Методическая разработка (младшая группа) по теме:
Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Парфилова Ольга Николаевна

 

Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В этом случае может оказаться, что дети более активные, часто по своей инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее активные и часто нуждающиеся во внимании окажутся в стороне. Поэтому для всестороннего развития детей следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной формой обучения.[1]

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп. В первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим числом детей (5— 6 человек); во втором — занятия планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6—12 человек) может участвовать в занятии при непринужденной форме его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей основаны на подражании (музыкальные), а также, если ведущая деятельность — зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3—6 детей).

Длительность занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10— 15 мин; требующие же сосредоточенного внимания—от 5 до 8 мин.

Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических задач, во всех видах занятий ставится цель — научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе с детьми до 1 года 3 мес. и строительным прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. (Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.)

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5—8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала.

По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются.[2] Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных размеров: самые большие и самые маленькие. Затем добавляются кольца среднего размера, и наконец дети собирают пирамидку из 5—6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.

Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных движений.

При правильном обучении действиям с предметами у ребенка вырабатываются навыки обобщенных способов пользования ими. Он играет пирамидами разной величины, мячами разного цвета, используя их свойства: мяч катает, колесики нанизывает, кубики ставит друг на друга. Малыш учится подражать действиям взрослых и к концу второго года жизни выполняет их быстро и легко. Это помогает ему усвоить способы пользования различными предметами не только в игровой, но и в бытовой деятельности.

Постепенность в усложнении задач соблюдается и при ознакомлении детей с цветом. Вначале дается одноцветный материал, позже выбор из двух цветов (положить красные палочки в красный стаканчик, синие—в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

На занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить кубики, кирпичики друг на друга (башня), рядом (дорожка, поезд, забор). Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе детей учат делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины) для обыгрывания построек.

Этот вид занятий планируется с учетом разных темпов развития понимания и активной по развитию речи у детей в первом и втором полугодии и ориентировке второго года жизни. В первом полугодии содержание занятии должно быть направлено больше на развитие пассивного словаря, во втором — на усложнение собственной речи детей.[3]

С целью развития понимания речи широко используется показ предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезапное появление игрушек). Многолетний опыт практиков позволил создать разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: “Кто в домике живет”, “Карусель”, “Катание игрушек с горки” и т. п. Сначала детей знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.

Речь детей активизируется приемами речевого подражания (“Как кричит петушок, лает собачка?”). Часто дети, захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют на его просьбу произнести то или иное слово: в этом возрасте им трудно одновременно слушать и говорить. Хороший результат дает разговор об игрушке без ее показа. Надо ставить ребенка перед необходимостью говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут. Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: “Позовите лялю, скажите: “Иди, иди, ляля”.

Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов следует большое внимание уделять активизации словаря детей.[4] С этой целью им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались знакомым словом в разных ситуациях: “Кто сидит? Чья кровать? Кто спит? Где платья?” и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: “Кто спит?” (ляля, собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.

После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо стимулировать развитие у детей фразовой речи.

Занятия по развитию речи планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями повторяется 4—6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не только на специальных речевых занятиях, но и на других. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной.

В первой младшей группе детского сада проводится 10 занятий в неделю.

Длительность занятий — 10-15 мин, проводятся они ежедневно утром и вечером, кроме субботы. Наряду с занятиями планируются наблюдения на прогулке за окружающим, подвижные и дидактические игры.

Большая часть занятий проводится по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Так организуются занятия, на которых используется новый материал, требующий обстоятельных объяснений и помощи взрослого (например, когда впервые даются складные картинки или новый конструктор). Небольшое число детей должно быть на занятиях, в которых соблюдается очередность действий. Таковы, например, физкультурные занятия с гимнастическими пособиями, занятия типа “лото” и по развитию речи, где одни дети своей активностью могут подавить других.

Однако на третьем году жизни возможно проведение некоторых видов занятий со своей группой, так как малыши уже освоили правила поведения (спокойно сидеть, внимательно слушать), начали- согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы-инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями.

Во время занятий никто не должен отвлекать воспитателя, в комнате должно быть тихо, устранено все, что может помешать. Обучение детей третьего года жизни носит наглядно-действенный характер. Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей. Таким образом, малыши на занятиях должны не только смотреть, слушать воспитателя, но и действовать под его контролем, говорить.

Перспективное планирование по разделу

«Мир природы и ребенок» для 1-ой младшей группы

(по программе «Детство»)

месяцы

занятия

Игры, наблюдения, беседы.

сентябрь

1.Целевая прогулка на огород.

2. Рассматривание осеннего дерева.

