Рабочая программа на тему:
Планирование работы мини-музея кукол в ДОУ

Иванова Маргарита Анатольевна

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
pasport_muzeya_kukol_novyy_bez_fotok.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида № 1259

ПАСПОРТ МУЗЕЯ

«Музей кукол»

Педагог: Иванова М.А.

Содержание

1. Паспортные данные мини-музея

2. Положение

3. Приказ

4. Аспекты музейной деятельности

5. План работы по созданию музея

6. Характеристика мини-музея

7. Тематический план проведения занятий в мини-музее

8. Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ  ДАННЫЕ

Наименование музея: «Музей кукол»

Профиль музея: познавательный.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.

Задачи:

  1. Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
  2. Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
  3. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
  4. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
  5. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
  6. Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  7. Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
  8. Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
  9. Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  1. Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  2. Принцип опоры на интересы ребёнка;
  3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  4. Принцип наглядности;
  5. Принцип последовательности
  6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды  кукол – куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья и традиционные народные тряпичные куклы.

Совет музея: 3 человека

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2012 году. Под экспозиции выделены вертикальные площади на втором этаже детского сада. Общая площадь экспозиции составляет 16 квадратных метров.

Руководитель музея: Иванова Маргарита Анатольевна – педагог дополнительного образования.

Структура управления музеем:

Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  1. музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  2. является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  3. способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  4. помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  5. мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности:

- фондовая;

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение визуально разделено на две зоны. В верхней части в застеклённых стеллажах расположены куклы в национальных костюмах стран ближнего и дальнего зарубежья. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями и заведующим.

Вторая часть экспозиции расположена на открытых стеллажах и посвящена традиционной народной тряпичной кукле. Экспонаты созданы педагогом детского сада Ивановой М.А.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

«Музей кукол»

ГБОУ детский сад № 1259.

1. Общие положения

1.1. Музей является тематически систематизированным собранием кукол в народных костюмах дальнего и ближнего зарубежья и народных тряпичных кукол.  Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.

2.2. Задачами музея являются:

  1. Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры родного края.
  2. Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3. Содержание и формы работы

3.1. Актив музея проводит следующую работу:

  1. Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
  2. Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
  3. Обеспечивает сохранность музейных предметов;
  4. Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
  5. Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
  6. Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на собрании актива. Педагогическое руководство работой музея и его Совета осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего по решению педагогического совета дошкольного учреждения.

4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.

4.3. Совет музея создаёт группы: поисковые, экскурсионные и лекторские.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

Педсовет.

Родительские собрания.

Анкетирование.

Март 2012 г.

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов).

В течение года.


Июнь 2012 г.

Октябрь-ноябрь 2012 г.

Создание мини-музея

3.

Подведение итогов

Заседание инициативной группы.

Проведение экскурсии в музей Москвы на выставку «По одёжке встречают»

Экскурсии в мини-музей

Сентябрь 2012 г.


Май 2012 г.




В течение года.

Дети-экскурсоводы клуба «Родник» проводят экскурсии в мини-музее.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2.  Театрализованные досуги.

3. Мастер-классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

месяц

содержание

задачи

участники

сентябрь

Знакомство с народным костюмом (подготовительные группы)

Содействовать развитию эстетичес-кого восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художест-венного образа, учить сравнивать и анлизировать.

Знакомить детей с историей народного костюма и его элементами.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

октябрь

«В сказке ложь, да в ней намёк…» - театрализован-ный досуг для детей средних и старших групп.

Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших  предков.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

ноябрь

Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит» (подготовительные группы).

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

декабрь

«Всему можно научиться – важно не лениться» - мастер-класс для детей детского сада по изготов-лению обереговой куклы «Рождественский ангел» (подготовительные группы).

Формировать знания, умения, практи-ческие навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Руководитель мини-музея, дети.

январь

«Глаза страшатся, а руки делают» - мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению обрядовой куклы «Домашняя Маслени-ца».

Формировать знания, умения, практи-ческие навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Способствовать совместному твор-честву детей и родителей.

Руководитель мини-музея,

воспитатели, родители, дети.

февраль

Театрализованный досуг по ознакомлению детей с обря-довыми куклами на Руси «В гостях у Марьи Искусницы»

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Руководитель мини-музея,

Воспитатели, дети.

март

«Игрушечных дел мастера» - мастер-класс  на выставке детского творчества «Наде-жда» по изготовлению обря-довых тряпичных кукол «Вес-нянка», «Птичка».

Формировать знания, умения, практи-ческие навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Руководитель мини-музея, дети, взрослые.

март

Экспозиция работ «Нетруд-ное дело, да не всякому даётся» на выставке детс-кого творчества «Наде-жда».

Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Руководитель мини-музея.

апрель

Театрализованный досуг «Берегиня»  по ознакомлению детей с обереговыми куклами на Руси.

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

май

Анкетирование родителей старших и подготовитель-ных групп.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы

Руководитель мини-музея, воспитатели, родители.

май

18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средних и старших групп.

Содействовать развитию эстетичес-кого восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художест-венного образа.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ГБОУ № 1259

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ________________________________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Презентация мини-музея "Мир кукол"

Мини-музеи в детском саду  Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики. Она ...

Программа работы мини-музея «Такие разные куклы» для детей дошкольного возраста

Аннотация: данная программа представляет собой паспорт мини-музея группы детского сада (описание размещения мини-музея; ...

Презентация мини-музея кукол

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствует нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зар...

"Перспективный план работы мини-музея часов "Тик-так" на год"

 Представлен перспективный план работы проекта мини-музея часов "Тик-так ". Данный материл может использоваться для...

Проект мини-музея в группе "Наш край"

Оформление, тематика мини-музея в своей группе. Большая помощь в воспитании патриотизма....

Экскурсия по мини музею кукол

В этой игре ребенок узнает историю куклы и видеть прекрасное....

Организация мини-музея в ДОУ

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, тра...

Творческий проект по организации мини-музея

«Театр кукол! Как много он значит для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы творят чудеса:...

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического ...