебная вода»

Конспект совместной деятельности  по экспериментированию во 2 младшей группена тему «Волшебная вода»  Программ...

Data Recovery Covering Your Needs

You can find three essential the different parts of any company. Without each, you can not be capable of work any type o...

Сценарий праздника "Нам праздник веселый зима подарила"

Как заяц, лиса и медведь искали Деда Мороза...