Статья по теме:
Методика проведения интегрированного занятия в детском саду.

Яровцева Татьяна Николаевна

Текст выступления с докладом на районном методическом объединении музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika_provedeniya_integrirovannogo_zanyatiya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения интегрированного занятия в детском саду.

В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» дается такое определения термина «интеграция»:

«1. Интеграция (от лат. Integratio – восстановление, восполнение) - понятие, означающее состояние свя занности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. 2. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации» .

В детском саду механизмом интеграции является образ, создавае мый с помощью разных видов детской деятельности и искусства.

В дошкольных учреждениях широкое распространение  получили  различные варианты интегрированных занятий познавательного характера, на которых музыка применяется в качестве эмоционального фона или служит иллюстрацией к деятельности детей, в то время как сама музыка является источником познавательной активности детей.

Так, например, М. М. Рубинштейн писал  о том, что искусство, в частности музыка, есть необходимое дополнение естества.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его критерии, оценки, тем выразительнее его творчество.

Интегрированные занятия требуют тщательной предварительной работы музыкального руководителя, воспитателя или специалистов. Музыкальный репертуар, выносимый на занятие, может быть предварительно апробирован на  фронтальных и доминантных  занятиях.

        Разрабатывая методику проведения интегрированного музыкального занятия, необходимо помнить, что в основу берется интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.

Чем же отличаются интегрированные занятия от комплексных?

В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и

явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочета ние материала (поэтического, музыкального, игрово го, познавательного) к одной теме.

Комплексность – такое взаимодействие, когда виды деятельности, искусства или образовательные области используются не одновременно, а последовательно, с логической выстроенностью. Они объединяются темой, воспитательными задачами. Задачи ставятся отдельно по каждому виду деятельности.

Интегрированное занятие строится на взаимодействии, взаимовлиянии, взаимодополнении различных видов деятельности, образовательных областей или видов искусства, при котором происходит синтез художественного восприятия и образного мышления, направленный на целостное восприятие образа.

Можно представить схему интеграции в виде дерева,

  1. где корнями являются средства выразительности,
  2. стволом (т.е. центром всего) является художественный образ,
  3. ветвями:
  1. музыка;
  2. литература, поэзия;
  3. художественно-речевая деятельность и интонационно-образная речь
  4. изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство.

Интегрирующие системообразующие:

  1. Сквозное действие: театрализованное представление, игра-путешествие, литературно-музыкальная композиция.
  2. Художественный образ ( образ матери, весны, Родины, богатыря, сказочные образы, напр. Снегурочки, …)
  3. Игра (Дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, игра-драматизация.)
  4. Народный праздник. (Ярмарка, посиделки, Масленица,  ...)
  5. Образ природы. (Цветы, рассвет, закат, море, животные,  ...)
  6. Жанры искусства. (портрет, пейзаж, анималистический жанр, образ животного)
  7. Настроение, состояние.

В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятель ности дошкольников. Эти занятия могут быть напол нены другими видами деятельности: трудовой, позна вательной (развитие речи, ознакомление с окружаю щим миром, формирование элементарных математи ческих представлений, экспериментирование), двига тельной (решение задач физической культуры). Инте грация может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.

Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движени ям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, несомненно, глубже осознают ос новные средства музыкальной выразительности: ме лодию и ритм. Примерные темы таких занятий: «Ритм - сердце музыки», «Музыка и настроение», «Вальс в му зыке, песне, движении, сказке».

Подобный подход приемлем и для других видов ху дожественно-эстетической деятельности: изобрази тельной, театрализованной.

Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребёнка, его эмоционально го, интеллектуального, социально-нравственного здо ровья, выход на творчески продуктивную деятель ность дошкольников: рисование на основе получен ных впечатлений, ручной труд (изготовление игру шек, плетение, посев семян - цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на за данную тему, танцевальные, музыкально-игровые, ин струментальные импровизации, творческое экспери ментирование.

Таким образом, интегрированные занятия не толь ко обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельно го общения со взрослыми.

Хотелось бы сказать о том, как час то следует проводить с детьми интег рированные занятия в дошкольном образовательном учреждении. Интегриро ванные занятия, как более сложные по сравнению с другими видами занятий по насыщеннос ти, требующие серьезной и систематической предва рительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

Методика подготовки и проведения педагогических советов в детском саду

  Проблема  повышения качества подготовки проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и...

Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым...

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

 ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с тр...

Спортивный праздник в детском саду "Малые олимпийские игры" -описание подготовки и программа проведения.

Организация  спортивного праздника в детском саду -  эффективная форма физического воспитания. Если  год,...

Развитие интереса к музыке в процессе проведения развлечений в детском саду

Я считаю необходимо  с раннего возраста создавать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети ...

Методика работы со сказкой в детском саду.

Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язы...

сценарий проведения Дня Матери в детском саду

Практический материал по подготовке и проведению праздника, посвященного Дню  Матери, в старших и подготовительных ...

Формы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

Формы проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду с описанием...