3. «Кто живет в аквариуме?»

Наблюдения: наблюдение за тучами на небе; холодно, идет дождь, мокрая земля. Собрать падающие листочки на палочки.

Наблюдение за копкой моркови, свеклы, картофеля на огороде.

Наблюдение за трудом старших детей – помощь взрослым в сборе урожая.

Игры: «Угадай на вкус» (овощи: морковь, капуста; фрукты: яблоко, виноград, банан)

Поручения: «Принеси то, что скажу»; «Найди лист такой же, какой покажу»

октябрь

1. Знакомство с помидором, огурцом, капустой.

2. Рыбка живая – она сама плавает.

3. Рассматривание клумбы.

Наблюдения: наблюдение за трудом взрослых. Обтирание пыли с листьев фикуса.

Наблюдение за внешним видом и повадками птиц (голубь, воробей). Птицам холодно, их надо кормить. Наблюдение за поведением рыбки в аквариуме.

Игры: «Чудесный мешочек» («Угадай овощи, фрукты на ощупь»); «Кто найдет дерево? (березу, ель)»; Загадки об овощах; «Кто пришел и кто ушел?»

ноябрь

1. Как мы ходили на огород.

2. Наблюдение за птичкой.

3. Знакомство с куриным семейством.

4. Как мы заботимся о рыбке.

Наблюдения: Наблюдение за кошкой, ее повадками (идет, прыгает, ползает).

Познакомить детей со свойствами песка (мокрый, влажный, сыплется, лепится).

Наблюдение за одеждой детей.

Рассмотреть лужи покрытые тонкой корочкой льда.

При умывании детей уточнить, какой водой мы моем руки (теплой, холодной)

Наблюдение за погодой через окно.

Игры: «Кто как кричит?», Лото «Домашние животные»; «Найди и назови овощи и фрукты на картинке и в натуре»

декабрь

1. Рассматривание картины «Зимние забавы».

2. Посадка лука в ящики.

3. Знакомство с коровой и теленком.

4. «Что есть у елки?»

Наблюдения: наблюдение за снегом (холодный, белый, пушистый). Рассмотреть на варежках или шубках красивые снежинки-звездочки.

Наблюдение за зимующими птицами (птицам голодно, холодно, их нужно кормить – сыпать корм в кормушки).

Понаблюдать за старшими детьми, как они играют в снежки.

Наблюдение за елью.

Игры: «Кто что делает?» (птицы летают, звери бегают); Лото «Дикие животные» (белка, заяц, медведь, лиса).

Игровые упражнения: «Птички»; «Где спряталась рыбка?»; «Воробушки и автомобиль».

январь

1. «Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса».

2. «На кормушку прилетают голуби».

3. «Что делает рыбка ртом и глазами?»

Наблюдения: наблюдение за собакой, ее повадками (бегает, лает).

Наблюдение за работой дворника (разгребает снег, расчищает дорожки, посыпает их песком).

Наблюдение за снегопадом. Рассмотреть льдинки, сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются.

Игры: «Зайка беленький сидит»; «Угадай кто кричит?»; Лото «Дикие животные» (белка, заяц, медведь, лиса)

Игровые упражнения: «Угадай, что в руке», «Кто как двигается», «Через ручеек».

февраль

1. Рассматривание картины «Катаемся на санках» (серия «Мы играем»)

Наблюдения: Наблюдение за птицей в клетке (попугаем или канарейкой).

Понаблюдать с детьми, как снег становится водой (снег в тепле тает и становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная).

Игровые упражнения: «Солнышко и дождик», «Воробышки и кот», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».

март

1. Знакомство с комнатными растения-

ми.

2. «Где солнечный зайчик?»

3. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Наблюдения: Наблюдение за рыбками в аквариуме. Наблюдение за луком в ящике. Наблюдение за солнцем (светит ярче, греет). Наблюдение за снегом (он становится темнее и тает). Понаблюдать за сосульками. Наблюдение за облаками, на что они похожи.

Игры: «Полон двор» (Называние мамы и детенышей), «Чей домик?» (гнездо птички, конура собаки), «Солнышко и дождик», «Через ручеек», хоровод «Весна».

апрель

1. Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с почками.

2. Рассматривание первоцветов.

3. Знакомство с лошадью и жеребенком.

Наблюдения: Наблюдение весенних явлений природы (становится теплее, солнце светит ярче). Наблюдение за набухающими почками на деревьях и кустарниках. Наблюдение за животными – курочка, кролик, петушок, за их повадками, окрасом перьев, шерстки, их размерами; произнести издаваемые ими звуки.

Игры: «Кого не стало?», «Кто где спит» (На ветке, на пне, на траве)

Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Лохматый пес».

май

1. Корова, коза, лошадь – домашние животные

2. Рассматривание жука и бабочки

3. Посадка семян гороха.

Наблюдения: Понаблюдать за воробьями, как они чирикают, какие появились другие птицы; наблюдение за листочками, травкой, первыми цветами. Наблюдение за взрослыми, как они готовят грядки, сажают ранние овощи.

Игры: «Полон двор» (называние мамы и детенышей); «Чей домик?» (гнездо птички, конура собаки); «Подбери перышки по цвету» (картинки с петушком: петушок с хвостом и без хвоста)

Подвижные игры: «Солнышко и дождик».

Перспективный план работы в 1-ой младшей группе на летний период

месяцы

Наблюдения, беседы, игры.

июнь

Наблюдения: понаблюдать за цветущей сиренью, полюбоваться ее красотой; наблюдение за дождем, ветром; после дождя полюбоваться умытыми, сверкающими на солнце листьями растений. Наблюдение за жуком, божьей коровкой.

Беседы: В один из жарких дней показать детям и рассказать, как птицы от желания пить раскрывают клювики. Поставить поилки с водой, мелкую посуду для купания. Поговорить об основных частях растения. Показать, как срезать цветы и составлять букеты для украшения группы. Беседа по картине «В лесу».

Игры: «Найди двух одинаковых животных, назови их»; «Собери цветок из частей». «Птички в гнездышках»; «Мишка по лесу гулял»

июль

Наблюдения: предложить детям собрать разные камешки, положить их в коробочки, сравнивая как они гремели, когда их мало и когда много. Понаблюдать за красотой цветов после дождя, ведь каждый цветочек, каждый листочек сверкают каплями дождя и переливаются на солнце. Посмотреть, не поспела ли на огороде репа. Наблюдение за горохом, посмотреть, как ползут стебли гороха вверх, поискать стручки. Дать каждому ребенку стручок, чтобы он рассмотрел его и попробовал горошины. Обратить внимание на пахучие оранжевые головки цветов бархатцев. Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берез, что трава высокая, густая, в ней много цветов.

Беседы: Беседа по картине «Утка с утятами» (утята ходят, плавают, ныряют за комом, щиплют траву. Они пушистые, маленькие, плавают друг за другом и за мамой-уткой.)

Игры: «Воробушки и автомобиль»; «Птички»; «Угадай, что в руке»; «Кто как двигается»; дидактическая игра «Какой овощ убрали?»

август

Наблюдения: Показать детям под березой множество «самолетиков» (это семена березы). Рассмотреть георгины, гладиолусы, золотой шар, астры. Учить детей различать их по листьям, по форме цветка. Наблюдать за поздним сортом гороха, собрать урожай. На огороде посмотреть, как выкапывают кусты картофеля.

Беседы: Беседа по картине «Лошадь с жеребенком» из серии «Домашние животные»; беседа об овощах (морковь, лук, свекла, картофель) – где растут овощи? Рассмотреть с детьми картинки, где дети купаются в речке, играют с песком, убегают под зонтиком от дождя.

Игры: «Кто как кричит?»; «Угадай, кто в домике живет»; «Солнечный зайчик». «Птички в гнездышках»; «Лохматый пес»; «Солнышко и дождик»

В программе воспитания в детском саду определены задачи и содержание программного материала разных видов заданий по ознакомлению с окружающим и развитию речи, движений, изобразительной и конструктивной деятельности, по музыкальному воспитанию. Помимо этого, дается перечень художественных произведений, подвижных игр, содержание музыкального репертуара, а также нормативы разных видов движений.


[1]  Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс. 2006

[2]  Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006

[3]  Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

[4]  Печора К.Л. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста: методические рекомендации / К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: Мир. – 2000


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексны...

Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста

Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста...

Перспективный план по экспериментированию со звучащими предметами вне занятий с детьми раннего возраста

 Погружение ребёнка раннего возраста в мир звуков способствует гармоничному развитию личности малыша, обеспечивает ...

Опыт применения компьютерных технологий при реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в дошкольных образовательных учреждениях

В статье описываются некоторые возможности использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждения...

Правила организации игр с детьми раннего возраста

Для того чтобы игра принесла ребенку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они к...

Правила организации игр с детьми раннего возраста

Информация для родителей детей раннего возраста....

Диагностическая карта освоения образовательных областей детьми раннего возраста

С этого учебного года наш детский сад работает по программе "От рождения до школы", в связи с эти я подготовила диагност...

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказо...

Методика сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

 Методическая разработка направлена на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и вкл...